К Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»

 

ОРИЕНТАЦИЯ ОКОН УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

 

 

Учебные помещения

Ориентация окон учебных помещений в зданиях общеобразовательных учреждений по сторонам горизонта

оптимальная допустимая
1 Классы   от 65 до 200º от 200 до 295º: не более 25%учебных помещений 1-4 классов и не более 50% помещений 5-12 классов
2 Учебные кабинеты, лаборатории (кроме указанных в п.п.3,4 настоящей таблицы) от 65 до 200º от 200 до 65º - не более 75 %  
3 Кабинет изобразительного искусства, кабинет информатики и электронно-вычислительной техники от 300 до 60º от 266 до 60º
4 Лаборатория биологии от 150 до 210º от 90 до 270º
5 Спальные помещения в школах-интернатах и интернатах при общеобразовательных учреждениях, спальные - игровые в общеобразовательных учреждениях

от 50 до 310º

 


 

Приложение 2


К Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»

 

Гигиенические нормативы искусственной освещенности в помещениях общеобразовательных учреждений

(извлечение из СНБ 2.04.05-98)

 

Наименование помещений

 

Плоскость

Г - горизонтальная,

В – вертикальная высота над полом

Уровень искусственной освещенности в люксах (лк)

При освещении лампами накаливания При освещении люминесцентными лампами
1 2 3 4
Классные комнаты, учебные кабинеты, лаборатории В – на середине доски, Г – 0,8м на рабочих столах и партах 200   200 400   400
Кабинеты информатики и вычислительной техники В – 1,2м - экран дисплея, Г – 0,8 м 100   200 200   400
Кабинеты изобразительного искусства В - на доске, Г – 0,8м 300 300 500 500
Мастерские по обработке металла и древесины, инструментальная Г – 0,8м     -"- 300     150 500     300
Читальный зал Г – 0,8м 200 400
Лингофонные кабинеты Г – 0,8м   150 300
Кабинеты обслуживающего труда: а) обработка ткани                           300                           500                           80                   32 б) кулинария Г – 0,8м       300 150     500 300
Спортивный зал Пол, В – 2м от пола с обеих сторон на продольной оси помещения 100 200

 

1 2 3 4
Снарядные, инвентарные, хозяйственные  кладовые Г – 0,8 м 30 75
Библиотека В – фронт карточек 150 300
Крытый плавательный бассейн Г – на поверхности воды 150 300
Кабинет врача Г –0,8 м 150 300
Учительская, кабинет директора, кабинеты и комнаты преподавателей Г –0,8 м 150 300
Спальные помещения Г –0,8 м 75 150
Обеденный зал, буфет Г – 0,8м   100 200
Актовый зал, эстрада актового зала Г –0,8 м В – 1,5 м 100 150 150 300
Рекреации Пол 75 150
Вестибюли, гардеробные Пол 75 150
Коридоры, проходы Пол 30 75
Санитарные узлы Пол 30 75
Лестницы Пол (площадки, ступеньки) 30 75

 

Примечания:

1. В учебных и производственных мастерских, кроме общего освещения, должно быть оборудовано местное электроосвещение у станков.

2. При наличии в общеобразовательном учреждении других мастерских по отдельным специальностям величина освещенности на рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с характером и точностью (разрядом) проводимых работ по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности, нормируемой для учебных помещений. 


Приложение 3


К Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»

 

 

Осветительный календарь

 

Месяц Числа Часы
Сентябрь 1-15 16-30 после 16.30 после 17.00
Октябрь 1-15 16-31 до 8, после 16 до 8, после 16
Ноябрь 1-15 16-30 до 9.30, после 14.30 до 9, после 15
Декабрь 1-31 до 10, после 14
Январь 1-15 16-31 до 10, после 15 до 9.30, после 14.30
Февраль 1-15 16-28 до 9, после 16 до 9, после 15
Март 1-15 16-31 после 17 до 8, после 16.30
Апрель 1-30 после 18.30
Май 1-15 16-31 после 17.30 после 18.30

 


 

Приложение 4


К Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА

В ПОМЕЩЕНИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

(Извлечение из СНБ 4.02.01-03)

 

 

Наименование помещений Температура воздуха в помещениях
1 Учебные помещения, лаборатории  +18- +20ºС
2 Спортивный зал +15- +18º С
3 Раздевальные при спортивном зале +19- +23º С;
4 Кабинет врача +21- +23º С
5 Спальные помещения +18- +20º С
6 Умывальные помещения +20- +23º С
7 Санузлы +19- +21º С
8 Душевые не ниже +25ºС
9 Актовый зал, лекционные аудитории, киноаудитории не ниже +17-+20ºС
10 Помещения детского творчества +18- +20ºС

 


Приложение 5

к Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»

 

Длительность проветривания

 

Наружная

температура

воздуха

Длительность проветривания помещений (в мин)

 

в малые перемены в большие перемены и между сменами
от +10 до + 6ºС 4-10 25-35
от +5 до 0º С 3-7 20-30
от 0 до -5º С 2-5 15-25
от -5 до –10º С 1-3 10-15
ниже -10º С 1-1,5 5-10

 


Приложение 6

К Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»

 

 

Основные размеры школьной мебели

 

Номер

мебели

Цвет маркировки школьной мебели

Рост учащегося, мм

Размеры школьной мебели

Высота ученических столов (парт), мм Высота ученических стульев, мм
1 Оранжевый от 1000 до 1150 460 260
2 Фиолетовый от 1150 до 1300 520 300
3 Желтый от 1300 до 1450 580 340
4 Красный от 1450 до 1600 640 380
5 Зеленый от 1600 до 1750 700 420

Приложение 7


К Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»

УСТРОЙСТВО ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕРОВ (ЭЛЕКТРООФТАЛЬМОТРЕНАЖЕРОВ) И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕЙ по В.Ф. Базарному

Методики проведения офтальмотренажей в режиме учебного дня предназначены для профилактики зрительного утомления и профилактики нарушений осанки и зрения учащихся. Методики офтальмотренажей сокращают в 2 раза продолжительность статического напряжения, возникающего при длительном сидении за партой (позволяют периодически отвлекать взор учащихся от книг, тетрадей, вовлекают в двигательную активность комплекс мышц глаз и шеи), а зрительно-игровой характер методики стимулирует заинтересованность учащихся в выполнении офтальмотренажей.

 

1. Методика сенсорно-координаторных тренажей.

1.1. Устройство тренажеров.

В четырех верхних углах класса фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные картинки (сюжеты-иллюстрации из народных сказок, известных произведений, космической, военно-патриотической тематики, дорожные знаки госавтоинспекции; сюжеты-пейзажи из природы, из жизни животных и т.д.), в логической последовательности составляющие в пределах одного класса единый зрительно-игровой сюжет. Например: «водитель и дорога», «пешеход и улица» (рис.1). Обязательно под каждой иллюстрацией помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4.

Средние размеры картинок - от половины до одного стандартного печатного листа формата А4. Изображение на картинке должно быть четко различимо с наиболее удаленной парты (стола) учащимися, не имеющими зрительных нарушений. Картинки рекомендуется менять не реже одного раза в две недели.

Рис.1. Пример сюжетных образно-зрительных картинок, используемых в методике сенсорно-координаторных тренажей.

1.2. Методика выполнения тренажа.

Один - два раза за урок все учащиеся, стоя, под команду учителя 1-2-3-4...1-2-3-4 и т.д. начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. При этом они совершают синхронно-сочетанные движения глазами, головой и туловищем. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнений составляет в среднем 0,5 секунды. Через 2-3 недели учащиеся должны за одну секунду не просто механически «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все четыре картинки (сюжет). Данный момент является принципиальным. Порядок счета через 30 секунд меняется на противоположный: 4-3-2-1...4-3-2-1.

В заключительной части тренажа (опять-таки, продолжительностью 30-40 секунд) порядок счета задается в случайной последовательности, например: 1-3-4-2, 2-1-3-4 и т.д. Общая продолжительность всего тренажа занимает в среднем 1,5 минуты.

Количество тренажей зависит от характера урока. При зрительно-напряженном (либо умственно-напряженном) уроке и, особенно, при занятиях за компьютерами, их целесообразно выполнять не реже 2-3-х раз за 45 минут.

2. Автоматизированная система сенсорно-координаторного тренажа.

2.1. Устройство тренажеров.

В отличие от вышеописанной методики, автоматизированная система сенсорно-координаторного тренажа предусматривает монтаж в каждом классе в 4-х углах потолка специальной технической системы, включающей 4 сигнальные электролампы (рис. 2) и позволяющей обеспечить их поочередное вспыхивание (эффект «бегущего огонька»).

Рис. 2. Размещение сигнальных электроламп при оборудовании в классе автоматизированных сенсорно-координаторных тренажеров

Эффект «бегущего огонька» создается за счет общего на школу (или отдельно на несколько классов) пульта управления, к которому с помощью электрической разводки подключается система каждого класса. Электролампы прикрываются плафонами закрытого типа и настенного крепления, окрашенными в яркие цвета. Например: красный, желтый, зеленый (цвета светофора). Более увлекательный зрительно-игровой характер данной методике можно придать за счет использования ярких цветных просвечивающихся рисунков на плафонах (или специально изготовленных сменных пленок с рисунками). В других вариантах система включает и музыкально-звуковой ритм, подаваемый синхронно со световым.

2.2. Методика выполнения тренажа.

В середине каждого урока автоматизировано по школе (пультом управления) во всех классах зажигается одна из сигнальных электроламп. Через 10-5 секунд гаснет первая и быстро поочередно зажигаются вторая, третья, четвертая электролампы. Педагог обращает внимание, чтобы учащиеся, стоя, внимательно следили за «бегущим огоньком», выполняли при этом интенсивные ритмичные движения головой, глазами и туловищем. Направление высвечивания сигнальных лампочек меняется автоматически (30-40 по ходу движения часовой стрелки и 30- 40- против). Средняя скорость движения - 1 полный цикл в секунду. Продолжительность упражнений - 1,5-2 минуты. Отключение - автоматическое.

Упражнения наиболее целесообразно выполнить в середине каждого урока.

3. Методика зрительно-координаторных тренажей с использованием схемы универсальных символов.

3.1. Устройство тренажеров.

На потолке выбирается поле, на которое наносится схема универсальных символов максимально возможных размеров, выполненная в виде зрительно-двигательных траекторий (далее - схема). Необходимо стремиться, чтобы траектории схемы проходили с наружных сторон светильников. Для этого вначале выбирается поперечный размер овала, продольный его размер рассчитывается путем умножения поперечного размера на 1,41 (рис.3).

Рис. 3. Схема зрительно-двигательных траекторий

При этом цвета должны соответствовать следующим требованиям: «восьмерка» изображается ярко-голубым цветом; «крест» - коричнево-золотистым: наружный овал - красным; внутренний овал - зеленым.

3.2. Методики выполнения тренажа:

Вариант 1.

Учащиеся становятся в центре под схемой-тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и туловищем 10-15 раз по каждой траектории (по «овалам», по «восьмерке» и по «кресту») по порядку номеров. Частота выполнения таких тренажей зависит от характера зрительной работы. Например, в процессе выполнения тонко-координированных зрительных операций (чтение, рисование, письмо) рекомендуется выполнять упражнения через каждые 15-20 минут.

Вариант 2.

Учащиеся, фиксируя взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), вначале учатся «обходить» схемы-траектории, а затем «оббегать». Такие упражнения рекомендуем выполнять примерно через каждые 1-1,5 часа.


 

Приложение 8

к Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: