Эстетическое воспитание

Исключительно важную роль в формировании личности

старшеклассника играет искусство.

    Иерархия видов искусства по выраженности интереса к ним у учащихся 9-11-ых классов такова: 1 место занимает музыка, второе – литература, третье – кино, четвертое – театр и пятое – изобразительное искусство (посещение выставок, музеев и т.п.).

    Художественная литература, театр, кино – важнейшие средства самопознания, мировоззренческого и нравственного самоопределения личности.

    Но все-таки самое «юношеское» искусство – музыка.

    Благодаря экспрессивности и связи с движением и ритмом музыка точнее, чем какое-либо другое искусство, позволяет старшеклассникам оформить и выразить свои эмоции, волнующие смутные переживания, которые невозможно передать в словах, разве что в поэзии: ведь она тоже своего рода музыка.

    В молодежных увлечениях много наносного, безвкусного, но здесь, как и с другими молодежными модами, запреты и ограничения не могут заменить главного – систематического воспитания у старшеклассников высокого эстетического вкуса.

    Музыкальнее клубы, дискотеки, обсуждение музыкальных новинок, обучение игре на популярных музыкальных инструментах – все это снимает с молодежной музыки ореол запретности и одновременно повышает общий уровень музыкальной культуры старшеклассников.

    Поиск принципиально новых моделей эстетического воспитания старшеклассников обусловлен теми реально существующими проблемами, с которыми постоянно сталкиваются организаторы социокультурной и досуговой деятельности, психологи, ученые, практики. Прежде всего это касается проблем нравственно-социальной адаптации учащихся в процессе

усвоения ими эстетических ценностей. Ведущей особенностью эстетического воспитания в юношеском возрасте является стремление к самоутверждению, способности и потребности познать себя как индивидуальность.

    Вся система эстетического воспитания должна быть ориентирована на подготовку личности к целесообразному выбору эстетических ценностей. Множество факторов эстетического воспитания, организуясь в систему, нацелены на личность учащегося.

    Эстетическое воспитание нужно начинать с формирования устойчивой личностной эстетической потребности, которая обратит человека к миру искусства и с одной стороны, организует его самого, чувства, мысли, с другой – быт и среду, призывая человека быть непримиримым к безобразному в окружении и творить по законам красоты.

    Более высокий уровень эстетической потребности формируется в процессе регулярного общения с искусством. И самая действенная в эстетическом плане функция искусства – гедонистическая. Она дает возможность получить истинное наслаждение от высокохудожественного произведения искусства.

    Эстетическое воспитание является действенным средством гуманистического формирования личности. Сущность эстетического определяется прежде всего усилением в человеке эмоционального начала, ведущего к гармонизации лучших возможностей его личности, т.к. жизненные ценности, нравственные нормы и правила, пройдя только через чувства, могут стать собственными ценностями и нормами развивающейся личности.

    В структуре эстетического воспитания искусство является основным средством формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к действительности.

    Эстетическое воспитание – органическая часть всего учебно-воспитательного процесса. Анализ педагогических и психологических исследований показывает, что приобщение к искусству позволяет развить не только сенсорную и общую культуру учащихся, но и их познавательную активность, зрительную память, наблюдательность, быстроту реакции, аналитическое и образное мышление.

    Большими возможностями в решении воспитательных задач для старшеклассников располагает эстетический цикл: литература, музыка, основы изобразительного искусства, мировая художественная культура, основы киноискусства и пр. Эти предметы в силу специфики своего содержания способны формировать внутренний мир юношества.

    Сущность эстетического воспитания заключается в развитии эмоциональной сферы личности растущего человека. Сама сенсорная природа эстетического побуждает искать специфику данного воспитательного направления в «воспитании чувств, эмоций».

    При организации эстетического воспитания средствами искусства следует учитывать ту особенность психики учащихся, которая настроена на систему впечатлений, предполагающего получение удовольствия.

    Через радость, воздействие и наслаждение, получаемые человеком от искусства идет воспитательное влияние, информация, познание, передача опыта и анализ состояния мира, выливающиеся в творческую деятельность человека.

    При сущностных аспектах эстетического воспитания – развитие эмоциональной сферы личности, передача учащимся художественных и искусствоведческих знаний и развитии творческого потенциала – как три тесно взаимосвязанных направления, протекают одновременно «по спирали», давая на каждом определенном витке, связанном с возрастным периодом личности, новый качественный уровень в формировании эстетического отношения к окружающей действительности.

    Задачи эстетического воспитания старшеклассников должны отражать его существенные аспекты и решаться в направлении реализации заявленной цели. В связи с этим его основными задачами являются:

    - направленность педагогических действий на формирование у учащихся основных компонентов эстетического сознания;

    - развитие у старшеклассников способности эмоционального постижения действительности и искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;

    - формирование у учащихся образного мышления как способа художественного освоения искусства и действительности;

    - формирование искусствоведческих и художественных знаний, как необходимой базы юношества для полноценного восприятия искусства и выработки определенных критериев для эстетического осмысления действительности;

    - активизация способности художественного обобщения как основы для целостного восприятия многогранности искусства;

    - осуществление учащимися художественного осознания мира через их собственную созидательную творческую деятельность;

    - эстетизация образа жизни, быта старшеклассников.

    Отправной точкой в эстетическом воспитании старшеклассников является их информированность, усвоение знаний из области эстетики и искусствоведения, а также навыков их практической реализации. Обогащение сознания системой посильных искусствоведческих знаний и формирование их на базе художественных знаний направлено прежде всего на взаимосвязь эмоционального и рационального в эстетическом развитии старшеклассников.

    Активизировать деятельность эстетического сознания школьников можно путем стимулирования педагогического процесса по трем основным направлениям:

1) использование проблемных и творческих заданий на внеклассных занятиях;

2) творческие формы работы старшеклассников, представляющие совместный поиск решения школьниками и организаторами досуга в процессе сотрудничества, равноправного отношения ребят и взрослых. Наиболее адекватной педагогической формой являются игры;

3) комплексное воздействие различных видов искусства на старшеклассников (синтезирование в воспитательном процессе произведений литературы, кино,музыки, изобразительного искусства).

     Приобщение старшеклассников к искусству способствует духовному обогащению личности и дает возможность найти его применение и дальнейшее развитие во всех сферах их жизнедеятельности.

    Вот некоторые рекомендуемые формы работы по эстетическому воспитанию в культурно-досуговых учреждениях:

1) лекции с применением различных форм активизации внимания ребят, этапа «эпизодического интереса» (интересные факты, связанные с созданием какого-либо произведения искусства, жизнью и творчеством известного художника и пр.), диапозитивов, диафильмов, просмотр альбомов, репродукций;

2) викторина – форма проведения занятий в виде интеллектуального соревнования, построенного на материале с использованием «фактора удивления» (способность увидеть в привычном, общеизвестном то, что обычно редко замечаемо, над чем никто не задумывается);

3) творческие задания по определению стиля, художественного направления, обоснование личностного восприятия произведения искусства, включение в различную творческую деятельность, развивающие образное мышление, художественную активность;

4) игровая форма – старшеклассники воспринимают, переживают и оценивают произведение искусства с позиции зрителя, критика, историка искусства, режиссера и пр., осваивая специфику диалогических отношений в художественной культуре;

5) экскурсии в художественный музей, на выставку, к местам расположения архитектурных памятников с последующим обсуждением;

6) культпоход в театр, кинотеатр посещение кинолектория по теме, просмотр видеофильмов с последующим обсуждением в различной форме;

7) встречи ребят с деятелями культуры, художниками, дизайнерами, народными умельцами, режиссерами, способствующие развитию умения понимать и ценить художественное творчество;

8) представление в виде тематического художественного салона;

9) семинары, где ребята самостоятельно готовят доклады по определенной тематике, высказывают свою точку зрения, устраивают дискуссию на предмет интересующего их художественного объекта.

    Организационная основа викторины заложена в таких формах воспитательной работы как конкурсы эстетэрудитов, стилизованные по типу, популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Умницы и умники», «Мультиклуб» и пр.

    Эстетическое, как и другие виды воспитания, должно происходить как бы незаметно. Это предполагает создание в коллективе атмосферы доброжелательности, эмоционально-образное объяснение научных истин, ненавязчивый показ приемов работы, поощрение учащихся за подмеченные ими художественные стороны изучаемых явлений, эстетическая организация предметной среды в кабинете и мастерской, постоянное внимание к культуре речи, одежды, движений, мимике, умению красиво выполнять любое дело.

    В ранней юности часто становится привлекательной деятельность, в которой большое значение занимает речевая активность. Юношей и девушек интересуют дискуссии, как в качестве средства поиска истины, так и как поле для самоутверждения. Игры могут стать действенным помощником организатору в эстетическом воспитании молодежи. Умелое, красиво построенное ведение дискуссии является моментом эстетизации внутриколлективных отношений.

    Романтические интерпретации на тему любви в искусстве, шутливое оформление которых маскирует глубокий интерес к этой теме в ранней юности могут стать сюжетами интеллектуальной и ролевой игры. Следует заметить, что самая эффективная форма эстетического воспитания старшеклассников в условиях свободного времени – это театральная деятельность. Все они желают быть артистами и надеются на успех в этом качестве. Вместе с тем учащиеся старших классов с удовольствием включаются в игры-тренинги, которые в значительной степени определяют их сценический успех. Например, игра «Мимика и жесты» способствует развитию паралингвистических (внеязыковых) средств общения, а также служит для выработки свободного раскованного общения. Суть игры «Инсценируем пословицу» заключается в том, что учащиеся получают задание инсценировать какую-либо пословицу так, чтобы аудитория сразу ее отгадала. Для игры «Живой портрет» каждый член кружка получает репродукцию портрета какого-либо известного художника и должен «оживить» портрет, т.е. принять позу, выражение лица, и сказать несколько реплик, соответствующих мимике, расположению изображенного или факту, связанному с написанием картины и т.д.

    В «Письмах об эстетическом воспитании» И.Шиллер подчеркивает, что взрастить человека чувствующим и думающим можно, лишь воспитывая его эстетически, т.е. открыть для него мир слуха, зрения, осязания, благородство чувств поступков, запечатленных искусством, свободу, гибкость воображения в творчестве, многообразных играх, как развлекающих, так и развивающих человеческие способности.

    Эстетическое воспитание включается в общую систему духовного формирования личности и является ее важной частью.

    Решение задач эстетического воспитания возможно при обеспечении следующих условий:

1) учет психологических, возрастных и социально обусловленных особенностей старшеклассников;

2) ориентация на полифункциональную природу искусства в педагогической деятельности;

3) разнообразие и динамика форм воспитательной деятельности, которые способствуют творческому характеру процесса воспитания, формированию эмоциональной сферы личности учащегося, формированию у них искусствоведческих и художественных знаний;

4) актуальность и высокие художественные качества произведений искусства, составляющие арсенал средств;

5) применение разнообразных педагогических приемов стимулирования школьников к творческой деятельности, учет и формирование мотивов вовлечения их в клуб, кружок и другие художественно-самодеятельные структуры;

6) создание в учебно-воспитательном процессе атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих художественные открытия и состояния вдохновения;

7) эстетизация учебно-воспитательного процесса.

     При этом важнейшее – гуманистическая ориентация в формировании нашего современника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: