Активная медитация по Джидду Кришнамурти

Практика активной медитации по Джидду Кришнамурти обеспечивает стопроцентное пребывание сознания ищущего в Реальности. Эта практика, как основная форма работы на Пути Сознательной Духовной Эволюции, больше подходит молодым людям, чья память не отягощена грузом мыслей, чьи рассудок и интеллект не вросли корнями в процесс восприятия реальности. Для молодых людей, как правило, не существует непререкаемых авторитетов, и в серьёзных вопросах они, большей частью, полагаются на себя. Это вполне естественно. С возрастом у людей нарабатывается множество стереотипов поведения и восприятия реальности, появляются замшелые авторитеты, мешающие трезво оценить новые веяния, теряется пластичность мышления и т. д., а потому им сложно откреститься от груза прошлых накоплений.

Джидду Кришнамурти — человек, который взрывает авторитет «авторитетов» и предлагает ищущему, ничего не принимая на веру, самому открыть Истину. Молодым бунтарям это импонирует. Кришнамурти сам прошёл через бунт, а потому имеет полное право говорить об эффективности предлагаемой формы работы на Пути Сознательной Эволюции. Он не просит верить и ему, он просто предлагает ищущему эффективный способ познать самого себя. Попробуйте! Если получится — замечательно, не получится — стало быть, не для вас. Никаких насилий и радужных посулов.

Вот каков взгляд Кришнамурти на проблему поиска Истины.

«Я долго бунтовал против всего: против чужого авторитета, против чужих советов, против чужих (из вторых рук) знаний; я отказывался считать что-либо Истиной до тех пор, пока не нашёл Истину сам. Я никогда не оспаривал чужих идей, но всегда отказывался признать чей-либо авторитет — признать чью-либо жизненную позицию. Пока я не достиг той фазы бунта, когда уже ничего не могло удовлетворить меня — никакое кредо, никакая догма, никакая вера, — до тех пор, пока я не был способен найти Истину сам.

Истина — это страна без дорог: человек не может придти к ней через организацию, убеждения, церковную или ритуальную догму, через философское знание или психологический метод. Он должен найти её через зеркало взаимоотношений, через понимание содержания собственного ума, через наблюдение, а не через интеллектуальный анализ или самоанализ».

Что же предлагает ищущим в качестве основной формы работы на Пути Сознательной Эволюции один из величайших Учителей современности? Предложение простое — следите за работой своего ума, изучите её механизм и научитесь видеть рождение всех входящих мыслей. Если это реализовать, то продвижение будет стремительным. Эта форма работы поражает своей простотой, а потому отпугивает людей, привыкших постоянно с чем-то бороться. В то же время, она очень изящна и предназначена для гурманов, для людей, тонко чувствующих Истину на интуитивном уровне.

Активная медитация по Джидду Кришнамурти — это просто наблюдение за работой собственного ума. Смотрите, как рождается мысль, как она пытается захватить ваше активное сознание и вступить с вами в диалог. Как вы откликаетесь на неё, как включаются ваши эмоции, как она, добившись своего, получив энергетическую подпитку, уходит от вас, а её место занимает другая мысль, проделывающая с вами тот же самый трюк. И так до бесконечности. Постепенно в вашем сознании выделяется Наблюдатель, который, просто наблюдая, ничем не затрагивается — мысли сами по себе, а он сам по себе. Разбирая Интегральный Путь Сознательной Эволюции мы с этого начинали, а Кришнамурти предлагает с этого начать и продолжать заниматься только этим — а всё остальное приложится. Гениально просто!

В результате, просто наблюдая за рождением и работой мысли, вы всё чаще и чаще пребываете в реальном времени («здесь и сейчас»), всё чаще и чаще контактируете с Реальностью, а стало быть, и с нисходящей Эволюционной энергией. Та, в свою очередь, постепенно обретая силу в вашем существе, становится способна растворять мысли прямо на входе в активное сознание, не давая им захватить ваш ум и вступить с вами в диалог. Так постепенно активная медитация становится спонтанной, то есть абсолютно безусильной.

Кришнамурти часто спрашивали — есть Бог или нет? Он неизменно говорил, что мог бы ответить на этот вопрос, знает на него ответ, но отвечать не будет. Каждый должен получить ответ сам, в своём собственном сознании. В этом он абсолютно прав. Скажи людям, что есть Бог, и они на этом успокоятся, скажи, что нет — тоже успокоятся. Когда какой-либо крупный духовный авторитет даёт людям ответ на кардинальные вопросы Бытия, то они (люди) живую творческую работу подменяют верой, и на этом всё заканчивается. Самая большая беда ортодоксальных верующих заключается в том, что они «веруют», а это самое простое. Лишь в ходе активного поиска Истины ищущий способен получить правильные ответы на все интересующие его вопросы. Работайте!

Кришнамурти сам по себе очень интересный человек. Любопытна его судьба. В юном возрасте руководители Международного теософского общества Ани Безант и Ледбитер выбрали мальчика Кришну на роль Мирового Учителя, явление которого давно ожидалось. Они начали с ним работать: дали ему неплохое светское образование, проводили с ним интенсивные медитативные практики, часто использовали мальчика и в качестве медиума для получения посланий от всевозможных «иерархов» и «учителей». Всё, что было связано с интенсивными медитативными практиками («медитации кверху») и медиумическими сеансами, впоследствии крайне негативно сказалось на телесном здоровье Кришнамурти.

В 17 лет юношу Кришну опекуны сделали главой Ордена Звезды и стали учить его играть роль Мирового Учителя. Однако в возрасте Иисуса Христа он решил порвать все связи с Теософским обществом, публично отрёкся от возложенной на него роли и, стряхнув с себя весь навязанный ему мусор, в одиночку продолжал поиск Истины.

На последнем заседании Ордена Звезды Кришна сказал следующее: «Веру невозможно организовать, она глубоко индивидуальна... Вы можете продолжать создавать новые организации и ожидать прихода кого-нибудь ещё, но ни новые клетки, ни новые декорации к ним меня не интересуют. Единственное, чем я озабочен, — это как добиться освобождения человека полностью и безусловно».

С тех пор, без малого 60 лет, он проводил публичные выступления и беседы, в которых затрагивал множество вопросов, касающихся эволюции человека и человечества, и предлагал свой оригинальный путь постижения Истины, свой вариант спасения — окончательного спасения.

Кришнамурти говорит, что Истину нельзя определить, её нельзя выразить в ментальных терминах, её можно открыть лишь в собственном сознании. И он говорит, как это сделать. Как это сделать без всяких космических пришельцев, без церквей, без так называемых «учителей», без оккультных спасителей, без магических формул и обрядов, без математических расчётов — как это сделать исключительно своими силами. Для этого надо просто наблюдать за работой собственного ума, понять, откуда и как рождается мысль, что она от вас хочет, как вы к ней относитесь, как одна мысль сменяет другую, почему это происходит и т. д. Просто наблюдая и делая выводы из наблюдений, вы открываете всё новые и новые пласты Истины. Всё это делаете вы сами. Ваше спасение в ваших руках.

Вот как Кришнамурти описывает процесс наблюдения за работой ума.

«Чрезвычайно интересно наблюдать процесс собственного мышления, просто наблюдать, как мыслишь. Откуда берёт начало реакция, которую мы называем мышлением? Очевидно из памяти... Мы видим, как мысль поддерживает и продлевает удовольствие, испытанное нами вчера, и как мысль продлевает его противоположность, являющуюся страхом и страданием; таким образом, тот кто переживает и мыслит, сам и представляет собой эти удовольствия и страдания, а также является той сущностью, которая питает и поддерживает удовольствие и страдание. Тот, кто мыслит, отделяет удовольствие от страдания. Он не видит, что в самом требовании удовольствия таится страдание и страх...»

Ясное осознание того, что все беды и неурядицы рождаются в уме — это огромное достижение. Как только в вас зарождаются страхи, сомнения и страдания, и вы способны мгновенно вспомнить, что их инспирирует ваш ум, то они растворяются без следа. Мгновенное осознание — волшебный метод нейтрализации всего и вся, что нарушает равновесное состояние вашей психики. Любая возникшая проблема — это вмешательство ума. Удивительно просто!

«Мысль изворачивается, потому что она может выдумывать всё, что угодно, и видеть вещи, которых не существует. Она может проделывать самые необычные трюки, и поэтому на неё нельзя полагаться, но если вы поняли всю структуру мышления — как вы мыслите, почему вы мыслите, какими словами пользуетесь, как ведёте себя в повседневной жизни, как вы разговариваете с людьми, как вы относитесь к ним, как вы ходите, как вы едите — если вы осознали всё это, тогда ваш ум не введёт вас в заблуждение, тогда ничто не сможет вас обмануть... тогда ум становится необычайно спокойным, гибким, чувствительным, пребывающим наедине с собой...»

Несколько слов о поведении людей в повседневной жизни. Если вы будете со всей полнотой внимания наблюдать за своим поведением и поведением людей в общении с другими людьми, то непременно удивитесь — в скольких лицах выступает один и тот же человек, попадая в различные ситуации и общаясь с разными людьми. Человек практически никогда не бывает «собой», он постоянно сменяет маски, кривляется как шут. Когда это обнаруживаешь, становится смешно. Ловите себя на том, что с разными людьми вы ведёте себя по-разному, ловите себя в неискренности общения. С одним человеком можно говорить раздражённо и грубо, с другим льстиво и вкрадчиво, с третьим ещё как-то, словом, идёт постоянная игра в прятки со своей истинной сущностью. Подобная мимикрия поведения — неотъемлемое свойство нетрансформированной человеческой психики.

Наблюдайте за собой: как вы смеётесь, как вы говорите, как вы гневаетесь, как вы едите и т. д. Вы узнаете о себе много нового — чаще неприглядного. Наблюдайте, и тогда вы будете пребывать в реальности. Люди, как правило, абсолютно бессознательно склонны обсуждать (и осуждать) поведение других людей, критиковать их. Запомните, всё, что режет ваш глаз или слух, что вы видите и осуждаете в других людях, непременно присутствует и в вас, свойственно вам.

Это стопроцентное попадание. Если вы будете бдительны и предельно искренны, то обязательно найдёте в себе то, что осуждаете в других. Ещё не рождённое психическое существо это видит и ставит перед нами своеобразное зеркало, в котором отражается наше «эго». Наша главная задача — суметь разглядеть его.

Кришнамурти говорит, если вы будете внимательно наблюдать за процессом восприятия вами окружающего мира (а это происходит в вашем уме), то очень скоро убедитесь, что вы никогда не воспринимаете мир таким, каков он есть на самом деле. Что это означает? Это означает, что всё на свете мы воспринимаем через призму памяти, через призму хранящихся в ней образов и откликов. Мы что-то видим, слышим, осязаем, обоняем — и всё это, попадая в наш ум, ищет сравнения и отклика в памяти, чтобы быть опознанным и как-то оцененным. Никакой чистоты непосредственного восприятия — «предмет-чувство», — а всегда цепочка — «предмет — какой предмет? — как к нему относиться?», — а лишь потом само отношение к нему, практически всегда предвзятое, потому как навеяно прошлыми воспоминаниями («хорошо — плохо», «нравится — не нравится», «красиво — некрасиво» и т. п.).

В нашем уме постоянно работает механизм памяти, механизм сравнения, а потому реальность постоянно ускользает от нас, и мы воспринимаем лишь её слабый отголосок. Например, если однажды в жизни мы чего-то испугались и эта ситуация отложилось у нас в памяти, то в большинстве внешне сходных ситуаций (сходных, но не тождественных той) мы бессознательно будем испытывать страх. То же можно сказать и по поводу однажды испытанного восторга. Подобная шкала сравнений, заложенных в памяти, работает в широчайшем диапазоне — от самого возвышенного до мельчайших пустяков.

Таким образом, в нашей памяти хранятся стереотипные отклики на всякую вещь, на всякое явление, на любую ситуацию, на любую идею или мысль. А что такое память? Память — это то, что в течение жизни мы получили в процессе воспитания, обучения, наблюдения, размышления, личного и чужого опыта, что извлекли из прочитанного, увиденного, услышанного и т. п. Собственно всё, хранящееся в памяти, и есть то, что называют «эго». Вместилище нашего «эго» — наша память. Мир, видимый сквозь призму «эго», не есть реальный мир, в процессе восприятия он неизбежно деформируется и искажается.

«Эго», до времени подменяющее истинное «я» человека, его душу, его психическое существо, не в состоянии контактировать с реальностью напрямую, без посредника, без того, что называется памятью, а потому люди воспринимают мир иллюзорно. Не случайно древние мудрецы Востока говорили, что видимый нами мир иллюзорен.

Ум буквально врос корнями в любой процесс восприятия. Ярким примером тому может служить наше любование красотами природы. Глядим на цветущий луг, вдыхаем его аромат, растворяемся в реальности, слышим пение птицы — и вдруг вопрос, — что за птица? Вопрос задан, ум заработал, вмиг исчез аромат, стали различимы отдельные цветы, всплыли их названия, возникли ассоциации, и целостная картина распалась на мелкие фрагменты. Так ум мгновенно превратил сказочный цветущий луг в сухую безжизненную схему.

Лишь пребывание активного сознания в реальном времени («здесь и сейчас») обеспечивает чистоту и целостность восприятия окружающего мира, только тогда реальность воспринимается не через призму ума, а непосредственно психическим существом — нашим истинным «я». Лишь тогда, когда активное сознание ищущего находится в реальном времени, он связан с потоком нисходящей Эволюционной энергии, лишь тогда он имеет прямой контакт с Реальностью (с Богом), лишь тогда его сознание вовлекается в процесс эволюционной трансформации.

Разбирая практику Интегрального Пути Сознательной Эволюции, мы с вами установили, что медитативную работу надо начинать с исследования механизма функционирования собственного сознания. Кришнамурти предлагает нам то же самое и добивается от нас ясного понимания, что процесс мышления имеет протяжённость во времени, то есть является продуктом времени.

Если вы (в лице внутреннего Свидетеля, или Наблюдателя) будете постоянно видеть, что происходит в вашем уме, если вы будете находиться в процессе выполнения вами любой работы, то ваше сознание будет постоянно пребывать в реальности (в реальном времени), то есть находиться в состоянии спонтанной медитации. Тогда вам не надо тратить время на трудоёмкие медитативные практики, не надо прилагать специальных усилий, чтобы дисциплинировать повседневное поведение, — всё будет складываться спонтанно, так, как и должно быть в каждый текущий момент времени.

Когда мы находимся в реальном времени, мы защищены — защищены Свыше. Как только мы попадаем в поле сравнения, в поле работы мыслей, в поле памяти, наше сознание выпадает из реального времени, и мы, неизбежно совершая ошибки, мгновенно попадаем в мир соблазнов, страхов, сомнений и страданий. Когда в сознании ищущего вырабатывается стойкий механизм пребывания в реальности, то при сбоях в его работе и возврате к старому способу существования ясно ощущается громадная разница в восприятии окружающего мира.

Рассматривая механизм мышления, Кришнамурти вводит понятие психологического времени. Разберём, что он под этим понимает.

Логика его рассуждений такова. Мысль есть время, поскольку то, что называется мышлением, происходит в мозгу и является физико-химическим процессом, протекающим во времени. Любое движение мысли происходит не мгновенно, а в течение какого-то времени. Следовательно, как только включается аппарат мышления, мы находимся в плену психологического времени. Когда мы воспринимаем реальность без включения аппарата мышления, то мы видим её целиком, интегрально, без искажений. Но как только появляется мысль, которая есть продукт времени, — единая реальность сразу распадается на отдельные фрагменты, высвечивающиеся соответствующими мыслями. Нет мысли и нет времени — есть целостность.

При наличии мыслей, находясь в плену психологического (собственного, или субъективного) времени, наше сознание не способно к целостному восприятию. При наличии мыслей реальность обрабатывается во времени, а это значит, что есть временной зазор между самой реальностью и нашим восприятием реальности. При наличии мыслей барьер времени отделяет нас от реального мира. Малейшее вмешательство ума в процесс восприятия и обращение к памяти означают немедленное включение психологического времени. Пребывание в плену психологического времени означает не только искажение реальности, но и, что самое главное, разрыв связи с Высшими планами сознания, с нисходящей Эволюционной энергией, с Тем, что называют Божественной реальностью или Богом.

Пребывание активного сознания в реальном времени означает пребывание его в каждом текущем мгновении — «здесь и сейчас». Только тогда индивидуальное сознание способно одновременно созерцать всю доступную ему пространственно-временную реальность и извлекать оттуда всё, что необходимо в каждый текущий момент времени.

В наших научных разработках, касающихся анализа деятельности лётных экипажей в экстремальных ситуациях, мы убедительно показали, что отдельные индивиды, попадая в условия, связанные с прямой угрозой для жизни, способны какое-то время функционировать в режиме сверхсознательной психической деятельности, обеспечивая тем самым безошибочное пилотирование воздушного судна и благополучное разрешение катастрофической ситуации. Это означает, что в экстремальных условиях обычное человеческое сознание, правда в ничтожном проценте случаев, способно функционировать в реальном времени.

Наша же с вами задача — добиться того, чтобы эта способность проявилась в повседневной жизни. Наблюдения показывают, что в случаях функционирования сознания пилотов в десинхронизированных режимах психической деятельности (рассудочном или эмоциональном) оно полностью выпадает из реального времени, и пилоты, теряя контакт с реальностью, неизбежно допускают ошибки. Все ошибочные решения и опрометчивые поступки в жизни мы совершаем, когда наше активное сознание выпадает из реального времени, то есть находится в состоянии так называемого десинхроноза.

Только при исчезновении психологического времени, только при полном отсутствии мыслей или реакции на них, то есть при совершенном спокойствии ума, мы имеем контакт с Реальностью и имеем возможность воспринимать окружающий мир и «мыслить» абсолютно по-новому — озарениями. Лишь в случаях озарений возможно рождение принципиально новых мыслей, новых идей и новых знаний.

Озарения рождаются не в процессе мышления, а нисходят в сознание непосредственно из Истины, из Всеобщего разума, вне всякой логики, вне всяких рассуждений, минуя этапы выбора и принятия решения. Каждый из нас может вспомнить случай, когда при решении какой-либо трудной задачи ответ приходил тогда, когда ум уже перебрал все варианты, истощил себя и сделал вынужденную паузу. В период этой паузы откуда-то сверху молнией в сознании вспыхивал ответ. Мгновенное правильное решение и есть озарение. Мышление озарением проявляется при сверхсознательной психической деятельности, которую обретает ищущий в результате продвижения по Пути Сознательной Духовной Эволюции.

Кришнамурти предлагает гениальную формулу, лежащую в основе предлагаемого им метода работы на Пути Сознательной Эволюции, — «Наблюдающий есть наблюдаемое! Реальность — это когда нет разделения (временного зазора. — Авт.) между мыслящим и мыслью. Реальность — это восприятие посредством озарения».

Основа метода Кришнамурти — постоянное (без вмешательства ума) наблюдение за процессом собственного мышления, то есть постоянная бдительность ума — и ничего более.

Смотрите минуту, другую, третью, день смотрите, неделю, месяц, полгода, в конце концов, ваше активное сознание будет находиться в реальном времени. Находиться в реальном времени — значит контактировать с нисходящей Эволюционной энергией, которая постепенно берёт на себя всю работу по нейтрализации невольных (несанкционированных) мыслей и обеспечению безмолвия ума, что приводит к возможности мыслить озарениями. Со временем, вы перестанете питать залётные мысли своим вниманием. Они либо будут растворяться прямо на входе, либо просто проходить через ваш ум, нисколько его не затрагивая. По необходимости вы будете пользоваться аппаратом мышления, но только по необходимости и в очень редких случаях.

Кришнамурти предлагает чрезвычайно эффективный и удивительно красивый метод, позволяющий начать одновременную реализацию сразу четырёх этапов Пути Сознательной Эволюции!

«Если человек хочет увидеть что-либо ясно, ум его должен быть очень спокоен, без всяких предвзятых мнений, без болтовни, диалога, представлений, образов, — всё это должно быть отброшено ради того, чтобы видеть. И только в тишине вы можете наблюдать, как рождаются мысли... Только когда вы полностью спокойны, спокойны всем вашим существом. Тогда, если вы зададите вопрос, как возникает мысль, вы начнёте видеть из этой тишины, как мысль обретает форму.

Если вы осознали, как возникает мысль, то нет необходимости её контролировать. Мы тратим много времени и расточаем очень много энергии в течение всей нашей жизни, пытаясь контролировать наши мысли, — это хорошая мысль, я её должен поощрять, эта мысль плохая, я должен подавить её, — идёт непрерывная борьба между одной мыслью и другой, между одним желанием и другим, одно удовольствие преобладает над всеми остальными — но если существует осознание того, как возникает мысль, то в мышлении нет противоречия».

Когда мы просто наблюдаем работу нашего ума, мы находимся в реальном времени, в текущем моменте времени («здесь и сейчас»), в текущей ситуации, тогда любую мысль, пытающуюся проявиться в сознании, мы видим в стадии её зарождения. Энергия осознания факта зарождения мысли не даёт ей проявиться и захватить наше активное сознание.

Всё просто! Абсолютно безусильная работа! Нет пустой траты энергии! Находиться в реальном времени — и всё! Что может быть проще?!

Иисус Христос говорил: Будьте как дети, и вам откроется путь в Царствие Небесное. Именно дети большую часть времени пребывают в спонтанной реальности, живут текущим мгновеньем, счастливы каждым мигом и проживают его во всей полноте. По мере погружения в социум и приобретения жизненного опыта (накоплений в памяти) дети, попадая в плен психологического времени, перестают быть детьми. Я как-то попросил семилетнюю девочку попробовать ни о чём не думать, она мне тотчас ответила, что она и так ни о чём не думает. Ребёнок лучезарен, лучезарен даже в гневе, он редко задумывается, но когда он задумался — с его лица вмиг исчезает радость. Потеря контакта с Реальностью, с Богом вмиг омрачает существование.

В формулу «наблюдающий есть наблюдаемое» Кришнамурти вкладывает очень важный смысл. Он говорит, если вы, к примеру, обнаружили, что в какой-то ситуации у вас проявилась жадность, то не надо никаких оправданий — просто осознайте, что вы и есть эта самая жадность. Не обстоятельства заставили вас стать жадным, вы — жадный. Когда вы гневаетесь, вы — гнев, когда вы боитесь, вы — страх. Не ищите причин вовне. Мгновенное осознание этих фактов есть наилучший способ их трансформации. Всё это — порождения вашего ума. Молчит ум — вы не жадный, вы не гневливый, вы бесстрашный...

Перед началом своих бесед Кришнамурти требовал от слушателей всецельной полноты внимания, медитативного слушания. Он просил слушать без вмешательства ума, без сравнения с чем-либо вам уже известным, без эмоций, без интеллектуального анализа, без внутреннего диалога. Только тогда, говорил он, полностью устраняется барьер между слушающим и говорящим, только тогда слушающий находится в едином поле с говорящим и отдаёт всё своё существо процессу понимания. Если эти условия не соблюдаются, то сознания говорящего и слушающего находятся в разных временных измерениях и, как следствие, между ними ведётся разговор «на разных языках». Два «эго» никогда не смогут понять друг друга. Вмешательство мысли или эмоций в диалог — это вмешательство «эго».

Люди не умеют слушать, потому что нарушают процесс истинного восприятия вмешательством ума и эмоций. Умейте слушать и тогда вы поймёте, что именно хотел сказать вам тот или иной человек. Пусть рассуждения вашего собеседника будут ошибочными, пусть он заблуждается, но при тотальном слушании вы поймёте источник его заблуждений, поймёте, откуда проистекает слабость его позиции, что очень важно для вашей ответной аргументации. Учитесь слушать! Учитесь и читать!

Всецельная полнота внимания необходима не только при слушании, но и при чтении источников высшей пробы, которые мы вам настоятельно рекомендуем. Как показывает практика, процесс медитативного чтения оказывает на сознание ищущего мощное трансформирующее воздействие. А если к этому ещё добавить медитативное (без внутренней полемики) переписывание родниковых источников Истины, к коим относится ранее упомянутая нами брошюра Джидду Кришнамурти «Свобода от известного», то процесс трансформации сознания ищущего многократно ускоряется.

«Свобода от известного» — учебник истинной психологии человека, психологии, в которой нет ни грамма субъективизма, психологии, которая исходит из Истины, а не является продуктом интеллектуальных измышлений. Каждый из авторов многословных психологических трактатов пытается навязать нам своё (неизбежно субъективное) видение человека. Кришнамурти полностью устраняет субъективизм в видении человека, поскольку его сознание целиком пребывает в Истине. Это явление уникальное. Пожалуй, лишь Шри Ауробиндо стоит с ним на одном уровне в вопросах анатомирования человеческой психики.

«Если мы хотим понимать то, что говорится, нам надо рассматривать это без предубеждений, не сомневаясь, не соглашаясь, а действительно слушая...

К тому же слушание, которое есть своего рода искусство, требует определённого спокойствия мозга. У большинства из нас мозг беспрерывно активен, постоянно давая отклик на вызов слова, идеи или образа, и этот постоянный процесс отклика на вызов не приносит понимания. Понимание достигается при обладании мозгом, который очень спокоен...

Слушание — это не процесс принятия, осуждения или интерпретации, а полное всестороннее рассмотрение факта. Для этого мозг должен быть спокойным, но также и очень живым, способным воспринимать правильно и разумно, а не сентиментально или эмоционально. Только тогда мы можем подходить к проблемам человеческого существования как к целостному процессу, а не фрагментарно».

Кришнамурти определяет медитацию как полное опустошение ума. С полным вниманием пропустите через себя его высказывания относительно медитации, ощутите их истинность и красоту.

«Медитация — это полное опустошение ума. Содержимое ума — результат времени, результат тысячи переживаний, огромного накопления знания, воспоминаний. Ум так отягощён прошлым, потому что всё его знание есть прошлое, а память — результат накопления тысячи переживаний, и всё это — известное. Может ли ум полностью опустошить себя от прошлого? В этом и состоит всё движение медитации. Если ум просто осознаёт себя, осознаёт без всякого выбора, видит целиком своё движение, то он освобождается от известного. Ведь если есть хоть какой-то остаток прошлого, ум не может быть чистым, невинным. Таким образом, медитация — это полное опустошение ума.

Медитация — одно из величайших искусств в жизни — возможно, высочайшее, поскольку ему нельзя ни от кого научиться. Вот в чём красота медитации. У неё нет ни техники, ни авторитета. Когда изучаешь самого себя, наблюдаешь себя, наблюдаешь, как ходишь, ешь, что говоришь, сплетни, ненависть, ревность, если осознаёшь это в себе без выбора, — то это часть медитации. Поэтому медитация может происходить тогда, когда едешь автобусом и гуляешь в лесу, полном света и тени, или слушаешь песни птиц, или всматриваешься в лицо жены или ребёнка». Истинная медитация (равно как и молитвенное состояние) — это всецелое пребывание индивидуального сознания в реальности, в текущем моменте времени.

Кришнамурти даёт блестящее определение религиозного ума (сознания), где констатируется состояние сознания ищущего, как финальный результат многотрудных духовных исканий. Постарайтесь проникнуться каждым словом.

«Ум, находящийся в состоянии, когда нет более ни усилий, ни метаний, — это истинно религиозный ум. В таком состоянии ума вы можете прийти к тому, что называется «истина» или «реальность», блаженством, Богом, красотой, любовью.

Живой ум, это ум спокойный, который не имеет центра и который, следовательно, пребывает вне пространства и времени. Такой ум беспределен, а это истина и факт чрезвычайной важности.

Религиозный ум свободен от всякого авторитета. Это крайне трудно быть свободным от авторитета; не только авторитета другого человека, но и авторитета собственного опыта, накопленного человеком... Религиозный ум не имеет верований, не имеет догм; он движется от факта к факту, и потому религиозный ум — это научный ум. Но научный ум не то же самое, что религиозный. Религиозный ум включает в себя и научный ум; но ум, воспитанный на научном знании и привязанный к нему, не есть религиозный ум.

Религиозный ум интересуется и занимается целым, он озабочен не каким-то частным проявлением, а всей полнотой человеческого существования».

Я подписываюсь под каждым словом Кришнамурти, поскольку это и мой собственный опыт. Когда ты есть всё, когда сняты все ограничения, только тогда приходит истинная свобода — свобода от известного. Религиозный ум — это ум, который живёт и работает в реальном времени («здесь и сейчас») без посредничества памяти, которая и есть «известное». Нафталиновые сундуки нашей памяти должны быть очищены от хлама прошлых накоплений. Отказываясь от малого, мы открываем универсальный источник информации. Умирая для прошлого, мы рождаемся в Вечности и пребываем в Реальности. Прямой контакт с Реальностью — это контакт с Богом, с Истиной, с Любовью!

Разумеется, что рассмотренная форма реализации Пути Сознательной Духовной Эволюции подходит не для всех, но те, кто её выбирают, имеют возможность начать одновременную параллельную реализацию сразу четырёх этапов Пути с быстрым переходом к реализации двух последующих этапов, включающих духовное рождение и радикальную телесную трансформацию с наработкой тонкого вибрационного тела.

Божественное открывается совершенно неожиданно! Идёт постоянное наблюдение за работой ума, постепенно происходит установление стойкого контакта с нисходящей Эволюционной энергией, та, в свою очередь, начинает активную работу по трансформации сознания. Никакой речи о Боге и о Божественном в процессе работы не ведётся. Ищущий просто следит за работой ума, тот постепенно очищается от пут обусловленности, от прошлого, и вдруг — в районе сердца внезапно возникает тягостное ощущение внутреннего томления, которое, в какой-то момент мгновенно разрешается духовным рождением, рождением в Вечности, рождением в Божественном. Так человек, который ещё полгода назад о Боге и не помышлял, вдруг открывает Его в себе и в окружающем мире. Через работу над мыслью приходишь к сердцу! Фантастика!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: