Список критических статей для конспектирования:
- Белинский В.Г. Кантемир // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т.8. – М., 1955 или любое издание.
- Добролюбов Н.А. Русская сатира в век Екатерины (любое издание). К данной статье студенты обращаются дважды в ходе изучения дисциплины.
- Ключевский В.О. Н.М. Карамзин // Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990.
Под конспектированием обычно понимают краткое изложение материала в письменной форме. В практике работы над источниками сложилось несколько форм конспектирования – в зависимости от цели.
Сплошное конспектирование (всего текста источника) используется, если данный источник сам является предметом исследования. Нередко краткий конспект работы составляется с целью включения данного источника в обзор литературы (во введении или основном тексте). В этом случае наиболее удобен конспект в виде тезисов – краткой формулировки основных положений книги или статьи.
Одна из разновидностей конспекта – цитатный конспект, или текстуальный. Это конспект, полностью состоящий из цитат, в которых заключены интересующие вас мысли автора. Такого рода способ конспектирования очень удобен тем, что при последующем написании текста будут уже готовые цитаты. Правда, для этого необходимо особое внимание к точности записи цитат и правильности оформления ссылок на этапе конспектирования.
|
|
Но самый распространенный способ работы с источником – это выписки, когда из текста выбирается только то, что связано с темой. Материал в конспекте может излагаться в свободной форме – в переложении, а также с включением цитат.
Выписывая цитату или излагая фрагмент текста своими словами, желательно сразу давать собственную оценку авторским мыслям, а если есть такая необходимость, то и записывать свой комментарий и просто возникшие по этому поводу мысли.
Немаловажное значение при работе с источником имеет соблюдение определенных требований технического характера. При выписывании цитат или передаче авторских мыслей своими словами необходимо оставлять большие поля – для своих оценок и замечаний. Еще лучше делить страницу вертикальной чертой пополам, чтобы напротив выписок было достаточно места и для записи своих мыслей «по поводу». Более удобно располагать свой текст на той же странице, ниже выписки. Неограниченное количество свободного места на листе дает возможность в этом случае излагать свои мысли подробно и вообще придать «блоку» более законченный, отредактированный характер.
Прежде чем делать выписки из статьи, ее следует просмотреть до конца, чтобы схватить в общих чертах содержание и определить степень насыщенности нужным для вас материалом.
|
|
Конспект критической статьи должен содержать точное указание на выходные данные конспектируемой работы.
Рекомендуемое время выполнения заданий: 3 часа.
За написание конспектов критических статей предусматривается максимальное количество баллов – 3.
Критерии оценки конспекта критической статьи
3 балла выставляется студенту, который соблюдает требования по оформлению конспекта; законспектировавшему в соответствии с заданной тематикой все статьи, входящие в перечень для конспектирования; глубоко и прочно усвоившему изучаемый им в ходе написания конспекта материал.
2 балла выставляется студенту, который соблюдает требования по оформлению конспекта; глубоко и прочно усвоившему изучаемый им в ходе написания конспекта материал, но законспектировавшему 75 процентов статей, входящих в перечень для конспектирования.
1 балл выставляется студенту, который соблюдает требования по оформлению конспекта; глубоко и прочно усвоившему изучаемый им в ходе написания конспекта материал, но законспектировавшему 35 процентов статей, входящих в перечень для конспектирования.
0 баллов выставляется студенту, который не соблюдает требования по оформлению конспекта; плохо усвоившему изучаемый им в ходе написания конспекта материал, а также студенту, не представившему конспекты критических статей.
Заучивание текстов наизусть
Список художественных произведений для заучивания наизусть:
А.Д. Кантемир: Отрывок из сатиры I. «На хулящих ученье. К уму своему». Нач.: «Наука ободрана, в лоскутах обшита…». Кон.: «Хотя, впрочем, ни читать, ни писать не знает».
В.К. Тредиаковский: «Стихи похвальные России».
М.В. Ломоносов: «Ода на день восшествия императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (строфы 1, 22 – 23).
А.П. Сумароков: «Жалоба». «Ворона и Лиса».
И.И. Хемницер: «Стрекоза».
Г.Р. Державин: «Властителям и судиям». «Фелица» (отрывок). «Памятник». «Река времен в своем стремленьи…».
И.И Дмитриев: «Стонет сизый голубочек…»
А.Н. Радищев: «Ты хочешь знать: кто я? что я?…»
Н.М. Карамзин: «Осень». «Послание к Дмитриеву». Нач.: «Но что же нам, о друг любезный». Кон.: «Остатком теплых дней осенних».
Данный вид работы представляет собой заучивание наизусть указанных в списке художественных произведений.
Рекомендуемое время выполнения заданий – 30 минут.
За чтение наизусть одного произведения предусматривается 0,5 балла, максимальное количество баллов за данный вид работы – 7.
При этом студент свободно владеет текстом, передает идею произведения и авторское настроение.