Вместо заключения. Влияние расизма и милитаризма на борьбу за женское равноправие

 

(Выступление А. Дэвис 31 мая 1985 года в Нью—Йорке на семинаре, посвященном подведению итогов объявленного ООН Десятилетия женщины)

Администрация Рейгана серьезно опасается итогов предстоящей конференции и форума в Найроби, где тысячи мужчин и женщин со всего мира будут обсуждать современное состояние борьбы за эмансипацию женщин. Представители администрации Рейгана уже давно начали публично сокрушаться по поводу так называемой «политизации» конференции, как будто проблемы женщин ограничиваются сферами общественной жизни, находящимися вне политики. То, что Рейган называет противодействием «политизации» проблем женщин, на самом деле означает попытку вновь заключить женщин в стенах кухни, спальни и детской, которые, кстати, не так уж и «забронированы» от политики. Как известно, Рейган заявил, что проблема безработицы была бы менее серьезной, если бы женщины всего лишь прекратили искать работу и если бы они не претендовали более ни на что, кроме привычной роли жены, матери и домохозяйки. Женщины, призванные представлять интересы администрации Рейгана на конференции в Найроби — его дочь Маурин и бывшая воинственная представительница США в Организации Объединенных Наций Джин Киркпатрик, — хотели бы убедить нас в том, что ни расизм, ни апартеид не имеют отношения к женским проблемам. И они яростно утверждают, что сионизм не имеет никакого отношения к борьбе женщин за эмансипацию.

В политическом докладе Фонда наследия — «мозгового центра» правых, который выработал важнейшие направления политического курса администрации Рейгана, — говорится: «Основной интерес Соединенных Штатов во время проведения Десятилетия женщины под эгидой ООН состоял в том, чтобы повысить роль женщин в жизни общества и улучшить их положение в различных странах мира. Положение женщин в США хотя и не идеально, но оно может служить примером». В докладе содержится рекомендация правительству США приостановить предоставление внешней помощи с тем, чтобы превратить конференцию в «собрание», которое оставит без внимания самые жгучие проблемы, стоящие перед человечеством. В докладе предлагается оказать нажим на правительство Кения, чтобы оно отказалось дать визы тем, кто может «политизировать» форум.

Мы, безусловно, должны осудить подобные попытки манипулировать конференцией и форумом в Найроби. Мы должны вместе с тем отметить, что концентрированная атака правительства Рейгана на Десятилетие женщины ООН представляет собой косвенное признание ослабления его позиций на международной арене. В то же время мощь прогрессивных сил в мире растет, укрепляются позиции тех, кто твердо привержен делу избавления планеты от чумы империалистической агрессии, тех, кто хочет создать экономический порядок, который может избавить нас от эксплуатации, порожденной транснациональными корпорациями, тех, кто действительно выступает против дискриминации по признаку расы и пола. И те из нас, кто приедет на форум в Найроби в июле — по крайней мере многие из делегации США, — возьмутся за руки с нашими сестрами и братьями, которые идут к освобождению, и с нашими сестрами и братьями в социалистических странах, которые первыми прошли этот путь.

Примечательно, что на форуме в Найроби представительство женщин из США будет качественно отличаться от двух предыдущих международных встреч — в Мехико и Копенгагене. Разумеется, один год, посвященный женщине Организацией Объединенных Наций в 1975 году, — слишком короткий срок, чтобы внести существенные изменения в положение женщин. И мы, конечно, знаем, что и десять лет — не более чем мгновение по сравнению с тем временем, которое необходимо для радикального изменения женской доли во всем мире. Однако, учитывая то, что удалось и чего не удалось достигнуть, мы можем сказать, что за эти десять лет в Соединенных Штатах многие женщины глубоко осознали взаимозависимость с женщинами других стран. У нас появилось более глубокое понимание целей объявленного десятилетия: Равенство, Развитие, Мир. Мы осознаем бесполезность попыток выработать стратегию эмансипации женщин, в которой бы не учитывались экономические условия жизни братьев, отцов, сыновей и мужей женщин из рабочего класса и крестьянства во многих странах мира. Мы подчеркиваем, что женщины, живущие в странах, где в экономике господствуют иностранные монополии, безусловно должны бросить вызов этому господству, если они хотят добиться хоть какого–то прогресса в своей борьбе. Никто не может, например, дать гарантии женщинам Никарагуа в том, что они достигнут своих целей, если они не станут в ряды защитников сандинистской революции, борющихся против интервенционистской политики администрации Рейгана. Точно так же в Южной Африке женщины, особенно страдающие от жестоких форм угнетения, не могут достигнуть прогресса в борьбе за свои права, если они не станут бойцами в более крупной битве за свержение правительства белого меньшинства и, разумеется, капиталистической экономической системы, на которой зиждется апартеид.

Мы все острее начинаем осознавать необходимость сделать борьбу за мир главным направлением нашей борьбы. Празднуя сороковую годовщину победы над фашизмом, мы должны поклясться сделать все, что в наших силах, чтобы предотвратить всеобщее ядерное уничтожение, которое становится реальностью для всего мира в результате действий военно–промышленного комплекса США. 50 миллионов человек погибли от зверств фашистов во время второй мировой войны — причем только в Советском Союзе погибло более 20 миллионов человек.

Следует напомнить, что во время второй мировой войны США начали работу над созданием нового вида оружия, названного «оружием оборонительной войны». Как известно, это оружие оказалось атомной бомбой, взорванной в Хиросиме и Нагасаки. Пусть те, кто сегодня занимается подготовкой «звездных войн», извлекут из этого урок. И атомная бомба в свое время начинала создаваться с «безобидного исследования». Стратегическая оборонная инициатива — удивительно схожая по названию с «ограниченным оружием оборонительной войны» — также несет угрозу смерти. Р. Рейган выдает «звездные войны» за оборонительный щит США против якобы возможного нападения СССР. Однако в действительности эта программа представляет собой составную часть системы оружия первого удара. По плану Рейгана, такое оружие, как ракеты «MX» и «Трайдент‑II», можно применить против СССР первыми, а система оружия «звездных войн» призвана обеспечить защиту от любого возмездия. На самом деле программа «звездных войн» рассчитана не на защиту гражданского населения, она рассчитана на защиту ракет Пентагона. По приблизительным оценкам, СОИ обойдется в один биллион долларов, что заметно ухудшит социально–экономическое положение простых американцев. Женщины будут первыми, кто пострадает от программы «звездных войн».

Женщины первыми пострадают от программы «звездных войн», так как расходы на социальные услуги, в которых нуждаются одинокие матери — особенно афроамериканки, женщины латиноамериканского происхождения и коренные американки, — будут, несомненно, сокращены в пользу бюджета «звездных войн». Как известно, первыми пострадали от агрессивной политики администрации Рейгана наиболее бедные и нуждающиеся.

У женщин есть серьезные причины выступать против растущей милитаризации экономики США. Будет невозможно успешно бороться, предположим, за рабочие места, в которых нуждаются женщины, за равную оплату их труда, охрану материнства и детства, всеобщее образование, здравоохранение, если мы не сможем сбить волну милитаризма.

В Нью—Йорке, например, в результате перекачки общественных средств на социальные расходы в военный бюджет программа по охране материнства была сокращена примерно на 1,4 млн. долл. и около 14 тыс. женщин лишилось пособий.

Разумеется, существует более основательная причина сделать борьбу за мир главным направлением нашей деятельности за женское равноправие. Мы должны бороться за безопасность планеты от угрозы ядерного уничтожения. Ведь в случае войны все будет сметено, уничтожено. В ядерной войне ни у кого не будет возможности решать — участвовать или не участвовать в ней.

«Мужчины и женщины, подобно зданиям, заводам и просто вещам, станут жертвами ракет, уничтожающих все без разбора», — отмечает писатель Э. Эсситер в своей книге «Власть женщин и ядерная политика».

Он резко критикует феминисток, которые ведут борьбу за равный с мужчинами доступ в военную сферу, например за то, чтобы женщины наравне с мужчинами имели право быть призванными в армию.

«Их движение, — говорит Э. Эсситер, — явно направлено не в ту сторону. Милитаризм противоречит интересам практически всех членов общества, как женщин, так и мужчин… В том, что женщины идут на военную службу, есть что–то не только неверное, но и извращенное. Эти американские феминистки ничего не сделали для того, чтобы противостоять милитаризму «новых правых». Более того, они поощряли тот тип мышления, который неизбежно ведет к возможности ядерной войны, которая может означать гибель их общества и, вероятно, всего человечества».

Женщины США должны поддержать предложенный «кокусом»[32] черных конгрессменов альтернативный бюджет, предусматривающий замораживание расходов на ядерное оружие, что привело бы к высвобождению миллиардов долларов, которые можно было бы поставить на службу человеку. В альтернативном бюджете предлагается увеличить не финансирование производства ракет «MX» и «Трайдент‑II», а расходы на социальное страхование.

Многие женщины пожилого возраста, которые вынуждены жить на скромные пособия и пенсии, безусловно, приветствовали бы такие меры. По альтернативному бюджету следует выделить 38 млрд. долл. на программы здравоохранения, включая «Мэдикэйд», и на жилищное строительство для инвалидов и престарелых.

Но главное то, что мы, женщины, должны бороться за мир не только и не столько потому, что получим от этого прямую выгоду. Дело в том, что у нас есть обязательство перед нашими сестрами в любой части земного шара: мы должны бросить вызов силам, ведущим нас к всеобщему ядерному уничтожению. Мы должны ясно представлять себе, на ком лежит ответственность за эскалацию гонки ядерных вооружений. Она лежит на Пентагоне, военно–промышленном комплексе США, администрации Рейгана, но не на Советском Союзе. По сути дела, антикоммунистическая пропаганда ведется таким образом, чтобы заставить людей больше бояться Советского Союза, чем всеобщего уничтожения. Как известно, во второй мировой войне СССР потерял более 20 млн. человек. Известно также и то, что он последовательно и настойчиво борется за мир во всем мире.

Женщины США должны осознавать свою интернациональную ответственность. Мы несем ответственность, например, перед женщинами Никарагуа. В Никарагуа в соответствии с законом женщинам предоставлены равные права с мужчинами — то, за что женщины США боролись в течение 60 лет, но чего так и не добились. В настоящее время женщины в этой стране имеют право на образование и успешно решают проблему полной ликвидации неграмотности среди женщин. В течение столь короткого времени, с 1979 года, женщины Никарагуа одержали впечатляющие победы. Разве мы не несем перед ними обязательства бороться за будущее без ядерного оружия, чтобы их дети, внуки и они сами могли пользоваться плодами этих побед? Бросая вызов гонке ядерного вооружения, осуществляемой Рейганом, мы должны также выступать против его политики интервенции в Центральной Америке, направленной на подавление прогрессивных режимов и народных революций.

США несут ответственность не только за то, что поставили планету на грань ядерной катастрофы. Администрация Рейгана несет ответственность за репрессии и геноцид, проводимые против своих народов самыми реакционными диктатурами в мире, так как США оказывают этим диктатурам всяческую помощь и поддержку. Возложение венка на кладбище в Битбурге (ФРГ), где есть и могилы эсэсовцев, стало символом приверженности Рейгана современным фашистским и полуфашистским правительствам.

Женщины Южной Африки — самые многострадальные жертвы апартеида. Южноафриканских женщин и их детей часто заставляют жить на бесплодных землях бантустанов, обрекая их на голод и смерть. В белых кварталах городов им разрешено проживать только тогда, когда они работают домашней прислугой. При этом их вынуждают жить в женских общежитиях, где мужьям и детям запрещено их навещать.

Однако такие женщины, как Винни Мандела, Дороти Нуэмбе и покойная Лилиан Нгои, стали великими борцами за счастье своего народа. Выступая против военной помощи, оказываемой ЮАР администрацией Рейгана (а она охватывает спектр сфер — от военных поставок до сотрудничества в ядерных исследованиях), мы должны одновременно оказать конкретную помощь борцам за свержение системы апартеида. И, несомненно, уничтожение апартеида — лишь вопрос времени. День свержения правительства апартеида станет новым днем не только для женщин Африки, но и для женщин всего мира, в том числе и США, новым днем и для наших братьев, мужей, отцов и сыновей. Мы несем интернациональную ответственность перед палестинскими женщинами, оставшимися на оккупированных Израилем территориях. Кэмп–дэвидские соглашения направлены против женщин и мужчин, сражающихся за свою землю и независимость против сил сионизма. Жертвами кэмп–дэвидской сделки стали многие борцы за свободу на Ближнем Востоке. Ответственность за это полностью лежит на организаторах этой сделки, вдохновителем которой, как известно, были США.

Бросая вызов апартеиду и сионизму, мы должны понять их тесную связь с расизмом внутри нашей страны. А борьба с расизмом в Соединенных Штатах — одна из главных задач женского движения. Активная и эффективная борьба за равенство женщин в огромной степени будет зависеть от нашей способности увязывать ее с борьбой против расизма.

В наши дни одним из самых жестоких проявлений расизма — особенно на востоке страны — стал ужасающий рост полицейских преступлений. Самым отвратительным примером преступлений полиции стал недавний поджог в Филадельфии 60 домов черных рабочих и бессмысленное убийство 11 черных женщин, детей и мужчин. Зверские преступления полиции происходят и в Нью—Йорке, где офицер полиции хладнокровно убил 67-летнюю черную женщину во время выселения ее из дома. Госпожа Бампере, как и многие престарелые цветные женщины, не могла заплатить за жилье.

Усиление расизма выражается также в повсеместных нападках на черных, занимающих выборные должности, на тех, кто защищает избирательные законы на Юге. Например, Эвелин Тэрнор — одной из трех черных политических лидеров в графстве Перри, штат Алабама, было предъявлено обвинение в нарушении прав голосования.

Это только некоторые свежие примеры того, как переплетаются дискриминация по признаку расы и дискриминация по признаку пола. Безусловно, борьба за равенство женщин должна быть в то же время и борьбой за расовое и экономическое равенство. И она должна быть борьбой за мир.

Так встретим же форум в Найроби с осознанием того, что в США проблемы женщин из рабочего класса и женщин с небелым цветом кожи в основном схожи с проблемами женщин всего мира, которые считают, что борьбу за равенство женщин можно вести только в контексте общей борьбы за создание более гуманного социально–экономического порядка — порядка, при котором будет уничтожена эксплуатация человека, расизм будет считаться преступлением против общества, а пожар ядерной войны не будет угрожать человечеству.

 

 

Комментарии

 

1

 

Phillips U. В. American Negro Slavery. A Survey of the Supply, Employment, and Control of Negro Labor as Determined by the Plantation Regime. New York and London, D. Appleton, 1918. См. также статью: Phillips U. B. The Plantation as a Civilising Factor. — «Sewanee Review», XII, July, 1904, перепечатанную в: Phillips U. B. The Slave Economy of the Old South: Selected Essays in Economic and Social History. Edited by Eugene D. Genovese. Baton Rouge, Louisana State University Press., 1968.

В этой статье, в частности, говорилось: «Суть нашей проблемы в следующем:

1. Век или два тому назад негры были дикарями в дебрях Африки. 2. Те, кого привезли в Америку, и их потомки получили некоторое представление о цивилизации и теперь в определенной степени приспособлены к жизни в современном цивилизованном обществе. 3. Этот прогресс негров в огромной мере является результатом их общения с цивилизованными белыми людьми. 4. Колоссальная масса негров будет проживать среди цивилизованной белой нации неопределенно длительное время. Проблема состоит в том, как мы можем наилучшим образом обеспечить их мирное проживание и дальнейший прогресс в этой нации белых людей? Как мы можем наилучшим образом не допустить того, чтобы они вновь скатились в варварство? Возможное решение большинства этих проблем я вижу в создании плантационной системы хозяйствования» (с. 83).

 

2

 

Замечания об особо тяжелом положении черных рабынь можно найти в многочисленных книгах, статьях и антологиях, изданных под редакцией Герберта Аптекера: American Negro Slave Revolts. New York, International Publishers, 1970, First ed. 1948; To Be Free: Studies in American Negro History. New York, 1969. First ed. 1948; A Documentary History of the Negro People in the United States, v. 1. New York, The Citadel Press, 1969; First ed. 1951; The Negro Woman. — «Masses and Mainstream», v. 11, № 2, February, 1948.

 

3

 

Genоvese E. D. Roll, Jordan, Roll: The World the Slaves Made, New York, Pantheon Books. 1974.

 

4

 

Blassingame 1 W. The Slave Community: Plantation Life in the Antebellum South. London and New York, Oxford University Press, 1972.

 

5

 

Fogel R. W. and Engerman S. Time on the Cross: The Economics of Slavery in the Antebellum South, 2 vol. Boston, Little, Brown & Co., 1974.

 

6

 

Gutman H. The Black Family in Slavery and Freedom, 1750–1925. New York, Pantheon Books, 1976.

 

7

 

E1kins S. Slavery: A Problem in American Institutional and Intellectual Life, 3rd edition, revised. Chicago and London, University of Chicago Press, 1976.

 

8

 

Moynihan D. The Negro Family: The Case for National Action. Washington, D. C, U. S. Department of Labor. 1965. Цит. по: Rainwater L., Yancеу W. The Moynihan Report and the Politics of Controversy. Cambridge, Mass., MIT Press, 1967.

 

9

 

DuBois W. E. B. The Damnation of Women, Ch. VII of «Darkwater». New York, Harcourt, Brace and Howe, 1920.

 

10

 

Stampp К. М. The Peculiar Institution: Slavery in the Antebellum South. New York, Vintage Books, 1956, p. 343.

 

11

 

Ibid., p. 31, 49, 50, 60.

 

12

 

Watkins M. and David J.. eds. To Be a Black Woman: Portraits in Fact and Fiction. New York, William Morrow and Co., Inc., 1970, p. 16. Цит. по: Botkin B. A., ed. Lay My Burden Down: A Folk History of Slavery. Chicago, University of Chicago Press, 1945.

 

13

 

Wertheimer B. We Were There: The Story of Working Women in America. New York, Pantheon Books, 1977, p. 109.

 

14

 

Ibid., p. 111. Цит. по: Clarke L. Sons of a Soldier of the Revolution. Boston, 1846, p. 127.

 

15

 

Stampp, op. cit., p. 57.

 

16

 

Ball Ch. Slavery in the United States: A Narrative of the Life and Adventures of Charles Ball, a Black Man. Lewistown, Pa: J. W. Shugert, 1836, p. 150–151. Цит. по: Lerner G., ed. Black Women in White America: A Documentary History. New York, Pantheon Books, 1972, p. 48.

 

17

 

Grandу М. Narrative of the Life of Moses Grandy: Late a Slave in the United States of America. Boston, 1844, p. 18. Цит. по: Frazier F. E. The Negro Family in the United States. Chicago, University of Chicago Press, 1969, First edition, 1939.

 

18

 

Ibid.

 

19

 

Starobin R. Industrial Slavery in the Old South. London, Oxford, New York, Oxford University Press, 1970, p. 165 ff.

 

20

 

Ibid., p. 164–165.

 

21

 

Ibid., p. 165.

 

22

 

Ibid., p. 165–166.

 

23

 

«Работа на металлургических заводах и рудниках также вынуждала рабынь и детей волочить вагоны и тащить руду в дробильню и топку». Ibid., p. 166.

 

24

 

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 405–406.

 

25

 

Stаrоbin, op. cit., p. 166. В своей книге Старобин пишет: «Рабовладельцы по–разному использовали труд женщин и детей для повышения конкурентоспособности продукции Юга. Прежде всего рабынь и их детей было дешевле, чем мужчин, превратить в рабочую силу и содержать. Джон Е. Калхаун, владелец текстильных предприятий из Южной Каролины, подсчитал, что содержание детей рабов обходится всего в две трети от расходов на содержание взрослых рабов–рабочих. Другой каролинец подсчитал, что разница в цене рабочей силы раба и рабыни даже больше, чем такая разница между свободным и рабом. Свидетельства предпринимателей, использовавших труд рабынь и детей, подтверждают, что они тем самым в значительной степени сокращали свои производственные издержки».

 

26

 

Olmsted F. L, A Journey in the Black Country. New York, i860, p. 14–15. — In: Stampp, op. cit., p. 34.

 

27

 

См.: Маркс К. и Энгельс ф. Соч., т. 46. ч, I, с. 324:

«Труд есть живой, преобразующий огонь, он есть бренность вещей, их временность, выступающая как их формирование живым временем».

 

28

 

Цит. по: Staples R., ed. The Black Family: Essays and Studies. Belmont, Cal, Wadsworth Publishing Company, Inc., 1971, p. 37. См. также: Braсу J., Jr., Meier A, and Hudwiсk E.М. eds. Black Matriarchy; Myth or Reality, Belmont, Cal., Wadsworth Publishing Company, Inc., 1971, p. 140.

 

29

 

Brace y, op. cit., p. 81. См, статью: Rainwater L Crucible of Identity: The Negro Lower‑Class Family, ранее опубликованную в «Daedalus», v, XCV, Winter, 19G6, p. 172–210.

 

30

 

Ibid., p. 98.

 

31

 

Ibid.

 

32

 

Frazier, op. cit.

 

33

 

Op. cit., p, 102.

 

34

 

Gutman, op. cit.

 

35

 

Первая глава книги Гутмана называлась «Пришли мне пряди волос моих детей». Это была просьба мужа–раба в письме к его жене, с которой его насильно разлучили, продав другому хозяину. В письме говорится: «Пришли мне пряди их волос в отдельном конверте и подпиши их имена… Не родилась та женщина, которая была бы мне ближе, чем ты. Ты сейчас переживаешь, как и я. Скажи детям: они должны помнить, что у них хороший отец, который заботится о них и всегда о них думает… Лаура, я люблю тебя по–прежнему. Моя любовь к тебе никогда не угаснет» (Gutman, op, cit, p. 6–7).

 

36

 

Gutman, op. cit., ch. 3, 4.

 

37

 

Ibid. p. 356–357.

 

38

 

Elkins, op. cit., p. 130.

 

39

 

Stampp, op. cit., p. 344

 

40

 

Davis A. The Black Woman's Role in the Community of Slaves. — «Black Scholar», v. Ill, № 4, December, 1971.

 

41

 

Genovese. Roll, Jordan., Roll. См. часть II, особенно разделы «Мужья и отцы» и «Жены и матери».

 

42

 

Ibid., p. 500.

 

43

 

Ibid.

 

44

 

Ibid.

 

45

 

Арtheker, op. cit., p. 145, 169, 173, 181, 182, 201, 207, 215, 239, 241–242, 251, 259, 277, 281, 287.

 

46

 

Douglass F. The Life and Times of Frederick Douglass. New York, Collier, London, Collier‑Macmillan. Ltd., 1962. Перепечатано с переработанного издания 1892 года. См. особенно гл.5 и 6.

 

47

 

Ibid., p. 46.

Ф. Дуглас пишет:

«Один из первых случаев, открывших мне глаза, на жестокость и порочность рабства и его озлобляющее воздействие на моего старого хозяина, произошел с молодой женщиной, моей двоюродной сестрой, жестоко оскорбленной и избитой надсмотрщиком в Тукахо. Хозяин отказался защитить ее. Этот надсмотрщик, некий мистер Пламмер, был, как большинство ему подобных, лишен человеческого облика и в дополнение к распутству и омерзительной грубости был еще и ничтожным пьяницей, человеком, не пригодным даже в погонщики мула. Однажды в состоянии пьяного безумия он совершил насилие, которое заставило молодую женщину обратиться к моему хозяину за защитой… Ее шея и плечи были покрыты свежими шрамами и, не довольствуясь ударами бича, трусливый негодяй разбил ей голову дубинкой, оставив ужасную рану, ее лицо было залито кровью».

 

48

 

Ibid., p. 48–49.

 

49

 

Ibid., p. 52.

 

50

 

Wertheimer, op. cit., p. 113–114.

Герда Лернер приводит несколько иную версию этого побега: «В канун рождества 1855 года шесть молодых рабов, воспользовавшись праздником, взяли лошадей и повозку своего хозяина, покинули Лоудон, штат Виргиния, и через два дня, не останавливаясь ни на минуту, в снег и стужу, оказались в федеральном округе Колумбия. Среди бежавших были: Бэрнеби Григби — мулат, 26 лет, его жена — Элизабет, 22 лет (принадлежала другому хозяину), ее сестра Энн Вуд, 22 лет, невеста руководителя группы Фрэнка Уанзера. В группе было еще двое молодых людей».

 

51

 

Показания Сары Гримке в кн. Welld T. D. American Slavery As It Is: Testymony of a Thousand Witnesses. New York.,. American Anti—Slavery Society, 1839. Цит. по: Lerner, op. cit., p. 19.

 

52

 

Ibid.

 

53

 

Aptheker. The Negro Woman, p. 11.

 

54

 

Ibid., p. 11–12.

 

55

 

Aptheker. Slave Guerilla Warfare. — In: To Bе Free. p. 11.

 

56

 

Aptheker. American Negro Slave Revolts, p. 259.

 

57

 

Ibid., p. 280.

 

58

 

Lerner, op. cit., p. 32–33.

Г. Лернер. пишет:. «[В Натчезе, штат Луизиана, были] две школы, где преподавали цветные учителя. Одной из них была рабыня, которая в течение года вела занятия в школе по ночам. Занятия начинались в одиннадцать или двенадцать, ночи, а заканчивались в два часа… Милла Грэнсон, учительница, выучилась читать и писать у детей своего снисходительного хозяина в старом доме в штате Кентукки. У нее было всегда двенадцать учеников. Когда они уходили, научившись писать и читать, на их место приходило то же «апостольское» число учеников, которым она, отдавала все, что могла… Таким образом она обучила сотни человек. Многие из них. сами выписали себе пропуска и отправились в Канаду». Цит. по: Haviland L. S. A Woman's Life—Work, Labors and Experiences, Chicago, Publishing Association of Friends, 1889, p. 300–301.

 

59

 

Haleу A. Roots: The Saga of an American Family. Garden City, New York. Doubleday and Co., 1978, с 66, 67.

 

60

 

Bradford S. Harriet Tubman: The Moses of Her People, New York, Corinth Books, 1961. Reprinted from the 1886 edition; Petrу A. Harriet Tubman, Conductor on the Underground Railroad. New York, Pocket Books, 1971. First edition 1955.

 

61

 

Eisen—Bergman A. Women in Vietnam. San Francisco, People's Press, 1975, p. 63.

 

62

 

Ibid., p. 62. «Когда мы проходили через деревни я обыскивали людей, женщины должны были раздеваться догола, а солдаты при «обыске» женщин насиловали их. Это было изнасилованием, а не обыском», Цит. по: Scott G. First Marine Division in WAW. — Winter Soldgier Investigation. Boston, Beacon Press, 1972, p. 13.

 

63

 

Ibid., p. 71. Цит. по: Winter Soldgier Investigation, p. 14.

 

64

 

Blassingame, op. cit,, p. 83.

 

65

 

Genоvese. Roll, Jordan, Roll, p. 415.

 

66

 

Ibid., p. 419.

 

67

 

Jones G. Corregidora. New York, Random House, 1975.

 

68

 

Frazier, op. cit., p. 69.

 

69

 

Ibid., p. 53.

 

70

 

Ibid., p. 70.

 

71

 

Stowe H. B. Uncle Tom's Cabin. New York, New American Library, Signet Books, 1968, p. 27.

 

72

 

Ibid., p. 61.

 

73

 

Ibid., p. 72.

 

74

 

Douglass, op. cit., p. 469.

 

75

 

Ibid., p. 472.

 

76

 

Ibid.

 

77

 

Ibid.

 

78

 

Stowe, op, cit.

Фредерик Дуглас в своей автобиографии писал следующее: «В период массовых провалов побегов рабов вышла книга «Хижина дяди Тома», удивительной глубины и силы. Ничто не могло лучше, чем эта книга, ответить требованиям морали и человечности в тот момент. Ее эффект тогда был огромным и всеобщим. Ни одна книга о рабстве так широко и сильно не затронула сердца американцев. Она вобрала в себя весь пафос, всю силу предыдущих публикаций на эту тему и была восторженно встречена многими как книга, побуждающая к действию»

 

79

 

Stowe, op. cit., p. 107.

 

80

 

См.: Ehrenreich В. and English D. Microbes and Manufacture of Housework. Ch. 5 of «For Her Own Good: 150 Years of the Expert's Advice to Women», Garden City. New York, Anchor Press/Doubleday, 1978; Also Oakley A. Women's Work: The Housewife Past and Present New York, Vintage Books, 1976.

 

81

 

См.: Flexner Е. Century of Struggle? The Women's Rights Movement in the U. S. New; York, Atheneum, 1973. Also Rуan M. P. Womanhood in America. New York, New Viewpoints, 1975.

 

82

 

См.: Aptheker. Nat Turner's Slave Rebellion. New York, Humanities Press, 1966; Robinson H. H. Loom and Spindle or Life Among the Early Mill Girls. Kailua, Hawaii, Press Pacifica, 1976; Also Wertheimer, op. cit., and Flexner, op. cit.

 

83

 

Robinson, op. cit., p. 51.

 

84

 

См. дискуссию по поводу этой тенденции приравнивать институт брака к браку во времена рабства в кн.: Alien P. Woman Suffrage: Feminism and White Supremacy; Allen R. Reluctant Reformers. Washington, D. C. Howard University Press, 1974, p. 136.

 

85

 

Wertheimer, op. cit., p. 106.

 

86

 

См.: Flexner, op. cit, p. 38–40. Also Sillen S. Worn en Against Slavery. New York, Masses and Mainstream, Inc., 1955, p. 11–16.

 

87

 

Sillen, op. cit., p. 13.

 

88

 

Ibid.

 

89

 

Ibid., p. 14.

 

90

 

«Liberator», January 1, 1831. Цит. по: Foster W. The Negro People in American History. New York, International Publishers, 1970, p. 108.

 

91

 

Sillen, op. cit., p. 17.

 

92

 

Ibid.

 

93

 

Первой женщиной, публично выступившей в США, была лектор и писатель Фрэнсис Райт, родившаяся в Шотландии (См.: Flexner, op. cit, p. 27–28.). А первой коренной, родившейся в США американкой, выступившей в 1832 году с четырьмя лекциями в Бостоне, была черная Мария У. Стьюарт. (См.: Lerner, op. cit, p. 83.)

 

94

 

Fleхner, op. cit, p. 42. См. текст конституции Женского антирабовладельческого общества в Филадельфии в книге: Papachristou, ed. Women Together: A History in Documents of the Women's Movement in the United States. New York. Alfred A. Knopf, Inc., A Ms. Book, 1976, p. 4–5.

 

95

 

Sillen, op. cit., p. 20.

 

96

 

Ibid., p. 21–22.

 

97

 

Ibid., p. 25.

 

98

 

Flexner, op. cit, p. 51.

 

99

 

Ibid.

 

100

 

Stanton E. C, Antony S. B. and Gage M. J. History of Woman Suffrage, v. 1 (1848–1861), New York, Fowler and Wells, 1881, p. 52.

 

101

 

Papachristou, op. cit., p. 12. См. анализ Герды Лернер в пасторальном письме, опубликованном в ее работе: The Grimke Sisters from South Carolina: Pioneers for Women's Rights and Abolition, New York, Schocken Books, 1971, p. 189.

 

102

 

Papachristou, op. cit., p. 12.

 

103

 

Ibid.

 

104

 

Сара Гримке начала публиковать свои «Letters on the Equality of the Sexes» в июле 1937 г. Они появились в «New England Spectator» и были переизданы в «Liberator». См.: Lеrner. The Grimke Sisters, p. 187.

 

105

 

Цит. по: Rossi A., ed. The Feminist Papers. New York, Bantam Books, 1974, p. 308.

 

106

 

Ibid.

 

107

 

Flexner, op. cit, p. 48; Lerner. The Grimke Sisters, p. 201.

 

108

 

Grimke A, Appeal to the Women of the Nominally Free States. N. Y., W. S. Dorr, 1838, p. 13–14.

 

109

 

Ibid., p. 21.

 

110

 

Flexner, op. cit., p. 47.

 

111

 

Lerner. The Grimke Sisters, p. 353.

 

112

 

Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 1, p. 62.

 

113

 

Ibid., p. 60 (note).

 

114

 

Hole J. and Levine E. The First Feministe. — In: Koedt A., Levine E. and Rapone A., eds. Radical Feminism. New York, Quadrangle, 1973, p. 6.

 

115

 

Stanton E. C. Eighty Years and More: Reminiscences 1815–1897. New York, Schocken Books, 1917, Ch. 5.

 

116

 

Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 1, p. 62.

 

117

 

Ibid., p. 81

 

118

 

Ibid.

 

119

 

Ibid.

 

120

 

Remоnd Ch, The World Anti—Slavery Conference, 1840. — «Liberator», October 16, 1840, переиздано: Aptheker. A Documentary History, v. 1, p. 196.

 

121

 

Ibid.

 

122

 

Ibid.

 

123

 

Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 1, p. 53.

 

124

 

Stanton. Eighty Years and More, p. 33.

 

125

 

Ibid., p. 147–148.

 

126

 

Douglass, op. cit., p. 473.

 

127

 

Flexner, op. cit., p. 70; Al1en, op. cit., p. 133.

 

128

 

«North Star»/ July 28, 1848, Цит. по: Ph. Foner, ed. The Life and Writings of Frederick Douglass, v. 1. New York, International Publishers, 1950, p. 321.

 

129

 

Walker S. J. Frederick Douglass and Woman Suffrage. — «Black Scholar», v. IV, № 6–7, March — April 1973, p. 28.

 

130

 

Stanton. Eighty Years and More, p. 149.

 

131

 

Ibid.

 

132

 

Gurko M. The Ladies of Seneca Falls: The Birth of the Women's Riqhts Movement. New York, Schocken Books, 1976, p. 105.

 

133

 

См.: «Declaration of Sentiments». — la: Papachristou, op. cit, p. 24–25.

 

134

 

Ibid., p. 25.

 

135

 

Ibid.

 

136

 

Вaxandall R., Gordon L., Reverby S.. eds. America's Working Women: a Documentary History—1600 to the Present. New York, Random House, 1976, p. 46.

 

137

 

Wertheimer, op. cit., p. 66.

 

138

 

Ibid, p. 67.

 

139

 

Baxandall, op. cit, p. 66.

 

140

 

Wertheimer, op. cit., p. 74.

 

141

 

Ibid, p. 103.

 

142

 

Ibid, p. 104.

 

143

 

Papachristou, op. cit, p. 26.

 

144

 

Lerner. The Grimke Sisters, p. 335.

 

145

 

Wertheimer, op. cit, p. 104.

 

146

 

Lerner. The Grimke Sisters, p. 159.

 

147

 

Ibid, p. 158.

 

148

 

Текст речи Марии Стюарт в 1833 г. См.: Lerner, Black Women in White America, p. 563 ff.

 

149

 

Lerner. Black Women in White America, p. 83; Flexner, op. cit, p. 44–45.

 

150

 

Aptheker. A Documentary History, v. I, p. 89.

 

151

 

Douglass, op. cit, p. 268.

 

152

 

Walker, op. cit, p. 26.

 

153

 

Foner. The Life and Writings of Frederick Douglass, v.2, p. 19.

 

154

 

Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 1, p. 115–117. '

 

155

 

Ibid.

 

156

 

Ibid.

 

157

 

Ibid.

 

158

 

Ibid.

 

159

 

Ibid.

 

160

 

Ibid.

 

161

 

Ibid.

 

162

 

Ibid.

 

163

 

Ibid.

 

164

 

Ibid.

 

165

 

Ibid.

 

166

 

Ibid, p. 567–568 (полный текст речи). Также см.: Lerner. Black Women in White America, p. 568 ff.

 

167

 

Franklin J. H. From Slavery to Freedom. New York Vintage Books, 1969, p. 253.

 

168

 

Sillen, op. cit, p.86.

 

169

 

Foster, op. cit, p. 115–116.

 

170

 

Flexner, op. cit, p. 108.

 

171

 

Ibid.

 

172

 

Foster, op. cit, p. 261.

 

173

 

Gurko, op. cit, p. 211.

 

174

 

Lerner. The Grimke Sisters, p. 353.

 

175

 

Ibid, p. 354.

 

176

 

Ibid.

 

177

 

Ibid.

 

178

 

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23; с. 309.

 

179

 

Stanton E. G, Antony S. В. and Gage M. J, eds., History of Woman Suffrage, v. 2 (1881–1876), Rochester. N Y Mann Ch., 1887, p. 94–95 (note).

 

180

 

Ibid., p. 172.

 

181

 

Ibid., p. 159.

 

182

 

Ibid., p. 188.

 

183

 

Ibid., p. 216.

 

184

 

Stantоn. Eighty Years and More, p. 240.

 

185

 

Ibid., p. 240–241.

 

186

 

Ibid., p. 241.

 

187

 

Gurko, op. cit., p. 213.

 

188

 

Ibid.

 

189

 

Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 2, p. 214.

 

190

 

F1exner. op. cit., p. 144.

 

191

 

Allen, op. cit., p. 143.

 

192

 

Fоner. The Life and Writings of Frederick Douglass, v. 4, p. 167. Этот отрывок взят из речи «Необходимость продолжения антирабовладельческой деятельности», произнесенной Ф. Дугласом на XXXII съезде Американского антирабовладельческого общества 9 мая 1865 года, Впервые опубликована в «Либерейторе» 28 мая 1865 года.

 

193

 

Ibid., p. 17.

 

194

 

Ibid., p. 41.

 

195

 

Aptheker. A Documentary History, v. 2, р. 553–554. — «Memphis Riots and Massacres». Report № 10i, House of Representatives, 39th Gong., 1st Sess., p. 160–161, 222–223.

 

196

 

Foster, op. cit., p. 261.

 

197

 

DuBois W. E. B. Black Reconstruction in America. Cleveland and New York, Meridian Books, 1964, p. 670.

 

198

 

Ibid., p. 671.

 

199

 

Ibid., p. 672.

 

200

 

По мнению Ф. Фонера, «Дуглас возражал против восхваления Сьюзен Б. Энтони той поддержки, которую Джеймс Брукс оказал на съезде избирательному праву женщин. Дуглас указывал, что это просто «уловка врага, атакующего и угрожающего правам черных мужчин». Брукс, бывший издатель нью–йоркского «Экспресса», яростно антинегритянской, прорабовладельческой газеты, подыгрывал лидерам женского движения, стремясь заручиться их поддержкой в борьбе против избирательных прав черных. Дуглас предупреждал, что если женщины не разберутся в этих ухищрениях бывших рабовладельцев и их союзников на Севере, то «в нашей семье будет беда»». Foner. The Life and Writings of Frederick Douglass, v. 4, p. 41–42.

 

201

 

Stanton et al. History of Women Suffrage» v. 2, p, 245.

 

202

 

Stantоn. Eighty Years and More, p. 258.

 

203

 

Gurko, op. cit., p. 223.

 

204

 

Ibid., p. 223–224.

 

205

 

Ibid., p. 221. См. также: Stanton. Eighty Years and More, p. 256.

 

206

 

Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 2, p. 382.

 

207

 

Foner. The Life and Writings of Frederick Douglass, v. 4, p. 44.

 

208

 

Ibid.

 

209

 

Ibid.

 

210

 

Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 2, p, 222; Lerner, Black Women in White America, p. 569.

 

211

 

Foner. The Life and Writings of Frederick Douglass, v. 4, p. 212 (Letter to Josephine Sohpie White Griffin, Rochester, September 27, 1988).

 

212

 

Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 2, p. 928, Соджориер Трус критиковала подход Генри У, Бичера к вопросу об избирательных правах. См. анализ Аллена, op. cit., р. 148.

 

213

 

Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 2, p. 391. Фрэнсис Е. У. Харпер указала собравшимся на угрозу расизма, рассказав о положении в Бостоне, где 60 белых женщин покинули работу в знак протеста против приема на работу одной черной женщины.

 

214

 

Allen, op. cit, p. 145.

 

215

 

Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 2, p. 214; Allen, op. cit., p. 146.

 

216

 

DuBois. Darkwater, p. 113.

 

217

 

Wertheimer, op. cit., p. 228.

 

218

 

Aptheker. A Documentary History, v. 2, p. 747; Tenant Farming in Alabama, 1889. — «The Journal of Negro Education», XVII, 1948, p. 46 ff.

 

219

 

Aptheker. A Documentary History, v. 2, p. 689. Texas State Convention of Negroes, 1883.

 

220

 

Ibid., p. 690.

 

221

 

Aptheker. A Documentary History, v. 2, p. 704, Founding Convention of Afro—American League, 1890.

 

222

 

DuBois. Black Reconstruction in America, p. 698.

 

223

 

Ibid.

 

224

 

Ibid., p. 699.

 

225

 

Ibid., p. 698.

 

226

 

Aptheker. A Documentary History of the Negro People in the United States, v. 1. Secaucus N. The Citadel Press, 1973, p. 46. A Southern Domestic Worker Speaks, «The Independent», v. LXXII, January 25, 1912.

 

227

 

Ibid., p. 46.

 

228

 

Ibid., p. 47.

 

229

 

Ibid., p. 50.

 

230

 

Ibid.

 

231

 

Ibid., p, 49.

 

232

 

Ibid.

 

233

 

Ibid.

 

234

 

Ibid.

 

235

 

Lerner. Black Women in White America, p. 462. «The Colored Women's Statement to the Women's Missionary Council, American Missionary Association».

 

236

 

Aptheker. A Documentary History, v. 1, p. 49.

 

237

 

DuBois, Darkwater, p. 116.

 

238

 

Ibid., p. 115.

 

239

 

Eatоn I. Special Report on Domestic Service. In: DuВоis W. E, B. The Philadelphia Negro, New York, Schocken Books, 1967, First edition, 1899, p. 427.

 

240

 

Ibid.

 

241

 

Ibid., p. 428.

 

242

 

Ibid.

 

243

 

Ibid., p. 465.

 

244

 

Ibid., p. 484.

 

245

 

Ibid., p. 485.

 

246

 

Ibid.

 

247

 

Ibid., p. 484.

 

248

 

Ibid., p. 449. Итон представляет доказательства, которые «указывают на возможность того, что среди женщин в домашнем услужении по крайней мере нет различия в оплате труда белых и черных…».

 

249

 

Lеrner. Black Women in White America, p. 229–231; Mitchell L. Slave Markets Typify Exploitation of Domestics. — «The Daily Worker», May 5, 1940.

 

250

 

Lerner G. The Female Experience: An American Documentary. Indianapolis, Bobbs‑Merrill, 1977, p. 269.

 

251

 

Ibid., p. 268.

 

252

 

Wertheimer, op. cit, p. 182–183.

 

253

 

Lerner. Black Women in White America, p. 232.

 

254

 

Goodman I. A Nine—Hour Day for Domestic Servante. — «The Independent», v. LIX, February 13, 1902. — In: Baxandall et al, op. cit, p. 213–214.

 

255

 

Lerner. The Female Experience, p. 268.

 

256

 

Jackson J. J. Black Women in a Racist Society. — In Willie Ch., ed. Racism and Mental Health. Pittsburgh, University of Pittsburgh Press, 1973, p. 236.

 

257

 

Ibid.

 

258

 

DuВоis. Darkwater, p. 115.

 

259

 

DuBois. Black Reconstruction in America. Ch. V.

 

260

 

Ibid., p. 122.

 

261

 

Ibid., p. 124.

 

262

 

Ibid.

 

263

 

Ibid.

 

264

 

Ibid., p. 123.

 

265

 

Dоug1ass, op. cit., p. 79.

 

266

 

Ibid.

 

267

 

Watkins and David, op. cit., p. 18.

 

268

 

Aptheker. A Documentary History, v. 1, p. 493.

 

269

 

Ibid., p. 19.

 

270

 

Ibid.

 

271

 

Wertheimer, op. cit., p. 35–36.

 

272

 

Lerner. Black Women in White America, p. 76.

 

273

 

См. гл.2 настоящего издания.

 

274

 

Foner. The Life and Writings of Frederick Douglass, v. 4, p. 553 (note 16).

 

275

 

Ibid., p. 371 ff.

 

276

 

Ibid., p. 372.

 

277

 

Ibid.

 

278

 

Ibid., p. 371.

 

279

 

Ibid.

 

280

 

Flexner, op. cit., p. 99.

 

281

 

Ibid., p. 99–101.

 

282

 

Foner, op. cit., v. 4, p. 373.

 

283

 

Aptheker. A Documentary History, v. 1, p. 157–158.

 

284

 

Ibid.

 

285

 

Goodell W. The American Slave Code. N. Y. American and Foreign Anti—Slavery Society, 1853, p. 321. — In: Elkins, op. cit., p. 60.

 

286

 

Ibid.

 

287

 

Genovese. Roll, Jordan, Roll, p. 565.

 

288

 

Lerner. Black Women in White America, p. 27 and p. 99 ff.

 

289

 

Ibid., p. 32ff.

 

290

 

DuBois. Black Reconstruction in America, p. 123.

 

291

 

Bennett L. Before the‑Mayflower. Baltimore, Penguin Books, 1969, p. 181.

 

292

 

Foster, op. cit, p. 321.

 

293

 

DuBois. Black Reconstruction in America, p. 638.

 

294

 

Lerner. Black Women in White America, p. 102.

 

295

 

Ibid., p. 103.

 

296

 

Ibid.

 

297

 

Ibid., p. 104–105.

 

298

 

Franklin, op. cit., p. 308.

 

299

 

DuBois. Black Reconstruction in America, p. 667.

 

300

 

Wells I. B. Crusade for Justice: The Auto—Biography of Ida B. Wells, edited by Alfreda M. Duster. Chicago and London, University of Chicago Press, 1970, p. 228–229.

 

301

 

Ibid.

 

302

 

Ibid., p. 230.

 

303

 

Ibid.

 

304

 

См.: Кraditоr A., ed. Up From the Pedestal: Selected Writings in the History of American Feminism. Chicago, Quadrangle, 1963. Аргументированные доказательства «принципа целесообразности», см. ч. II, гл.5 и 6.

 

305

 

Aptheker H. Afro—American History: The Modern Era. N. Y., The Citadel Press, 1971, p. 100.

 

306

 

Ibid.

 

307

 

Wells, op. cit, p. 100.

 

308

 

Ibid., p. 229.

 

309

 

Anthony S. B. and Harper I. H., eds. History of Woman Suffrage, v. 4, Rochester, 1902, p. 246.

 

310

 

Ibid.

 

311

 

Stanton et al. History of Woman Suffrage, v. 2, p. 930.

 

312

 

Ibid, p. 931.

 

313

 

Ibid.

 

314

 

Ibid., p. 248.

 

315

 

Anthony and Harper. History of Woman Suffrage, v. 4, p. 216.

 

316

 

Aptheker. A Documentary History, v. 2, p. 813.

 

317

 

Anthony and Harper. History of Woman Suffrage, v. 4, p. 328.

 

318

 

Ibid., p. 333.

 

319

 

Ibid.

 

320

 

Ibid., p. 343.

 

321

 

Kraditor A. The Ideas of the Woman Suffrage Movement. N. Y. Doubleday/Anchor, 1971, p. 143.

 

322

 

Wells, op. cit., p. 100.

 

323

 

Aptheker. A Documentary History, v. 2, p. 796–797, 798.

 

324

 

Ibid., p. 789.

 

325

 

Ibid., p. 789–790.

 

326

 

Ibid., p. 790.

 

327

 

Ibid., p. 799.

 

328

 

Herper H. H., ed. History of Woman Suffrage, v. 5. N. Y., J. J. Little and Ives Co., 1902, p.5.

 

329

 

Ibid.

 

330

 

Ibid.

 

331

 

Ibid., p. 6.

 

332

 

Ibid., p. 80.

 

333

&nb


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: