Цель. Упражнять детей в построении схем и последующем конструировании по ним; развивать пространственное мышление сообразительность, самостоятельность в нахождении собственных решений; учить проявлять уверенность, отстаивать свою идею, критически оценивать свои действия. Познакомить детей с зубчатыми колесами, с зубчатой передачей, с особенностями данного вращательного движения.
Материал. Бумага, карандаши, линейки, ластики, фломастеры, конструктор.
Ход работы
Педагог. Мы должны помочь формадосцам проложить сети железных дорог на материках Формадоса для удобства передвижения и перевозки грузов.
Рис. 32 |
41 |
Игра «Точки и линии». Предложите детям поупражняться в изображении точек и разных линий перед работой по рисованию схем железных дорог (рис. 32).
Вверху, в первом ряду, дети рисуют точки разного размера, по-разному расположенные по отношению друг к другу, затем пересчитывают их. Затем они продолжают следующий ряд с изображением разных замкнутых линий, начиная их от исходной точки. Далее дети изображают разные линии между двумя точками (изогнутые, ломаные, прямые).
Предложите детям карты полушарий планеты Формадос с нанесенными на них кружками городов (крупными и мелкими). Дайте задание: начертить схемы железных дорог.
Обсудите с детьми готовые проекты. Пусть каждый ребенок объяснит, почему нужно строить схему именно так. После дискуссии дети приступают к конструированию.
При оценке работ учитывайте сходство конструкции с графическим изображением.
Сюжетно-ролевая игра «Железная дорога».
Диагностическое задание «Три кольцевые железные дороги». Предложите детям нарисовать геометрические фигуры следующим образом: внутри черного круга — все черные фигуры, внутри серого круга — большие фигуры, а внутри белого круга — все треугольники. Напомните детям о том, чтобы при рисовании фигур в кругах они не забывали вычеркивать их из рядов, изображенных справа (рис. 33).
Работа с конструктором. Дети работают с конструктором «Первые механизмы Лего-Дакта» (или другим подобным).
Предложите им найти зубчатые колеса и разложить их по величине. Объясните, что маленькие зубчатые колесики называют шестеренками. Сравните, чем отличаются от остальных самые маленькие шестеренки. Наденьте шестерню на ось. Начните вращать ось с помощью рукоятки.
Предложите ребятам присоединить зубьями к зубчатому колесу другое колесо и начать крутить ось. Пусть дети убедятся в том, что одно зубчатое колесо заставляет крутиться другое. Затем предложите соединить зубьями несколько разных по размеру зубчатых колес. Пусть дети определят, в каком направлении вращаются колеса, и сделают выводы.
Педагог. Две шестерни, работающие в паре, вращаются в противоположных направлениях. При соединении трех шестерен две внешние вращаются в одном направлении. Такое движение зубчатых колес называется зубчатой передачей. Если два колеса соединяются друг с другом цепью, то передача называется цепной.
Рассмотрите с детьми велосипед. Спросите, в каких механизмах дети видели зубчатую передачу. Рассмотрите внутреннее строение часов.
Игра «Зубчатые передачи». Предложите детям сначала собрать разные зубчатые передачи, а затем придумать механизмы с их применением. Пусть дети используют (по желанию) мелкие игрушки, бумагу, ножницы, фломастеры для рисования. Поддерживайте детские идеи, помогайте в их реализации, давайте советы, не препятствуйте пробам и ошибкам — пусть ребята экспериментируют.
Рис. 33
Игровые задания
Упражняйте детей в изготовлении механизмов с зубчатой передачей, организуйте игры с ними. Развивайте конструкторские способности детей в процессе конструирования на темы: «Железнодорожный вокзал», «Парк с аттракционами», «Железная дорога на Формадосе»; упражняйте в совместном конструировании; учите договариваться, планировать общую деятельность, добиваться результата, интересно обыгрывать конструкции.
43
Понаблюдайте за деятельностью детей (конфликтность, демонстра-тивность, тревожность, скованность, уровень притязаний, общительность, доброжелательность, раскованность и пр.). Зафиксируйте результаты наблюдений.
Игра «Угадай, что это?». Дети конструируют любые объекты по замыслу, стараясь, чтобы они были не сразу узнаваемы и можно было угадать предмет с помощью нескольких вопросов с односложными ответами (да, нет).
Игра «Сделай такую же». Продемонстрируйте детям какую-либо модель, а затем спрячьте ее. Дети воспроизводят модель по памяти. Выигрывает тот ребенок, у которого получится конструкция, больше других похожая на образец.
Игра «Передача информации Формадосу». Предложите детям подробно и понятно объяснить формадосцам принцип сборки и работы зубчатой передачи.
Педагог. Вот ответ с Формадоса: «Радостная весть! Роботы не смогли решить задачу и от напряжения перегорели. Решил ее только главный, самый умный и злой робот Форс. Он остался один».
Ключевые слова
Замкнутая, изогнутая, ломаная линия; зубчатое колесо, шестеренка, зубчатая передача, цепная передача.
Тема 9.