Нечистая сила как суеверное представление

       Возникшие в глубокой древности представители демонических сил оказались живучими, хотя и не все. К настоящему времени прекратила свое существование вера в овинника, полудуницу и некоторых других. Это можно объяснить тем, что «места жительства» этих существ исчезли. А вот лешие, водяные и домовые кое-где еще существуют.

       Любопытно, что верящие в обитающую в лесу, воде и в домах нечистую силу, в большинстве своем признают и господа бога и поэтому эти создания стали мыслиться произведением сатаны, признаваемого христианской церковью. По одним рассказам, сатана послал с неба целый полк нечистых, которые и расплодились по всему свету. По другим – не обошлось и без божьего вмешательства: в одной деревне исследователями было получено следующее объяснение: «У бога два брата – Христос и Сатана. Сатана восстал против брата и бог изгнал его и бесов-слуг его на землю. Бесы после этого расплодились по всей земле: в лесу, в воде и в домах».

       Еще один вариант исключает даже присутствие сатаны, связывая происхождение демонических сил исключительно с именем Иисуса Христа: «До того, как еще Христос вознесся на небо, какая-то женщина привела к нему крестить своих детей. Сама же она еще до конца не уверовала в господа бога, поэтому не решилась крестить всех: троих привела, а четверых спрятала. Но Иисус Христос знал об этом и потому спросил: «Где остальные?» Женщина обманула, сказав, что больше у нее детей нет. За это бог наказал ее: «Ты теперь их больше не увидишь, пусть двое живут в лесу, а двое - в воде». От них и расплодились водяные и лешие по всему свету».

       На чем же держится в наши дни вера в домовых, леших и водяных? Помимо общих источников, питающих как эти, так и любые другие суеверные предрассудки, следует отметить еще народную мифологию, неумение объяснить некоторые явления природы, иллюзии и галлюцинации.

«Суеверия, основанные на воззрении на природу, тем дороги и милы простому, не тронутому сомнением уму, что успокоительно прикрывают черствую и холодную действительность и облегчают возможность толковать сложные явления самыми простыми и подручными способами».

Домовые

По одной из вышеупомянутых версий происхождения нечистой силы, Господь, при сотворении мира сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя, и на людские жилья тоже попадали злые духи. Отобрались ли сюда те, которые были подобрее прочих, или уж так случилось, что приселившись поближе к людям, они обжились и обмякли, умягчились нравом. Не сделавшись злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, они как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом даже оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть верующих так к ним привыкла, что не согласна признавать домовых за чертей и считает их за особую отдельную добрую породу.

Существует еще одна версия происхождения домовых, не названная мною ранее: Бог, при столпотворении Вавилонском наказал народ, дерзнувший проникнуть в тайну его величия, смешением языков, а главных из них, лишив образа и подобия своего, определил на вечные времена сторожить воды, леса, горы и пр. кто в момент наказания находился в доме, сделался домовым, в горах – горным духом, в лесу – лесовиком. Поверье прибавляет, что несмотря на силу греха, раскаяние может обратить их в первобытное состояние, поэтому народ видит в этих бестелесных существах, падших людей и придает им человеческие формы и свойства.

По общим понятиям, домовой представляет дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живет в каждом доме, в каждом семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Он перед кончиною кого-нибудь в семействе, воет, иногда даже показывается кому-нибудь из семейства, производит стук, хлопанье дверями и пр. по общему поверью, живет он по зимам близ печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается близ лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает гриву и хвост, дает ей корма, от чего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он ее мучает и часто заколачивает до смерти. От этого мнения хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым. То есть можно сказать, что домовой является сторожем не только самого строения, но, главным образом, всех живущих: и людей, и скотины, и птицы.

       Никто не позволяет себе выругаться из именем. Всегда и все отзываются о них с явным добродушием и нескрываемой нежностью. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, самим». При переходе или переезде из дома в другой, непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых, особенно ветряные мельницы. Все хорошо знают, что домовой любит те семьи, которые живут в полном согласии, и тех хозяев, которые рачительно относятся к своему добру.

        Разнообразие имен и прозвищ свидетельствует о живучести домашнего духа и близости его к людским интересам, поскольку сам он неуловим и неуязвим. Редкий может похвалиться тем, что воочию видел домового. Кто скажет так, тот либо обманулся с перепугу и добродушно вводит других в заблуждение, либо намеренно лжет, чтобы похвастаться. Видеть домового нельзя: это не в силах человеческого глаза. Верно и вполне доказательно только одно, что можно слышать голос домового.

       Проказами домового объясняют как ненормальные отклонения и болезненные отправления организма, так и всевозможные случаи повседневной жизни. Если лошадь, например, катается по полу и чешется об стенку, то это потому, что ее невзлюбил домовой, а не потому, что недобрый человек посадил ей в гриву и хвост ветку шиповника…

           

Лешие

Лешего называли крестьяне «он», «мужичок». Путникам он является в виде мужичка, одетого в кафтан и подпоясанного красным кушаком. Левая пола кафтана запахнута за правую, а не наоборот, правый лапоть надет на левую ногу, а левый – на правую. Глаза у лешего горят, как раскаленные угли. Вообще же леший изменяет свой вид: иногда он ростом сравняется с высочайшими елями и соснами, иногда он делается ниже травы. Под его властью находятся все звери и птицы, которые и повинуются ему. В каждом лесу имеется свой особый леший. Говорить леший не говорит, но часто и громко свистит, хлопает в ладоши и гагайкает. Леший обладает способностью «перекидываться», т.е. принимать на себя образ прохожего, женщины, животного и т.п. существенного вреда людям леший не делает, но часто зло и жестоко шутит над ними. Стоит лешему «обойти» человека, как тот заблудится и проплутает на знакомом месте целую ночь. Иногда леший заводит путника таким образом в непроходимую лесную трущобу, в болото и т.п.

       От проказ лешего легко отчураться молитвою и крестом. Заблудившемуся путнику, кроме того, полезно бывает снять с себя одежду и, выворотив ее, снова надеть на себя. Советуют точно так же переодеть в данном случае рукавицы с правой руки на левую или же обувь.

       Русские народные мифологические рассказы о леших до сих пор можно услышать во многих областях России, где сохранились лесные массивы.

       Если попытаться найти аналоги Лешему в истории, то его можно отождествить с Фавном или Сатиром.

           

Водяные

       Водяной, водник, живет в воде, откуда он выходит редко; его любимые места – речные омуты, да притом близ водяных мельниц. Водяному приписывают то же значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица «дедушка водяной – начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, которые поэтому не составляют самостоятельного божества. Народ олицетворяет водяного стариком, постоянно покрытым болотной тиной.

В отличие от домового, водяной отличается крайним недоброжелательством к людям и в высшей степени злобным характером. От быстро топит всех, кто перед купанием забывает осенить себя крестным знамением, а также тех, кто не имеет на шее креста. Часто топит, наконец, водяной и тех людей, которые купаются в реке до восхода солнца, после заката и, наконец, в самый полдень.

Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома народ называет «чертова лошадь».

       Рассказы о водяных существуют и по сей день, но в подобных историях водяные (впрочем, как и русалки, лешие и другие «представители» нечистой силы) все чаще выступают не как грозные, безраздельные хозяева подвластных им стихий, а как доверчивые, немного глуповатые существа, которых человеку ничего не стоит обмануть.

Русалки

       Поэтический образ фантастических существ, сказочных жилиц надземных вод, вдохновлявших поэтов всех стран и соблазнявших художников всех родов изящных искусств, еще живет в народном представлении, несмотря на истекшие многие сотни лет. В качестве наследства от языческих предков славян, принесенного с берегов тихого Дуная на многоводные реки славянского востока и на его глубокие и светлые озера, этот миф значительно изменился в Великороссии. Из веселых, шаловливых и увлекательных созданий они превратились в злых и мстительных существ, наравне с водяными.

       Души умерших, т.е. русалки, суть представители царства смерти, тьмы и холода, поэтому-то с наступлением весны, хотя они и оживают, но обитают все-таки в темных глубинах земных вод, еще в холодных весною. Так как путь водяной у всех языческих народов считается путем-проводником в подземное царство и из него назад, то неудивительно, что по народному поверью, с начала весны русалки живут в водах: реках, озерах, колодцах. С Троицына дня русалки оставляют воды и живут в лесах на деревьях.

       Чтобы стать настоящей русалкой, т.е. потерять навсегда право и возможность возвратиться в первобытное состояние, необходимо четыре года. И только девушкам-самоубийцам возврата нет.

 

Кикиморы

       Так называются, по народному суеверию, духи низшего разряда, также принадлежащие к домашним духам. Не столь многочисленные и не особенно опасные, духи эти из нечисти, под именем «кикиморы» принадлежат исключительно Великороссии, хотя, по корню слова оно общеславянского происхождения. Возможно, происходит от имени языческой богини Мары. Если к самостоятельному слову «мор» приставить слово «кика» в значении птичьего крика, то получится тот самый дворовый дух, который считается злым и вредным для домашней птицы.

         У древних славян, кикимора была ночным божеством сонных мечтаний. Ныне кикиморами или кикимрами называют некрещеных, или проклятых в младенчестве матерями дочерей, которых уносят черти, а колдуны сажают их к кому-нибудь в дом. Кикиморы хотя бывают невидимы, но с хозяевами говорят и обыкновенно по ночам прядут. Они если не делают живущим в доме вреда, то производят такой шум, что пугают и беспокоят. Говорят, что некоторые плотники и печники, осердясь на того хозяина, который долго не отдает заработанных денег, сажают ему кикимор в доме, отчего происходит такой шум и разного рода дурачества невидимой силы, что хоть беги из дома. Но лишь только домохозяин рассчитается, все прекратится само собою.

       Поскольку кикимора – это оборотень, то при определенных обстоятельствах ей можно вернуть прежний человеческий облик. Так, «в народе есть поверье, что если такого рода оборотню или кикиморе выстричь крестообразно волосы на темени, что он делается настоящим человеком, лишившись силы превращения и тогда его можно окрестить».

Так, из обманчивого, летучего и легкого, как пух, призрака южной России, дух «Мара» у северных практических великороссов превратился в грубого духа, в мрачное привидение, которое днем сидит «невидимкой» за печью, а по ночам выходит проказить.

 

Оборотни

       Оборотни вообще возникли со времен язычества, а со времени введения христианства, вступили в область демонологии и сейчас существуют у всех европейских народов самые разнообразные сказки об этих баснословных существах. Оборотней вообще некоторые изображают какими-то чудищами, так, например, у греков оборотнем изображают тощего колдуна с головой осла и хвостом обезьяны.

       У нас, это проклятые или некрещеные дети, ведьмы, принимают разные вещественные виды по желанию, но рассказывают, что колдуны могут обращать и других в волков.

       По народным сказаниям, такие превращения бывают нередко. Верят и таким сказкам, что будто бы целые свадебные поезда превращаются в волков. Но если верить, что человек превращается в волка, то значит, что он изменяется своим нравом, приобретает жадность, злобу и превращается в дерзкого хищника.

       В народе говорят так: каждый оборотень, превращенный обаянием колдуна в волка, имеет полное сознание, что он человек, и не пользуется инстинктами животного, кроме одной внешности. При том говорят, что оборотню очень легко возвратить настоящий человеческий вид, если только надеть на него снятый с себя пояс, на котором должны быть сделаны узлы, при навязывании которых, нужно сказать каждый раз: «Господи, помилуй». Говорят, будто при этом шкура спадает и перед избавителем является человек.

           

Баба-яга

       Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе, имеющей железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали и услаждается при этом пролитием крови.

       Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных, и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества, или символы житейских потребностей. Таким образом баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, подчас людоедку, которая живет, всегда, где-нибудь в лесу, уединенно в избушке на курьих ножках. Подобно ведьмам, она посещает шабаш ведьм, но летает не на помеле, а в ступе и пестом след заметает. Говорит грубо, когда дома, то проводит большую часть времени, сидя на печи. Злая старуха, как человек хозяйственный, кроме ступы и песта, что заменяло в старину мельницы, имеет также кота. Вообще о бабе-яге остались только следы в народных сказках и ее миф сливается с мифом ведьм.

 

Суеверие сегодня

       Целью курсовой работы было рассмотрение возникновения и развития суеверных представлений в разное время в различных уголках земного шара. Конечно, охватить все не представляется возможным (например, английские, немецкие суеверия и т.д.), поэтому большее внимание было уделено русским приметам.

Как уже было отмечено, история русских суеверий насчитывает несколько тысячелетий. Основные вехи ее были мною затронуты. Но, как мне кажется, необходимо рассмотреть современное состояние примет и суеверий в России.

 В связи с кризисом рационализма (причем, не только в нашей стране, но и во всем мире), появляется огромное количество всевозможных потомственных гадалок, оракулов, колдунов. В каждой газете можно найти объявления: «Приворожу, сниму порчу» и им подобные. Зачастую таким словам верить нельзя, но очень большое количество людей все же пытаются изменить свою жизнь или предсказать будущее с их помощью.

Еще мне хотелось бы отметить суеверия, возникшие совсем недавно и связанные со СМИ, в частности, с интернетом. Например, среди «юзеров» бытует мнение, что если утром пролить на клавиатуру чашку кофе, то весь день сеть не будет тебя слушаться (перегружаться серверы, не находиться нужные сайты и т.п.), и для того, чтобы исправить это положение, нужно три раза нажать на кнопку «Escape». Также во всемирной паутине появилось создание, подобное домовому, но подчиняющееся законам сети. Его надо ублажать и подкармливать (виртуально), чтобы он не мешал работать. Следует заметить, что такие «сетевые» суеверия распространяются очень быстро – ведь расстояние для них не является преградой.

Каждое суеверие – продукт своего времени. Они взаимодействуют друг с другом, видоизменяются, появляются новые приметы… И возможно, что в 22-м столетии сегодняшние обыденные фразы: «Не стой под стрелой» или «Переходи улицу на зеленый свет», примут такое же значение, как черная кошка, перебежавшая дорогу.

           

Список литературы

Волошина Т. А. Языческая мифология славян. Ростов н/Д, 1996

Гагарин Ю. В. Поговорим о суевериях, Сыктывкар, 1968

Грушко Е. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий,

               Нижний Новгород, 1996

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т.4, СПб, 1998

Леманн д-р. Иллюстрированная история суеверия и волшебства: от   

              древности до наших дней, Киев, 1993

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила, М., 1989


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: