Отклоняющееся поведение

 

Существует определенная связь сексуальной активности с отклоняющимся (девиантным) поведением. Одним кажется, что сексуальная активность способствует его возникновению, другие видят в девиантном поведении почву для сексуальной вседозволенности. Как бы то ни было, эти вещи взаимосвязаны. По данным американских исследователей, высокий уровень сексуальной активности подростков сочетается с кражами, угонами транспорта, насилием, бессмысленными разрушениями, алкоголизацией, наркотизацией. И. С. Кон отмечает, что все эти действия могут быть проявлением эмансипационных реакций, своего рода знаками самостоятельности, а там, где подростково-юношеская сексуальность не находится под особо жестким запретом, ее связь с девиантным поведением ослабевает.

Взаимосвязи девиантного поведения с характером сексуального поведения прослеживаются и у взрослых. Так, в первых сообщениях о СПИДе на Американском континенте отмечалась его распространенность среди лиц с гомосексуальной ориентацией, наркоманов и …пуэрториканцев, находящихся в США на положении иммигрантов и проживающих на низком социальном уровне. На более близких примерах мы может видеть связь характера сексуального поведения с алкоголизацией, бытовыми преступлениями, мелкими кражами, убийствами на почве ревности и т. д.

Сдерживать, регулировать природные побуждения помогает и призвано воспитание. В условиях бесконечных «искушений», испытаний на прочность трудно сохранять воспитанность (весьма показательная модель — переполненный общественный транспорт; ее использует в психологических исследованиях не один социальный психолог). Половое воспитание смыкается не только с нравственным воспитанием, но и с широким кругом проблем экологии человека. Делясь с подрастающими поколениями опытом управления собственной жизнью вообще и сферой пола — в частности, мы должны позаботиться и о создании для его развития оптимальных условий. Но здесь мы вступаем в не существующую пока область знаний — сексологическую экологию…

…На примере рассмотренных критических ситуаций можно убедиться в том, что знание об их возможности, предвидение их, оберегание от них детей и подготовка их к самостоятельному избеганию потенциально трудных «зон» могут значительно уменьшить их риск. Мы могли убедиться также и в том, что разумное поведение может быть неоценимой помощью, если все же такие ситуации возникают. Наконец, мы по существу вернулись к началу нашего анализа, обосновывающего необходимость и целесообразность полового воспитания. Не все стороны влияния научно-технического прогресса на жизнь и социализацию подрастающих поколений можно было предвидеть заранее. Многие из них открываются для понимания только теперь, заставляя искать новые пути и обосновывая с новых позиций те линии воспитания, в том числе полового, в которых еще недавно сомнения перевешивали уверенность.

 

 

ГЛАВА 9. Система полового воспитания

 

…Ребенок не просто брошен в человеческий мир, а вводится в этот мир окружающими людьми, и они руководят им

в этом мире.

А. Н. Леонтьев

 

Содержание полового воспитания составляет всё то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни. Многие стороны этого процесса мы рассматривали по ходу изложения общих проблем и половозрастных особенностей психосексуальной дифференциации. Вместе с тем, успешность полового воспитания определяется не только действиями отдельных воспитателей, но и согласованностью усилий широкого круга воспитателей между собой и с существующей и проектируемой психосексуальной культурой, т. е. тем, насколько и как действия воспитателя входят в систему полового воспитания. Рассмотрение некоторых существенных аспектов организации такой системы и составляет задачу этой главы.

 

Современные модели

 

М. Козакевич описывает три модели полового воспитания.

 

 

Факт принятия обществом той или иной модели не означает, что ее разделяют все существующие в обществе группы и отдельные люди. Это выдвигает непростые морально-этические проблемы. Люди могут не хотеть — это их право, — чтобы их дети были включены в существующую систему полового воспитания. Религиозная община может считать несовместимым с верой, исповедуемой ее членами, любое половое воспитание в рамках пермиссивной и демократической моделей, но в другой общине могут быть и другие взгляды. Поэтому правом любого человека остается выбирать для своих детей свои пути.

В условиях нашей огромной страны это имеет особое значение, так как дистанция между национальными и региональными психосексуальными культурами очень велика и люди придают сохранению традиций в этой сфере жизни чрезвычайно насыщенное эмоциональное значение, часто сообщающее обсуждению проблем пола идеологическую окраску. Это выдвигает целый комплекс проблем по разработке стратегии и тактики, путей и методов, организации и средств полового воспитания, дифференцированных в зависимости от той культуры, в которой оно будет осуществляться.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: