Вопросы для письменного ответа на лекции

Тема 1. Своеобразие русской литературы ХVIII в.

 

1. С какого времени начинается изложение истории новой русской литературы?

2. Чем характеризуется общественно-культурная жизнь России первой четверти XVIII века?

3. Каковы основные черты, характеризующие литературу XVIII века как литературу нового времени?

4. Перечислите основные периоды развития русской литературы XVIII века;

5. Охарактеризуйте повести петровского времени.

6. Расскажите об основных тенденциях развития театрального искусства в первой четверти XVIII века.

 

Тема 2. Общественная и литературная деятельность Феофана Прокоповича

1. Феофан Прокопович как оратор. Своеобразие ораторской прозы Прокоповича.

2. Трагедокомедия Прокоповича «Владимир»: тематика, проблематика, система образов, жанровая специфика.

3.  «Епиникион». Споры о жанровой принадлежности произведения.

4. Проблема художественного метода Феофана Прокоповича.

Тема 3 Классицизм как литературное направление и художественный метод

  1. Дайте трактовку термина «классицизм», перечислите основные признаки классицизма как художественного метода и литературного направления.
  2. Охарактеризуйте специфику русского классицизма.
  3. Перечислите теоретиков русского классицизма.

Тема 4. «Поэт нулевого цикла» В.К. Тредиаковский

  1. Охарактеризуйте трактат В.К. Тредиаковского, в котором были изложены принципы нового стихосложения. Объясните смысл предложенной Тредиаковским реформы стихосложения.
  2. В чем заключается своеобразие лирического творчества В.К. Тредиаковского?
  3. Расскажите о переводческой деятельности В.К. Тредиаковского.

Тема 5. М.В. Ломоносов – «Петр Великий» русской словесности (В.Г. Белинский)

  1. Охарактеризуйте литературную позицию и филологические труды М.В. Ломоносова.
  2. Объясните причины обращения Ломоносова к жанру оды. Раскройте специфику данного жанра в его творчестве.
  3. Драматургия Ломоносова: проблематика и поэтика.
  4. Дайте характеристику научно-философским произведениям М.В. Ломоносова.
  5. Антиклерикальное творчество Ломоносова.
  6. Образ Петра I в творчестве М.В. Ломоносова.
  7. В чем заключаются споры о художественном методе Ломоносовым?

Тема 6. «Северный Расин» – А.П. Сумароков

  1. Почему Сумарокова считают теоретиком русского классицизма? Охарактеризуйте политические и эстетические взгляды А.П. Сумарокова.
  2. Расскажите об особенностях любовной лирики Сумарокова.
  3. Дайте характеристику сатирическому творчеству А.П. Сумарокова.
  4. Драматургия Сумарокова. Жанр трагедии в творчестве Сумарокова.
  5. Своеобразие комедийного творчества Сумарокова.
  6. Место А.П. Сумарокова в истории русской литературы.

Тема 7. Жанр оды в творчестве Г.Р. Державина

  1. В чем заключалось поэтическое новаторство Державина в ранний период его творчества?
  2. Какой год и почему Державин считает «переломным» в своей творческой биографии?
  3. В чем заключается своеобразие оды Г.Р. Державина «Фелица»?
  4. Назовите черты, характерные для одической поэзии Г.Р. Державина и отличающие ее от одического творчества М.В. Ломоносова.
  5. Перечислите жанровые разновидности оды в творчестве Державина.
  6. В какой жанровой разновидности оды Державина в большей степени ощущается влияние ломоносовской оды?

Ответ на лекционном занятии представляет собой точный краткий ответ на один из вопросов, предлагаемых по данной теме. Сообщаемая информация базируется на прослушанном лекционном материале.

Рекомендуемое время выполнения заданий – 3 минуты.

За ответ по изученной на лекционном занятии теме предусматривается максимальное количество баллов – 0,5.

При этом студент владеет знаниями о рассматриваемом феномене, его динамике; оперирует изученной информацией.

Устный ответ на практическом занятии

Практическое занятие №1.

Сатиры А.Д. Кантемира, их место в литературе классицизма.

1. Сатира как один из поэтических жанров в системе жанров классицизма. Два значения термина «сатира». Причины обращения Кантемира к этому жанру.

2. Обличение общественных пороков, пропаганда просветительских идеалов, публицистическая направленность сатир Кантемира.

3. Особенности композиции сатир (их художественная организация, изображение социально-бытовых типов и способы типизации, место личности автора в художественной системе сатир).

4. Значение творчества Кантемира в развитии русской сатиры.

Практическое занятие №2.

Полемика журналов Н.И. Новикова со «Всякой всячиной».

1. В каких публикациях журналов «Всякая всячина» и «Трутень» изложены сатирические программы их издателей (дата, номер листка, название публикации). Суть данных программ.

2. Позиция «Трутня» в крестьянском вопросе («Копия с отписок крестьян к помещику Григорию Сидоровичу» и «Копия с помещичьего указа»).

3. Постановка и решение крестьянского вопроса в журнале «Живописец» («Отрывок путешествия в … И … Т …»; «Письма к Фалалею»). Проблема авторства произведений в современном литературоведении.

4. Оценка Добролюбова «золотого века» Екатерины. Критик о характере и значении сатиры XVIII в.

 

Практическое занятие №№3-4.

Жанр трагедии в литературе XVIII века.

Определение трагедии как жанра. Место трагедии в жанровой системе классицизма.

Новаторство М.В. Ломоносова в трагедии «Тамира и Селим» (критерий автора в определении качеств положительного героя, композиция, язык, стих).

Своеобразие трагического конфликта в трагедии А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» (тираноборческая направленность, политический дидактизм, приемы построения характеров и способы выражения авторской позиции в трагедии).

Позиция автора в споре о формах правления в трагедии «Вадим Новгородский» Я.Б. Княжнина (исторический сюжет как средство решения спора о формах правления государством, система образов, роль финала трагедии в раскрытии авторской позиции).

Практическое занятие №5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: