МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерство здравоохранения и социального развития Российской федерации
Утверждаю
Ректор ГОУ ВПО СОГМА
Минздравсоцразвития России
проф. Гатагонова Т.М.
__________________________
«_29___» июня 2011 г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по дисциплине «Лучевая диагностика и лучевая терапия»
Направление подготовки (специальность) 060105 «Стоматология»
Форма обучения - очная
Срок освоения ОПП 5 лет
Кафедра - Общая хирургия с лучевой диагностикой и лучевой терапией
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
1)ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060105 Стоматология
Утвержденный Министерством образования и науки РФ «_8_»__ноября __ 2010__г.№1122
2)Учебный план по специальности «Стоматология»
Утвержденный Ученым советом ГОУ ВПО СОГМА
«27» апреля 2011 г. Протокол № 7
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры общей хирургии
с лучевой диагностикой и лучевой терапией
«_28_»_мая 2011 г. Протокол № 10
Заведующий кафедрой общей хирургии
с лучевой диагностикой и лучевой терапией Беслекоев У.С.
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым Советом
«29» июня 2011 г. Протокол № 10
Разработчики: доцент Кораева И.Х., ассистент кафедры Кубанцева И.Э., ст.лаборант Алиева Е.А.
Рецензенты: Гл. врач ГБУЗ РОД «Минздрава РСО-Алания»
Томаев И. П.
Зав. кафедрой госпитальной хирургии с онкологией
Тотиков В.З.
Вводная часть.
Медицинская радиология - область медицины, разрабатывающая теорию и практику применения излучения в медицинских целях.
Медицинская радиология включает в себя две основные медицинские дисциплины: лучевую диагностику и лучевую терапию.
Лучевая диагностика и лучевая терапия являются клиническими дисциплинами, охватывающими все стороны применения инфракрасных, ультразвуковых, рентгеновских, радиоактивных излучений и магнитного резонанса в области здравоохранения, т.е. в целях изучения нормального организма, а также для профилактики, диагностики и лечения. Вместе с тем эта наука включает радиобиологию, изучающую действие ионизирующих излучений на живой организм, а так же отдельные специальные отрасли физики и техники
Цель и задачи освоения дисциплины:
Цель освоения учебной дисциплины лучевая диагностика и лучевая терапия состоит в овладении знаниями в области лучевой диагностики и лучевой терапии, а также принципами диагностики болезней.
1.Цель обучения на кафедре общей хирургии с лучевой диагностикой и лучевой терапией у студентов 3 курса стоматологического факультета:
- Обеспечить обучающихся необходимой информацией для овладения знаниями в области лучевой диагностики и терапии для дальнейшего обучения.
- Развить навыки анализировать результаты лучевой диагностики различных заболеваний.
- Рациональному использованию современных диагностических возможностей в поликлинике и стационаре.
- Научить основным принципам организации лечебно – диагностической помощи населению с использованием ионизирующих излучений в медицинской практике.
- Обучить организации работы врача-рентгенолога в поликлинике и в стационаре.
- Использованию в своей работе основных достижений современной науки.
-Обучение студентов выбору оптимальных методов лучевой диагностики при заболеваниях и составлению алгоритма дифференциальной диагностики.
-Обучение студентов оформлению медицинской документации (журнал приема больных на исследования стационарного или амбулаторного больного, журнал учета пленок, проявителя, фиксажа, статистический отчет, ДОЗ-1, ДОЗ-2.);
-ознакомление студентов с принципами организации и работы рентген - отделения, КТ-отделения, МРТ - отделения;
-формирование навыков изучения научной литературы и официальный статистический обзор;
-формирование навыков общения с больным с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и характерологических особенностей пациентов;
-формирование у студента навыков общения с коллективом
Место учебной дисциплины в структуре ООП академии.
Учебная дисциплина «Лучевая диагностика и лучевая терапия» относится к циклу С-3 профессиональных дисциплин.
Для изучения учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- нормальная и патологическая анатомия;
Знание - анатомо – физиологические, возрастно–половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма.
Умение - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, интернетом для профессиональной деятельности.
Навыки - владеть медико-анатомическим понятийным аппаратом.
- нормальная и патологическая физиология;
Знание - основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека.
Умение - проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать принципы диагностики.
Навыки – обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний.
- медицинская и биологическая физика;
Знание - правила техники безопасности и работы в физических лабораториях с приборами; характеристики воздействия физических факторов на организм; физические основы функционирования медицинской аппаратуры.
Умение – пользоваться физическим оборудованием.
Навыки - работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами.)
- иностранные языки с курсом латинского языка;
Знание - основной медицинской терминологии на латинском и иностранных языках
Умение – чтения и письма на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов.
Навыки - информирование пациентов и их родственников в соответствии с требованиями правил «информированного согласия» иностранным языком в объеме, необходимом для возможности коммуникации и получения информации из зарубежных источников.
- общая химия;
Знание - правила техники безопасности и работы в химических лабораториях с реактивами.
Умение - пользоваться химическим оборудованием.
Навыки - общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств.
- микробиология и вирусология;
Знание - классификации, морфологии и физиологии микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье.
Умение - проводить статистическую обработку экспериментальных данных.
Навыки - применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов.
- клиническая иммунология;
Знание – химико – биологической сущности процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях.
Умение - обосновать необходимость клинико – иммунологического обследования.
Навыки - анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения.
- клиническая фармакология,
Знание - классификацию и основные характеристики лекарственных средств в организме; их фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты.
Умение - выписывать рецепты лекарственных средств при определенных заболеваниях и патологических процессах, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики.
Навыки - назначение лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических процессов.
- внутренние болезни и хирургические болезни.
Знания - современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики и лечения, взрослого населения терапевтического и хирургического профиля.
Умения - собрать анамнез, провести опрос, провести физикальное обследование пациента различного возраста (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение характеристик пульса, частоты дыхания) направить на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам.
Навыки - владеть методами ведения медицинской учетно – отчетной документации в медицинских организациях;
- методами общего клинического обследования; интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;
-алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам – специалистам;
-алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза;