ОРИЕНТАЦИЯ ОКОН УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
| Учебные помещения | Ориентация окон учебных помещений в зданиях общеобразовательных учреждений по сторонам горизонта | |
оптимальная | допустимая | ||
1 | Классы | от 65 до 200º | от 200 до 295º: не более 25%учебных помещений 1-4 классов и не более 50% помещений 5-12 классов |
2 | Учебные кабинеты, лаборатории (кроме указанных в п.п.3,4 настоящей таблицы) | от 65 до 200º | от 200 до 65º - не более 75 % |
3 | Кабинет изобразительного искусства, кабинет информатики и электронно-вычислительной техники | от 300 до 60º | от 266 до 60º |
4 | Лаборатория биологии | от 150 до 210º | от 90 до 270º |
5 | Спальные помещения в школах-интернатах и интернатах при общеобразовательных учреждениях, спальные - игровые в общеобразовательных учреждениях | от 50 до 310º |
Приложение 2
К Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»
|
|
Гигиенические нормативы искусственной освещенности в помещениях общеобразовательных учреждений
(извлечение из СНБ 2.04.05-98)
Наименование помещений |
Плоскость Г - горизонтальная, В – вертикальная высота над полом | Уровень искусственной освещенности в люксах (лк) | |
При освещении лампами накаливания | При освещении люминесцентными лампами | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Классные комнаты, учебные кабинеты, лаборатории | В – на середине доски, Г – 0,8м на рабочих столах и партах | 200 200 | 400 400 |
Кабинеты информатики и вычислительной техники | В – 1,2м - экран дисплея, Г – 0,8 м | 100 200 | 200 400 |
Кабинеты изобразительного искусства | В - на доске, Г – 0,8м | 300 300 | 500 500 |
Мастерские по обработке металла и древесины, инструментальная | Г – 0,8м -"- | 300 150 | 500 300 |
Читальный зал | Г – 0,8м | 200 | 400 |
Лингофонные кабинеты | Г – 0,8м | 150 | 300 |
Кабинеты обслуживающего труда: а) обработка ткани 300 500 80 32 б) кулинария | Г – 0,8м | 300 150 | 500 300 |
Спортивный зал | Пол, В – 2м от пола с обеих сторон на продольной оси помещения | 100 | 200 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Снарядные, инвентарные, хозяйственные кладовые | Г – 0,8 м | 30 | 75 |
Библиотека | В – фронт карточек | 150 | 300 |
Крытый плавательный бассейн | Г – на поверхности воды | 150 | 300 |
Кабинет врача | Г –0,8 м | 150 | 300 |
Учительская, кабинет директора, кабинеты и комнаты преподавателей | Г –0,8 м | 150 | 300 |
Спальные помещения | Г –0,8 м | 75 | 150 |
Обеденный зал, буфет | Г – 0,8м | 100 | 200 |
Актовый зал, эстрада актового зала | Г –0,8 м В – 1,5 м | 100 150 | 150 300 |
Рекреации | Пол | 75 | 150 |
Вестибюли, гардеробные | Пол | 75 | 150 |
Коридоры, проходы | Пол | 30 | 75 |
Санитарные узлы | Пол | 30 | 75 |
Лестницы | Пол (площадки, ступеньки) | 30 | 75 |
|
|
Примечания:
1. В учебных и производственных мастерских, кроме общего освещения, должно быть оборудовано местное электроосвещение у станков.
2. При наличии в общеобразовательном учреждении других мастерских по отдельным специальностям величина освещенности на рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с характером и точностью (разрядом) проводимых работ по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности, нормируемой для учебных помещений.
Приложение 3
К Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»
Осветительный календарь
Месяц | Числа | Часы |
Сентябрь | 1-15 16-30 | после 16.30 после 17.00 |
Октябрь | 1-15 16-31 | до 8, после 16 до 8, после 16 |
Ноябрь | 1-15 16-30 | до 9.30, после 14.30 до 9, после 15 |
Декабрь | 1-31 | до 10, после 14 |
Январь | 1-15 16-31 | до 10, после 15 до 9.30, после 14.30 |
Февраль | 1-15 16-28 | до 9, после 16 до 9, после 15 |
Март | 1-15 16-31 | после 17 до 8, после 16.30 |
Апрель | 1-30 | после 18.30 |
Май | 1-15 16-31 | после 17.30 после 18.30 |
Приложение 4
К Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА
В ПОМЕЩЕНИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
(Извлечение из СНБ 4.02.01-03)
№ | Наименование помещений | Температура воздуха в помещениях |
1 | Учебные помещения, лаборатории | +18- +20ºС |
2 | Спортивный зал | +15- +18º С |
3 | Раздевальные при спортивном зале | +19- +23º С; |
4 | Кабинет врача | +21- +23º С |
5 | Спальные помещения | +18- +20º С |
6 | Умывальные помещения | +20- +23º С |
7 | Санузлы | +19- +21º С |
8 | Душевые | не ниже +25ºС |
9 | Актовый зал, лекционные аудитории, киноаудитории | не ниже +17-+20ºС |
10 | Помещения детского творчества | +18- +20ºС |
Приложение 5
к Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»
Длительность проветривания
Наружная температура воздуха | Длительность проветривания помещений (в мин)
| |
в малые перемены | в большие перемены и между сменами | |
от +10 до + 6ºС | 4-10 | 25-35 |
от +5 до 0º С | 3-7 | 20-30 |
от 0 до -5º С | 2-5 | 15-25 |
от -5 до –10º С | 1-3 | 10-15 |
ниже -10º С | 1-1,5 | 5-10 |
Приложение 6
К Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»
Основные размеры школьной мебели
Номер мебели | Цвет маркировки школьной мебели | Рост учащегося, мм | Размеры школьной мебели | |
Высота ученических столов (парт), мм | Высота ученических стульев, мм | |||
1 | Оранжевый | от 1000 до 1150 | 460 | 260 |
2 | Фиолетовый | от 1150 до 1300 | 520 | 300 |
3 | Желтый | от 1300 до 1450 | 580 | 340 |
4 | Красный | от 1450 до 1600 | 640 | 380 |
5 | Зеленый | от 1600 до 1750 | 700 | 420 |
Приложение 7
К Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»
УСТРОЙСТВО ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕРОВ (ЭЛЕКТРООФТАЛЬМОТРЕНАЖЕРОВ) И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕЙ по В.Ф. Базарному
Методики проведения офтальмотренажей в режиме учебного дня предназначены для профилактики зрительного утомления и профилактики нарушений осанки и зрения учащихся. Методики офтальмотренажей сокращают в 2 раза продолжительность статического напряжения, возникающего при длительном сидении за партой (позволяют периодически отвлекать взор учащихся от книг, тетрадей, вовлекают в двигательную активность комплекс мышц глаз и шеи), а зрительно-игровой характер методики стимулирует заинтересованность учащихся в выполнении офтальмотренажей.
|
|
1. Методика сенсорно-координаторных тренажей.
1.1. Устройство тренажеров.
В четырех верхних углах класса фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные картинки (сюжеты-иллюстрации из народных сказок, известных произведений, космической, военно-патриотической тематики, дорожные знаки госавтоинспекции; сюжеты-пейзажи из природы, из жизни животных и т.д.), в логической последовательности составляющие в пределах одного класса единый зрительно-игровой сюжет. Например: «водитель и дорога», «пешеход и улица» (рис.1). Обязательно под каждой иллюстрацией помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4.
Средние размеры картинок - от половины до одного стандартного печатного листа формата А4. Изображение на картинке должно быть четко различимо с наиболее удаленной парты (стола) учащимися, не имеющими зрительных нарушений. Картинки рекомендуется менять не реже одного раза в две недели.
Рис.1. Пример сюжетных образно-зрительных картинок, используемых в методике сенсорно-координаторных тренажей.
1.2. Методика выполнения тренажа.
Один - два раза за урок все учащиеся, стоя, под команду учителя 1-2-3-4...1-2-3-4 и т.д. начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. При этом они совершают синхронно-сочетанные движения глазами, головой и туловищем. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнений составляет в среднем 0,5 секунды. Через 2-3 недели учащиеся должны за одну секунду не просто механически «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все четыре картинки (сюжет). Данный момент является принципиальным. Порядок счета через 30 секунд меняется на противоположный: 4-3-2-1...4-3-2-1.
|
|
В заключительной части тренажа (опять-таки, продолжительностью 30-40 секунд) порядок счета задается в случайной последовательности, например: 1-3-4-2, 2-1-3-4 и т.д. Общая продолжительность всего тренажа занимает в среднем 1,5 минуты.
Количество тренажей зависит от характера урока. При зрительно-напряженном (либо умственно-напряженном) уроке и, особенно, при занятиях за компьютерами, их целесообразно выполнять не реже 2-3-х раз за 45 минут.
2. Автоматизированная система сенсорно-координаторного тренажа.
2.1. Устройство тренажеров.
В отличие от вышеописанной методики, автоматизированная система сенсорно-координаторного тренажа предусматривает монтаж в каждом классе в 4-х углах потолка специальной технической системы, включающей 4 сигнальные электролампы (рис. 2) и позволяющей обеспечить их поочередное вспыхивание (эффект «бегущего огонька»).
Рис. 2. Размещение сигнальных электроламп при оборудовании в классе автоматизированных сенсорно-координаторных тренажеров
Эффект «бегущего огонька» создается за счет общего на школу (или отдельно на несколько классов) пульта управления, к которому с помощью электрической разводки подключается система каждого класса. Электролампы прикрываются плафонами закрытого типа и настенного крепления, окрашенными в яркие цвета. Например: красный, желтый, зеленый (цвета светофора). Более увлекательный зрительно-игровой характер данной методике можно придать за счет использования ярких цветных просвечивающихся рисунков на плафонах (или специально изготовленных сменных пленок с рисунками). В других вариантах система включает и музыкально-звуковой ритм, подаваемый синхронно со световым.
2.2. Методика выполнения тренажа.
В середине каждого урока автоматизировано по школе (пультом управления) во всех классах зажигается одна из сигнальных электроламп. Через 10-5 секунд гаснет первая и быстро поочередно зажигаются вторая, третья, четвертая электролампы. Педагог обращает внимание, чтобы учащиеся, стоя, внимательно следили за «бегущим огоньком», выполняли при этом интенсивные ритмичные движения головой, глазами и туловищем. Направление высвечивания сигнальных лампочек меняется автоматически (30-40 по ходу движения часовой стрелки и 30- 40- против). Средняя скорость движения - 1 полный цикл в секунду. Продолжительность упражнений - 1,5-2 минуты. Отключение - автоматическое.
Упражнения наиболее целесообразно выполнить в середине каждого урока.
3. Методика зрительно-координаторных тренажей с использованием схемы универсальных символов.
3.1. Устройство тренажеров.
На потолке выбирается поле, на которое наносится схема универсальных символов максимально возможных размеров, выполненная в виде зрительно-двигательных траекторий (далее - схема). Необходимо стремиться, чтобы траектории схемы проходили с наружных сторон светильников. Для этого вначале выбирается поперечный размер овала, продольный его размер рассчитывается путем умножения поперечного размера на 1,41 (рис.3).
Рис. 3. Схема зрительно-двигательных траекторий
При этом цвета должны соответствовать следующим требованиям: «восьмерка» изображается ярко-голубым цветом; «крест» - коричнево-золотистым: наружный овал - красным; внутренний овал - зеленым.
3.2. Методики выполнения тренажа:
Вариант 1.
Учащиеся становятся в центре под схемой-тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и туловищем 10-15 раз по каждой траектории (по «овалам», по «восьмерке» и по «кресту») по порядку номеров. Частота выполнения таких тренажей зависит от характера зрительной работы. Например, в процессе выполнения тонко-координированных зрительных операций (чтение, рисование, письмо) рекомендуется выполнять упражнения через каждые 15-20 минут.
Вариант 2.
Учащиеся, фиксируя взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), вначале учатся «обходить» схемы-траектории, а затем «оббегать». Такие упражнения рекомендуем выполнять примерно через каждые 1-1,5 часа.
Приложение 8
к Санитарным правилам и нормам 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»