Жизненные планы и профессиональное самоопределение

В работе со старшими школьниками необходимо раскрыть

перспективу их жизни.

    Очень важным на сегодняшний день является процесс формирования у учащихся старших классов профессиональной ориентации. Осуществление этой задачи эффективно при наличии тесной взаимосвязи школы с целым комплексом социальных институтов, особенно с внешкольными учреждениями культуры, в процессе воспитательной работы с учащимися.

    Свобода и возможность выбора любимых занятий в клубных учреждениях особым образом влияют на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно в соответствии с интересами и склонностями найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности, «примерить» ее к своим возможностям, к характеру еще в юношеском возрасте, точнее определить место в жизни, полноценнее реализовать творческие способности.

    Жизненный план для старшеклассников – явление одновременно социального и этического порядка.

    Вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение) именно в юношеском возрасте начинают различаться.

    Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации о мире профессий и возможностях и требованиях каждого из них: о себе самом, своих способностях и интересах.    Очень важен уровень информированности старшеклассников о будущей профессии. Профессиональное просвещение является одним из важнейших элементов профессиональной ориентации. Решая целый комплекс воспитательных задач, оно формирует всю систему профессиональной ориентации – обучение школьников элементам профессиоведения, что дает им представление о значении для общества различных профессий и развивает их интерес к профессиям. Клубные учреждения в профессиональном просвещении должны пропагандировать профессии, в которых ощущается большая нехватка, или те, на которые в ближайшим будущем увеличится спрос.

    В большинстве случаев ведущее место в профосведомленности старшеклассников занимают средства массовой информации: литература, кино, телевидение, периодическая печать. Все эти средства находят самое широкое использование в работе клубов и домов культуры.

    Литература, кино, телевидение, периодическая печать и другие средства массовой информации обладают в плане профессиональной ориентации целым рядом достоинств: большой круг школьников, включенный в сферу их воздействия, значительный объем разнообразной информации, высокая степень эмоционального воздействия художественной литературы, телевидения.

    Но вместе с этими положительными обстоятельствами имеется ряд моментов, которые во многом снижают воспитательную эффективность влияния средств массовой информации в плане целенаправленного воспитания интереса к профессиям у старшеклассников.

    Так, в частности, усиления влияния кинофильмов можно добиться путем организации систематической работы с киноматериалами. Одна из форм профориентационной работы клуба – кинолектории. Они организуются в виде эпизодических лекций, объединенных одной общей темой и сопровождающихся демонстрацией фрагментов художестенных и научно-популярных фильмов.

    В качестве других форм этой работы могут быть использованы кинофестивали, тематические показы, киновикторины и т.п. Вступительное слово или беседа перед показом фильма, организация его обсуждения после просмотра повышают воспитательный эффект. Хорошо если в обсуждении примут участие специалисты, представители соответствующих профессий.

    Темы бесед по профессиональному просвещению старшеклассников: «Счастье трудных дорог», «Моя профессия – долг перед республикой, перед самим собой», «Кем быть?», «Каким быть?», «Как сочетать «хочу» и «надо» при выборе профессии» и др.

    В клубных учреждениях по профориентационной работе со старшеклассниками получили распространение тематические вечера: «Профессия – гордость моя», «Зову в свою профессию», «Живем, трудимся, отдыхаем», «Автограф на земле» и др.

    Основой вечера должен быть специально разработанный сценарий, позволяющий придать логическую завершенность сюжета вечера, стройность композиционного построения и развития действия.

    Развитию интереса старшеклассников к профессиям во многом способствует такая форма клубной работы, как вечер ответов на вопросы. Вечер может быть проведен в форме устного журнала «В мире профессий», состоящего из постоянных страничек и рубрик. Каждая страничка может представлять собой отдельную тему или часть темы: «Перед тысячью дорог», «Гордая профессия моя», «Прошлое, настоящее и будущее профессии» и т.д. К построению устного журнала предъявляются два главных методических требования: законченность каждой отдельной странички и логичность переходов от одной странички к другой.

    В работе клуба по профориентации широко используются игровые ситуации, органически сочетаясь с наглядным показом труда людей различных профессий.

    В работе со старшеклассниками используется такая форма профориентационной работы как диспут.

    Диспут воспитывает активность и самостоятельность суждений ребят, приучает их глубоко и всесторонне анализировать проблемы профессионального самоопределения, формирует общественное мнение. Среди тем диспутов для старших школьников могут быть такие: «твое место в жизни, как его найти?», «Что такое призвание и как его находят?», «Всякое ли дело может быть интересным, творческим?», «Правомерно ли деление профессий на мужские и женские?» и т.д.

    Так же в клубной практике используются такие формы профориентационной работы со старшеклассниками, как: праздники труда, вечера занимательной науки и техники, экскурсии, участие ребят в церемониях посвящения в рабочие, профессиональных праздниках.

    Профориентационная деятельность клубных учреждений влияет на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно, в соответствии с интересами и склонностями, найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности, «примерить» ее к своим возможностям, к характеру еще в юношеском возрасте, точнее определить место в жизни, полноценнее реализовать творческие возможности.

    Профессиональная ориентация – часть социального самоопределения личности. Выбор профессии по-настоящему удачен, только когда он сопряжен с социально-нравственным выбором, с раздумьями о смысле жизни и природе собственного «Я».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: