Классы. Урок – виртуальная экскурсия

«Дорогами Победы»

Экскурсия как средство обучения предусматривает тесную связь программного материала с экскурсионными объектами, расширяет и углубляет знания учащихся, формирует историческую память подрастающего поколения, оживляет страницы учебника. Экскурсия как средство воспитания формирует патриотические чувства и национальное самосознание, воспитывает уважение к историческим, культурным, трудовым традициям своего народа. Виртуальная экскурсия является средством пробуждения познавательного интереса школьников наиболее привычным для них путём работы в виртуальном пространстве.

Цель данного урока – представить и защитить несколько проектов экскурсионных маршрутов, разработанных участниками разных групп, которые ведут из конкретного города или села к Победе. Это могут быть:  

– боевой путь полка, дивизии, армии, бойцы которого обороняли населённый пункт;

– боевой путь полка, дивизии, армии, бойцы которого освобождали данный населённый пункт;

– боевой путь полка, дивизии, армии, которые формировались в данном населённом пункте и затем отправлялись на фронт;

– пути санитарных поездов, которые проходили через населённый пункт, оставляя раненых в местных больницах;

– боевой путь конкретного человека – Героя Советского Союза, имевшего отношение к данному населённому пункту или чьим именем названа улица, площадь, парк; боевой путь родственника учащегося, который можно проследить по письмам с фронта;

– боевой путь партизанского отряда, находившегося в крае и взаимодействовавшего c войсками Красной Армии после его освобождения и т.д.

Поскольку те или иные воинские подразделения или соединения в ходе войны многократно преобразовывались, вливались в другие соединения, задача учащихся – проследить путь земляков в разных армейских структурах.

Участники групп проводят предварительную работу в музеях, ветеранских организациях, военкоматах, собирая необходимый материал. Затем они готовят свои экскурсионные маршруты, например с использованием сервиса https://www.ThingLink.com, в форме образовательного продукта – интерактивной карты, на которой обозначен не только собственно боевой путь данного воинского подразделения (соединения), армии, фронта, но также отмечено его участие в крупных сражениях, прохождение через города, впоследствии получившие имя «городов-героев» и «городов воинской славы». При этом школьникам задаются вопросы: «Чем различаются звания «Город-герой» и «Город воинской славы»? «Каков вклад конкретного города-героя или города воинской славы в Победу?», «Какие известные символы имеются у городов-героев и городов воинской славы?».

Члены проектных групп выбирают «экскурсоводов», которые готовят материал обобщающей заочной экскурсии. Рассказ в форме виртуальной экскурсии сопровождается сведениями о конкретных фактах героизма бойцов, количественными характеристиками боевых действий, демонстрацией писем с фронта о боевых буднях, об участии в крупнейших сражениях, фронтовыми фотографиями, воспоминаниями ветеранов. Очень важную роль для понимания общности исторических судеб народов России (бывшего СССР) играют сведения о многонациональном офицерском и солдатском составе данного воинского подразделения, которые позволят школьникам составить конкретное представление об участии народов нашей страны в Великой Отечественной войне.

В ходе виртуальной экскурсии школьники также освещают вопрос о мемориализации ратного подвига бойцов данного воинского подразделения – в интерактивном режиме демонстрируются ордена воинского подразделения, мемориалы, монументы и обелиски в различных населённых пунктах, воздвигнутые в честь воинов, защищавших или освобождавших тот или иной город или село, захороненных на воинских кладбищах. (Дальнейшую работу в этом направлении можно продолжить в форме написания писем-обращений в школы тех мест, в которых чтут память героев данного воинского соединения, с последующими поездками, перепиской школьников, встречами с поисковыми отрядами, с ветеранами, со свидетелями боёв и т.д.).

Завершают виртуальную экскурсию сведения о том, где бойцы данного подразделения после многочисленных соединений с войсками иных подразделений завершили войну.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: