Лает громко пес лохматый, во дворе свистят ребята,
Жук над головой жужжит, телка рыжая мычит,
Прочирикал воробей песенку про сто червей.
Промурлыкал в кресле кот, а в лесу медведь ревет.
Квакает в лесу лягушка, на суку кричит кукушка,
В луже хрюкает свинья, собралась ее семья.
Кукарекает петух, в дудочку дудит пастух.
Конь неудержимо ржет, рыба голос бережет.
На лугу мычит корова, воет волк в овраге строго,
Белый гусь гогочет, Оленька хохочет.
Задание 4. Выучить стихотворение наизусть
У кого кто есть
У верблюда есть горбатый верблюжонок.
У серой мышки — маленький мышонок.
У кошки — пушистые котята,
У белки — рыжие бельчата.
У крольчихи — пуховые крольчата,
У собаки — шаловливые щенята,
У коровы — ласковый теленок,
У свиньи — веселый поросенок,
У лошади есть жеребенок,
У козы — смешной козленок,
У овцы — кудрявые ягнята,
А у мамы — конопатые ребята.
Задание 5. Дидактическая игра «Назови семью».
|
|
Он - кот, она - кошка, детеныш(и) - котенок (котята).
Он - конь, она - лошадь, детеныш(и) - жеребенок, (жеребята).
Задание 6. Дидактическая игра «Кто где живет»
Корова живет в коровнике, свинья - в свинарнике, лошадь -..., (собака).
Задание 7. Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»
(Взрослый загадывает загадку, а ребенок ее отгадывает,)
Сторожит, грызет, лает? -....
Хрюкает, роет? -....
Ржет, бегает, скачет? -....
Мяукает, лакает, царапается? -....
Мычит, жует, ходит? -....
(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)
Задание 8. Упражнение в понимании функции суффиксов в словообразовании «Два брата Ик и Ищ».
Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата - звали одного Ик, а другого - Ищ. Ик был маленький и ласковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище - котище. У котика был ротик, носик, лобик, хвостик, усики, глазки. А у кота был ротище, носище, лбище, хвостище, усищи и глазищи. (Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится ик, значит предмет маленький, а если в слове слышится ищ, то значит предмет большой.)
Задание 9. Подобрать как можно больше действий к предмету: кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлыкает, ласкается, облизывается...; собака - сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает....
Задание 10. Дидактическая игра «Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?» (образование притяжательных прилагательных).
Хвост (чей?) - кошачий....
Туловище (чье?) — кошачье....
Голова (чья?) — кошачья....
Задание 11. Пересказать рассказ.
|
|
Кошка
(рассказ-описание)
У кошки мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие ушки и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей. Кошка - домашнее животное, живет рядом с человеком, ловит мышей и крыс.
НОВЫЙ ГОД. ВЕЛИКИЙ УСТЮГ. РОДИНА ДЕДА МОРОЗА.
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассказать ребенку о том, какой праздник скоро наступит;
рассмотреть дома новогоднюю елку, совместно с ребенком ее украсить, рассказать о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить игрушки по величине и цвету;
посмотреть на большую елку, установленную на центральной улице города;
вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки;
рассказать ребёнку о том, где находится родина Деда Мороза. Рассмотреть фотографии резиденции Деда Мороза в Великом Устюге или по возможности посетить;
рассказать ребёнку о родине Деда Мороза – Великом Устюге, объяснить название города. (Великий Устюг, расположенный в 450 километрах от города Вологда, в одном из самых удаленных и красивейших уголков, которыми славится Вологодская область. Город Великий Устюг раскинулся вдоль левого берега реки Сухоны, чуть выше места ее впадения в реку Юг, от слияния которых рождается Северная Двина. Устье реки Юг и дало имя городу - Усть-Юг или Великий Устюг.)
Задание 2. Отгадать загадку.
На первую ступеньку встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Новый год)
Задание 3. Совместно с ребенком вспомнить, сколько месяцев в году, и повторить их названия.
Задание 4. Составить рассказ (из личного опыта) «Как я украшал новогоднюю елку».
Задание 5. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»: елка (какая?) -..., праздник (какой?) -..., елочные игрушки (какие?) -..., Дед Мороз (какой?) -..., Снегурочка (какая?) -..., ребята (какие?) -..., подарки (какие?) -....
Задание 6. Пересказать рассказ.
Елка
В детском саду елка. У елки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошел и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:
- Кто меня разбудил?
- Это я, Саша.
- Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.
Задание 7. Выучить стихотворение.
Елка
Горит огнями елочка, под нею тени синие,
Колючие иголочки, как будто в белом инее.
Огни на елке яркие повсюду зажигаются.
Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются. (Л. Некрасова}
Задание 8. Выложить фигурку из спичек по образцу.
Елочка зеленая выросла в лесу.
Елочку на праздник я домой несу.
Задание 9. Совместно с ребенком изготовить несколько елочных игрушек.
Задание 10. Совместно с ребёнком написать и отправить письмо Деду Морозу:
162340, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, дом Деда Мороза
ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.
Задание 1. Спросить у детей какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой и почему, что для этого им нужно. Выяснить, в какие игры нельзя играть зимой и почему.
Задание 2. Вспомнить и назвать зимние виды спорта, какой спортивный инвентарь знаком ребенку.
Задание 3. Поиграть в игру «Почему так назван?» (упражнение в словообразовании):
Конькобежец – бегает на коньках,
Саночник – катается на санках
Лыжник – катается на лыжах
Хоккеист – играет в хоккей
Фигурист – занимается фигурным катанием
Задание 4. Игра «Кому что нужно»
Клюшка нужна …, коньки нужны… санки нужны…, лыжи нужны…, шайба нужна…, клюшка нужна…
|
|
Задание 5. «Четвертый лишний»
Санки, лыжи, скалка, коньки
Клюшка, обруч, шайба, лыжня
Задание 6. Составить рассказ из личного опыта по теме «Как я лепил снежную бабу», записать его в тетради.
Задание 7. Выучить стихотворение
«Работница»
Мы слепили бабу снежную,
Бабу снежную, потешную,
А зима сказала ей:
«Стань работницей моей!
У тебя в руках метла,
Ты б дорожки замела.
Раздели со мной заботы
И старайся до темна».
А уволила с работы
Бабу снежную весна.(В. Шварц)
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассмотреть с ребенком на иллюстрациях зимующих птиц, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть встретившихся зимующих птиц, обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор;
провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице.
Задание 2. Вспомнить загадки о зимующих птицах.
Задание 3. Составить сравнительный рассказ о снегире и синице,
Задание 4. Составить описательные загадки о зимующих птицах.
Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает. - Воробей.
Задание 5. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Синица, воробей, грач, снегирь.
Задание 6. Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными): синица (какая?) -..., голубь (какой?) -....
Задание 7. Пересказ рассказа «Кормушка».
Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
Задание 8. Подобрать родственные слова: корм — кормить, кормушка, накормленный, кормление (птица).
Задание 9. Рассказать, как ребенок помогает птицам зимой (рассказ из личного опыта).
|
|
КАК ЗВЕРИ ЗИМУЮТ?
Задание 1. Родителям рекомендуется:
поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года; обратить внимание на природные условия зимой; вспомнить знакомых ребенку диких животных, которые проживают в наших лесах, как они добывают себе пищу, чем они питаются, как называется их жилище;
рассказать ребенку о том, как звери зимуют в лесу, какие изменения произошли в их внешнем виде к зиме.
Задание 2. Прочитайте ребенку стихотворения, обсудите их. Назовите животных наших лесов, про которых говорится в стихотворении.
Кто где живет
Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит.
Лиска рыжая - в норе,
Жучка - в теплой конуре.
В логове лежит волчиха,
Под кустом дрожит зайчиха.
Белка спряталась в дупле,
Ежик спит в сухой траве.
Белочка - хозяйка
Ветер гонит по земле мерзлых листьев стайку.
Приготовилась к зиме белочка-хозяйка.
В срок она ушанку сшила, серым мехом опушила.
Примеряла боты собственной работы.
Заготовленные впрок шишки спрятала в мешок.
И колоть без спешки принялась орешки.
Славно в белкином жилище - в нем порядок, тишина.
Пусть холодный ветер свищет, белке вьюга не страшна.
Задание 3. Прочитать ребенку рассказы о животных, обсудить их, попросить ребенка пересказать их (по выбору).
Лиса
Лисичка зимой мышкует - мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит - кинется. Готово, попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!
Медведь
Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы как-то вкось, поэтому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.
Задание 4. Упражнение на координацию речи с движениями.
Зайки белые сидят и ушами шевелят, Вот так, вот так, — и ушами шевелят. Зайкам холодно сидеть, надо лапки им погреть. Вот так, вот так, — надо лапки им погреть. Зайкам холодно стоять, надо зайкам поскакать. Вот так, вот так, — надо зайкам поскакать | Ребенок приседает, держа ладони у головы. Имитирует шевеление ушками. Ребенок встает и потирает кисти рук - «греет лапки». Ребенок прыгает на месте, держа руки на поясе. |
ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА.
Задание 1. Родителям рекомендуется:
показать ребенку картинки с изображением животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, кита, нерпы;
рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;
спросить у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке;
вместе с ребенком посетить зоопарк.
Задание 2. Совместно с ребенком составить описательный рассказ о любом из животных холодных стран, придерживаясь следующего плана:
Название.
Где живет?
Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т.д.).
Повадки.
Чем питается?
Как добывает корм?
Враги.
Как защищается?
Детеныши.
Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: морж (какой?)....
Задание 4. Дидактическая игра «Узнай животного по описанию». (Взрослый рассказывает о животном, а ребенок по характерным признакам его узнает и называет.)
Задание 5. Дидактическая игра «Медведи» (по ролям). Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:
Где ты живешь? - В лесу.
А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета? - Коричневого.
А у меня шерсть белая. Что ты ешь? - Листья, ягоды, рыбу.
Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? - Сплю в берлоге.
А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.
Задание 6. Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях (составление сложносочиненных предложений с союзом а).
Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый....
У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого....
Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый....
Бурый медведь спит в берлоге, а белый....
Задание 7. Дидактическая игра «Сосчитай животных» (согласование числительных с существительными): один морж, два моржа, три моржа, четыре моржа, пять моржей.
Задание 8. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением животных Севера.