Список художественных произведений для обязательного чтения:
«Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли».
«История об Александре, российском дворянине».
Феофан Прокопович: Трагедокомедия «Владимир». «Творцу сатиры «К уму своему». «Плачет пастушок в долгом ненастии».
А.Д. Кантемир: Сатира I. «На хулящих учение. К уму своему». Сатира II. «На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений». Сатира VII. «К князю Никите Юрьевичу Трубецкому. О воспитании». «Письмо Харитона Макентина о сложении стихов русских».
В.К. Тредиаковский: «Стихи похвальные России». «Песенка любовна». «Тилемахида» (отрывки). «Новый и краткий способ к сложению российских стихов».
М.В. Ломоносов: «Разговор с Анакреоном». «Ода на взятие Хотина». «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества Елисаветы Петровны, 1747 года». «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». «Утреннее размышление о божием величестве». «Письмо о пользе стекла». «Гимн бороде». «Случились вместе два астронома в пиру». «Тамира и Селим». «Петр Великий». «Письмо о правилах российского стихотворства».
А.П. Сумароков: «Эпистола о стихотворстве». «Димитрий Самозванец». «Рогоносец по воображению». «О благородстве». «Хор ко превратному свету». Басни и любовные песни (по выбору студента).
М.М. Херасков: «Россиада» (отрывки). «Чесменский бой» (отрывки).
В.И. Лукин: «Мот, любовью исправленный».
М.Д. Чулков: «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины».
М.И. Попов: «Анюта».
В.И. Майков: «Елисей, или Раздраженный Вакх».
Н.И. Новиков: «Отписки крестьянские и помещичий указ ко крестьянам». «Отрывок путешествия в…И…Т». «Письма к Фалалею».
Д.И. Фонвизин: «Лисица-казнодей». «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». «Бригадир». «Недоросль».
Я.Б. Княжнин: «Хвастун», «Вадим Новгородский».
И.Ф. Богданович: «Душенька».
В.В. Капнист: «Обуховка», «Ябеда».
И.И. Хемницер: Басни (по выбору студента).
М.Н. Муравьев: Лирика. Баллады (по выбору студентов).
Г.Р. Державин: «На смерть князя Мещерского». «Властителям и судиям». «Фелица». «Бог». «Видение мурзы». «На счастие». «Вельможа». «Водопад». «Приглашение к обеду». «Соловей». «Памятник». «Похвала сельской жизни». «К самому себе». «Русские девушки». «Свобода». «Снигирь». «Лебедь». «Евгению. Жизнь Званская». «Река времен в своем стремленьи…»
И.И. Дмитриев: Стихотворения и басни (по выбору студента).
Н.М. Карамзин: Стихотворения (по выбору студента). «Фрол Силин, благодетельный человек». «Бедная Лиза». «Наталья, боярская дочь». «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода». «Остров Борнгольм». «Сиерра - Морена».
А.Н. Радищев: «Вольность». «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?…» «Осмнадцатое столетие». «Журавли». «Путешествие из Петербурга в Москву».
И.А. Крылов: «Каиб». «Трумф» («Подщипа»).
Ведение читательского дневника представляет собой вид работы по конспектированию художественных произведений. Смысл читательского дневника заключается в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Это может быть своего рода шпаргалкой, которая помогает тренировать память, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли. Структура читательского дневника должна содержать следующие разделы:
¾ ФИО автора;
¾ название произведения;
¾ жанр произведения;
¾ в каком году было написано произведение;
¾ основные герои;
¾ сюжет с выписками понравившихся фраз и ключевых моментов.
Рекомендуемое время выполнения заданий – 30 минут (для внесения в читательский дневник одного произведения).
За внесение в читательский дневник одного произведения предусматривается 0,5 балла, максимальное количество баллов за данный вид работы – 18.
Критерии оценки читательского дневника
18 баллов выставляется студенту, который соблюдает требования по оформлению читательского дневника; прочитавшему все тексты, входящие в перечень произведений для обязательного чтения; глубоко и прочно усвоившему изучаемый им в ходе подготовки читательского дневника материал.
14-17 баллов выставляется студенту, который соблюдает требования по оформлению читательского дневника; глубоко и прочно усвоившему изучаемый им в ходе подготовки читательского дневника материал, но прочитавшему 85 и более процентов художественных текстов, входящих в перечень произведений для обязательного чтения.
9-13 баллов выставляется студенту, который соблюдает требования по оформлению читательского дневника; глубоко и прочно усвоившему изучаемый им в ходе подготовки читательского дневника материал, но прочитавшему 50 и более процентов художественных текстов, входящих в перечень произведений для обязательного чтения.
0-8 баллов выставляется студенту, который прочитал менее 50 процентов художественных текстов, входящих в перечень произведений для обязательного чтения.