Семья и семейно-бытовая культура

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

П Л А Н

 

1. Понятие, сущность, направление и развитие социально-культурной деятельности.

2. Функции и принципы социально-культурной и досуговой деятельности.

3. Учреждения и организации социально-культурной сферы.

4. Субъекты социально-культурной и досуговой деятельности.

5. Досуг как сфера социально-культурной деятельности.

 

Перспектива  развития  нации     зависит  не     только     от богатств земных недр, степени развития производительных сил, или от того, насколько современна и сильна ее армия. В этом процессе сейчас справедливо рассматривается как определяющий – человеческий фактор. Освоение природных богатств, развитие производства, обороноспособность страны в значительной степени зависят от уровня культуры людей, от того, насколько они освоили тысячелетний опыт своих предков. Культура – сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной культуры.

    Культура – это совокупность созданных человеком духовных и материальных ценностей, предметов и способов непрерывного воспроизводства социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации; это качество жизни, отражающее определенную ступень общественно-исторического развития и коллективный интеллект человечества.

    Совокупность материальных элементов создает материальную  культуру.     Она  включает  физические  объекты, созданные человеческими руками. Это паровая машина, компьютер, предметы домашнего обихода, храм, простой жилой дом и многое другое созданное и создаваемое людьми в течение многовековой истории. Материальная культура имеет сложную структуру: это производственная культура – орудия труда, машины, технические системы, транспортные средства; культуру жизнеобеспечения составляют постройки, предметы быта, одежда.

    То есть материальная культура – это результат, средство и условие деятельности людей.

    Совокупность нематериальных элементов образует духовную культуру: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, мифы, знания, идеи, традиции, язык и т.д. Они – тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Их нельзя трогать, слышать, видеть; они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

    К элементам духовной культуры относятся:

    - обычаи;

    - нравы;

    - законы;

    - ценности.

    Субъектами культуры могут выступать:

    - индивид, личность;

    - семья;

    - малая (контактная) группа;

    - классы, сословия, иные большие группы населения;

    - региональные сообщества;

    - человечество.

    Социальные институты культуры:

    - учебно-воспитательные учреждения;

    - трудовые коллективы;

    - войсковые соединения;

    - учреждения искусств;

    - культурно-досуговые учреждения;

    - санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения;

    - средства массовой информации;

    - политические партии;

    - религиозные конфессии;

    - общественные объединения;

    - государство.

    Социально-культурная деятельность – это социально ориентированная  работа    человека  по  выявлению,  сохранению, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

    Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры как на профессиональной, так и любительской основе.

    Второе – практически объединило всех людей, которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры.

    Третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры.

    Четвертое – интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительной деятельности – ориентировано на распространение ценностей культуры.

    Пятое направление приняло на себя социально-педагогические, административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшем развитием духовных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.

    Социокультурная деятельность распространяется в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека или как ее называют досуговую. Она осуществляется в свободное время, имеет добровольный характер, отличается свободой выбора и инициативностью личности. Она характеризуется глубокой личностной направленностью, индивидуальностью и обусловлена этническими и региональными особенностями и традициями. Говоря о социокультурной деятельности необходимо знать такие понятия как «социализация» и «инкультурация».

    «Социализация» - это процесс освоения личностью социального опыта данного общества, принятие требований, норм и принципов общественных отношений. Однако процесс накопления социокультурного опыта не ограничивается детством и юношеством. В современных условиях серьезного усложнения общественной жизни, роста потока информации и возникновения новых типов реальности, развитие и социализация личности продолжается всю жизнь.

    «Инкультурация» - вовлечение человека в мир культуры, в систему знаний о мировой и отечественной культуре, вовлечение в культуроохранительную, культуросозидающую, культуро-творческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в эстетическое освоение окружающей действительности.

    Сфера культуры поставила в центр своей деятельности самого человека,   как   высшую  общественную  ценность,   его интересы, потребности, сделав его участником созидательной культурной деятельности, а государство призвано лишь стимулировать самоорганизацию социокультурной деятельности и саморазвитие культуры посредством правовой, экономической, организационной поддержки культуры, а так же обеспечить создание соответствующей сегодняшнему дню инфраструктуры  социокультурной сферы, условий для реализации духовных потребностей человека. Учреждения культуры всех форм собственности призваны направлять усилия на создание, развитие, распространение культуры, организацию содержательного общения, отдыха человека и восстановления его сил. Необходимо обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности.

    Инфраструктура социально-культурной сферы – это совокупность материальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, информационно-методических и иных условий осуществления социально-культурной деятельности.

    Социокультурная сфера охватывает разветвленную инфраструктуру образовательных, воспитательных, информационных, природоохранительных, рекреационных и других государственных и общественных институтов.

 

Ведущие институты социально-культурной сферы:

1. Социальные институты духовного производства:

         а) научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории);

    б) учреждения искусств:

    - театры

    - филармонии

    - цирки

    - кино и видеостудии

    - художественные мастерские

    - любительские студии, кружки

    в) творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности.

    2. Образовательно-воспитательные учреждения:

    -учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, университеты, академии);

    - дошкольные учреждения;

    - учреждения дополнительного образования (Дома и дворцы детского творчества, музыкальные, художественные школы, хореографические школы, школы искусств, школы с художественным уклоном и т.д.);

    3. Научно-просветительские учреждения:

         - музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки;

    - библиотеки, читальные залы;

    - лектории, планетарии, дендрарии, ботанические сады, зоопарки.

    4. Культурно-досуговые учреждения:

         - клубы, Дома и Дворцы культуры;

    - парки культуры;

    - кинотеатры;

    - центры молодежного досуга;

    - центры народного творчества;

    - дома ремесел;

    - дома художественного и технического творчества;

    - дома торжеств;

    - концертные учреждения.

    5. Ведомственные культурно-просветительные учреждения:

         - Дома офицеров, солдатские клубы, Дома культуры милиции;

    - Дома медицинского просвещения, Дома педагогического просвещения;

    - Дома творческих работников (писателей, художников, композиторов, актеров);

    6. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга:

    -мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино, дискоклубы;

    - рестораны, кафе;

    - сауны;

    - бильярдные, компьютерные и другие центры игрового досуга.

    7. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения:

         - санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории;

    - лагеря отдыха, базы досуга;

    - стадионы, спортивные залы, бассейны, спортивные базы, пляжи.

    8. Туристско-экскурсионные учреждения:

         - гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы;

    - туристские поезда, пароходы;

    - туристические агентства.

    9. Культуроохранительные институты:

    - заповедники;

    - центры экологической культуры;

    - архивы;

    - реставрационные мастерские.

    10. Средства распространения культуры:

         - средства массовой информации (телевидение, радио, печать);

    - книгоиздательства, книжные магазины;

    - информационно-компьютерные центры.

    11. Специфические каналы влияния на культуру семьи и детства:

         - массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения, кассетной продукции, Интернета;

    - воздействие на детский досуг с помощью мультфильмов, детской литературы, компьютерных и других игр;

- реклама.

    Функции и принципы социально-культурной деятельности.

    Для эффективного функционирования сферы культуры и досуга необходимо неукоснительное соблюдение дифференцированного подхода к интересам, потребностям и нуждам людей в рабочее и внерабочее время. Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов.

    Функции социокультурной деятельности.

    1. Адаптационная – освоением человеком основ культуры необходимых ему для адаптации к социуму (культура поведения, нравственные качества, культура речи, быта).

    Функции социально-культурной деятельности сложились на основе многолетнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само понятие «социокультурная деятельность».

    2. Развивающий характер социокультурной деятельности, осуществляемой человеком на профессиональной и непрофессиональной основе, в его свободное и рабочее время.

    Творческое начало социально-культурной деятельности включает в себя множество элементов – это и кино, и телевидение, и   техническое  творчество,   и   спорт,  и   прикладной   труд,  и  художественное творчество, и природно-экологическая деятельность, и чтение и т.д. Оно способствует повышению эрудиции, потреблению духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов, тепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки). Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывает культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.

    3. Коммуникативная функция – предполагает создание условий для реализаций потребностей личности в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки), формирование деловых и межличностных отношений, позитивного восприятия людьми друг друга.

    Различны уровни и масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, учрежденческий, массовый. На групповом уровне эту функцию осуществляют малые группы (коллективы, студии), то на учрежденческом – это множество людей и групп в учреждениях и организациях социально-культурной сферы (театрах, концертных залах, музеях, кино, учебных заведениях, библиотеках, парках). На массовом уровне эта функция предполагает распространение культурной информации с помощью СМИ: радио, телевидения, Интернета, кабельных и компьютерных сетей.

    4. Образовательная – это функция отмечается постоянством, поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Эта функция предполагает постоянное приобретение новых знаний, умений, навыков, повышения уровня образованности человека, дополнение и углубление знаний.

    5. Культуроориентирующая – последовательное приобщение личности к миру культуры (инкультурация); культура быта, труда, отдыха, внедрение эстетических начал во все сферы жизнедеятельности человека.

    6. Культуросозидающая – вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные виды художественного, технического, прикладного творчества, в различные виды общественной деятельности человека по осуществлению социальных проектов.

    7. Культуроохранительная – овладение методами сохранения природной и культурной среды, ценностей мировой и отечественной культуры, образцов национальной традиционной культуры.

    8. Рекреационно-оздоровительная – формирование празднич-но-обрядовой культуры, организация зрелищно-развлекательного и оздоровительного досуга. С целью восстановления сил, затраченных на профессиональную деятельность психологической разрядки человека.

    Эта функция способствует физическому и духовному восстановлению человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения), а во многих случаях она направлена на социально- культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями. Эта функция предполагает создание среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, реализации программ выходного дня, включающих экскурсии соревнования.

    Принципы социально-культурной деятельности:

    - принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;

    -  принцип развития инициативы и самодеятельности;

    - принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;

    -  принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;

    - принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства, поведение людей;

    - принцип эстетизации общественной жизни.

    Досуг как сфера социально-культурно деятельности.

    Свободное время – это часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций и иных непреложных дел в которой личность выбирает вариант действий с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния и уровня культуры.

    Досуг – это часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребление ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.

        

 

 

        

СЕМЬЯ И СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА

 

ПЛАН

1. Семья как социально-культурный институт. Основное назначение семьи.

2. Семья как микрофактор социолизации:

- параметры семьи;

- проблемы семьи;

- задача социальной политики в отношении семьи;

- государственная семейная политика

    3. Культура внутрисемейных отношений:

              - типы семей;

- психолого-педагогические условия для всестороннего развития ребенка в семье.

4. Семейное воспитание:

              - функции семьи.

    5. Семейный досуг как средства гармонизации межличностных

отношений:

    - работа культурно-воспитательных центров для семьи;

    - служба социокультурной деятельности. Цели и задачи службы;

    - формы и методы работы службы социо-культурной

    деятельности.

6. Семейные традиции и их влияние на отношения в семье.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: