Роль физической культуры в социальном развитии человека

Физическая культура является по своей сущности социальным явлением. Как многообразное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, все шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. Воздействуя на физическую природу человека,Физическая культура содействует развитию его жизненных сил, физических качеств, двигательных навыков, а в целом – общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей, что в конечном итоге приводит к всестороннему и гармоническому развитию личности. Одностороннее сведение физической культуры только к оздоровительному влиянию и укреплению организма человека является, по мнению многих ученых, упрощенным пониманием ее сущности. Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках и особенно во время спортивных соревнований учащиеся испытывают большие физические и моральные нагрузки.

Быстро меняющаяся обстановка, противодействие соперника, зависимость результата соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинять свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определенных правил соревнований, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Умственное воспитание. На занятиях по физической культуре учащиеся получают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий и сведения об использовании приобретенных навыков в трудовой жизни, усваивают правила личной и общественной гигиены, методику закаливания организма.

Трудовое воспитание. Сущность трудового воспитания заключается в систематическом и планомерном развитии качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни в социуме, к общественно полезному труду. Овладение трудовыми навыками осуществляется в процессе самообслуживания на занятиях, коллективной уборки и расстановки снарядов, спортивного оборудования, в процессе участия в общих работах по благоустройству площадок, выполнения производительного труда в период нахождения в оздоровительно-спортивных лагерях и пр.

Трудолюбие воспитывается непосредственно во время занятий спортом, когда учащиеся для достижения максимального результата многократно выполняют физические упражнения, преодолевая усталость. Эстетическое воспитание. В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, для развития способности воспринимать прекрасное в поступках, чувствовать, понимать красоту совершенных форм человеческого тела, доведенных до степени искусства движений гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным спортом позволяют наблюдать и понимать прекрасное в природе. Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет действенный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых качеств, эстетики поступков и поведения в обществе.

Международные встречи воспитывают уважение к спортсменам других стран, к их обычаям, помогают преодолеть расовые предрассудки, укрепляют международное сотрудничество.

Заключение

Движение (активная двигательная деятельность) — одно из главных составляющих биологического обеспечения жизнедеятельности организма человека (клеток, и тканей, и органов, и физиологических систем). В эволюционном плане все составляющие организма человека развивались и совершенствовались на основе движения и поэтому требуют его постоянно как для своего развития, так и для поддержания функциональных возможностей каждого человека. Поэтому возникла необходимость культуры использования движения — этой основы жизнедеятельности организма человека, т.е. разработки целого комплекса социальных, биологических, физиологических, педагогических и других аспектов знаний об эффективном использовании движения для обеспечения жизнедеятельности человека в современных постоянно изменяющихся условиях. Все эти знания, собственное отношение каждого человека к их реализаций, отношение общества к этому явлению и создали современную физическую культуру.

Таким образом, в своей основе современная физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в виде разнообразных физических упражнений, способствующих биологическому развитию молодого организма, позволяющих формировать необходимые умения и навыки, развивать физические способности, оптимизировать состояние здоровья, психическую устойчивость и в целом обеспечивать высокую работоспособность в течение всей жизни.

Список литературы

1. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений, - М.: Издательский центр “Академия”, 2001. — 312 с.

2. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. – 319с.

3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: