Определение темы и цели урока

- Какая связь между слоном и игрой в шахматы?

- Определите тему занятия.

- В России за шахматной фигурой «слон» сохранилось старое название – слон. Во многих других странах слон получил другое название. Например, во Франции, он стал «шутом», в Англии - «епископом», в Германии «бегуном», в Болгарии «офицером».

- Что вы хотели бы узнать об этой фигуре?

- А ещё мы отправимся с вами в виртуальное путешествие. А какое узнаете чуть позже.

Открытие новых знаний.

- Сколько в шахматах слонов? Найдите эти фигуры.

- Кто знает первоначальную позицию на доске этих фигур?

-Покажите на доске горизонталь, вертикаль.

- Какая дорожка ещё есть на шахматной доске? 

- Если соединим эти два слова «слон» и «диагональ», сможем ли мы ответить на вопрос, как ходит слон?

Обучающиеся показывают ход слона на демонстрационной доске.

- Обратим внимание, как пишется слово «диагональ». Мы не только должны играть в шахматы, но и знать, как правильно пишутся все шахматные термины.

- Слон берёт фигуру, как и ладья. Значит, как он возьмёт фигуру?

- Посмотрите демонстрационную доску и ответьте, какую фигуру может взять слон? (приложение 2.1)

- В шахматах слон является лёгкой фигурой.

- Посмотрите на доску (на доске записаны 2 слова: «белопольные», «чернопольные»). Это сложные слова. От каких двух слов произошло каждое слово? Выделим корни. Каких слонов мы будем называть белопольными (чернопольными)? Сколько у белых (у чёрных) белопольных и чёрнопольных слонов?

- Возьмите карточку №1. Найдите ошибку в расположении слонов на доске (приложение 2.2).

- Есть ещё названия нашим слонам: одноцветные и разноцветные. Учитель вывешивает эти слова на доску.

- Выделим в этих словах корень. Попробуйте объяснить, почему они так называются.

- Я вам подскажу. Если в ходе игры у партнёров останется по одному слону, и они будут передвигаться по клеткам одного цвета, то это одноцветные слоны, а если по клеткам разного цвета - это разноцветные слоны.

- В шахматной теории силу фигур принято измерять в пешках.

Ценность фигур

Пешка-  1

Конь -   3

Слон -   3

Ладья-   5

Ферзь-  9

Первичное закрепление.

- Предлагаю отправиться в виртуальное путешествие в космос. Кто был первый космонавт?

-Любой космонавт должен пройти тренировку. В русском языке есть пословица «Один в поле не воин». Как вы её понимаете?

- Мы с вами эту пословицу перефразируем, и она буде звучать так «Один в поле воин». Исходя из темы нашего урока, кто будет нашим отважным воином?

- Возьмите карточку №2 и выполните задание. Белый слон за один ход должен взять все чёрные фигуры. Простым карандашом укажите ходы слона (приложение 2.3).

- Какие геометрические фигуры вычертил слон?

- Подготовка пройдена на «отлично». А сейчас загружаемся в ракеты, у нас будет три экипажа. Каждый ряд - это экипаж. Чтобы отправиться в полёт вы должны выполнить мои команды. Я буду говорить фразу, показывать действия. Вы повторяете действия, говорите «есть» и повторяете мою фразу.

- Надеть шлемофоны!

(есть надеть шлемофоны)

- Пристегнуть ремни!

(есть пристегнуть ремни)

- Завести мотор!

(есть завести мотор)

- Пуск (аплодисменты)

Включение в систему знаний.

- Чтобы отправиться в полёт, нужно прочитать карту. Каждый экипаж получит задание.

1 экипаж, возьмите карточку №3, выполните задание. Найдите самый короткий путь слона до ракеты (приложение 2.4).  

Экипаж, ваша карточка №5. Слон должен пробраться к ракете, пройдя по лабиринту, перепрыгивая через заминированные поля (приложение 2.5).

Экипаж, откройте учебник на с.34, задание № 3 «Перехитри часовых». Одна пара 3 экипажа выполнит работу на демонстрационной доске.

После выполнения задания каждая группа озвучивает результат.

- Мы добрались до космической станции. Чтобы попасть внутрь надо пройти тест. Ставьте плюс, если ответ верный, минус если неверный.

Шахматный слон ходит по диагоналям.

Белопольный слон ходит по полям чёрного цвета.

Белый слон может перепрыгнуть через чёрную ладью.

Белый слон может побить чёрную ладью.

Слон своими ходами может вычертить квадрат или прямоугольник?

-Посчитаем плюсы и минусы. В каком вопросе были затруднения? Наше путешествие окончено.

- Продолжим наше очередное знакомство с чемпионами мира. Третий чемпион мира Хосе-Рауль Капабланка. Родился на Кубе. Капабланка был шахматным вундеркиндом. Уже в детстве в 4 года он начал играть в шахматы. У кого выиграл титул Капабланка? Капабланка был сторонником теории «ничейной смерти» шахмат, считая, что при правильной игре партии должны заканчиваться вничью.

Рефлексия «Пятёрочка»

- Поставьте руку на локоток. Отвечаем на вопрос и загибаем пальчики.

- Что вы поняли сегодня на занятии?

- Какое задание было интересным или трудным?

- Что ещё хотите узнать?

- Ваше настроение?

- Пальчики сложились в кулачок. Значит, работа была у нас дружная.

 

Урок №3. Ферзь

Цель: п ознакомить с шахматной фигурой «ферзь», с правилами хода ферзя, с правилами взятия фигуры.

Задачи:

1) дать представление о шахматной фигуре «ферзь»;

2) расширять кругозор учащихся через знакомство с историей появления названия шахматной фигуры и с информацией о чемпионах мира по шахматам;

3) развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал, демонстрационная доска, шахматы.

Ход занятия

1.Актуализация знаний.

- Какая шахматные фигуры спрятались?

ОНСЛ АДЬЛЯ

-Повторим ход каждой фигуры и правила взятия. Будете работать по карточкам.

-Карточка №1. - Взять ладьей все фигуры.

-Карточка №2.- Взять слоном все фигуры.

Ходы слона и ладьи прочертите простым карандашом (приложение 3.1).

  После выполнения задания заслушиваются ответы детей с объяснением и показом на демонстрационной доске ходов шахматных фигур.

Определение темы и цели урока.

- Сегодня мы будем говорить об удивительной фигуре. Отгадайте загадку:

На шахматной доске -

Сильнейший он.

Плывёт, ну как ладья,

И топает, как слон.

(ферзь)

- Найдите ферзя у себя на доске. Как же ходит ферзь? Подсказка в нашей загадке. Назовите начальную позицию ферзя. Помните, каждый ферзь любит свой цвет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: