Описание ценностных ориентиров предмета

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается черезиспользование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, предполагающих включение различных анализаторов в образовательном процессе, смену видов деятельности, исходя из индивидуальных психофизиологических особенностей и уровня работоспособности обучающихся, деятельностный подход в процессе усвоения учебного материала.

Основные этапы реализации программы:

 Для детей с ограниченными возможностями здоровья важна частая смена видов рукоделия и поэтому в программу темы были распределены по разделам. Обучение включает теоретический и практический материал. Теоретическая часть включает пояснения преподавателя с показом дидактического материала и демонстрация приёмов работы. В практической части осваиваются вырезание деталей и их соединения, приёмы шитья и модулирования, затем выполнение индивидуальных и самостоятельных работ. Свободная форма обучения способствует меньшей утомляемости, воспитывает взаимоконтроль, готовит к практической трудовой деятельности.

 

 

классы

 Разделы

5 Создание изделий из поделочных материалов и пластмасс (4ч) Флористика (60 ч)     Работа с текстильными материалами (60ч)     Техника «Изонить» (20ч)  
6 Оформление интерьера (4ч) Флористика (46 ч) Техника «Граттаж» (14ч) Создание изделий из текстильных материалов (4ч) Ткачество (56ч) Художественные ремесла (4ч) Вязание (16ч)  
7 Оформление интерьера (4ч) Техника «Декупаж» (Плоскостные формы) (46 ч) Флористика (20 ч) Граттаж (10 ч) Создание изделий из текстильных материалов (4ч) Техника «Мокрое валяние»(76 ч)   Художественные ремёсла: Ткачество (20 ч)  
8 Оформление интерьера (4ч) Техника «Декупаж» (Обьёмные формы) (46ч) Флористика (20 ч) Граттаж (10 ч) Создание изделий из текстильных материалов: Техника «Шерстяная акварель» (60 ч) Ткачество (10) Художественные ремесла. Ручная роспись ткани (4ч) Техника «Батик» (26ч)  
9 Дизайн и оформление интерьера: Техника «Декупаж» (Состаривание изделий (кракелюр)) (20 ч) Флористика (20 ч) Квилинг (20ч) Граттаж (20ч) Создание изделий из текстильных материалов: Валяние из шерсти (46 ч) Техника «Батик» (26 ч)   Искусство ручного ткачества (10) Техника «Пэчворк» (18ч)  
10 Дизайн и оформление интерьера: Техника «Декупаж»  (36 ч) Флористика (20 ч) Квилинг (20ч) Граттаж (20ч) Создание изделий из текстильных материалов: Валяние из шерсти (40 ч) Техника «Батик» (40ч)   Искусство ручного ткачества (4ч) Техника «Пэчворк» (36ч)
11 Дизайн и оформление интерьера: Техника «Декупаж» (36 ч) Флористика (20 ч) Квилинг (20ч) Граттаж (20ч) Создание изделий из текстильных материалов: Валяние из шерсти (50 ч) Техника «Батик» (28ч) Искусство ручного ткачества (4ч) Техника «Пэчворк» (38ч)

 

Образовательно-воспитательный процесс включает обучение разным видам декоративно-прикладного творчества, сочетающих в себе эстетические и практические качества. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы, учащиеся создают  не только полезные предметы  быта, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение. В процессе работы у учащихся развиваются чувства цвета, ритма; тренируются пальцы рук (развитие моторики), глазомер; воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира; формируются понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание свойств материала и его применение, любовь и бережное отношение к природе.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.      

 Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приёмы подкрепляются практическим применением к жизни.        

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: - исторический аспект, знакомит ребят с традициями, обычаями и обрядами как важнейшими средствами народной педагогики;

 - связь с современностью; 

- освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий;

 - выполнение творческих работ; 

 - предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объёму, интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед воспитанником ставится задача определить назначение своего изделия.

С первых же занятий учащиеся приучаются работать по плану: 

- создание эскиз;

 - подбор и воплощение в материале; 

- выявление формы с помощью декоративных фактур. 

Программа ориентирует учащихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в неё включены участие в конкурсах и на выставках.     

Обучение включает следующие методы и приемы:

Стимулирование и мотивация: Наглядность (иллюстрации, видеозаписи, фотографии, экскурсии);

 Индукция (проблемные ситуации, ситуация новизны, активизирующая познавательный процесс);

Витагенное обучение (опора на жизненный опыт учащегося);

 Дискуссии (в процессе обсуждения и спора возникает интерес к данному виду деятельности);

Эмоциональность (яркость, занимательность примеров, опытов, фактов; создание эффекта удивления, переживания; присутствие чувства юмора); Рефлексия анализа (обсуждение результатов, поощрения и выявления ошибок);

 Предъявление учебных требований;

 Авансированный успех (индивидуальный).

Занятия практические и теоретические как социально - организованные методы обучения.

Индивидуальная работа.

Социализация, как приобретение социального опыта через совместное участие в конкурсах, праздниках.

Проблемно – поисковый метод:    создание проблемных ситуаций, требующие новых знаний, поисков, решений (кроссворды, загадки и т.д.); самоконструкция (индивидуальное создание эскиза, проекта, изделия).

 

В ходе реализации программы активно используются инновационные технологии:

 1. Личностно – ориентированные технологии:  Принцип самоактуализации

 Принцип индивидуальности

Принцип субъектности

Принцип выбора

 Принцип творчества и успеха

 Принцип доверия и поддержки.

2. Здоровьесберегающие технологии;

приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);

 развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни;

воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, отдыха и т.д.);  воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;

 формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;  воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;

 воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;

 формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

 развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

 формирование у учащихся знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.

3. Применение творческой проектной и исследовательской деятельности.

 4. Информационно-коммуникационные технологии:  электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, иллюстрации, видео-фрагменты процессов и явлений, видео-экскурсии) электронные и информационные ресурсы с аудио-информацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);  электронные и информационные ресурсы с аудио- и видео-информацией (аудио- и видео-объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, энциклопедии, словари, периодические издания);  использование средств электронных образовательных ресурсов (презентации, видео- и аудио занятия, видеоролики).  

 

 

Планируемые результаты освоения программы по декоративно-прикладному творчеству:

Личностные:

 У учащихся будут сформированы качества: - положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала; - уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям; - внимательное отношение к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала;

 - эмоционально-ценностное отношение к результатам труда.

 Учащиеся получат возможность для формирования качеств: - чувства сопричастности к культуре своего народа; выражения отношения к окружающему миру; - положительной мотивации к изучению истории возникновения профессий; - представлений о роли труда в жизни человека; - адекватной оценки правильности выполнения задания.

Предметные:

 Учащиеся научатся: - правильно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями);

 - соблюдать технику безопасности и гигиену труда при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, игла…),

с пачкающимися материалами (клей, краска, пластилин, солёное тесто…);

- различать виды материалов (пластилин, бумага, гофрированный картон, ткань, нити, верёвки, фольга, проволока, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства;

 - определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать одно детальные и много детальные конструкции;

 - устанавливать последовательность изготовления изученных поделок из изученных материалов;

- называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезание, сгибание, сборка, процарапывание (в технике граттаж), вырезание, нарезание бумаги лапшой, скручивание и т.д.);

 - использовать правила рациональной разметки деталей на плоскостных материалах (разметка на изнаночной стороне, экономия материала);

 - понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки, что такое развёртка объёмного изделия; 

- понимать правила безопасного пользования бытовыми электроприборами; - называть телефоны экстренных вызовов служб спасения; 

- правильно работать ручными инструментами под контролем преподавателя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;

 - различать материалы и инструменты по их назначению;

- выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий (экономную разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея), 

- эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку, выполнять разметку по шаблону, по линии сгиба, по специальным приспособлениям (линейка, угольник, сантиметровая лента), на глаз и от руки); 

- выполнять комбинированные работы из разных материалов; 

- выполнять разметку для шва на ткани с полотняным переплетением нити способом продёргивания нити; швы «вперёд-иголка» и обмёточный соединительный через край; 

- экономно использовать материалы при изготовлении поделок.

 Учащиеся получат возможность научиться: - рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом;

- определять неподвижное соединение деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип); - выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, швы «вперёд-иголка», «через край» и пр.);

- вести поиск и представлять информацию о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах; об истории возникновения бумаги и о бумажном производстве в наши дни; об истории новогодних игрушек и ёлочных украшений; об истории вышивки и её применении в современном мире; изготавливать удобным для себя способом из изученных материалов поделки: по образцу, и авторские, на тему.

Метапредметные:   - понимания разнообразия и богатства художественных средств.

Регулятивные:

Учащиеся научатся: - понимать цель выполняемых действий; 

- понимать важность планирования работы; 

- с помощью педагога анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;

 - выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией педагога;

 

Познавательные

Учащиеся научатся: - различать виды материалов, их свойства, инструменты по их назначению, способы соединения деталей;

 - характеризовать материалы по их свойствам; 

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; 

- группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны; 

- конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов; 

- анализировать образец, работать с простыми схемами и инструкциями. Учащиеся получат возможность научиться:

 - осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; 

- свободно ориентироваться по технологической карте; 

- сравнивать, группировать, классифицировать плоскостные и объёмные изделия, инструменты, измерительные приборы, профессии.

Коммуникативные

 Учащиеся научатся: - выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда; - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

 - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством педагога).

Учащиеся получат возможность научиться: - выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при посещении выставок декоративно-прикладного творчества; 

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

 - задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий, по приёмам изготовления изделий. 

Результатом реализации, адаптированной дополнительной образовательной программы по декоративно-прикладному творчеству должна стать «модель» (образ) выпускника творческого объединения. Модель выпускника - социально-адаптированная личность ребёнка с ОВЗ, способная к творческой самореализации. 

 

Декоративно-прикладное творчество

5 класс

 Четверть

Разделы

часы

1 четверть

Создание изделий из поделочных материалов и пластмасс (4ч) Вводное занятие. Введение в программу. - Основные понятия. Инструменты. Рабочая одежда. - Природный материал. Свойства. Использование для декорирования. - Бросовый материал. Свойства. Вторичное использование.   Флористика (60 ч) - Основные понятия. Т.Б при работе. Уборка рабочего места. Закреплять умение контурного рисования. Упражнения на развитие цветовосприятия, воображения.  - флористическая открытка. - букеты из осенних листьев; - коллаж «Сказочный мир».   - декорирование камней, используя фактурный контур (клей ПВА) и акриловые краски.  Конструирование из природного материала:  - животные из желудей, шишек, каштанов.    Объемная композиция:  - шкатулка из апельсиновых корок; - декоративная ель;  - композиция из сосновых веток; - выполнение икебаны; - объемная композиция «Сладкоежка» из засушенных плодов и ягод в форме торта;  - выполнение объемных цветов из скорлупок; - мини-выставка. - композиция из сухоцветов «Букет в окне»; - растительный орнамент в круге, квадрате; - коллективная работа «Зоопарк» (камни, ракушки); - композиция-фантазирование «Жар-птица»;  - композиция из ягод и цветов «Урожай»;-- Освоение техники объёмной сушки листьев. Способ высушивания под грузом. Природная форма, цвет, оттенки.  -Эскиз композиции. Изготовление композиции.    ü Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная” - Способы рисования кляксами. Рисование птиц, облаков. Средство выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. ü Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой”  Самостоятельный выбор рисунка. Средство выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.   - Общие сведения о пластмассах как о веществе, искусственно создаваемом человеком, с заданными свойствами. -Использование пластмасс. -Экологические проблемы, связанные с производством и утилизацией пластмасс. Изготовление поделок из бросового материала. Варианты: Цветы из пластмассовых стаканчиков, игрушки из пластмассовых капсул (киндер-сюрприза), композиция из дисков. -«Композиции из дисков». - Утилизации ненужных вещей. -Поделки из компакт-дисков, как и любые поделки, бывают полезные и декоративные - поделка ради поделки. Декоративные поделки на основе дисков: панно, рамки для фото, подставки. - Украшение дисков: мехом, тканью, тесьмой, бисером, цветным картоном или самоклеящейся пленкой. Композиция «Мое лето» «Лесные сказки»; «Дары леса»; «Птичьи истории» и т.д   64 часа

 

3 четверть

 

1 четверть

 

3 четверть

 

 

1 четверть

 

 

3 четверть

 

 

1 четверть

 

 

3 четверть

  Работа с текстильными материалами (60ч)   - Виды ниток. Свойства ниток. Назначение. Применение. Использование ниток в быту. Техника безопасности при работе с тканью, тесьмой, шнуром.   -Упражнения: Игрушки из помпонов:  «Божья коровка», «Цыплёнок». -Подбор материала для изготовления помпонов, -обмотка ниткой картонных кружков до тех пор, пока не заполнится всё отверстие, разрезание ниток по краю круга ножницами, -перемотка ниткой между двумя картонками и завязывание середины помпона, подравнивание концов помпона. -Для игрушек из двух и более помпонов – связывание помпонов нитками. - Работа по инструкции и показу учителя.  -Наматывание ниток на картонную полоску до нужной толщины кисточки. -Затягивание верхней части кисточки для образования головки кисточки. -Разрезание нижней части кисточки ножницами, подравнивание концов прядей. Ткань. - Свойства ткани: мягкость, жёсткость, сминаемость. -упражнения: сгибание, распускание по нитям, сминание, разрезание ножницами, смачивание в воде. -Приёмы работы с тканью: разметка деталей, вырезание, обработка краёв ткани. -изучение свойств шнура, тесьмы: гибкость, мягкость; - продёргивание шнура, тесьмы. - составлять целое из частей, выкладывать шнур и тесьму по контуру. -Аппликация «Змейка»: приклеивание шнура по намеченным линиям. - украшение тесьмой среза закладки.     Техника «Изонить» (20ч) -Знакомство с техникой изонити. Знакомство с Т.Б при работе с основными инструментами. Раздел углы. Понятие: угол, стороны угла. Вершина угла. Правила работы в технике «изонить».   - Подбирать цветовое соотношение нитей. -Продевать нить в ушко (пластмассовой) иглы. -Подбор цвета нити к фону. -Выполнять узор в прямоугольнике (домик, закладка). -Геометрические фигуры круг, прямоугольник. Правила заполнения круга. -Правила безопасной работы. -Композиционное расположение на картоне. -Узор в квадрате (танцующие звезды). -Цветы, праздничная открытка. -Повторение пройденного. -Правила поведения в кабинете трудового обучения. ТБ, обязанности дежурного.     6 класс Оформление интерьера (4ч) Понятие дизайна. Зонирование помещения жилого дома. Композиция в интерьере: -виды композиции, ритм. -Декоративное оформление интерьера (цвет, отделочные материалы, текстиль) -Использование комнатных растений в интерьере, их декоративная ценность и влияние на микроклимат помещения.   Флористика (46 ч) - Повторение пройденного материала. Инструктаж по технике безопасности. -Ракушки. Объемные изображения животных. Композиции на морскую тематику. Животные, насекомые, сконструированные из камушков, шишек, желудей. Выполнение композиций. - основы конструирования из природного материала; - уметь конструировать животных, насекомых из ракушек, шишек, желудей; - знать основы композиции и уметь применять полученные знания на практике; - сравнивать поделки, выполненные из разного материала.  - композиция «Осенняя фантазия»; - украшения из сухоцветов;  - «Декоративная композиция из цветов и листьев».  - Аппликация - композиция «Жучки-паучки».   Поделки из коры и бересты - объемная композиция «Флористическая ваза с цветами».  - Конструирование из природного материала - композиция «На лесной опушке»; - композиция «Дары моря»; - коллективная работа «Морское дно»;  - коллективная работа «Топают по Африке слоны, носороги и бегемоты».  Объемная композиция:  - макетирование «Сказочный домик»; - шкатулка и поднос «Любимый цвет» - работа с веточками, апельсиновыми корками и плодами; - флористическая ваза «Дары моря»; - объемная композиция и открытка на новогоднюю тему; - скульптура «Образ животного», «Птички-невелички»;  - композиция «Башмачок»;  -мини-выставка.       Узор и орнамент. Роспись посуды - Основы росписи, её элементы.  Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись. Повторение пройденного материала. Инструктаж по технике безопасности.   Техника «Граттаж» (14 ч) – Познакомить учащихся с новой, нетрадиционной техникой; – Определить способы работы выполнения техники граттаж;  - Учить подготавливать основу для граттажа. -Знакомить с основными выразительными средствами этой техники. - Основные графические элементы (точка.Линия, пятно) -Познакомить с поэтапным выполнением композиции в технике «Граттаж». (ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он был полностью покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок (в этом случае он заливается тушью без добавок). После высыхания палочкой процарапывается рисунок. - Цветной граттаж. Цветной картон или плотная бумага, предварительно затонированные акварельными красками либо гуашью, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом или пустой стержень, жидкое мыло. (ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист тонируется слоем гуаши (контрастным по цвету) с добавлением жидкого мыла. После высыхания палочкой процарапывается рисунок). - доработка недостающих деталей гуашью.   Создание изделий из текстильных материалов (4ч) Повторение пройденного. Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. -Поделки из ниток своими руками подразумевают не только вышивание и вязание, из ниток можно плести и скручивать безумно уникальные и непревзойденные поделки, можно наклеивать и создавать картины и аппликации.  - «Пейзаж из ниточной крошки». Выбор пейзажа, карандашный набросок. - Техника безопасности при работе с ножницами. -Подбор цветовой гаммы из нитей. - Нарезка ниточной крошки.Наклеивание на основу. Форма   Ткачество (56ч) История ткачества в России, виды ткачества, техники ткачества, -Основы композиции; -Основы построения орнамента; -Основы цветоведения; -Способы нанесения рисунка на картон, способы перевода рисунка (эскиза); -Овладение учащимися основными приёмами ткачества. -Плетения простых и симметричных форм.     Художественные ремесла. Вязание  (20) - Ассортимент вязанных изделий в современной моде. -Инструменты и материалы для вязания. -Схемы для вязания, условные обозначения. -Подбор крючка в соответствии с пряжей. -Основные способы вязания крючком полотна, по кругу. -Вязание крючком или пальцами цепочки.   7 класс     Оформление интерьера (4ч)               (80ч) - Что такое композиция. Правила её составления. - Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.Рассмотрение на примерах понятия стилизации. -Приёмы стилизации образов и предметов. -Создание собственных стилизованных предметов.   Флористика (20). - Поделки из круп: крупяная мозаика, кофейная ваза, подставка под горячее;  - Пейзаж из каменной крошки. -«Мозаика из природного материала на пластилиновой основе». -«Декорируем рамки для фотографий, вазочки, бутылки, кашпо для растений или превращаем какую-нибудь ненужную жестянку в стакан для карандашей» - Презентация. - Подготовка основы. Контур. -Выкладка рисунка или узора из круп. -Покрытие лаком.    Техника «Декупаж» (Плоскостные формы) (46 ч)   -Изготовление изделий в технике Декупаж. Понятие и элементарные знания о технике Декупаж; -Техника безопасности при работе с режущими инструментами, клеем, лаком, грунтовкой. - Правила работы и соблюдение правил безопасности на уроке труда -Организация рабочего места; -Правильная посадка  за столом при выполнении работы -«Что может декупаж». -Дизайнерские возможности декупажа. -Основные материалы и инструменты. -Знакомство с материалами, которые используются в работе. -Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка), выбор салфеток Вырезание/декопач (вырывание) салфетки с выбранным мотивом. Учимся клеить салфетку классическим способом. «Ставим руки». Работа с салфеткой, способы наклеивания без «морщин» Финишная отделка. Лакировка – понятие о различных типах лаков   Техника «Граттаж» (10ч) - Этапы выполнения техники. -Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка. Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой. «Осенние мотивы»; «Мои воспоминания о лете»; «Город на Неве» и т.д   Создание изделий из текстильных материалов (4ч) Ткань. - Свойства ткани: мягкость, жёсткость, сминаемость. -Упражнения: сгибание, распускание по нитям, сминание, разрезание ножницами, смачивание в воде. -Приёмы работы с тканью: разметка деталей, вырезание, обработка краёв ткани. -Изучение свойств шнура, тесьмы: гибкость, мягкость; - Продёргивание шнура, тесьмы. - составлять целое из частей, выкладывать шнур и тесьму по контуру.  Приклеивание шнура по намеченным контурам. Объемные работы. Техника «Мокрое валяние»(76 ч) -«Откуда берётся шерсть» знакомство с техникой фелтинг(валяние) Принадлежности для работы в технике валяния. -Правила раскладывания шерсти. -Сборка войлочных украшений, бусы, брошки. -Подготовка рабочего места для «мокрого валяния». -Подбор шерсти по цвету для работы Работа с шерстью: - геометрическая форма: шар, величина, количество. -разминать, раскатывать круговыми движениями. -между ладонями шары из шерсти  разные по величине. «Подвеска из бусин»; «Домашняя обувь»; «Брелок»; «Прихватка»; «Рамка для фотографий» и т.д -Техника безопасности при работе с мыльным раствором. «Украшение для волос»; «сувениры»; «Валентинки»; «Модный ремень» «Сумка» и т.д   Художественные ремёсла: Ткачество (20 ч) Исторические сведения о плетении и ткачестве поясов, ковров, гобеленов, их значении в мужском и женском русском народном костюме. -Назначение и устройство оборудования, необходимого для ткачества. - Способы увеличение и уменьшение рисунка; - Классификацию поясов по способам изготовления; Плетение поясов разными способами Творческая работа: плетёный пояс - Назначение и устройство ткацкого станка; - Способы закрепления нитей утка; - Основные технологические приёмы изготовления гобелена; -Основы композиции Основы цветоведения. Основные, дополнительные и родственные цвета. -Цветовой контраст. Смешение цветов. Цвет в изделии. -Основные законы композиции. Достижение стилевого единства, - Зарисовка эскиза. Зарисовка отдельных деталей. -Ознакомление с образцами поясов, ковриков, гобеленов. -Ознакомление с орудиями ткачества: дощечками, бёрдышками, челноками, а также настольными ткацкими станками. -Организация рабочего места, правила безопасности труда.     8 класс   Оформление интерьера (4ч) -Основы композиции. -Основы цветоведения. -Основные, дополнительные и родственные цвета. Цветовой контраст. -Смешение цветов. Цвет в изделии. -Основные законы композиции. -Достижение стилевого единства, -Зарисовка эскиза. Зарисовка отдельных деталей. -Знакомство с нетрадиционными техниками рисования “Монотипия пейзажная” -Понятия отпечатка и оттиска. -Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине. -Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.   Техника «Декупаж» (Обьёмные формы) (46ч)   -Знакомство с техникой объемного декупажа. -Инструменты и материалы для занятий -Дизайнерские возможности декупажа. -Основные материалы и инструменты. -Знакомство с материалами, которые используются в работе. -Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка), -Выбор салфеток -Вырезание/декопач (вырывание) салфетки с выбранным мотивом. Учимся клеить салфетку классическим способом. «Ставим руки». Работа с салфеткой, способы наклеивания без «морщин» -Финишная отделка. -Лакировка – понятие о различных типах лаков     Флористика (20 ч) Флористическая иллюстрация. - Поделки из круп: крупяная мозаика, кофейная ваза, подставка под горячее; - Пейзаж из каменной крошки.  Поделки из коры и бересты - закладка и обложка для книги.  Конструирование из природного материала - «Жучки-паучки», «Морские обитатели».   Объемная композиция - «Флористическое дерево»; - Объемная композиция «Апельсиновая фантазия»; - Объемная композиция «Рождественская композиция», «Зимний лес»; - Подсвечник «Чудо-дерево»; - мини-выставка.       Техника «Граттаж» (20 ч) Повторение пройденного материала. Инструктаж по технике безопасности. -Техника процарапывания.  Правильное удержания стека. - имитирование шерсти животного, используя штриховку в разных направлениях.   «Такая разная осень»; «Осенние паутинки»; Работы на дисках. Панно «Аквариумные рыбки» и т.д     Создание изделий из текстильных материалов Техника «Шерстяная акварель» (60 ч) -Работа над картиной из шерсти. -Понятие эскиз. -Техника безопасности при работе с шерстью. -Выкладывание художественного войлока -Техники изображения объектов, предметов: -скручивание шерсти, -рубка шерсти и т.д. -Выбор идеи, создание эскиза, подготовка основы для будущей работы. -Технология создания натюрморта   «Натюрморт»; «Морские истории»; «Забавные зверята»; «Краски природы» и т.д     Ткачество (10) -Основные понятия и термины: ткачество, основа, уток, зевообразование, переплетение, перекрытие, рисунок переплетения, прокидка утка, плотность основы. -Направления в ткачестве: ручное ковроткачество на рамах, ремизное ткачество на ручных ткацких станках, промышленное ткачество (жаккард). - Изучение и знакомство с оборудованием и материалами для ручного ткачества: рамой, пряжей для основы и утка, колотушкой. Просмотр видеофильма.     Художественные ремесла (4ч) Уточнение знаний о народных промыслах. Основные элементы. Ручная роспись ткани   Техника «Батик» (26ч) - Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. - Виды батика. -Технология горячего батика. -Декоративные эффекты в горячем батике. -Технология холодного батика. -Декоративные эффекты в холодном батике. -Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. -Профессия художник росписи по ткани. - Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика.   -Основы цветоведения. Цветовой круг. Правила сочетания цветов. Основные цвета: Жёлтый, синий, красный. Производные, хроматические и ахроматические холодные и теплые цвета. -Гармония цветовых сочетаний.  -Психологическое воздействие на человека.   -Упражнения для смешивания цветов.   Творческое создание рисунков в смешанных, хроматических и ахроматических тонах. Основные элементы композиции. -Понятие «перспектива». -Правила построения композиции. -Материаловедение: Виды тканей используемых при росписи. -Рекомендации при подборе. Свойства тканей. -Правила и способы обработки тканей. -Понятие подрамник. -Правила и способы натягивания ткани на подрамник. (2 способа).  

 

80 часов

 

64 часа

 

 

80 часов

           9 класс                           Дизайн и оформление интерьера Техника «Декупаж» (20 ч) -Знакомство с техникой художественный декупаж или имитация картины. -Грунтовка аргалита. -Композиция в декупаже, составление единого рисунка из нескольких фрагментов разных салфеток. -Наклеивание фоновой салфетки (орнамент и узор вместо краски) -Финишная отделка. Подрисовка теней, лакировка. -Кракелюрование. Техника безопасности при работе с кракелюром.   Декорирование новогоднего шарика с использованием однокомпонентного кракелюра; «Шкатулка»; «Ваза» и т.д   Флористика (20 ч) - «Флористический веер»;  - воротничок; - ожерелье.  - работа с соломкой: панно «Осенний лист», картина «Тюльпаны», «Зимний лес, «Шкатулка с аппликацией из соломки», декоративная кукла из соломки «Барышня».   - Поделки из коры и бересты  - украшения из бересты;  - берестяная вазочка.  - Конструирование из природного материала - брелоки и подвески из флористического материала; - «Избушка на курьих ножках»; - мини-выставка.      Квилинг (20ч) - Ознакомление с основами дизайна, освоение нетрадиционной техники работы с бумагой (квиллинга). Возникновение техники квиллинга (бумагокручения) Возможности корейской бумажной пластики. -Связь бумажного искусства с жизнью. -Первые музеи бумажного искусства. Искусство бумагокручения в Европе, Америке, Корее.   -Объемное бумагокручение, сувениры. Многофункциональность бумажной пластики. Выставочная деятельность. -Последовательность выполнения элементов: листок, лепесток, цветок, травка, бутон, ягода, плод, насекомые в разных ракурсах и цветовых сочетаниях. -Наиболее распространенные сочетания элементов. -Собственная стилизация форм растительного мира, творческая интерпретация. -Обобщение формы, анализ ее строения, пропорций. -Создание декоративно – пластической вариации, завершенная композиция. -Оформление работ. Возможности современных материалов в оформлении работ. Гармоничные сочетания фона и паспарту, подбор рамок для панно или формата для открытки. Обсуждение работ экспозиции выставки. -Технологические и композиционные приемы работы с бумагой. -Приемы работы с бумагой;     Граттаж (20ч) -Познакомить с техникой цветного граттажа.- Создание линии с постепенным утолщением. -Создание эффектов многочисленных линий. -Использование  скоб степлера (резак). -быстрый способ создания повсеместной фактуры. Птицы, животные, цветы, люди, пейзажи, абстрактные узоры. Надписи со словами; сюжеты с ночным городом, небо с салютом, картины на космическую и новогоднюю тематику.   «Прекрасный цветок»; «Веер»; «Морская звезда»; «Сказочный сон» и т.д     Создание изделий из текстильных материалов Валяние из шерсти (46 ч) -Этапы работы. Оборудование. Техника безопасности. - Раскладка шерсти по шаблону. -Алгоритм работы по созданию картины из шерсти. -Создание эскиза. - Выбор шерсти по цвету. -Освоение навыка «оттягивания шерсти» из гребенной ленты. -Украшение рамки для картины.      Технология Батик (26ч) -Дополнительные эффекты в росписи. -Ошибки и их устранение. -Различные способы росписи тканей. -Узелковый батик. -Виды и способы раскраски тканей с помощью завязывания узелков (завязывание, скручивание, складывание и подгибание). -Техника безопасности при окрашивании ткани. Творческая работы: Открытка «Цветочная фантазия»; «Летний пейзаж»; «Радужное настроение» и т.д.   Искусство ручного ткачества (10). Нетрадиционные техники плетения; -История ковроткачества; -Фамилии имена местных мастеров; -Требование техники безопасности при работе на станке, ножницами, иглами, крючком, красящими веществами и правила личной гигиены при работе с нитками. -Материалы, применяемые для изготовления ковров и гобеленов. -Оборудование для ручного ткачества. -Основные приемы ручного ткачества, цвет, орнамент в ковровой комбинации. -Этапы изготовления художественных изделий в техниках плетения -Технология создания декоративного вязаного или тканого изделия. -Способы окончательной обработки декоративного изделия.   Технология «Пэчворк» (18 ч) - Повторение пройденного. История лоскутного шитья. Инструменты и материалы. - Правила безопасности -Декатировка. Раскрой деталей. -Свойства тканей. Виды тканей. -Работа с тканями в процессе эксплуатации. Подготовка ткани к работе. -Изготовление деталей для раскроя. -Раскрой лоскутных деталей. - Ткань, вырезание, приклеивание. -Пуговица, сквозное отверстие, пришивание, нитки катушечные.  -Пуговицы. Виды пуговиц. Применение в быту. -Способы пришивания пуговиц со сквозными отверстиями. Пришивание пуговиц: с 2-мя отверстиями - 4-5 стежками катушечными нитками № 40-60 под цвет пуговицы. Аппликация из ткани и пуговиц: «Корзина с цветами» (коллективная работа) Выкладывание по контуру дерева пуговиц, составление композиции.   10 класс Дизайн и оформление интерьера Техника «Декупаж» (36 ч) - Из истории Декупажа. Рассматривание готовых изделий. -Материалы и инструменты используемые на уроке. -Рассматривание разных видов салфеток и рисунков на них. -Правила работы мастера на уроке труда. Инструктаж по ТБ. -Знакомство с этапами работы Презентация. -Нанесение грунтовки на заготовку. ТБ при работе с грунтовкой. -Наклеивание салфетки. ТБ при работе с клеем. -Нанесение краски для оформления фона. -Покрытие работы лаком на водной основе. -Заключительная работа. Подведение итогов.   Флористика (20 ч) -Орнамент. Историческая справка. Особенности орнамента у разных народов. Использование. - Виды орнаментов: растительный, геометрический, зооморфный и др. -Выкладывание элементов узора из разного материала. -Творческие задания (укрась шарфик; скатерть; платок)     Квилинг (20ч) -Цветоведение. -Основные и дополнительные цвета. -Контрасты и нюансы. -Гармония в композиции и в цвете.  -Ограничение цветовой гаммы несколькими цветами. -Смешение пастельных оттенков бумаги, создание мягких переходов от одного цвета к другому. -Традиционные цветосочетания, использование пастельной и контрастной бумаги для моделировки форм, декоративных элементов и фона.   -Особенности формирования композиций. Равновесие и центр композиции. -Гармоничное насыщение композиции крупными и мелкими, объемными и плоскостными элементами. Гармония в композиции и в цвете. -Использование закона цветового контраста и нюанса. -Особенности мелких выразительных деталей. -Плоскостные элементы (листья, стебли, завитки и т.д.) -Объемные элементы (бутоны, цветы, ягоды, плоды, насекомые и т.д.)   Техника «Граттаж» (20 ч) - Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. -Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка. -Материалы. Оборудование и инструменты. -Особенности выцарапывания. -Этапы работы. Сувенирные картинки. Магнитики. «Обитатели леса»; «Птицы»; «Весёлый ручей» и т.д   Создание изделий из текстильных материалов Валяние из шерсти (40 ч) -Правила раскладки шерсти на картонной основе для объемных изделий. -Закрепление способов укладки шерсти: правила отрывания и придание округлой формы. -Алгоритм раскладывания шерсти. -Выбор размера и формы изделия.  -Раскладывание шерсти с опорой на рисунок изделия. -Промывание готового изделия в проточной воде. Сушка.   Искусство ручного ткачества (4 ч) Гобелен как вид художественного творчества Ткачество в жизни людей. Мифы и легенды, связанные с изготовлением тканей. Западноевропейские шпалеры, шпалеры-вердюры, гобелены. Первая Петербургская шпалерная мануфактура. Формирование коврового промысла в России. Советский гобелен. · - Подготовка рамы к ткачеству, снование, зевообразовательные · -Приспособлениядля работы на ткальной раме, · -Работа с  шаблонами;   Техника «Батик» (40 ч) - Художественной росписи тканей. - Свободная роспись. -Морские сюжеты. -Изготовление штемпелей из природных материалов для печатанья на ткани. -Понятие орнамент. Правила построения орнамента. -Сухой батик. Понятие сухой батик. - Способы грунтовки ткани. Материалы и инструменты для сухого батика. Последовательность работы. -Т.Б при работе. -Подготовка ткани к росписи. -Подготовка краски с помощью загусток.   Техника «Пэчворк» (36ч) -Изготовление предметов быта в лоскутной технике. -Выбор модели и ее назначения, эскизирование. -Средства композиции и цвет швейных изделий и изделий декоративно –прикладного творчества -Подбор ткани по цвету, фактуре, рисунку. Подготовка ткани к работе. -Раскрой. -Изготовление изделия в лоскутной технике, в технике накладного шитья. -Окончательная обработка изделия. -Влажно-тепловая обработка. -Контроль качества готового изделия. Объекты труда: Фартук, прихватка, коврик, наволочка, панно и др.                  11 класс Дизайн и оформление интерьера Техника «Декупаж» (36 ч) -Материалы и инструменты используемые на уроке. -Рассматривание разных видов салфеток и рисунков на них. -Правила работы мастера на уроке труда. Инструктаж по Технике безопасности. -Знакомство с этапами работы. - Презентация. -Нанесение грунтовки на заготовку. Техника безопасности  при работе с грунтовкой. -Наклеивание салфетки. Техника безопасности  при работе с клеем. -Нанесение краски для оформления фона. -Покрытие работы лаком на водной основе. -Заключительная работа. Подведение итогов.   Флористика (20 ч) Составление букетов. Композиции из сухоцветов, плодов, ягод, веточек. Выполнение орнаментальных композиций, коллажей, открыток, украшений, обложек и закладок для книг.  - правила сбора и хранения флористического материала; - правила составления букетов; - основы композиции; правила работы с флористическим материалом; - орнаментальные композиции, коллажи, открытки, элементы декора из сухоцветов, плодов, ягод и веточек; - оформление флористических работ.       Квиллинг (20ч) -Особенности работы с двусторонней бумагой. -Возможные варианты нарезания полос. -Постановка руки. -Хранение заготовленных элементов. -Оснащение рабочего места. -Рабочая зона на столе, освещение. Метод синхронной работы в группе. Выполнение работ от простого к сложному. -Технология создания картин из бумажных лент.   Граттаж (20ч) - Виды техник граттажа с использованием различных инструментов (зубочистка, стержень от ручки, вилка и т.д) -Материалы. Оборудование и инструменты. -Особенности выцарапывания. -Этапы работы. Подготовка листа к работе. -Техника безопасности при работе. «Осенняя фантазия»; «Портрет»; «Грибы»; «Натюрморт»; «Вечерняя прогулка» и т.д     Создание изделий из текстильных материалов Валяние из шерсти (50 ч) «Мокрое валяние» и «сухое». -Принадлежности для работы в технике валяния. -Упражнение по раскладыванию шерсти. -Изготовление ковров простой формы. -ТБ при работе с иглами, ножницами, клеем -Вяляние полотна. Творческие работы: подарок к празднику; тёплый сувенир; мягкое чудо; бижутерия; футляр для очков и т.д     Техника «Батик» (28ч) -Технология росписи ткани способом «холодный батик».  -Правила нанесения рисунка на ткань. -Работа с резервом (пластиковый шприц). -Роспись цветными резервами. -Проверка нанесения резерва. - Приемы росписи рисунка. -Спецэффекты. -Способы устранения ошибок и превращения дефектов в эффекты. -Солевые эффекты. -Упражнение на проведение замкнутых контуров. -Упражнение на заливку красками: эффект лепестка. -Эффект жилок. -Эффект дождевых капель. -Творческая работа (рыбки, парусник) Возможны варианты.   Искусство ручного ткачества (4ч) -Стадии работы над гобеленом: формирование идеи, разработка фор-эскиза, эскиз изделия, аналитические расчёты, подбор материалов. Техника «Пэчворк» (38ч) -Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна (хлопок, лён, джут, кенаф). Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Долевая (основная) и поперечная (уточная0 нити, кромка и ширина ткани. Ткацкие переплетения. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Материалы применяемые в декоративно-прикладном искусстве. -Изучение свойств нитей основы и утка. -Определение направления долевой нити в ткани. -Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.   -Изготовление шаблонов. -Подбор тканей по цвету. -Раскрой ткани. -Составление композиции из элементов. -Соединение частей композиции с основой. -Обрамление композиции натюрморта. Отделочные работы.  
       

 

Материально – техническое обеспечение:

 

 

Оборудование инструменты:

Батик:

Шприц – флаконы

Кисти широкая, узкая (строительная)

Резервирующий состав

Краски для батика

Кнопки-гвоздики

Грунт для батика

Контур

Рамка 

Ткань (подкладочная, светлых тонов)

 

Ткачество:

столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллаж для хранения материалов и демонстрации выполненных работ, станки ткацкие не большие, станок ткацкий большой,нитки разной фактуры и толщины, карандаши, линейки, ножницы.

 

Шерсть мериносовая, кардачёс.

Рамки для картин.

 

Пэчворк:

Пластмассовые иглы различного размера,  наперстки, ножницы, распарыватель, линейки, карандаши.

Материалы: различные лоскуты ткани, меха, бумага, картон, нитки армированные, простые, мулине и др., вата, синтепон, пуговицы, тесьма, шнуры, кружево.

 

 

Граттаж:

1. Плотная бумага (картон).

2. Тушь и мыло или черная гуашь, акрил.

2. 3. Масляная пастель, восковые мелки или акварель и свеча.

4. Широкая кисть.

5. Инструменты для процарапывания (острая палочка, зубочистка)

 

 

Кляксография:

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.

 

Квил л инг:

Приспособление для закрутки бумаги.

 Пинцет.

Зубочистки, игла, шило.

Клеи (ПВА, герметик, супер – момент).

Возможные варианты хранения мелких элементов, заготовок и полос. Ножницы обычные и фигурные.

Кисточки.

 Краска КЧ акрил.

Подставки. Линейки.

Инструменты: молоток, пассатижи, отвёртки,

Бумага бархатная.

Пряжа для вязания - толстая. Тесьма, сутаж, шнуры цветные.

Пуговицы. Вата, синтепон.

Пайетки, бисер, стеклярус, бусины.

Природно–растительный материал:

шишки, скорлупа, листья, веточки, цветы, крупы, семена, зёрна, плоды, кожура, ракушки. Мука, соль. Проволока медная, алюминиевая, стальная, в оплётке. Шпагат бумажный, синтетический.

 Бросовый материал:

коробки, пластиковые стаканчики, бутылочки, крышки от бутылок, баночек, зубной пасты, кремов, шампуней, палочки, компьютерные диски, пластинки, зубочистки, потолочная плитка, обои и т.п.

 

 Разное:

 Коробки для хранения.

Плакаты.

 

 

 Список литературы:

1.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюпод редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.

2.Бгажнкова И.М.«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» Москва2007г.

3. МараАнтоначчио «Декупаж. Салфеточная техника»

4.Светалана Юсель «Декупаж. Самая полная энциклопедия»АСТ-Пресс Книга.2012.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011г.

 6. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. – М.: Эксмо, 2011г.

7. Белякова О.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ, 2009г.

8. Нестерова Д.В. Плетение лозой, ивой, берестой: самоучитель. – М.: РИПОЛ Классик, 2009г.

9. Панеева И.А. Поделки из природных материалов. – М.: Олма Медиа Групп, 2011г.

10.Васильченко А.А. Панно и гобелены в нетрадиционной технике – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 64 с.: ил. – (Золотые страницы рукоделия).

11.Макарова М.П. Традиции народного ткачества в творческих работах школьников // Школа и производство. – 2002.-№3-С.1-80

12.Основы художественного ремесла: 2 ч. Ч 1. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Композиция и колорирование текстильных художественных изделий / пособие для учителя / под редакцией В.А.Барадулина и О.В. Танкус. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с., ил.

13.Щербакова Л.П. Изучение ткачества в школе // Школа и производство. – 1998.-№4-С.56-63

14.Муханова И.Ю. Лоскутная живопись.- М.: Олма-Пресс образование. 2005.

15.Шарлотт Герлингс. Пэчворк. Пошаговые мастер-классы для начинающих/ Шарлотт Герлингс. – М.: Эксмо, 2013. – 48 с.: ил.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: