Александрийские грамматисты

Величайшего расцвета греческое языкознание достигло в эллинистическую эпоху (334-31 гг. до н.э.) в поселениях греческих колонистов в Александрии (Египет), Пергаме (на побережье Малой Азии) и на о.Р о дос.

Александрия – столица царства Птолемеев. Там звучало много языков, но господствовал греческий – язык двора, религии, культуры.

В отличие от Индии у греков язык священнослужителей мало отличался от разговорного, однако жителям Александрии других египетских городов греческий язык надо было учить, поэтому греческая наука о языке преследовала, в основном, учебные цели.

В противовес стоикам, которые утверждали, что в языке часто встречаются отклонения от закономерности – аномалии, александрийские грамматисты признавали в языке строгую законосообразность и видели в нем гармоническую систему, в которой имеются и аномалии – исключения. Причину строгой системности языка александрийцы усматривали в господстве аналогии, в стремлении к единообразию и закономерности.

Большое внимание александрийские ученые обращают на звуковую сторону языка. Отождествляя звуки и буквы, они подразделяли их на гласные и согласные.

Слово рассматривалось как наименьшая часть речи, предложение как соединение слов, выражающих законченную мысль.

Заслугой александрийских ученых является описание метафоры, синекдохи, метонимии, развитие основ метрики. (Ш, 27)

Главный представитель этого направления Аристарх (215-143 гг. до н.э.) на протяжении многих лет был хранителем Александрийской библиотеки и вместе со своими учениками составил выверенный полный текст Гомера. Грамматические взгляды Аристарха и его последователей известны нам, к сожалению, только в отрывках и пересказах более поздних авторов, в частности, римского языковеда М. Варрона. Он устанавливает восемь частей речи: имя, глагол, причастие, член (артикль), местоимение, предлог, наречие, союз. Впоследствии римляне добавляют к перечисленным частям речи междометие.

 

       
индийская традиция Аристотель Аристарх (Александрия) Рим
  элемент (звук речи) местоимение  
  слог наречие  
  союз причастие  
имя имя имя  
глагол глагол глагол  
  артикль артикль  
  падеж союз  
предлог предложение предлог  
частица     междометие

 

Ученик Аристарха Дионисий Фракийский (170-90 гг. до н.э.), используя опыт своих предшественников, около 100-го г. до н.э. написал первую систематическую греческую грамматику для римлян Искусство грамматики (Tekhne grammatike, Ars grammatica). Его взгляды развил и обобщил наиболее известный из греческих грамматистов Аполлоний Д и скол (2 в. до н.э.), написавший сочинение о синтаксисе греческого языка – О синтаксисе.

2.2.5.Языкознание в древнем Риме

Вскоре научные идеи и методы Восточного Средиземноморья стали известны в Древнем Риме. Уже в 1 в. до н.э. вполне сложилась римская наука о языке. Тогда жил ее первый крупный представитель Марк Теренций Варрон – ученый, писавший многотомные труды чуть ли не по всем существовавшим областям знания (до нас дошли его работы по сельскому хозяйству и грамматике). Итогом развития латинской грамматики стал гигантский труд Присциана «Грамматические наставления в 18 книгах», появившаяся уже в Раннем Средневековье в начале 6 в. В течение многих веков она считалась образцовой.

Вклад римских языковедов в науку невелик. В основном они занимались приложением принципов александрийской грамматической системы к латинскому языку. Римские ученые большое внимание уделяли стилистике. Юлий Цезарь добавил отсутствующий в греческом падеж и назвал его аблативом.

Античный мир явился колыбелью европейской цивилизации. Языкознание греков и римлян имело большое значение для нового времени. «Вообще надо указать, что грамматическая система Европы, вплоть до 19 в., основывалась на грамматическом учении греков, в его измененном на римской почве виде; одним из доказательств этого является грамматическая терминология, которая большей частью осталась такой же, как во времена древности. Чтобы убедиться в этом, достаточно привести следующие примеры:

 

греческий латинский русский
onoma nomen имя
onoma prosegopikon nomen appelativum имя нарицательное
onoma kopion nomen proprium имя собственное
rema verbum глагол (в древнерусском языке –речь)
antonomia pronomen местоимение
epirrema adverbium наречие (буквально: надглаголие)
prodesis praepositio предлог

 

Александрийцы сделали грамматику самостоятельной дисциплиной. Греки заложили основы фонетики, морфологии, синтаксиса, этимологии; они определили слово и предложение, установили номенклатуру частей речи.

Однако в грамматических работах греков и римлян были существенные недостатки. Зависимость их учения от философии часто приводила к смешению логических и грамматических категорий. Они не занимались изучением других языков, кроме греческого и латинского, считая все прочие языки варварскими. Попытки сопоставления греческого и латинского языков остались в зародыше. В античную эпоху отсутствовал исторический подход к языку, не было понимания того, что язык подвержен изменению во времени.

 

2.3.Языкознание в Китае

Следующей по времени становления оказалась китайская традиция.

Первые китайские источники, в которых идет речь о вопросах языка, появились в середине 1 тысячелетия до н.э. С 5 в. до н.э. появляются толкования непонятных слов в древних текстах, создаются концепции о связи между словом и свойствами того, что оно обозначает. Однако говорить о становлении лингвистической традиции можно лишь начиная с со 2 века до н.э., когда был составлен первый иероглифический словарь. В дальнейшем словарная традиция стала ведущей в китайской науке о языке. Первым классиком китайского языкознания стал Сю Шэнь, (1 в. н.э.), который предложил классификацию иероглифов и выделил их составные части; то и другое в основных своих чертах сохранилось в китайской науке до наших дней.

Первоначально китайская традиция занималась лишь графикой и толкованием памятников. Однако с первых веков нашей эры в ней появляется и фонетика. В 3-6 вв. появляются словари омофонов, начинают описываться тоны. К 6 в. появляются словари рифм, дающие представление о звучании тех или иных иероглифов в то время. Последним крупным достижением китайской традиции было появление в 11 в. фонетических таблиц, где по горизонтали группировались иероглифы с одинаковой инициалью (начальным согласным), по вертикали – с одинаковой финалью (гласный плюс следующая часть слога).

Китайская культура была (и во многом остается до сих пор) прежде всего письменной.

Китайские лексикографы создали большое количество словарей. Самый большой в Китае словарь, созданный в 10-е гг. 18 в. содержал 47035 иероглифов и 1195 их вариантов. В конце 19 в. китайская наука познакомилась с европейской. В отличие от индийской она быстро подверглась европеизации, и в настоящее время китайская традиция в чистом виде уже не существует, хотя некоторые ее идеи и методы сохранились до сих пор.

 

Арабское языкознание

Четвертая из наиболее важных лингвистических традиций, арабская, появилась намного позже предыдущих, лишь в конце 1 тысячелетия н.э. Образование в 7 в. Арабского халифата и распространение мусульманства привели к необходимости обучать арабскому языку. Развитие языкознания здесь было, как и в Индии, обусловлено практическими причинами – большими расхождениями между мертвым языком Корана и живыми арабскими диалектами. Появилась потребность в объяснении многих мест священной книги мусульман.

Первые грамматические работы появились в Басре и К у фе (современный Ирак), двух городах, создавших две грамматические школы, которые по многим языковым вопросам вели яростные споры. Грамматист из Басры Сибавейхи (ум. в 793 г.), перс по происхождению, создал обширный труд «Аль Китаб» («Книга»), в котором подверглась обобщению система арабской грамматики. Арабы четко различали звуки и буквы и отмечали несоответствия между произношением и написанием. Описание звуков опиралось на физиологический принцип с учетом акустических моментов. Так, Сибавейхи говорит о 16 местах образования звуков и в соответствии с этим дает их классификацию.

В выделении частей речи арабы использовали опыт Аристотеля. Они различали глагол, имя и служебные слова. Очень точно был определен трехсогласный корень, характерный для семитских языков.

Много внимания арабские языковеды уделяли лексикографии. Ширазский перс Фирузабади (1329-1414) составил словарь под названием «Камус» («Океан»). Он получил столь широкую известность, что «камусом» стали впоследствии называть любой словарь.

Совершенно исключительное место в истории арабского языкознания занимает Махмуд Кашгарский, ученый тюрколог, который собрал громадные лексические богатства многих тюркских языков и около 1073-1074 гг. составил многотомный труд «Диван лугат ат-турк» («Собрание турецких языков»). Эта книга явилась настоящей тюркской энциклопедией, причем автор сознательно проводил в ней сравнение языков. Махмуд фактически создал сравнительную грамматику и лексикологию тюркских языков, указал звуковые соответствия тюркских диалектов, отметил сингармонизм гласных, выявил особенности тюркских морфем. К сожалению, эта работа, намного опередившая по идеям свой век, не оказала влияния на развитие языкознания, т.к. была открыта и издана в Стамбуле лишь в 1912-1915 гг.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: