№ | Дата | Дата | Название раздела Тема урока | Кол-во часов | Вид урока | Элементы содержания | Вид контроля |
1 | I.Особенности музыкальной драматургии сценической музыки Классика и современность | 17ч 1ч | Урок формирования знаний. | Понятия «классика», «классика жанра», «стиль», «опера» Вечные темы классической музыки. | Устный опрос | ||
2 3 | В музыкальном театре. Опера Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» | 1ч 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – историческое путешествие | Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы. | |||
4-5 | Опера А.П. Бородин Опера «Князь Игорь» | 2ч | Урок формирований совершенствования знаний. | Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы. | Устный опрос | ||
6 | В музыкальном театре. Балет | 1ч | Комбинированный урок. Урок – музыкальный театр | Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета. | Музыкальная викторина | ||
7-8 | Балет Б.И. Тищенко «Ярославна» | 2ч | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с балетом Тищенко «Ярославна». Музыкальные образы героев балета. Роль хора, тембров инструментов оркестра | Устный опрос | ||
9 10- 11 | Героическая тема в русской музыке В музыкальном театре. Мой народ – американцы. Д. Гершвин «Порги и Бесс» | 1ч 2ч. | Повторение и обобщение знаний. Комбинированный урок. Урок – музыкальный театр | Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля. | Кроссворд | ||
12- 13 | Опера Ж. Бизе «Кармен» | 2ч | Урок закрепления и совершенствования знаний. Урок - экскурсия | Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. | |||
14 | Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита» | 1ч | Урок контроля знаний, умений и навыков. Урок – викторина | Новое прочтение оперы Ж. Бизе в балете Р. Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р. Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро. | Музыкальная викторина | ||
15 | Сюжеты и образы духовной музыки | 1ч | Расширение и углубление знаний | Музыка И.С. Баха – язык всех времен и народов Знать понятия: месса, всенощная Уметь: называть полные имена композиторов | |||
16 | Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» | 1ч | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с рок-оперой. Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы-конфликтное противостояние. Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | |||
17 | Музыка на новогоднем празднике | 1ч | Урок-концерт | ||||
18 | Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта» | 1ч | Комбинированный урок. Урок – музыкальный театр | Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики | |||
19 | «Гоголь – сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизские сказки» | 1ч | Комбинированный урок. Урок – музыкальный театр | Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики. | Устный опрос. Тест – опрос | ||
20 | II.Особенности драматургии камерной и симфонической музыки Музыкальная драматургия – развитие музыки | 18ч 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – экскурсия | Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. | Устный опрос | ||
21 | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная | 1ч | Расширение и углубление знаний | Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений. Знать понятия: духовная, светская музыка, камерная музыка Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. | Устный опрос | ||
22 | Камерная и инструментальная музыка. Этюд. | 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. | Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф. | Индивидуальные сообщения | ||
23 | Транскрипция. | 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. | Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф. | |||
24 | Циклические формы инструментальной музыки | 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. | Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере А. Шнитке | Презентации | ||
25- 26 | Соната | 2ч | Урок закрепления и совершенствования знаний. Урок - экскурсия | Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И. Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д. | Тест – опрос | ||
27-31 | Симфоническая музыка | 5ч | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – филармония | Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена. | Музыкальная викторина | ||
32 | Симфоническая Картина «Празднества» К. Дебюсси | 1ч | Урок закрепления и совершенствования знаний. Урок - экскурсия. | Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. | |||
33 | Инструментальный концерт | 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – филармония. | Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А. Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д. | |||
34 | Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» | 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. | Углубление знакомства с творчеством американского композитора. Симфоджаз. | Устный опрос Тест | ||
35 | Заключительный урок. Исследовательский проект. | 1ч | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Защита проектов. |
Класс
Содержание курса: