ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (II вариант учебного плана).
При разработке программы учитывался контингент детей класса - дети с тяжёлой степенью умственной отсталости в сочетании со сложной структурой дефекта (нарушения ОДА, зрения, слуха).
Под адаптированной образовательной программой понимается образовательная программа, приспособленная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Обучающимся создаются все условия и обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, способствующие развитию и социальной адаптации детей. (ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.79 п.1). Учащийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом здоровье, подтвержденные психолого-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания для него специальных условий.
|
|
ТМНР – совокупность различных психических и физических отклонений в развитии, возникших как правило, вследствие органического поражения ЦНС. Тяжесть характеризуется высокой степенью выраженности нарушений (в первую очередь интеллекта). Множественность определяется сложным характером нарушения, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, сенсорная и эмоциональная сферы человека.
Дети с ОВЗ - не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, в творчестве.
Приобщение «особого» ребенка к основам декоративно-прикладного творчества – один из самых простых, доступных и увлекательных способов гармоничного развития личности.
В процессе занятий декоративно-прикладным творчеством развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Ребёнок, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Дети учатся дарить подарки – это искусство, и люди, которые им владеют, всегда любимы окружающими. Красивый, теплый, оригинальный подарок – самый простой способ порадовать родных и близких. А если он еще и создан своими руками, то приятные эмоции сохранятся на долгое время.
Адаптация дополнительной образовательной программы осуществляется с учётом рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации ребёнка с ОВЗ и включает следующие направления деятельности: - анализ и подбор содержания программы;
|
|
- изменение структуры и временных рамок;
- использование разных форм, методов и приёмов организации учебной деятельности.
Актуальность этой программы заключается в том, что она широко и разносторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Так же осуществляется развитие творческого опыта воспитанников с ОВЗ в процессе собственной художественно - творческой активности, которая способствует их интеграции в социум.
Принципы создания программы:
· Принцип гуманизма: признание учащегося ценностью со всем своим внутренним миром, интересами, особенностями, способностями; активным субъектом учебно-развивающегося процесса, позволяющим раскрыться ему как личность и получить социальное призвание, которое реализуется в атмосфере доброжелательности и сотрудничества.
· Принцип природосообразности: учёт половозрастных и дифференцированных особенностей учащегося; законы природы при выборе содержания, форм, методов обучения и взаимодействия педагога и учащегося.
· Принцип культуросообразности: отражение культурных ценностей через содержание, формы и методы обучения.
· Принцип демократизма и сотрудничества: равноправное общение учащегося и педагога, общение со сверстниками, позволяющие ребёнку свободно мыслить, находить новые идеи и решения задач, поставленных педагогом или самим учащимся.
· Принцип включения личности в социально- значимую активную деятельность: преодоление психические барьеров и трудностей, которые препятствуют активно развиваться и реализоваться.
· Принцип самореализации в творчестве: раскрытие, развитие и реализация личностных возможностей и интересов.
Нормативно-правовая база
1. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, 2 вариант учебного плана.
2. Учебный план ГБОУ школы № 627 Невского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год.
3. Положение о рабочей программе ГБОУ школы № 627 Невского района Санкт-Петербурга.
Цель: Целью данной программы является создание условий, способствующих максимальному развитию личности и творческих способностей, удовлетворению образовательных потребностей каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья, адаптации детей с ОВЗ к новым социальным условиям через реализацию адаптированной образовательной программы.
Задачи:
Образовательные:
1. Обновление содержания образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности;
2. Создать условия для формирования навыков ручного труда, овладения различными технологиями работы с различными материалами;
3. Создать условия для формирования навыков ручного труда, овладения различными технологиями работы с различными материалами;
4. Закреплять знания правил о технике безопасности при выполнении трудовой деятельности.
5. Учить предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
6. Обучение доступным приемам трудовой творческой деятельности;
7. Формировать способность контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);
|
|
8. Обучение приемам элементарного планирования, организации и выполнения работы;
9. Формирование умения контролировать свою работу: сравнивать поделку, изделие с образцом; определять правильность действий и результатов.
Коррекционные-развивающие:
1.Развивать логическую произвольную память и внимание;
2.Коррегировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение связей и классификацию;
3.Развивать умение установления причинно-следственных связей.
4.Развитие мелкой моторики;
5.Развитие внимания и памяти;
6.Развитие познавательной деятельности;
7.Развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;
8.Развитие сенсорики;
9.Развитие зрительно-моторной координации.
Воспитательные:
1.Воспитывать у учащихся работоспособность, терпение, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность, трудолюбие;
2.Формировать умение доводить до конца начатую работу;
3.Развивать навыки самоконтроля;
4.Формировать учебную мотивацию, умение принимать учебную задачу;
5.Стимулировать активность в ситуации свободного выбора.
6.Развитие эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру;
7.Воспитание положительных качеств личности.