Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается черезиспользование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, предполагающих включение различных анализаторов в образовательном процессе, смену видов деятельности, исходя из индивидуальных психофизиологических особенностей и уровня работоспособности обучающихся, деятельностный подход в процессе усвоения учебного материала.
Основные этапы реализации программы:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья важна частая смена видов рукоделия и поэтому в программу темы были распределены по разделам. Обучение включает теоретический и практический материал. Теоретическая часть включает пояснения преподавателя с показом дидактического материала и демонстрация приёмов работы. В практической части осваиваются вырезание деталей и их соединения, приёмы шитья и модулирования, затем выполнение индивидуальных и самостоятельных работ. Свободная форма обучения способствует меньшей утомляемости, воспитывает взаимоконтроль, готовит к практической трудовой деятельности.
|
|
классы | Разделы | ||
5 | Создание изделий из поделочных материалов и пластмасс (4ч) Флористика (60 ч) | Работа с текстильными материалами (60ч) Техника «Изонить» (20ч) | |
6 | Оформление интерьера (4ч) Флористика (46 ч) Техника «Граттаж» (14ч) | Создание изделий из текстильных материалов (4ч) Ткачество (56ч) Художественные ремесла (4ч) Вязание (16ч) | |
7 | Оформление интерьера (4ч) Техника «Декупаж» (Плоскостные формы) (46 ч) Флористика (20 ч) Граттаж (10 ч) | Создание изделий из текстильных материалов (4ч) Техника «Мокрое валяние»(76 ч) Художественные ремёсла: Ткачество (20 ч) | |
8 | Оформление интерьера (4ч) Техника «Декупаж» (Обьёмные формы) (46ч) Флористика (20 ч) Граттаж (10 ч) | Создание изделий из текстильных материалов: Техника «Шерстяная акварель» (60 ч) Ткачество (10) Художественные ремесла. Ручная роспись ткани (4ч) Техника «Батик» (26ч) | |
9 | Дизайн и оформление интерьера: Техника «Декупаж» (Состаривание изделий (кракелюр)) (20 ч) Флористика (20 ч) Квилинг (20ч) Граттаж (20ч) | Создание изделий из текстильных материалов: Валяние из шерсти (46 ч) Техника «Батик» (26 ч) Искусство ручного ткачества (10) Техника «Пэчворк» (18ч) |
10 | Дизайн и оформление интерьера: Техника «Декупаж» (36 ч) Флористика (20 ч) Квилинг (20ч) Граттаж (20ч) | Создание изделий из текстильных материалов: Валяние из шерсти (40 ч) Техника «Батик» (40ч) Искусство ручного ткачества (4ч) Техника «Пэчворк» (36ч) |
11 | Дизайн и оформление интерьера: Техника «Декупаж» (36 ч) Флористика (20 ч) Квилинг (20ч) Граттаж (20ч) | Создание изделий из текстильных материалов: Валяние из шерсти (50 ч) Техника «Батик» (28ч) Искусство ручного ткачества (4ч) Техника «Пэчворк» (38ч) |
|
|
Образовательно-воспитательный процесс включает обучение разным видам декоративно-прикладного творчества, сочетающих в себе эстетические и практические качества. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы, учащиеся создают не только полезные предметы быта, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение. В процессе работы у учащихся развиваются чувства цвета, ритма; тренируются пальцы рук (развитие моторики), глазомер; воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира; формируются понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание свойств материала и его применение, любовь и бережное отношение к природе.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приёмы подкрепляются практическим применением к жизни.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: - исторический аспект, знакомит ребят с традициями, обычаями и обрядами как важнейшими средствами народной педагогики;
- связь с современностью;
- освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий;
- выполнение творческих работ;
- предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объёму, интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед воспитанником ставится задача определить назначение своего изделия.
С первых же занятий учащиеся приучаются работать по плану:
- создание эскиз;
- подбор и воплощение в материале;
- выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует учащихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в неё включены участие в конкурсах и на выставках.
Обучение включает следующие методы и приемы:
Стимулирование и мотивация: Наглядность (иллюстрации, видеозаписи, фотографии, экскурсии);
Индукция (проблемные ситуации, ситуация новизны, активизирующая познавательный процесс);
Витагенное обучение (опора на жизненный опыт учащегося);
Дискуссии (в процессе обсуждения и спора возникает интерес к данному виду деятельности);
Эмоциональность (яркость, занимательность примеров, опытов, фактов; создание эффекта удивления, переживания; присутствие чувства юмора); Рефлексия анализа (обсуждение результатов, поощрения и выявления ошибок);
Предъявление учебных требований;
Авансированный успех (индивидуальный).
Занятия практические и теоретические как социально - организованные методы обучения.
Индивидуальная работа.
Социализация, как приобретение социального опыта через совместное участие в конкурсах, праздниках.
Проблемно – поисковый метод: создание проблемных ситуаций, требующие новых знаний, поисков, решений (кроссворды, загадки и т.д.); самоконструкция (индивидуальное создание эскиза, проекта, изделия).
В ходе реализации программы активно используются инновационные технологии:
|
|
1. Личностно – ориентированные технологии: Принцип самоактуализации
Принцип индивидуальности
Принцип субъектности
Принцип выбора
Принцип творчества и успеха
Принцип доверия и поддержки.
2. Здоровьесберегающие технологии;
приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;
формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);
развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни;
воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, отдыха и т.д.); воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;
формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций; воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;
воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;
формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;
развитие умений оказать первую медицинскую помощь;
формирование у учащихся знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.
3. Применение творческой проектной и исследовательской деятельности.
4. Информационно-коммуникационные технологии: электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, иллюстрации, видео-фрагменты процессов и явлений, видео-экскурсии) электронные и информационные ресурсы с аудио-информацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты); электронные и информационные ресурсы с аудио- и видео-информацией (аудио- и видео-объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, энциклопедии, словари, периодические издания); использование средств электронных образовательных ресурсов (презентации, видео- и аудио занятия, видеоролики).
|
|
Планируемые результаты освоения программы по декоративно-прикладному творчеству:
Личностные:
У учащихся будут сформированы качества: - положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала; - уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям; - внимательное отношение к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала;
- эмоционально-ценностное отношение к результатам труда.
Учащиеся получат возможность для формирования качеств: - чувства сопричастности к культуре своего народа; выражения отношения к окружающему миру; - положительной мотивации к изучению истории возникновения профессий; - представлений о роли труда в жизни человека; - адекватной оценки правильности выполнения задания.
Предметные:
Учащиеся научатся: - правильно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями);
- соблюдать технику безопасности и гигиену труда при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, игла…),
с пачкающимися материалами (клей, краска, пластилин, солёное тесто…);
- различать виды материалов (пластилин, бумага, гофрированный картон, ткань, нити, верёвки, фольга, проволока, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства;
- определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать одно детальные и много детальные конструкции;
- устанавливать последовательность изготовления изученных поделок из изученных материалов;
- называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезание, сгибание, сборка, процарапывание (в технике граттаж), вырезание, нарезание бумаги лапшой, скручивание и т.д.);
- использовать правила рациональной разметки деталей на плоскостных материалах (разметка на изнаночной стороне, экономия материала);
- понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки, что такое развёртка объёмного изделия;
- понимать правила безопасного пользования бытовыми электроприборами; - называть телефоны экстренных вызовов служб спасения;
- правильно работать ручными инструментами под контролем преподавателя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий (экономную разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея),
- эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку, выполнять разметку по шаблону, по линии сгиба, по специальным приспособлениям (линейка, угольник, сантиметровая лента), на глаз и от руки);
- выполнять комбинированные работы из разных материалов;
- выполнять разметку для шва на ткани с полотняным переплетением нити способом продёргивания нити; швы «вперёд-иголка» и обмёточный соединительный через край;
- экономно использовать материалы при изготовлении поделок.
Учащиеся получат возможность научиться: - рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом;
- определять неподвижное соединение деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип); - выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, швы «вперёд-иголка», «через край» и пр.);
- вести поиск и представлять информацию о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах; об истории возникновения бумаги и о бумажном производстве в наши дни; об истории новогодних игрушек и ёлочных украшений; об истории вышивки и её применении в современном мире; изготавливать удобным для себя способом из изученных материалов поделки: по образцу, и авторские, на тему.
Метапредметные: - понимания разнообразия и богатства художественных средств.
Регулятивные:
Учащиеся научатся: - понимать цель выполняемых действий;
- понимать важность планирования работы;
- с помощью педагога анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
- выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией педагога;
Познавательные
Учащиеся научатся: - различать виды материалов, их свойства, инструменты по их назначению, способы соединения деталей;
- характеризовать материалы по их свойствам;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны;
- конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов;
- анализировать образец, работать с простыми схемами и инструкциями. Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
- свободно ориентироваться по технологической карте;
- сравнивать, группировать, классифицировать плоскостные и объёмные изделия, инструменты, измерительные приборы, профессии.
Коммуникативные
Учащиеся научатся: - выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда; - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством педагога).
Учащиеся получат возможность научиться: - выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при посещении выставок декоративно-прикладного творчества;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий, по приёмам изготовления изделий.
Результатом реализации, адаптированной дополнительной образовательной программы по декоративно-прикладному творчеству должна стать «модель» (образ) выпускника творческого объединения. Модель выпускника - социально-адаптированная личность ребёнка с ОВЗ, способная к творческой самореализации.
Декоративно-прикладное творчество | |||
5 класс | |||
Четверть | Разделы | часы | |
1 четверть | Создание изделий из поделочных материалов и пластмасс (4ч) Вводное занятие. Введение в программу. - Основные понятия. Инструменты. Рабочая одежда. - Природный материал. Свойства. Использование для декорирования. - Бросовый материал. Свойства. Вторичное использование. Флористика (60 ч) - Основные понятия. Т.Б при работе. Уборка рабочего места. Закреплять умение контурного рисования. Упражнения на развитие цветовосприятия, воображения. - флористическая открытка. - букеты из осенних листьев; - коллаж «Сказочный мир». - декорирование камней, используя фактурный контур (клей ПВА) и акриловые краски. Конструирование из природного материала: - животные из желудей, шишек, каштанов. Объемная композиция: - шкатулка из апельсиновых корок; - декоративная ель; - композиция из сосновых веток; - выполнение икебаны; - объемная композиция «Сладкоежка» из засушенных плодов и ягод в форме торта; - выполнение объемных цветов из скорлупок; - мини-выставка. - композиция из сухоцветов «Букет в окне»; - растительный орнамент в круге, квадрате; - коллективная работа «Зоопарк» (камни, ракушки); - композиция-фантазирование «Жар-птица»; - композиция из ягод и цветов «Урожай»;-- Освоение техники объёмной сушки листьев. Способ высушивания под грузом. Природная форма, цвет, оттенки. -Эскиз композиции. Изготовление композиции. ü Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная” - Способы рисования кляксами. Рисование птиц, облаков. Средство выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. ü Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой” Самостоятельный выбор рисунка. Средство выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка. - Общие сведения о пластмассах как о веществе, искусственно создаваемом человеком, с заданными свойствами. -Использование пластмасс. -Экологические проблемы, связанные с производством и утилизацией пластмасс. Изготовление поделок из бросового материала. Варианты: Цветы из пластмассовых стаканчиков, игрушки из пластмассовых капсул (киндер-сюрприза), композиция из дисков. -«Композиции из дисков». - Утилизации ненужных вещей. -Поделки из компакт-дисков, как и любые поделки, бывают полезные и декоративные - поделка ради поделки. Декоративные поделки на основе дисков: панно, рамки для фото, подставки. - Украшение дисков: мехом, тканью, тесьмой, бисером, цветным картоном или самоклеящейся пленкой. Композиция «Мое лето» «Лесные сказки»; «Дары леса»; «Птичьи истории» и т.д | 64 часа | |
3 четверть
1 четверть
3 четверть
1 четверть
3 четверть
1 четверть
3 четверть | Работа с текстильными материалами (60ч) - Виды ниток. Свойства ниток. Назначение. Применение. Использование ниток в быту. Техника безопасности при работе с тканью, тесьмой, шнуром. -Упражнения: Игрушки из помпонов: «Божья коровка», «Цыплёнок». -Подбор материала для изготовления помпонов, -обмотка ниткой картонных кружков до тех пор, пока не заполнится всё отверстие, разрезание ниток по краю круга ножницами, -перемотка ниткой между двумя картонками и завязывание середины помпона, подравнивание концов помпона. -Для игрушек из двух и более помпонов – связывание помпонов нитками. - Работа по инструкции и показу учителя. -Наматывание ниток на картонную полоску до нужной толщины кисточки. -Затягивание верхней части кисточки для образования головки кисточки. -Разрезание нижней части кисточки ножницами, подравнивание концов прядей. Ткань. - Свойства ткани: мягкость, жёсткость, сминаемость. -упражнения: сгибание, распускание по нитям, сминание, разрезание ножницами, смачивание в воде. -Приёмы работы с тканью: разметка деталей, вырезание, обработка краёв ткани. -изучение свойств шнура, тесьмы: гибкость, мягкость; - продёргивание шнура, тесьмы. - составлять целое из частей, выкладывать шнур и тесьму по контуру. -Аппликация «Змейка»: приклеивание шнура по намеченным линиям. - украшение тесьмой среза закладки. Техника «Изонить» (20ч) -Знакомство с техникой изонити. Знакомство с Т.Б при работе с основными инструментами. Раздел углы. Понятие: угол, стороны угла. Вершина угла. Правила работы в технике «изонить». - Подбирать цветовое соотношение нитей. -Продевать нить в ушко (пластмассовой) иглы. -Подбор цвета нити к фону. -Выполнять узор в прямоугольнике (домик, закладка). -Геометрические фигуры круг, прямоугольник. Правила заполнения круга. -Правила безопасной работы. -Композиционное расположение на картоне. -Узор в квадрате (танцующие звезды). -Цветы, праздничная открытка. -Повторение пройденного. -Правила поведения в кабинете трудового обучения. ТБ, обязанности дежурного. 6 класс Оформление интерьера (4ч) Понятие дизайна. Зонирование помещения жилого дома. Композиция в интерьере: -виды композиции, ритм. -Декоративное оформление интерьера (цвет, отделочные материалы, текстиль) -Использование комнатных растений в интерьере, их декоративная ценность и влияние на микроклимат помещения. Флористика (46 ч) - Повторение пройденного материала. Инструктаж по технике безопасности. -Ракушки. Объемные изображения животных. Композиции на морскую тематику. Животные, насекомые, сконструированные из камушков, шишек, желудей. Выполнение композиций. - основы конструирования из природного материала; - уметь конструировать животных, насекомых из ракушек, шишек, желудей; - знать основы композиции и уметь применять полученные знания на практике; - сравнивать поделки, выполненные из разного материала. - композиция «Осенняя фантазия»; - украшения из сухоцветов; - «Декоративная композиция из цветов и листьев». - Аппликация - композиция «Жучки-паучки». Поделки из коры и бересты - объемная композиция «Флористическая ваза с цветами». - Конструирование из природного материала - композиция «На лесной опушке»; - композиция «Дары моря»; - коллективная работа «Морское дно»; - коллективная работа «Топают по Африке слоны, носороги и бегемоты». Объемная композиция: - макетирование «Сказочный домик»; - шкатулка и поднос «Любимый цвет» - работа с веточками, апельсиновыми корками и плодами; - флористическая ваза «Дары моря»; - объемная композиция и открытка на новогоднюю тему; - скульптура «Образ животного», «Птички-невелички»; - композиция «Башмачок»; -мини-выставка. Узор и орнамент. Роспись посуды - Основы росписи, её элементы. Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись. Повторение пройденного материала. Инструктаж по технике безопасности. Техника «Граттаж» (14 ч) – Познакомить учащихся с новой, нетрадиционной техникой; – Определить способы работы выполнения техники граттаж; - Учить подготавливать основу для граттажа. -Знакомить с основными выразительными средствами этой техники. - Основные графические элементы (точка.Линия, пятно) -Познакомить с поэтапным выполнением композиции в технике «Граттаж». (ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он был полностью покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок (в этом случае он заливается тушью без добавок). После высыхания палочкой процарапывается рисунок. - Цветной граттаж. Цветной картон или плотная бумага, предварительно затонированные акварельными красками либо гуашью, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом или пустой стержень, жидкое мыло. (ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист тонируется слоем гуаши (контрастным по цвету) с добавлением жидкого мыла. После высыхания палочкой процарапывается рисунок). - доработка недостающих деталей гуашью. Создание изделий из текстильных материалов (4ч) Повторение пройденного. Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. -Поделки из ниток своими руками подразумевают не только вышивание и вязание, из ниток можно плести и скручивать безумно уникальные и непревзойденные поделки, можно наклеивать и создавать картины и аппликации. - «Пейзаж из ниточной крошки». Выбор пейзажа, карандашный набросок. - Техника безопасности при работе с ножницами. -Подбор цветовой гаммы из нитей. - Нарезка ниточной крошки.Наклеивание на основу. Форма Ткачество (56ч) История ткачества в России, виды ткачества, техники ткачества, -Основы композиции; -Основы построения орнамента; -Основы цветоведения; -Способы нанесения рисунка на картон, способы перевода рисунка (эскиза); -Овладение учащимися основными приёмами ткачества. -Плетения простых и симметричных форм. Художественные ремесла. Вязание (20) - Ассортимент вязанных изделий в современной моде. -Инструменты и материалы для вязания. -Схемы для вязания, условные обозначения. -Подбор крючка в соответствии с пряжей. -Основные способы вязания крючком полотна, по кругу. -Вязание крючком или пальцами цепочки. 7 класс Оформление интерьера (4ч) (80ч) - Что такое композиция. Правила её составления. - Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.Рассмотрение на примерах понятия стилизации. -Приёмы стилизации образов и предметов. -Создание собственных стилизованных предметов. Флористика (20). - Поделки из круп: крупяная мозаика, кофейная ваза, подставка под горячее; - Пейзаж из каменной крошки. -«Мозаика из природного материала на пластилиновой основе». -«Декорируем рамки для фотографий, вазочки, бутылки, кашпо для растений или превращаем какую-нибудь ненужную жестянку в стакан для карандашей» - Презентация. - Подготовка основы. Контур. -Выкладка рисунка или узора из круп. -Покрытие лаком. Техника «Декупаж» (Плоскостные формы) (46 ч) -Изготовление изделий в технике Декупаж. Понятие и элементарные знания о технике Декупаж; -Техника безопасности при работе с режущими инструментами, клеем, лаком, грунтовкой. - Правила работы и соблюдение правил безопасности на уроке труда -Организация рабочего места; -Правильная посадка за столом при выполнении работы -«Что может декупаж». -Дизайнерские возможности декупажа. -Основные материалы и инструменты. -Знакомство с материалами, которые используются в работе. -Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка), выбор салфеток Вырезание/декопач (вырывание) салфетки с выбранным мотивом. Учимся клеить салфетку классическим способом. «Ставим руки». Работа с салфеткой, способы наклеивания без «морщин» Финишная отделка. Лакировка – понятие о различных типах лаков Техника «Граттаж» (10ч) - Этапы выполнения техники. -Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка. Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой. «Осенние мотивы»; «Мои воспоминания о лете»; «Город на Неве» и т.д Создание изделий из текстильных материалов (4ч) Ткань. - Свойства ткани: мягкость, жёсткость, сминаемость. -Упражнения: сгибание, распускание по нитям, сминание, разрезание ножницами, смачивание в воде. -Приёмы работы с тканью: разметка деталей, вырезание, обработка краёв ткани. -Изучение свойств шнура, тесьмы: гибкость, мягкость; - Продёргивание шнура, тесьмы. - составлять целое из частей, выкладывать шнур и тесьму по контуру. Приклеивание шнура по намеченным контурам. Объемные работы. Техника «Мокрое валяние»(76 ч) -«Откуда берётся шерсть» знакомство с техникой фелтинг(валяние) Принадлежности для работы в технике валяния. -Правила раскладывания шерсти. -Сборка войлочных украшений, бусы, брошки. -Подготовка рабочего места для «мокрого валяния». -Подбор шерсти по цвету для работы Работа с шерстью: - геометрическая форма: шар, величина, количество. -разминать, раскатывать круговыми движениями. -между ладонями шары из шерсти разные по величине. «Подвеска из бусин»; «Домашняя обувь»; «Брелок»; «Прихватка»; «Рамка для фотографий» и т.д -Техника безопасности при работе с мыльным раствором. «Украшение для волос»; «сувениры»; «Валентинки»; «Модный ремень» «Сумка» и т.д Художественные ремёсла: Ткачество (20 ч) Исторические сведения о плетении и ткачестве поясов, ковров, гобеленов, их значении в мужском и женском русском народном костюме. -Назначение и устройство оборудования, необходимого для ткачества. - Способы увеличение и уменьшение рисунка; - Классификацию поясов по способам изготовления; Плетение поясов разными способами Творческая работа: плетёный пояс - Назначение и устройство ткацкого станка; - Способы закрепления нитей утка; - Основные технологические приёмы изготовления гобелена; -Основы композиции Основы цветоведения. Основные, дополнительные и родственные цвета. -Цветовой контраст. Смешение цветов. Цвет в изделии. -Основные законы композиции. Достижение стилевого единства, - Зарисовка эскиза. Зарисовка отдельных деталей. -Ознакомление с образцами поясов, ковриков, гобеленов. -Ознакомление с орудиями ткачества: дощечками, бёрдышками, челноками, а также настольными ткацкими станками. -Организация рабочего места, правила безопасности труда. 8 класс Оформление интерьера (4ч) -Основы композиции. -Основы цветоведения. -Основные, дополнительные и родственные цвета. Цветовой контраст. -Смешение цветов. Цвет в изделии. -Основные законы композиции. -Достижение стилевого единства, -Зарисовка эскиза. Зарисовка отдельных деталей. -Знакомство с нетрадиционными техниками рисования “Монотипия пейзажная” -Понятия отпечатка и оттиска. -Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине. -Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Техника «Декупаж» (Обьёмные формы) (46ч) -Знакомство с техникой объемного декупажа. -Инструменты и материалы для занятий -Дизайнерские возможности декупажа. -Основные материалы и инструменты. -Знакомство с материалами, которые используются в работе. -Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка), -Выбор салфеток -Вырезание/декопач (вырывание) салфетки с выбранным мотивом. Учимся клеить салфетку классическим способом. «Ставим руки». Работа с салфеткой, способы наклеивания без «морщин» -Финишная отделка. -Лакировка – понятие о различных типах лаков Флористика (20 ч) Флористическая иллюстрация. - Поделки из круп: крупяная мозаика, кофейная ваза, подставка под горячее; - Пейзаж из каменной крошки. Поделки из коры и бересты - закладка и обложка для книги. Конструирование из природного материала - «Жучки-паучки», «Морские обитатели». Объемная композиция - «Флористическое дерево»; - Объемная композиция «Апельсиновая фантазия»; - Объемная композиция «Рождественская композиция», «Зимний лес»; - Подсвечник «Чудо-дерево»; - мини-выставка. Техника «Граттаж» (20 ч) Повторение пройденного материала. Инструктаж по технике безопасности. -Техника процарапывания. Правильное удержания стека. - имитирование шерсти животного, используя штриховку в разных направлениях. «Такая разная осень»; «Осенние паутинки»; Работы на дисках. Панно «Аквариумные рыбки» и т.д Создание изделий из текстильных материалов Техника «Шерстяная акварель» (60 ч) -Работа над картиной из шерсти. -Понятие эскиз. -Техника безопасности при работе с шерстью. -Выкладывание художественного войлока -Техники изображения объектов, предметов: -скручивание шерсти, -рубка шерсти и т.д. -Выбор идеи, создание эскиза, подготовка основы для будущей работы. -Технология создания натюрморта «Натюрморт»; «Морские истории»; «Забавные зверята»; «Краски природы» и т.д Ткачество (10) -Основные понятия и термины: ткачество, основа, уток, зевообразование, переплетение, перекрытие, рисунок переплетения, прокидка утка, плотность основы. -Направления в ткачестве: ручное ковроткачество на рамах, ремизное ткачество на ручных ткацких станках, промышленное ткачество (жаккард). - Изучение и знакомство с оборудованием и материалами для ручного ткачества: рамой, пряжей для основы и утка, колотушкой. Просмотр видеофильма. Художественные ремесла (4ч) Уточнение знаний о народных промыслах. Основные элементы. Ручная роспись ткани Техника «Батик» (26ч) - Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. - Виды батика. -Технология горячего батика. -Декоративные эффекты в горячем батике. -Технология холодного батика. -Декоративные эффекты в холодном батике. -Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. -Профессия художник росписи по ткани. - Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика. -Основы цветоведения. Цветовой круг. Правила сочетания цветов. Основные цвета: Жёлтый, синий, красный. Производные, хроматические и ахроматические холодные и теплые цвета. -Гармония цветовых сочетаний. -Психологическое воздействие на человека. -Упражнения для смешивания цветов. Творческое создание рисунков в смешанных, хроматических и ахроматических тонах. Основные элементы композиции. -Понятие «перспектива». -Правила построения композиции. -Материаловедение: Виды тканей используемых при росписи. -Рекомендации при подборе. Свойства тканей. -Правила и способы обработки тканей. -Понятие подрамник. -Правила и способы натягивания ткани на подрамник. (2 способа). |
80 часов
64 часа
80 часов | |
9 класс Дизайн и оформление интерьера Техника «Декупаж» (20 ч) -Знакомство с техникой художественный декупаж или имитация картины. -Грунтовка аргалита. -Композиция в декупаже, составление единого рисунка из нескольких фрагментов разных салфеток. -Наклеивание фоновой салфетки (орнамент и узор вместо краски) -Финишная отделка. Подрисовка теней, лакировка. -Кракелюрование. Техника безопасности при работе с кракелюром. Декорирование новогоднего шарика с использованием однокомпонентного кракелюра; «Шкатулка»; «Ваза» и т.д Флористика (20 ч) - «Флористический веер»; - воротничок; - ожерелье. - работа с соломкой: панно «Осенний лист», картина «Тюльпаны», «Зимний лес, «Шкатулка с аппликацией из соломки», декоративная кукла из соломки «Барышня». - Поделки из коры и бересты - украшения из бересты; - берестяная вазочка. - Конструирование из природного материала - брелоки и подвески из флористического материала; - «Избушка на курьих ножках»; - мини-выставка. Квилинг (20ч) - Ознакомление с основами дизайна, освоение нетрадиционной техники работы с бумагой (квиллинга). Возникновение техники квиллинга (бумагокручения) Возможности корейской бумажной пластики. -Связь бумажного искусства с жизнью. -Первые музеи бумажного искусства. Искусство бумагокручения в Европе, Америке, Корее. -Объемное бумагокручение, сувениры. Многофункциональность бумажной пластики. Выставочная деятельность. -Последовательность выполнения элементов: листок, лепесток, цветок, травка, бутон, ягода, плод, насекомые в разных ракурсах и цветовых сочетаниях. -Наиболее распространенные сочетания элементов. -Собственная стилизация форм растительного мира, творческая интерпретация. -Обобщение формы, анализ ее строения, пропорций. -Создание декоративно – пластической вариации, завершенная композиция. -Оформление работ. Возможности современных материалов в оформлении работ. Гармоничные сочетания фона и паспарту, подбор рамок для панно или формата для открытки. Обсуждение работ экспозиции выставки. -Технологические и композиционные приемы работы с бумагой. -Приемы работы с бумагой; Граттаж (20ч) -Познакомить с техникой цветного граттажа.- Создание линии с постепенным утолщением. -Создание эффектов многочисленных линий. -Использование скоб степлера (резак). -быстрый способ создания повсеместной фактуры. Птицы, животные, цветы, люди, пейзажи, абстрактные узоры. Надписи со словами; сюжеты с ночным городом, небо с салютом, картины на космическую и новогоднюю тематику. «Прекрасный цветок»; «Веер»; «Морская звезда»; «Сказочный сон» и т.д Создание изделий из текстильных материалов Валяние из шерсти (46 ч) -Этапы работы. Оборудование. Техника безопасности. - Раскладка шерсти по шаблону. -Алгоритм работы по созданию картины из шерсти. -Создание эскиза. - Выбор шерсти по цвету. -Освоение навыка «оттягивания шерсти» из гребенной ленты. -Украшение рамки для картины. Технология Батик (26ч) -Дополнительные эффекты в росписи. -Ошибки и их устранение. -Различные способы росписи тканей. -Узелковый батик. -Виды и способы раскраски тканей с помощью завязывания узелков (завязывание, скручивание, складывание и подгибание). -Техника безопасности при окрашивании ткани. Творческая работы: Открытка «Цветочная фантазия»; «Летний пейзаж»; «Радужное настроение» и т.д. Искусство ручного ткачества (10). Нетрадиционные техники плетения; -История ковроткачества; -Фамилии имена местных мастеров; -Требование техники безопасности при работе на станке, ножницами, иглами, крючком, красящими веществами и правила личной гигиены при работе с нитками. -Материалы, применяемые для изготовления ковров и гобеленов. -Оборудование для ручного ткачества. -Основные приемы ручного ткачества, цвет, орнамент в ковровой комбинации. -Этапы изготовления художественных изделий в техниках плетения -Технология создания декоративного вязаного или тканого изделия. -Способы окончательной обработки декоративного изделия. Технология «Пэчворк» (18 ч) - Повторение пройденного. История лоскутного шитья. Инструменты и материалы. - Правила безопасности -Декатировка. Раскрой деталей. -Свойства тканей. Виды тканей. -Работа с тканями в процессе эксплуатации. Подготовка ткани к работе. -Изготовление деталей для раскроя. -Раскрой лоскутных деталей. - Ткань, вырезание, приклеивание. -Пуговица, сквозное отверстие, пришивание, нитки катушечные. -Пуговицы. Виды пуговиц. Применение в быту. -Способы пришивания пуговиц со сквозными отверстиями. Пришивание пуговиц: с 2-мя отверстиями - 4-5 стежками катушечными нитками № 40-60 под цвет пуговицы. Аппликация из ткани и пуговиц: «Корзина с цветами» (коллективная работа) Выкладывание по контуру дерева пуговиц, составление композиции. 10 класс Дизайн и оформление интерьера Техника «Декупаж» (36 ч) - Из истории Декупажа. Рассматривание готовых изделий. -Материалы и инструменты используемые на уроке. -Рассматривание разных видов салфеток и рисунков на них. -Правила работы мастера на уроке труда. Инструктаж по ТБ. -Знакомство с этапами работы Презентация. -Нанесение грунтовки на заготовку. ТБ при работе с грунтовкой. -Наклеивание салфетки. ТБ при работе с клеем. -Нанесение краски для оформления фона. -Покрытие работы лаком на водной основе. -Заключительная работа. Подведение итогов. Флористика (20 ч) -Орнамент. Историческая справка. Особенности орнамента у разных народов. Использование. - Виды орнаментов: растительный, геометрический, зооморфный и др. -Выкладывание элементов узора из разного материала. -Творческие задания (укрась шарфик; скатерть; платок) Квилинг (20ч) -Цветоведение. -Основные и дополнительные цвета. -Контрасты и нюансы. -Гармония в композиции и в цвете. -Ограничение цветовой гаммы несколькими цветами. -Смешение пастельных оттенков бумаги, создание мягких переходов от одного цвета к другому. -Традиционные цветосочетания, использование пастельной и контрастной бумаги для моделировки форм, декоративных элементов и фона. -Особенности формирования композиций. Равновесие и центр композиции. -Гармоничное насыщение композиции крупными и мелкими, объемными и плоскостными элементами. Гармония в композиции и в цвете. -Использование закона цветового контраста и нюанса. -Особенности мелких выразительных деталей. -Плоскостные элементы (листья, стебли, завитки и т.д.) -Объемные элементы (бутоны, цветы, ягоды, плоды, насекомые и т.д.) Техника «Граттаж» (20 ч) - Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. -Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка. -Материалы. Оборудование и инструменты. -Особенности выцарапывания. -Этапы работы. Сувенирные картинки. Магнитики. «Обитатели леса»; «Птицы»; «Весёлый ручей» и т.д Создание изделий из текстильных материалов Валяние из шерсти (40 ч) -Правила раскладки шерсти на картонной основе для объемных изделий. -Закрепление способов укладки шерсти: правила отрывания и придание округлой формы. -Алгоритм раскладывания шерсти. -Выбор размера и формы изделия. -Раскладывание шерсти с опорой на рисунок изделия. -Промывание готового изделия в проточной воде. Сушка. Искусство ручного ткачества (4 ч) Гобелен как вид художественного творчества Ткачество в жизни людей. Мифы и легенды, связанные с изготовлением тканей. Западноевропейские шпалеры, шпалеры-вердюры, гобелены. Первая Петербургская шпалерная мануфактура. Формирование коврового промысла в России. Советский гобелен. · - Подготовка рамы к ткачеству, снование, зевообразовательные · -Приспособлениядля работы на ткальной раме, · -Работа с шаблонами; Техника «Батик» (40 ч) - Художественной росписи тканей. - Свободная роспись. -Морские сюжеты. -Изготовление штемпелей из природных материалов для печатанья на ткани. -Понятие орнамент. Правила построения орнамента. -Сухой батик. Понятие сухой батик. - Способы грунтовки ткани. Материалы и инструменты для сухого батика. Последовательность работы. -Т.Б при работе. -Подготовка ткани к росписи. -Подготовка краски с помощью загусток. Техника «Пэчворк» (36ч) -Изготовление предметов быта в лоскутной технике. -Выбор модели и ее назначения, эскизирование. -Средства композиции и цвет швейных изделий и изделий декоративно –прикладного творчества -Подбор ткани по цвету, фактуре, рисунку. Подготовка ткани к работе. -Раскрой. -Изготовление изделия в лоскутной технике, в технике накладного шитья. -Окончательная обработка изделия. -Влажно-тепловая обработка. -Контроль качества готового изделия. Объекты труда: Фартук, прихватка, коврик, наволочка, панно и др. 11 класс Дизайн и оформление интерьера Техника «Декупаж» (36 ч) -Материалы и инструменты используемые на уроке. -Рассматривание разных видов салфеток и рисунков на них. -Правила работы мастера на уроке труда. Инструктаж по Технике безопасности. -Знакомство с этапами работы. - Презентация. -Нанесение грунтовки на заготовку. Техника безопасности при работе с грунтовкой. -Наклеивание салфетки. Техника безопасности при работе с клеем. -Нанесение краски для оформления фона. -Покрытие работы лаком на водной основе. -Заключительная работа. Подведение итогов. Флористика (20 ч) Составление букетов. Композиции из сухоцветов, плодов, ягод, веточек. Выполнение орнаментальных композиций, коллажей, открыток, украшений, обложек и закладок для книг. - правила сбора и хранения флористического материала; - правила составления букетов; - основы композиции; правила работы с флористическим материалом; - орнаментальные композиции, коллажи, открытки, элементы декора из сухоцветов, плодов, ягод и веточек; - оформление флористических работ. Квиллинг (20ч) -Особенности работы с двусторонней бумагой. -Возможные варианты нарезания полос. -Постановка руки. -Хранение заготовленных элементов. -Оснащение рабочего места. -Рабочая зона на столе, освещение. Метод синхронной работы в группе. Выполнение работ от простого к сложному. -Технология создания картин из бумажных лент. Граттаж (20ч) - Виды техник граттажа с использованием различных инструментов (зубочистка, стержень от ручки, вилка и т.д) -Материалы. Оборудование и инструменты. -Особенности выцарапывания. -Этапы работы. Подготовка листа к работе. -Техника безопасности при работе. «Осенняя фантазия»; «Портрет»; «Грибы»; «Натюрморт»; «Вечерняя прогулка» и т.д Создание изделий из текстильных материалов Валяние из шерсти (50 ч) «Мокрое валяние» и «сухое». -Принадлежности для работы в технике валяния. -Упражнение по раскладыванию шерсти. -Изготовление ковров простой формы. -ТБ при работе с иглами, ножницами, клеем -Вяляние полотна. Творческие работы: подарок к празднику; тёплый сувенир; мягкое чудо; бижутерия; футляр для очков и т.д Техника «Батик» (28ч) -Технология росписи ткани способом «холодный батик». -Правила нанесения рисунка на ткань. -Работа с резервом (пластиковый шприц). -Роспись цветными резервами. -Проверка нанесения резерва. - Приемы росписи рисунка. -Спецэффекты. -Способы устранения ошибок и превращения дефектов в эффекты. -Солевые эффекты. -Упражнение на проведение замкнутых контуров. -Упражнение на заливку красками: эффект лепестка. -Эффект жилок. -Эффект дождевых капель. -Творческая работа (рыбки, парусник) Возможны варианты. Искусство ручного ткачества (4ч) -Стадии работы над гобеленом: формирование идеи, разработка фор-эскиза, эскиз изделия, аналитические расчёты, подбор материалов. Техника «Пэчворк» (38ч) -Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна (хлопок, лён, джут, кенаф). Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Долевая (основная) и поперечная (уточная0 нити, кромка и ширина ткани. Ткацкие переплетения. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Материалы применяемые в декоративно-прикладном искусстве. -Изучение свойств нитей основы и утка. -Определение направления долевой нити в ткани. -Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения. -Изготовление шаблонов. -Подбор тканей по цвету. -Раскрой ткани. -Составление композиции из элементов. -Соединение частей композиции с основой. -Обрамление композиции натюрморта. Отделочные работы. | |||
Материально – техническое обеспечение:
Оборудование инструменты:
Батик:
Шприц – флаконы
Кисти широкая, узкая (строительная)
Резервирующий состав
Краски для батика
Кнопки-гвоздики
Грунт для батика
Контур
Рамка
Ткань (подкладочная, светлых тонов)
Ткачество:
столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллаж для хранения материалов и демонстрации выполненных работ, станки ткацкие не большие, станок ткацкий большой,нитки разной фактуры и толщины, карандаши, линейки, ножницы.
Шерсть мериносовая, кардачёс.
Рамки для картин.
Пэчворк:
Пластмассовые иглы различного размера, наперстки, ножницы, распарыватель, линейки, карандаши.
Материалы: различные лоскуты ткани, меха, бумага, картон, нитки армированные, простые, мулине и др., вата, синтепон, пуговицы, тесьма, шнуры, кружево.
Граттаж:
1. Плотная бумага (картон).
2. Тушь и мыло или черная гуашь, акрил.
2. 3. Масляная пастель, восковые мелки или акварель и свеча.
4. Широкая кисть.
5. Инструменты для процарапывания (острая палочка, зубочистка)
Кляксография:
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.
Квил л инг:
Приспособление для закрутки бумаги.
Пинцет.
Зубочистки, игла, шило.
Клеи (ПВА, герметик, супер – момент).
Возможные варианты хранения мелких элементов, заготовок и полос. Ножницы обычные и фигурные.
Кисточки.
Краска КЧ акрил.
Подставки. Линейки.
Инструменты: молоток, пассатижи, отвёртки,
Бумага бархатная.
Пряжа для вязания - толстая. Тесьма, сутаж, шнуры цветные.
Пуговицы. Вата, синтепон.
Пайетки, бисер, стеклярус, бусины.
Природно–растительный материал:
шишки, скорлупа, листья, веточки, цветы, крупы, семена, зёрна, плоды, кожура, ракушки. Мука, соль. Проволока медная, алюминиевая, стальная, в оплётке. Шпагат бумажный, синтетический.
Бросовый материал:
коробки, пластиковые стаканчики, бутылочки, крышки от бутылок, баночек, зубной пасты, кремов, шампуней, палочки, компьютерные диски, пластинки, зубочистки, потолочная плитка, обои и т.п.
Разное:
Коробки для хранения.
Плакаты.
Список литературы:
1.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюпод редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
2.Бгажнкова И.М.«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» Москва2007г.
3. МараАнтоначчио «Декупаж. Салфеточная техника»
4.Светалана Юсель «Декупаж. Самая полная энциклопедия»АСТ-Пресс Книга.2012.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011г.
6. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. – М.: Эксмо, 2011г.
7. Белякова О.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ, 2009г.
8. Нестерова Д.В. Плетение лозой, ивой, берестой: самоучитель. – М.: РИПОЛ Классик, 2009г.
9. Панеева И.А. Поделки из природных материалов. – М.: Олма Медиа Групп, 2011г.
10.Васильченко А.А. Панно и гобелены в нетрадиционной технике – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 64 с.: ил. – (Золотые страницы рукоделия).
11.Макарова М.П. Традиции народного ткачества в творческих работах школьников // Школа и производство. – 2002.-№3-С.1-80
12.Основы художественного ремесла: 2 ч. Ч 1. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Композиция и колорирование текстильных художественных изделий / пособие для учителя / под редакцией В.А.Барадулина и О.В. Танкус. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с., ил.
13.Щербакова Л.П. Изучение ткачества в школе // Школа и производство. – 1998.-№4-С.56-63
14.Муханова И.Ю. Лоскутная живопись.- М.: Олма-Пресс образование. 2005.
15.Шарлотт Герлингс. Пэчворк. Пошаговые мастер-классы для начинающих/ Шарлотт Герлингс. – М.: Эксмо, 2013. – 48 с.: ил.