Д. Юм как предтеча позитивизма. Понимание научного знания в концепциях «первого» позитивизма. (О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер). Критика метафизики

Позитивизм – философское течение, возникшее в первой половине 19-го века. Во-первых – это эйфория, связанная со развитием науки и техники на базе ньютонианской программы в 19-м веке -> сциентизм, вера во всемогущество науки (Верн); во вторых – столь же взрывоподобное развитие континентальной философской метафизики (Кант, Гегель)-> критика эмпиризма. Надо защитить философские основы столь полезного для человечества вида деятельности как наука. Типичное высказывание ранних позитивистов: «если раньше философия была служанкой теологии, то теперь ей предстоит стать служанкой науки».

Давид Юм (1711-1776). Метод Юма — у причинности и индукции нет оснований. Метафизика — строительные леса у здания науки. Я не знаю, существует ли мир вне меня и никогда не узнаю. Скептицизм греков. Горгий: 3 положения 1) Ничего нет 2) Если что-то есть — оно непознаваемо 3) Если что-то познаваемо — оно невыразимо.

Все направления идут от феноменализма, т. е. агностицизма. Первые позитивисты частично были материалистами, однако материализм преследовался, поэтому — стыдливый материализм. Дарвин называл себя агностиком. «Размышления о моем духовном развитии». Под маской позитивизма еще скрывались субъективные идеалисты (солипсисты). Появилось стремление найти что-либо третье, не материализм и не идеализм (особенно Мах и Авенариус).

Милль попытался найти обоснование индукции и причинности, «Система обоснования объективной логики». Принцип единообразия природы — при точно воспроизведенных условиях результаты эксперимента будут одинаковыми. 4 канона (метода) Милля — Сходства, (АБС — абс, АДЕ — аде = А — а), Различия (АБС — абс, ВС — бс, = А — а), Остатков (В — в, Д — д, АБД — абд, = А — а), Сопутствующих изменений (АБС — абс, А —> кА, кАВС — кабс, = А — а).

Спенсер: всеобщая эволюция (материальный и духовный мир). Связующее звено между всеми процессами – глобальная эволюция. 3 признака эволюции: а) переход от простого к сложному; б) от гомогенного к гетерогенному; в) от менее определённого к более определённому. Эволюционный процесс охватывает всё от механических до социальных систем, процесс эволюции непрерывен.

Факт – первичен, существует сам по себе, вне возможной интерпретации => возможности для критики и позитивизм второй «волны»: бывают ли факты вне определённого видения, не нагруженные какой-либо теорией?

Правда и неправда философов жизни: если мы подчиняемся позитивистским установкам, то наше мышление – не наша собственность, а уподобляется внешнему миру. XIX век: естественнонаучное знание улучшает нравственную природу человека => много противников философии жизни. Конт: наука должна заменить религию. Ошибка философов жизни: они рано хоронят мышление. Мышление – клон мира => фиг с ним, оставим его позитивистам => переключение на категорию существования, жизни. Создал социологию.

 

Цель позитивизма изгнать метафизику из науки. Метафизика- ненаблюдаемые сущности и непроверяемые утверждения. Философия должна быть очищена от метафизических построений и вместо разработки метафизических систем заняться анализом языка. Постпозитивисты показали, что в науке всегда содержатся метафизические допущения и, следовательно, изгоняя метафизику, придется разрушить и науку.

6. Революция в естествознании конца XIX — первой трети XX вв. и ее последствия. Изменение во взглядах на мир и познание. В начале 19-го века физика практически беспроблемно развивалась на основе ньютонианской программы – эйфория, Нужно всего лишь навести порядок в новых пограничных областях – термодинамике и электродинамике. Появление неэвклидовых геометрий привели к гносеологическому кризису в математике. Проблемы вроде «демона Лапласа» или принципиальной неинерциальности реальных систем отсчета разрушили надежды ученых на абсолютно точные предсказания поведения физических систем. Электромагнитное поле, вначале - удобная абстракция - реальная сущность, наделенной энергией и способной существовать автономно от породивших его зарядов и токов. Теория Максвелла: неожиданно в физику ворвался принципиально новый идеальный объект, описываемый системой уравнений, оказавшихся неинвариантными относительно преобразований Галилея.

Указанные проблемы приходилось решать, вводя теоретические допущения, кажущиеся совершенно искусственными. Еще не утихли споры вокруг неочевидного понятия поля, а Планк уже предлагает теорию взаимодействия электромагнитного поля с веществом, в которой поле поглощается и испускается веществом дискретными порциями – квантами. А Эйнштейн на основе теоретически полученных Лоренцом преобразований, относительно которых инвариантны уравнения Максвелла, строит новую динамику – СТО. Новые столь неочевидные теории обрастают мощным эмпирическим материалом. Моментом окончания научной революции конца 19 – начала 20 вв. принято считать конец 20-х годов, когда было получено понятие квантового объекта, и окончательно оформилась новая квантовая теория.

Революция изменила форму работы физика, вместо наглядных понятий – теоретически полученная формула, математическая абстракция. Раньше физические модели были наглядны, ими можно было мыслить, теперь теоретик направлял работу экспериментаторов, а они лишь подтверждали его теоретические выкладки. Бэконовский идеал естественной науки, оказался размыт, а затем и позабыт. Революция дала в руки человечеству огромную мощь современной техники. Эта эпоха была самым творческим этапом в существовании человека, но надежда на то, что этот мир будет простым и понятным, была разрушена.

7. Концепции научного знания «второго» позитивизма ((Э. Мах, А. Пуанкаре, П. Дюгем). Кризис оснований в математике и физике (крушение ньютонианской программы) вызвал вопросы «Что такое наука?», «Что такое теория, гипотеза?», «Что такое эксперимент, измерение?». Впервые ими массово заинтересовались именно ученые. Вторую волну позитивизма создавали профессионалы — учёные. Одним из лидеров этого направления был Эрнст Мах, внесший вклад в разработку целого ряда направлений физики (теоретической и экспериментальной механики, оптики, акустики и др.). Критиковал механику Ньютона за понятия абсолютное пространство и время, поскольку они не наблюдаемы, фикции, поэтому их нужно изгнать из науки. Мах сформулировал принцип экономии мышления: наука имеет целью заменить, то есть сэкономить опыт, предвосхищая факты, а также принцип Маха: инерция тела зависит от действия всех остальных физических тел во Вселенной. «Чем именно является наука, и какова ее цель?». Мах пытается строить гносеологию, где наука занимает естественное положение в системе человеческой деятельности. Анализируя мир феноменов: нет ничего, кроме ощущений и мыслей, причем ощущения не относятся ни к действительному, ни к ментальному миру, а являются «нейтральными элементами». Цель науки– «самое экономное и простое выражение фактов через понятия». Теории (для описания фактов, а не для их объяснения) представляют собой непротиворечивые системы понятий, причем эти системы являются конвенциями, условными соглашениями между учеными.

Дюгем (практикующий физик)поддерживает Маха в том, что теория является конвенцией, а наука в целом – средством экономии мышления: «предназначение [науки] – конденсация кучи законов в небольшое число принципов». Продолжая свой анализ структуры научного знания, Дюгем делает принципиальное разграничение между теориями и экспериментальными закономерностями, указывая ни их качественное различие. Теории классифицируют и описывают большие группы экспериментальных закономерностей, которые, в свою очередь, резюмируют и классифицируют большие группы экспериментальных фактов. Таким образом, научное знание у Дюгема имеет трехуровневую структуру: “экспериментальные факты”  “экспериментальные закономерности”  “теории”. Знаменитый принцип, что на практике неудача эксперимента опровергает не саму теорию, а целую группу теорий, в том числе вспомогательные инструментальные теории. Поэтому неудачный эксперимент не способен опровергнуть теорию, – он лишь вызывает к жизни новую интерпретацию фактов. Этот принцип, по своему духу относящийся к постпозитивизму, был позабыт и впоследствии переоткрыт Куайном на логических основаниях.

Пуанкаре считается основателем конвенционализма – концепции, согласно которой, в основе теорий находятся произвольные соглашения. Их произвольность заключается в натянутости обобщения частных фактов до уровня общих законов, и в еще большей натянутости при последующем превращении этого закона в аксиому – по сути дела – в скрытое определение. Опытное обоснование закона не должно вводить нас в заблуждение: конвенция от этого не перестает быть конвенцией. Еще одной известной идеей Пуанкаре является то, что наука постигает не вещи в себе, а лишь отношения между вещами.

 

Рихард Авенариус выдвинул требование критики опыта: опыт следует проверить, т. к. личный опыт выражен в социально обусловленных понятиях, которые суть исторические конструкции. Другие идеи: принцип наименьшей траты сил, признание описания идеалом науки, отказ от объяснения, стремление к надпартийности, критический пересмотр всех истин, возвращение к «естественному понятию мира». Перевод названия эмпириокритицизм— «Критика опыта».

Цель данного направления позитивизма— очистить опыт. Средства выражения опыта полны мифов, заблуждений, фантазий. Следовательно, требуется очистить опыт.

 

8. Логический позитивизм. Эмпирический базис. Проблема демаркации научного знания. Верификационизм. Логический позитивизм (неопозитивизм) породили два обстоятельства: во-первых, последствия научной революции начала 20-го века требовали философского осмысления, во-вторых, полный успех программы логицистов (Рассел, «Principia Mathematica», Уайтхед) по переводу оснований математики на язык логики, соблазнял перевести на язык логики еще, например, философию.

Логический позитивизм выдвинул ряд требований, в числе которых отказ от гегелевской метафизики понятий, так как невозможно получать новые знания только путем анализа понятий и их определений. Философия должна быть не системой абсолютного знания, а методом критического исследования.

Цель неопозитивистов: создание истинно научной и лишенной противоречий философии. Исходный труд - «Логико-философский трактат» Витгенштейна, из которого неопозитивистами была позаимствована идея: языковую логическую систему нужно строить на основе первичных простых утверждений, выражающих факты о мире, причем логические связи между предложениями системы суть – связи по функциям истинности. Для неопозитивистов первичными простыми утверждениями стали эмпирические предложения, составляющие так называемый эмпирический базис. Протокольные предложения должны были удовлетворять следующим требованиям: должны выражать чистый чувственный опыт субъекта, быть абсолютно достоверными и быть гносеологически первичны и нейтральны по отношению к остальному знанию.

Процедура верификации: если предложение можно логически подтвердить или опровергнуть, исходя из протокольных предложений, то оно имеет значение. Иначе оно бессмысленно и подлежит исключению из языковой системы. Бессмысленными оказались предложения метафизики, религии. Выполнив верификацию всех предложений языка мы, в конечном счете, получим проверенное, истинное знание.

Если предложение, выражающее некоторое знание, поддается процедуре верификации или верифицируется, хотя бы в принципе, то оно научно. Это принцип демаркации.

Методы анализа языка были разработаны Фреге, рассмотревшим структуру слова и нашедшим, что слово имеет три компоненты: смысл, значение, денотат (треугольник Фреге). Денотат— это обозначаемый предмет. Значение собственных имен— обозначаемые предметы; предложений — истинностное значение (истина/ложь); понятий - неопределено. Смысл понятия появляется только на уровне высказывания и связан не с предметом, а со способом его задания. Если имя не имеет объекта, то оно бессмысленно. Язык - мост между чувственным и нечувственным, в поисках истинного знания следует обратиться не к психологическому анализу восприятий, а к логическому анализу языка.

Введение понятия смысла символизировало отказ от традиционной (аристотелевской) логики, где изолированные понятия рассматривались как неизменные. Смысл зависит от конкретного контекста словооупотребления и делает возможным понимание языка конкретным человеком, то есть имеет отношение к внутреннему миру или душе человека. Денотат связывает слово с миром вещей, а значение — с миром идей или всеобщих знаков, благодаря которым возможна коммуникация между людьми.

Рассел отказался от понятия смысла и принял существование только значений. Слова - имена универсалий, их значение - некоторая дескрипция, принимаемая человеком (теория дескрипций). Но есть проблема значения терминов, обозначающих несуществующие объекты. Он предположил, что имена— не обозначение реальности, а только сокращенные дескрипции. Пример: «Гомер — автор Илиады и Одиссеи». Фраза «является ли Гомер автором Илиады и Одиссеи?» представляет собой содержательный вопрос, а фраза «является ли автор Илиады и Одиссеи — автором Илиады и Одиссеи?» представляет собой тавтологию, поэтому имя и дескрипция не могут быть полностью взаимозаменяемы. Чтобы решить проблему значения несуществующих объектов, Рассел предположил, что имя несуществующего объекта и предложения о нем не бессмысленны, они ложны. Логическим анализом Рассел доказал, что любое утверждение всегда содержит предположение о существовании. Например «Существует Х такой, что Х — нынешний король Франции и Х — лыс». Тогда значение «ложь» следует приписать первой части данного предложения: Существует Х.

Венский кружок принял логический атомизм и эмпиризм Рассела и Виттгенштейна. Программа венского кружка включала:

а) установку на достижение единства знания;

б) признание единства языка ведущим условием объединения научных законов в цельную систему;

в) признание осуществимости единства языка только лишь на базе редукции всех высказываний научного порядка к интерсубъективному языку протоколов;

Анализ языка позволил логическим позитивистам выделить следующие виды предложений: предложения, не имеющие предметного содержания, сводимые к тавтологии и относящиеся к логико-математической сфере,— аналитические, логические истины; осмысленные предложения, сводящиеся к эмпирическим фактам и относимые к сфере конкретных наук — фактические истины; прочие предложения — абсурдны (бессмысленны), включая «метафизические» или философские предложения.

 

Трудности: выяснилось, что не существует никакого языка протокольных предложений. Любые предложения наблюдения оказались теоретически нагруженными, а следовательно не могли быть гносеологически первичными и нейтральными по отношению к теориям. Трудности усугубились: в науке любая процедура измерения предполагает использование вспомогательных инструментальных теорий, а это означает, что верификация теории зависит от верификации ряда вспомогательных теорий. Потом Поппер с его фальсифицируемостью. В середине XX в. было вскрыто сразу несколько принципиальных затруднений, непреодолимых в логическом позитивизме. Смысл их состоял в том, что метафизику, то есть непроверяемые понятия, нельзя было изгнать из науки, так как к непроверяемым относятся некоторые фундаментальные научные понятия и принципы. Это привело к постпозитивизму.

9. К. Поппер и его философия науки. Фальсификационизм. Концепция «трех миров». Карл Поппер (1902—1994) (основная работа— «ЛОГИКА И РОСТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ») вместо процедуры верификации логических позитивистов, ввёл процедуру фальсификации: научную теорию нельзя подтвердить опытом (верифицировать). Опыт может только опровергнуть теорию, т. е. фальсифицировать. П ринцип фаллибилизма (погрешимости): любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания осуществляется благодаря выдвижению и опровержению гипотез, то есть в соответствии с принципом фальсификации. Концепция трех миров: мир вещей, мир человеческого (личностного) знания, мир объективного знания (почти как у Платона — это мир идей). Исходной позицией для Поппера была критика неопозитивизма, а конкретно принципа верификации. Никакую теорию невозможно верифицировать, ведь для этого пришлось бы проверить весь комплекс частных утверждений, из нее следующих: в прошлом, настоящем и будущем. Для фальсифицирования нужно найти всего лишь одно частное, сингулярное утверждение теории, которое будет опровергнуто опытом. Критерий демаркации: научна та теория, которую можно фальсифицировать, хотя бы в принципе. Сейчас в ходу более мягкий вариант принципа демаркации: научны только те теории, которые имеют эмпирический базис: набор своих следствий, – фальсификаторов – которые можно опровергнуть на опыте. Остальные теории следует признать метафизическими, но, в отличие от логических позитивистов, Поппер не считает их бессмысленными. Они полезны для развития науки, эволюционируя, они могут получить эмпирический базис и превратиться в научные теории (атомная теория).

Наука растет не от одной теории к другой, а от опровержения одной теории к опровержению другой. Только с осознания неполноты теории, начинается настоящее научное творчество. Поэтому настоящий ученый должен стремиться к опровержению гипотезы, а не к ее подтверждению. Среди опровергнутых теорий та наиболее предпочтительна, которая будет иметь больший эмпирический базис. Тогда развитие науки будет представлять собой последовательность все более и более содержательных теорий, последовательность, сходящуюся к некоторому недостижимому идеалу объективной истины. Ее, как таковой, не существует, но как методологический принцип, регулятив – понятие объективной истины полезно. Еще один менее четкий регулятив Поппера – принцип реальности: уж коль реализм нельзя ни подтвердить ни опровергнуть, то будем считать его истинным, поскольку он полезен как база для развития науки.

10. Концепция научных революций Т. Куна. Концепция научного знания И. Лакатоса. Методологический анархизм П. Фейерабенда. Кун подвергает критике неопозитивистов и Поппера. В основе его модели четыре взаимосвязанных понятия: парадигма, или совокупности наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Парадигма обладает двумя свойствами: 1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы; 2) она содержит переменные вопросы, то есть открывает простор для исследователей. Парадигма или «дисциплинарная матрица» включает в свой состав четыре типа наиболее важных компонентов: 1) «символические обобщения» — те выражения, которые используются членами научной группы без сомнений и разногласий, которые могут быть облечены в логическую форму, 2) «метафизические части парадигм» типа: «теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело», 3) ценности, например, касающиеся предсказаний, количественные предсказания должны быть предпочтительнее качественных, 4) общепризнанные образцы. Носитель парадигмы – сообщество ученых, нормальная наука и научная революция как фазы развития парадигмы. Теория тут уходит на второй план. Понимание природы чрезвычайно способствует технологическому прогрессу, а эмпирия является двигателем для самой науки. Нестыковка теории и эмпирии порождает аномалии – необъяснимые проблемы, а те запускают творческую работу по созданию более адекватных теорий и формируют новую парадигму. В период «нормальной науки» ученые имеют дело с накоплением фактов, которые Кун делит на три типа: 1) клан фактов, которые особенно показательны для вскрытия сути вещей, исследование — уточнение и распознание в более широком кругу ситуаций, 2) факты, которые могут непосредственно сопоставляться с предсказаниями парадигмальной теории, 3) эмпирическая работа, которая предпринимается для разработки парадигмальной теории. Смена парадигм – научная революция. Ученые приносят максимальную пользу человечеству в периоды нормальной науки, а в моменты революции они скорее решают собственные проблемы. История науки некумулятивна, новая парадигма не включает старую. Кун выдвигает тезис о несоизмеримости парадигм. Восприятие ученого всегда будет подвержено влиянию парадигмы. В отличие от К. Поппера, который считает, что развитие науки можно объяснить исходя только из логических правил, Кун вносит в эту проблему «человеческий» фактор, привлекая к ее решению новые, социальные и психологические мотивы.

 

Лакатос, ученик Поппера - «усовершенствованный фальсификационизм». Только последовательность теорий, а не отдельную теорию можно классифицировать как научную/ненаучную. Ряд теорий Т1 — Т2 -… — Тn представляет собой исследовательскую программу. Принадлежность к данной ИП определяется сохранением в каждой новой теории метафизических предложений, образующих твердое ядро. Твердое ядро неизменно, оно не приходит в сопоставление с опытом непосредственно, это обеспечивает защитный пояс вспомогательных гипотез. При появлении фальсифицирующего факта ядро сохраняется, а защитный пояс меняется. По Лакатосу теория держится, пока проблематичные факты могут быть объяснены путем изменения защитного пояса. Рассматривается не отдельная теория, а их последовательность. Смена теории Тk на Tk+1 называется сдвигом программы. Если смена теории приводит к открытию новых фактов, то сдвиг программы прогрессивный. Если сдвиг не добавляет эмпирического содержания, он называется регрессивный.

 

Фейерабенд довел до логического конца аргументы Поппера и пришел к анархизму: для прогресса знания полезна полная свобода теоретизирования. Научное знание растет путем взаимной критики теорий, чем их эмпирической проверки. Полезна неограниченная генерация максимального количества теорий (принцип пролиферации теорий). Как ограничивающие знание вредны принципы соответствия, верификации, фальсификации, недопустимости противоречия, и пр. Наука, религия, шаманство и предрассудки эпистемологически равны. Концепция Фейерабенда - типичная постмодернистская доктрина из разряда «каждый волен делать все, что хочет». Антиавторитаризм: не существует абсолютного объективного критерия истинности в познании. Требование логической преемственности неразумно: оно сохраняет более старую, а не лучшую теорию. Новые гипотезы никогда не согласуются со всеми известными фактами: факты формируются старой идеологией. Идея несоизмеримости научных теорий: не существует универсального научного языка, в разное время различные ученые вкладывают различный смысл в одни и те же термины.

11. Элементарные формы мышления: понятия, суждения и умозаключения. Дедукция и индукция. Формальная логика и ее законы. Сознание динамично: последовательность ситуаций порождает мыслительную последовательность, а та – последовательность предложений. Предложения необходимо связаны между собой, поскольку мыслительная последовательность упорядочена. Изучение этого порядка, а также изучение синтаксического порядка предложения, является предметом логики. Она выявляет правила, выражающие эти упорядоченности. Эти правила важно соблюдать для осмысленности этой последовательности.

Познание имеет две части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала. По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, тактильные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность. Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств. В восприятии ощущения не просто суммируются, а органически синтезируются. Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное.

Углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию. Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Формируя понятие "стол" мы сосредотачиваемся на признаках: возможность сидеть за столом, ножки, гладкая поверхность, а не цвет и форма. Суждения и умозаключения - формы познания, в которых движутся понятия, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении, оно закрепляется в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В суждении выделяют субъект и предикат.

Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Суждения, которые кладутся в основу умозаключения, называются посылками, а выводимое суждение — заключением.

Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему. Индукция бывает полной и неполной. Полная - когда посылки исчерпывают весь класс предметов, подлежащих обобщению. Неполная - когда такой полноты нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или актов неизвестно или неисчерпаемо велико (например, выборы - опрашиваются не все, а обобщение делается на все население). Для опровержения индуктивного обобщения достаточно одного контрпримера. В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному. Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом отношении.

Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе на этот вопрос есть две крайности: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт,. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах. В рационализме подлинное знание может быть получено с помощью одного ума, без всякой опоры на чувства, например, математика - развивается исключительно за счет внутренних резервов разума.

Внутреннее единство начал. Одной из конкретных форм этого единства выступает воображение. Оно подводит чувственное разнообразие открываемого нами в познании мира под абстрактно-общие понятия. Воображение в широком смысле есть способность создавать новые образы на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. С помощью воображения создаются гипотезы, формируются модельные представления, выдвигаются новые идеи экспериментов и т.д.

Интуиция - способность непосредственного или прямого (например, в виде озарения) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина); конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного.

12. Проблема природы понятий. Её связь с проблемой общего и отдельного. Номинализм, реализм и иные решения проблемы общего и отдельного. Понимание природы понятий лежит в основе решения одной из ключевых философских проблем – проблемы идеального. Она не имеет четкой формулировки, фиксируется лишь наличие разнообразных форм идеального в сознании, кроме того, к проблеме идеального относят ряд вторичных проблем. Проблема общего и отдельного: с одной стороны существуют понятия, являющиеся образами единичных предметов, с другой стороны, существуют понятия, отождествляющиеся с классами частных предметов; при этом неясен статус последних. Как относятся понятия и мир? Мышление всегда связано с языком, все понятия — в словесной форме. Возникает проблема различения «слово» и «понятие». Понятие — общее в чистом виде, освобожденное от отдельного. Слово -знак, материальное явление. У Фреге слово имеет три компоненты: смысл, значение, денотат (треугольник Фреге). Денотат— это обозначаемый предмет. Значение собственных имен— обозначаемые предметы; предложений — истинностное значение (истина/ложь); понятий - неопределено. Смысл понятия появляется только на уровне высказывания и связан не с предметом, а со способом его задания. Если имя не имеет объекта, то оно бессмысленно. «Собака» - материальный знак. Все собаки — предметное значение (денотат). Смысловое понятие — смысл слова, десигнат, сигнификат (идеальное). Сингулат — образ конкретного предмета. Слово обозначает, понятие отображает. Вместе — единство слово-понятие. Каждая конкретная собака обозначается словом. А что означает слово собака? Собака вообще. Собака – это наименование универсалии – класса отдельных объектов.

Реализм понимает универсалию как нечто действительно существующее. В мире есть и отдельное и общее, а так как общее не может быть материальным — оно духовное. а) крайний — общее образует отдельный мир (Платон — эйдосы, первичное) б) умеренный — общее существует, но в конкретных сущностях (Шелли, Гегель). Аристотель: универсалия имеет бытие в отдельных предметах. Неоплатонизм и отдельные схоластические концепции: мысли Б-га. Современные реалисты: наука «открывает» объективно существующие законы природы.

Реализму противостоит номинализм, отрицающий онтологическую действительность универсалий. В мире есть только отдельное. Общего а) вообще нет — крайний номинализм. б) общее есть только в сознании, в форме понятий — умеренный номинализм (концептуализм). Наиболее радикальные: универсалия – это не более чем наименование ряда отдельных предметов, имя имен, существует только в знаковой системе, являясь семантическим приемом, позволяющим не перечислять имена отдельных предметов, а объединить эти имена одним словом – термином. Более умеренные: признаки универсалии существуют в разуме, как обобщение родовых признаков ряда отдельных предметов, которое разум склонен воспринимать как цельность. Концептуалисты считают, что универсалии являются самостоятельными мыслительными формами. Крайние номиналисты — Гоббс, Дж. Беркли, Давид Юм. Концептуалист — Локк.

Как существуют универсалии:

1) После вещей — Post res (номиналисты)

2) До вещей – Ante res (платонизм, крайний реализм)

3) В вещах — In rebus (умеренные реалисты. Аристотель).

Материалисты: общего не существует, материальность существует самостоятельно. Общее — это порядок в мире и поэтому оно существует только в вещах и через вещи. Это называется материалистический универсизм.

Аналитическая философия, позитивизм, неопозитивизм - номиналисты.

Математики: существует физический мир, мир сознания и математический мир вне сознания. Математический мир — 3-й мир, математический платонизм (Пенроуз — математические идеи существуют независимо от нас. Он первичен по отношению к миру физическому, как эйдосы Платона, математические понятия — объективный образ мира, объективное содержание материи, следовательно — общее).

Как познаются универсаты? Общее скрыто в отдельном, чтобы познать — надо вытащить его из отдельного и получить чистое общее (абстрагироваться). Очищение, освобождение от общего — метафора. Единственный способ получить чистое — создать его. У восприятия есть внешний источник, общее не может воздействовать на органы чувств. Поэтому мы творим понятия. Понятие — это то, чего в мире нет, оно придумывается, то есть должен быть элемент фантазии. Создавая понятие (отходя от мира) мы проникаем в него. В сознании понятие существует в чистом виде. Понятие объективно по содержанию и субъективно по форме.

13. Эмпиризм и рационализм в истории философии и науки. Соотношение чувственного и рационального - предмет спора между эмпириками и рационалистами. Эмпирики: чувственный опыт есть источник знания, крайний эмпиризм – сенсуализм – считает, что нет ничего в психике, кроме чувственного восприятия. Рационалисты: опыт является источником знаний, но не первостепенен. Ценнее то знание, которое является продуктом работы разума, построенного на врожденных принципах, а самое ценное знание – это врожденные идеи: Блага, Б-га и т. п. Со времени Канта, синтезировавшего обе крайности в учение об априорных формах, этот спор считается устаревшим, но старые проблемы предстали перед нами в новом обличье. Если чувственное неотделимо от рационального, а рациональное от чувственного, то можно ли хотя бы указать на то, куда смещен баланс чувственного и рационального.

Своими корнями спор рационализма и эмпиризма уходит в эпоху средневековой схоластики, в споры реалистов и номиналистов. Бекон (1561-1626) объявляет схоластическую методологию (дедуктивно построенная метафизика) исчерпавшей себя и склонной к ошибкам и создает новую методологию, основанную на опыте. Опыт – это не просто чувственное наблюдение, он включает в себя обязательную процедуру приготовления эксперимента, позволяющую избежать двусмысленности выводов и выделить изучаемую характеристику объекта, отбросив все остальные. Кроме того, выполнив ту же процедуру приготовления, другой исследователь может детально воспроизвести условия наблюдения, что делает экспериментирование объективным методом. Так родился эмпиризм, в основе которого – метод поиска истинного знания, опирающийся на очевидные чувственно воспринимаемые факты и их индуктивное обобщение до уровня закономерностей. Декарт (1596-1650), создает рационалистическую методологию, – он тоже ищет достоверное знание, но не в опыте, а в разуме, знание, дедуктивно следующее из посылок, в которых невозможно сомневаться, поскольку они должны быть очевидными для любого здравомыслящего человека. Работы Декарта - лишь новый фасад для наиболее глубоких и ценных идей схоластики. Методологии Декарта и, особенно, Бэкона стали основой для новой науки, а картезианская физика стала первой механистической физикой. Философски эмпиризм и рационализм, несомненно, противоположны, но на практике ученые применяли синтетическую комбинацию их методов. Так факты накопляются индуктивно, а теория строится дедуктивно на основе положений, проверяемых на опыте, но непосредственно из него не выводимых.

Эмпиризм имеет точку зрения, что единственным источником знания является опыт, априорного знания нет, любое знание — апостериорное. Джон Локк (1632-1704) «Опыт о человеческом разуме» - попытки доказать эмпиризм. Душа человека — tabuls rasa до соприкосновения с опытом, только потом заполняется содержанием. Критика априорного знания. Контакт с внешним миром только через органы чувств. Эмпиризм неизбежно вел к сенсуализму — так как единственный источник знаний — чувство, так как единственный канал нашей связи с внешним миром — чувства (по сенсуалистам). Сенсуализм шел от Протагора. Локк доказывает, что источник — опыт, но допускал два опыта — практический и рефлексивный (внутренний), в чем был непоследователен. Его последователи говорили, что внутреннего опыта нет. В новое время появился эмпирический сенсуализм. Эмпиризм и сенсуализм — не тождественны, хотя и близки!

 

Рационалисты полагают, что исходным пунктом для построения научного знания являются идет разум, а основным методом — дедукция.

Эмпиристы считают, что исходным пунктом для построения научного знания является опыт, а основным методом — эмпирическая индукция (Бэкон) или преобразование простых идей в сложные.

Лейбниц - вопрос, есть ли априорное в душе человека. Юм, которого принято относить к эмпирической традиции, не находит в опыте оснований причинности и индукции и осторожно заявляет, что это основание – есть некий априорный агент, привычка.

 

Рационалисты — Декарт, Лейбниц, Спиноза, Вольф

Эмпиристы — Гоббс, Бэкон, Локк, Беркли, Юм

 

 

14. Эмпирическое познание. Споры вокруг понятия факта. Методы получения фактов в естествознании: наблюдение, эксперимент, измерение. Эмпирические зависимости. Под эмпирическим познанием обычно понимают познание, основанное на чувственном опыте. Результатом обработки чувственного опыта является так называемые эмпирические зависимости или закономерности, которые становятся материалом для следующего уровня рефлексии и так далее до уровня теорий. При этом исходный чувственный опыт называется эмпирическим базисом и состоит из предложений, которые представляют ситуации в чувственном опыте. Эти предложения называются «фактами». Но слово «факт» многозначно. Обыденное значение этого слова довольно прочно укоренилось в нашем сознании: «факт» – это нечто несомненное, очевидное, и уже свершившееся. В обыденном смысле, факт – ситуация в сознании – в нашем контексте – чувственно воспринимаемое событие. Предложение может эту ситуацию лишь представлять. Факт, как чувственно воспринимаемое событие, является интерсубъективным. Но то, как он построит предложение, которым он выразит это событие, будет зависеть от его предыдущего жизненного опыта, знаний. Получается, что предложение – не интерсубъективно. И мы должны обратить внимание на это обстоятельство, если собираемся подменять обыденное значение слова «факт», значением «факт, как предложение». Логическими позитивистами этого не было сделано, что привело их к проблеме «теоретической нагруженности фактов». Соответственно возникли две точки зрения: факт не зависит от теории (обыденное значение «факта») и факт полностью зависит от теории («факт», как предложение). Стороны под «фактом» понимают разные вещи → спор пустой.

Если факт - чувственно воспринимаемое событие, то факт – интерсубъективен, единственный метод его получения – простое наблюдение. Измерение и эксперимент – это теоретически нагруженные процедуры. Предложения, представляющие последовательность событий, связанную этими с процедурами, также будут сильно теоретически нагруженными, мы должны четко представлять себе контекст данной исследовательской работы и знать значения терминов. Тогда в рамках определенной парадигмы можно добиться некоторой условной инвариантности значения предложений, а значит, – интерсубъективности.

Свойства фактов

1) Объективность — независимость от сознания.

«Факты — ужасно упрямая вещь» - упрямство

2) Факты существуют в сознании человека — их обрабатывают, осмысливают, интерпретируют, подтасовывают.

Факт — фрагмент реальности, вырванный из реальности и пересаженный в наше сознание. Факт — вещь для нас.

2 категории фактов 1) житейские 2) научные.

Процесс сбора фактов. Житейские — хаотично. Научные — добываются 1) наблюдением, целенаправленным процессом 2) экспериментом, опытом.

Наблюдение — мы НЕ вмешиваемся в процесс. Эксперимент — активно вмешиваемся в процесс, эксперимент включает в себя наблюдение.

Обработка фактов- раскладываем, обобщаем (индукция). От единичных к общим. Наука есть наука, когда она занимается общими фактами.

А как история? Нет наблюдения и эксперимента, из источников материальных (развалин, раскопок), письменных. Возможна сфабрикованность.

Павлов: факты для науки как воздух для крыльев.

 

15. Теоретическое познание. Проблема. Идея. Гипотеза и теория. Гипотеза - предположение о свойствах, причинах, структуре, связях изучаемых объектов. О собенность в предположительном характере: мы не знаем, окажется она истинной или ложной. Она может найти подтверждение и приобретет статус истинного знания, или проверка убедит нас в ложности. Классификация гипотез: Общая гипотеза — это предположение о всем классе изучаемых объектов; частная гипотеза выражает предположение о некоторой части изучаемого класса объектов; единичная гипотеза говорит о конкретных отдельных объектах или явлениях. Особое место - " рабочие " гипотезы. От обычной отличается лишь меньшей обоснованностью и произвольностью, иногда не получается сразу выдвинуть гипотезу, правдоподобно объясняющую новые факты и согласующуюся с истинными научными теориями. Имеются так же гипотезы ad hoc (для данного случая). Гипотезы ad hoc только объясняют, но ничего нового не предсказывают.

Гипотетико-дедуктивный метод — один из важнейших методов научного познания и рассуждения. В основе его дедукция заключений из гипотез и других посылок, истинность которых неизвестна. Заключение имеет лишь вероятностный характер. Соответственно типу посылок гипотетико-дедуктивные рассуждения разделяют на две основные группы. Первая: рассуждения, посылками которых являются гипотезы и эмпирические обобщения, истинность которых еще нужно установить. Вторая: выводы из таких посылок, которые заведомо ложны или ложность которых может быть установлена. Метод приведения к абсурду (из некоей посылки дедуцировать следствия, противоречащие хорошо известным фактам или истинным утверждениям). Гипотетико-дедуктивная система представляет собой иерархию гипотез, степень абстрактности и общности которых увеличивается по мере удаления от эмпирического базиса. Вершина - гипотезы с наиболее общим характером и обладающие наибольшей логической силой. На самом низшим уровне системы находятся гипотезы, которые можно сопоставлять с эмпирическими данными.

Разновидность - метод математической гипотезы, важнейшее эвристическое средство для открытия закономерностей в естествознании. Обычно в качестве гипотез выступают некоторые уравнения, представляющие модификацию ранее известных и проверенных соотношений. Изменяя эти соотношения, составляют новое уравнение, выражающее гипотезу, которая относится к неисследованным явлениям.

Подтверждением называют соответствие гипотезы или теории некоторому факту или экспериментальному результату. Подтверждение рассматривается как один из критериев истинности гипотезы или теории. Понимание — процесс соединения фактов. Унитаризация (объяснение) — процесс истолкования фактов. Бывают факты единичные и общие. Идея -единица унитаризации единичных фактов, клей для фактов. Объединение общих фактов сложнее. Надо открыть закономерность, отражающую суть явлений. Идея(эскиз) → разрабатываем (гипотеза) → проверяем (теория). Теория.

Теория факты в себя НЕ включает, только систему понятий. Для применения надо теории её надо записать - текстуализировать. Теоротекст есть объяснение теории. Понимание теории — я могу изложить теорию.

Идея может быть двух видов — холическая (собираются разрозненные факты, создают полную картину) и эссенциальная (базовая). Холизация всегда была, эссенциализация только когда появилась наука.

Появление идеи: проблема -> задача выхода → догадка → идея.

 Раньше считали, что идея просто выводится из фактов, это не так, факты через фантазию приводят к идее. Чтобы создать идею надо 1) опираться на факты 2) оторваться от фактов, но не чрезмерно посредством фантазии.

Факты → проблема → дополнительные факты → идея.

Интуиция есть важнейшая форма разумного мышления. Без фантазии не работает. Умозаключение — форма рационального мышления. Разумное и рациональное мышления — различны!

Идея разумного мышления открывалась несколько раз.

1) (Философы) Гегель доказал существование двух форм мышления

2) (Психологи) Психологи установили наличие безречевого (разумного) и речевого (рационального) мышлений.

3) (Физики-теоретики, математики) Пуанкаре, Луи де Бройль установили наличие интуитивного (нелогического) или иррационального мышления.

Исторические науки почти всегда холические — на основе холических идей. Возможна фальсификация 1) реальные факты склеиваются неверно 2) умалчиваются факты 3) переворачиваются важные и неважные 4) придумываются, вымысел.

Существует эмпирическое познание и теоретическое. Теория — отражение сущности, она выражается в понятиях. Теория должна создаваться на базе фактов. Теории без идеи не бывает, идея — результат интуиции.

Лучше иметь плохую гипотезу, чем ничего (Менделеев).

Но и факты должны проверяться теорией.

16. Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания. Проблема «теоретической нагруженности» фактов. Структура научной теории. Теория — образ внешнего мира — субъективна по форме и объективна по содержанию. Содержание теории — мир в теории — теорозримый мир, как он предстает в теории. Это- система содержания теории, общее в чистом виде. Два вида универсатов — 1) в реальности (в отдельном через отдельное) 2) в чистом виде.

Теория — система идеальных универсатов. Содержание: 1) система универсатов — теоретический объект 2) суждения и предположения— теоротекст — описывают теорозримый мир.

Физическая реальность — вначале мир в себе. Затем мир — физическая реальность (мир для нас). Мир в себе всегда шире мира для нас. Они одно и то же и не одно и тоже.

Описывает теорию теоротекст; теория — объясняет и предсказывает.

Факты бывают 1) наблюдения, когда мы не вмешиваемся и 2) эксперимент, когда мы вмешиваемся.

Знание дает нам свободу, незнание — несвободу, так как надо искать общее. Высшая проверка теории — практика.

Концепция теоретической нагруженности фактов — факты зависят от теории, факты надо интерпретировать, они зависят от интерпретации.

Фактуализм — факты важны сами по себе

Теоретизм - Кун «Структура научных революций».

Фейерабенд — факты зависят только от нас, факты субъективны, следовательно теория субъективна — отказ от науки, антинаука.

Факт редко предстает в чистом виде, он пользуется предыдущими фактами, то есть, интерпретированными

1) Голый факт — факты НАДО освободить от интерпретации

2) научный факт — требуется интерпретация.

Реостат и закон Ома.

Камера Вильсона — факты невозможно интерпретировать без теории.

Факты → теория → новые факты → теория1 → новые факты1

 

Существует ядро теории и периферийная часть. Если факты противоречат ядру — теория неверна. Если факты противоречат периферийной части — развитие теории.

17. Методологические принципы научного познания. Всеобщие, общенаучные и частные методы познания. Современная методология — сопротивляющаяся изменениям сфера, направленная на изучение методов научного познания и способов организации деятельности. Она базируется на принятии научного знания как интерсубъективного и деперсонифицированного. Методы рассчитаны на фиксацию объективного положения реальности без примесей субъективных наслоений. Цель: обеспечение научного и социального познания путем использования совокупности социально выверенных и апробированных правил, норм и приемов исследования и деятельности. Эта совокупность способов деятельности и требований к мыслящему субъекту сформулирована на основе закономерностей. Методология: во-первых, система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, и, во-вторых, учение об этой системе. Предполагается, что методолог знает «тайну» метода, обладает технологией мышления. Две составляющие методологии: инструментальная - требования, которые обеспечивают протекание мыслительных и практических операций, определяется не содержание а ход мысли и действия; конструктивная - приращение знания, получение нового содержания. В современной научной методологии наиболее сильна абстракция (отвлечение) или демаркация (разграничение) науки от всех видов вненаучных ориентации.

Всеобщие методы имеют философскую природу и характеризуют человеческое мышление в целом. Это метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод историзма, метод единства исторического и логического способов рассмотрения. Общенаучные методы подразделяются на методы эмпирического и теоретического уровней научного познания. К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это чувственное восприятие фактов действительности. Различают два основных вида наблюдения - качественное и количественное. Первое направлено на качественное описание явлений, а второе имеет целью установить и описать количественные параметры объектов. В основе количественного наблюдения лежит процедура измерения (сравнения с эталоном). Наблюдение- объект ведет себя естественным образом и неподконтролен субъекту, эксперимент - исследуемое явление может воспроизводиться столько раз, сколько надо, возможно, с варьированием условия его протекания. Главная задача эксперимента - в проверке гипотез и прогнозов, выдвигаемых теориями. Виды: качественный эксперимент, проверка наличия или отсутствия предполагаемого теорией явления. Количественный эксперимент: цель - количественные параметры исследуемого объекта. К методам теоретического уровня относят абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию, моделирование и другие. Абстрагирование - мысленное отделение познавательно ценного от познавательно второстепенного в исследуемом объекте. Анализ и синтез - связанные между собой методы познания, обеспечивающие целостное знание объекта. Анализ - мысленное расчленение объекта на составляющие его части с целью их самостоятельного изучения. После того, как составляющие объект части изучены по отдельности, необходимо полученное знание свести воедино. Это происходит в ходе синтеза - объединения ранее выделенных признаков, свойств, сторон в единое целое. Индукция - это логический прием получения общего знания из множества частных посылок, индуктивные обобщения также имеют ограниченную достоверность. Дедукция - из общей посылки выводятся заключения частного характера. А налогия - на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам, она опирается на объективные свойства и отношения предметов: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках. На основе аналогии строится метод моделирования - это метод исследования объекта через построение и изучение его модели. Знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании его аналогии с моделью. Применяется там, где изучение оригинала невозможно, затруднено, связано с большими расходами и риском.

Понятия истины и заблуждения. Классическое определение истины. Понятие объективной истины. Иные, кроме классической, концепции истины: авторитарная, общезначимости, соглашения (конвенциализм), очевидности, простоты (экономии мышления), непротиворечивости (когерентности), полезности.

Платон: «…тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе – лжет…». То есть истина – это соответствие высказывания (или мысли) действительности. Однако люди зачастую спорят, утверждая противоположные вещи. Действительность представляется ими различно? По Платону действительность одна – она же – умопостигаемый мир идей, эйдосов, а то, что защищает каждый из спорящих – не более, чем мнение, причем источником мнений является чувственный мир вещей, в котором действительность искажается, как в кривом зеркале. Тогда каждый из спорящих не прав, а действительно мудрый созерцает истину непосредственно, во всей ее полноте, и он не станет тратить свое время в пустом споре. Причем он созерцает ее разумом, не полагаясь на обманчивые чувства. Веком позже скептики скажут, что даже мудрецу свойственно сомневаться, даже ему мир эйдосов непосредственно не дан, истина является недостижимым идеалом. Что касается разума, то он склонен к апориям, и с его помощью можно доказать любое положение, что скептики с успехом и демонстрировали.

Бэкон: ищите истину в опыте, не в разуме, чистый чувственный опыт одинаков, а различие во мнениях возникает на этапе интерпретации -> опыт дает объективное знание. Галилей сомневался в значимости этой «чувственной истины»: «мы можем познать тысячу истин, но что такое тысяча по сравнению с бесконечностью?» Такая истина может быть объективна, но она точно не может быть абсолютной. Веру в то, что чистый опыт дает нам истинное, объективное знание окончательно добил Кант: нашему разуму доступен лишь субъективный мир феноменов, и что представляет собой действительность сама по себе – нам знать не дано. Энгельс утверждал, что критерием объективности является практика, эксперимент, испытание видимой природы человеком. Но затем случилась научная революция, пали евклидова геометрия и ньютоновская механика. В течение 20-го века остатки веры в объективную истину окончательно покинули человечество. У Поппера понятие объективной истины - некий недостижимый идеал, он тоже не находит критерия истинности. Итак, нам доступна лишь относительная истина – более или менее обоснованное мнение. А видов этой истины существует огромное количество:

1. Авторитарная концепция истины: прав тот, кто является авторитетом в данном вопросе. А как быть, если у двух авторитетов окажется различная «истина»? Тогда нужно голосование.

2. Истинны лишь те утверждения, которые носят общезначимый характер, то есть те, в истинности которых никто не сомневается. Но, скорее всего, таковых просто не существует.

 3. Конвенциалистская позиция: давайте соберемся и договоримся считать истинными определенные утверждения.

4. Истинно то, что очевидно, ясно и отчетливо – Декарт.

5. Истинно то, что непротиворечиво (Лейбниц). Можно насочинять сколь угодно много непротиворечивых миров.

6. Истинно то, что полезно для общества. Вот идея Б-га вроде как полезна. Значит, Б-г существует? Впрочем, это перевод со спорной темы истинности на еще более спорную тему полезности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: