Тема 8. Железные дороги

Цель. Упражнять детей в построении схем и последующем кон­струировании по ним; развивать пространственное мышление сообразительность, самостоятельность в нахождении собст­венных решений; учить проявлять уверенность, отстаивать свою идею, критически оценивать свои действия. Познакомить детей с зубчатыми колесами, с зубчатой передачей, с особенно­стями данного вращательного движения.

Материал. Бумага, карандаши, линейки, ластики, фломасте­ры, конструктор.

Ход работы

Педагог. Мы должны помочь формадосцам проложить сети же­лезных дорог на материках Формадоса для удобства передвижения и перевозки грузов.


Рис. 32


41


Игра «Точки и линии». Предложите детям поупражняться в изобра­жении точек и разных линий перед работой по рисованию схем желез­ных дорог (рис. 32).


Вверху, в первом ряду, дети рисуют точки разного размера, по-разно­му расположенные по отношению друг к другу, затем пересчитывают их. Затем они продолжают следующий ряд с изображением разных за­мкнутых линий, начиная их от исходной точки. Далее дети изображают разные линии между двумя точками (изогнутые, ломаные, прямые).

Предложите детям карты полушарий планеты Формадос с нанесен­ными на них кружками городов (крупными и мелкими). Дайте зада­ние: начертить схемы железных дорог.

Обсудите с детьми готовые проекты. Пусть каждый ребенок объяс­нит, почему нужно строить схему именно так. После дискуссии дети приступают к конструированию.

При оценке работ учитывайте сходство конструкции с графичес­ким изображением.

Сюжетно-ролевая игра «Железная дорога».

Диагностическое задание «Три кольцевые железные дороги». Предложите детям нарисовать геометрические фигуры следующим об­разом: внутри черного круга — все черные фигуры, внутри серого круга — большие фигуры, а внутри белого круга — все треугольники. Напомни­те детям о том, чтобы при рисовании фигур в кругах они не забывали вычеркивать их из рядов, изображенных справа (рис. 33).

Работа с конструктором. Дети работают с конструктором «Первые механизмы Лего-Дакта» (или другим подобным).

Предложите им найти зубчатые колеса и разложить их по величине. Объясните, что маленькие зубчатые колесики называют шестеренками. Сравните, чем отличаются от остальных самые маленькие шестеренки. Наденьте шестерню на ось. Начните вращать ось с помощью рукоятки.

Предложите ребятам присоединить зубьями к зубчатому колесу другое колесо и начать крутить ось. Пусть дети убедятся в том, что одно зубчатое колесо заставляет крутиться другое. Затем предложи­те соединить зубьями несколько разных по размеру зубчатых колес. Пусть дети определят, в каком направлении вращаются колеса, и сде­лают выводы.

Педагог. Две шестерни, работающие в паре, вращаются в проти­воположных направлениях. При соединении трех шестерен две внеш­ние вращаются в одном направлении. Такое движение зубчатых колес называется зубчатой передачей. Если два колеса соединяются друг с другом цепью, то передача называется цепной.

Рассмотрите с детьми велосипед. Спросите, в каких механизмах де­ти видели зубчатую передачу. Рассмотрите внутреннее строение часов.

Игра «Зубчатые передачи». Предложите детям сначала собрать раз­ные зубчатые передачи, а затем придумать механизмы с их применени­ем. Пусть дети используют (по желанию) мелкие игрушки, бумагу, ножницы, фломастеры для рисования. Поддерживайте детские идеи, помогайте в их реализации, давайте советы, не препятствуйте пробам и ошибкам — пусть ребята экспериментируют.


Рис. 33






Игровые задания

Упражняйте детей в изготовлении механизмов с зубчатой переда­чей, организуйте игры с ними. Развивайте конструкторские способно­сти детей в процессе конструирования на темы: «Железнодорожный вокзал», «Парк с аттракционами», «Железная дорога на Формадосе»; упражняйте в совместном конструировании; учите договариваться, планировать общую деятельность, добиваться результата, интересно обыгрывать конструкции.

43


Понаблюдайте за деятельностью детей (конфликтность, демонстра-тивность, тревожность, скованность, уровень притязаний, общитель­ность, доброжелательность, раскованность и пр.). Зафиксируйте ре­зультаты наблюдений.

Игра «Угадай, что это?». Дети конструируют любые объекты по за­мыслу, стараясь, чтобы они были не сразу узнаваемы и можно было угадать предмет с помощью нескольких вопросов с односложными от­ветами (да, нет).

Игра «Сделай такую же». Продемонстрируйте детям какую-либо модель, а затем спрячьте ее. Дети воспроизводят модель по памяти. Выигрывает тот ребенок, у которого получится конструкция, больше других похожая на образец.

Игра «Передача информации Формадосу». Предложите детям по­дробно и понятно объяснить формадосцам принцип сборки и работы зубчатой передачи.

Педагог. Вот ответ с Формадоса: «Радостная весть! Роботы не смогли решить задачу и от напряжения перегорели. Решил ее только главный, самый умный и злой робот Форс. Он остался один».

Ключевые слова

Замкнутая, изогнутая, ломаная линия; зубчатое колесо, шестерен­ка, зубчатая передача, цепная передача.


Тема 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: