Иван Фомин. Особняк А. А. Полетаева. 1911—1913 гг. Санкт-Петербург

*Ордер (от лат. ordo — «ряд», «порядок») — сочета­ние вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и го­ризонтальных несомых час­тей (антаблемента) архитек­турной конструкции, их строение и художественное оформление.

колонный портик, наверху располо­жено полуовальное окно, по фасаду проходит лента фриза с античным орнаментом, в нишах установлены изящные вазоны.

Лидваль достиг согласованного слияния новых форм с классическими, поэтому его произведения орга­нично вписались в историческую архитектуру северной столицы. В де­кабре 1918 г. зодчий расстался с родным Петербургом и уехал в Стокгольм, где ещё двадцать лет продолжал плодотворно работать.

СКУЛЬПТУРА

На рубеже XIX—XX вв. скульптура в России переживала такое же обновле­ние, как и другие виды искусства.

Сформировалось новое поколение скульпторов, которые противосто­яли внешне правдивому, а по существу унылому, описательному псевдо­реалистическому направлению. Теперь предпочтение отдавалось не тща­тельной детализации формы, а художественному обобщению. Изменилось даже отношение к поверхности скульптуры, на которой сохранялись сле­ды пальцев или стеки мастера. Кажущаяся незаконченность произведений, разорванные или, напротив, текучие линии отразили стремление ваятелей воссоздать живую натуру. Испытывая интерес к особенностям материала, они часто отдавали предпочтение дереву, природному камню, глине и даже пластилину. В то же время возросло внимание к мелкой пластике, к «каби­нетной» скульптуре, которая должна была не просто украшать интерьер, но стать органичной частью единого ансамбля в рамках важнейшей для модерна идеи синтеза искусств.

ПАВЕЛ ТРУБЕЦКОЙ

(1866—1938)

Павел Петрович (Паоло) Трубец­кой — один из наиболее ярких представителей импрессионизма в скульптуре. Художник и историк искусства Александр Бенуа назвал его «самым свободным, самым сме­лым и наименее официальным из русских художников».

Сын русского дипломата и аме­риканской пианистки, Трубецкой родился и вырос в Италии. Он рано обнаружил интерес к скульптуре, но законченного художественного образования так и не получил.

Свои ранние работы Трубецкой создал в Италии. В 1890 г. мастер удостоился первой премии за про­ект памятника Джузеппе Гарибальди в Милане. А через семь лет пришло приглашение из России от директо­ра Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он предложил Трубецкому преподавать в училище скульптуру. К московскому периоду относятся такие работы мастера, как «Московский извозчик» (1898 г.), «Лев Толстой на лошади» (1900 г.), «Девочка с собакой» (1901 г.).

В 1899 г. Трубецкой переехал в Санкт-Петербург, где участвовал в выставках художественного объе­динения «Мир искусства». Вскоре он был приглашён участвовать

Павел Трубецкой.

Лев Толстой на лошади. 1900 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: