Тема 1. Организация исследования

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать:- методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Тема 2. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Знать: - метод исследования – наблюдение

Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.

Тема 3. Коллекционирование

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать: - понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.

Тема 4. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».

Тема 5. Сообщение о своих коллекциях

Выступления учащихся о своих коллекциях.

Тема 6. Что такое эксперимент

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

Тема 7. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Проведение эксперимента на моделях.

Тема 8. Сбор материала для исследования

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Тема 9. Проведение самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование

Методика проведения коллективных игр- исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную.

Тема 10. Тренировочное занятие по методике проведения

Самостоятельных исследований

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Тема 11. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

Тема 12. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини конференция.

Тема 13. Экскурсия-исследование

Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования и провести его.

III. Мониторинг исследовательской деятельности- 6 часов

Тема 1. Мини-конференция по итогам экскурсии

Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема 2. Мини-конференция по итогам экспресс - исследований

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс – исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема 3. Мини-конференция по итогам собственных исследований

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам «Коллекционирование» и «Продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают свое мнение об услышанном.

Тема 4. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей

Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.

Тема 5. Анализ исследовательской деятельности

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: