Становление морального сознания старшеклассников. Формирование мировоззрения и общественной активности

Юность – период завершения физического созревания человека,

бурного роста его самосознания, формирование мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь.

    Юношеский возраст не только завершает период подготовки к взрослой жизни, но и сам по себе исключительно богат и многогранен. Переход от детства к взрослости предполагает не только физическое созревание, но также приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм и навыков, благодаря которым человек может трудиться, выполнять общественные функции и нести вытекающую отсюда социальную ответственность. Созревание предполагает социализацию и не может осуществляться вне и помимо ее. Поэтому и переходный возраст мыслится уже не только и не столько как фаза развития организма, сколько как этап развития личности, как процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми, к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека. Таким образом, старший школьный возраст определяется как юношеский, сосредоточив все свое внимание на развитии мотивационной сферы личности: определении старшеклассником своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.

    Ранняя юность – период завершения развития организма, достижения им физического расцвета и полового созревания, «время социальных ожиданий, устремленности в будущее, выбора жизненного пути, вступления в пору социальной зрелости и самостоятельной жизни (трудовой, профессиональной, гражданской)». В связи с этим можно выделить следующие новообразования личности данного возрастного периода:

    - индивидуальные ценностные ориентации, стиль мышления (как правило, они складываются в ранней юности и выполняют роль регуляторов поведения, являются нравственными опорами личности при принятии жизненно важных решений, знаменуют ее становление как субъекта социальной деятельности):

              - потребность в перспективе, вера в свое будущее;

              - профессиональное самоопределение, готовность к профессиональному образованию;

              - обобщенное социальное самосознание, толерантность;

              - потребность в самовоспитании способностей, творческой деятельности, требовательность к себе;

              Богатство переживаемых чувств, индивидуальное мировосприятие (система взглядов на объективный мир и место человека в нем, отношение человека к окружающей действительности, природе, обществу, самому себе).

    Эти новообразования определяют основные направления развития личности в данном возрастном периоде: 1- понятийное мышление; 2- профессиональная ориентация, подготовка к самостоятельному профессиональному труду; 3 – жизненное самоопределение, творческое самоосуществление, реализация способностей; 4 – подготовка к семейной жизни, формирование мировоззрения, чувства собственного достоинства; 5 – выбор жизненного пути, формирование собственной жизненной философии.

    Юность особенно важна для становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают его личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов.

    Разумеется, конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят неодинаковы, но какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

    Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, - одна из важнейших ориентировочных потребностей личности. В юности, когда человек впервые становится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность осознается особенно остро.

    Юношеское отношение к миру имеет большей частью ярко выраженную личностную окраску. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

    Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (класса, слоя, социальной группы) и выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

    Своеобразный фокус мировоззренческих поисков юности – проблема смысла жизни. Юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Но где взять такую формулу?

    Социальная ценность человека определяется тем, насколько его деятельность способствует прогрессу общества. Поскольку человек – существо общественное, его личное счастье также зависит от этой действительности. Чем больше человек дает людям, тем богаче он сам становится как личность. Этот общий ответ очень важен, он дает общую мировоззренческую установку.

    Пока юноша не нашел себя в практической деятельности, она может казаться ему мелкой и незначительной.

    Существенным средством формирования мировоззрения может стать творчески – преобразующая деятельность в ходе которой старшеклассники изменяют как самих себя, так и окружающий мир. К такой деятельности личность должна подготовиться. Важнейшим средством подготовки уже на школьной скамье является общественная работа. Именно общественная работа имеет непосредственно социальную направленность. Трудовая, общественно-полезная, досуговая деятельность старшеклассников включает работу в ученических производственных комбинатах, летних лагерях труда и отдыха, занятия в коллективах, клубах и любительских объединениях КДУ.

    Одним из важных для современных старшеклассников является формирование представлений о собственной уникальности.

    Представление о неповторимости, исключительности собственного «Я» - результат дальнейшего развития самосознания, т.е представлений у ребенка о самом себе. В основе этого процесса прежде всего развитие абстрактно-логического мышления. У старших школьников появляется устойчивое тяготение к абстракции, к размышлению о вещах, которые их интересуют, но в которых они нередко слабо развиваются.

    Ценность этого процесса в том, что старшие школьники внезапно для себя открывают картину собственного внутреннего мира, Они проецируют эту картину на внешний мир, сравнивают и приходят к новым, неожиданным для себя выводам, которые, как им кажется, неведомы никому, скрыты от окружающих. Это делает их одновременно самонадеянными и нерешительными, смелыми в суждениях и сдержанными в поступках. Они жадно впитывают новые идеи, но очень неохотно отказываются от своих собственных. Чтобы помочь старшим школьникам в становлении самосознания, важно исходить из трех важных позиций.

1. Поддерживать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же врем показывать, что каждый из них точно так же убежден в своей уникальности, именно поэтому ее нельзя считать проявлением собственного превосходства над другим. Уникальность – не привилегия, а дар природы, доступный всем. Важно правильно им распорядиться, употребить для добра. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, сверстников в первую очередь. Именно такой взгляд формирует у старшеклассников уважение к чужому мнению, стремление понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.

2. Юношеский период порождает немало иллюзий: представления о своих безграничных силах и возможностях, о длительности молодости. Помощь в преодолении иллюзий заключается в том, чтобы направить внимание старших школьников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю собственной жизни. Известно, что в 15-17 лет даже двадцатилетние кажутся пожилыми, чуть ли не стариками. В то же самое время 13-14-летние воспринимаются как «малолетки».

3. В работе со старшими школьниками необходимо раскрыть перспективу их жизни. У детей разного возраста существуют разные представления о времени. Что касается, например, подростков, они живут настоящим. Они не задумываются всерьез о будущем, хотя мечтают о нем. Эта проекция на будущее часто окрашена различного рода романтическими образами. Лишь старшие школьники живут будущим. Его они связывают с основным видом труда, с профессией, со статусом Человека и Гражданина, будущих Мужа и Жены, будущего Отца и Матери. Те родители, учителя, взрослые люди, которые сумели наиболее полно удовлетворить потребность старших школьников в ориентировке на будущее, становятся для них самыми близкими, авторитетными людьми как в семье, так и в социальных и досуговых учреждениях.

       Работнику социокультурной сферы необходимо оказывать помощь старшеклассникам также и в формировании осознанной гражданской позиции, т.е. в понимании своего личностного отношения к обществу. Осознанная гражданская позиция предполагает развитие следующих качеств:

    - осознание своих прав и обязанностей перед обществом, государством, коллективом, окружающими людьми;

    - готовность к их исполнению;

    - умение реализовать эти права и обязанности на практике.

    Чем выше уровень этих качеств, тем выше уровень осознания гражданской позиции, стержневой основы гражданственности как одного из ведущих качеств личности.

     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: