В малых группах (3-4 чел.) составляются памятки на основе анализа предыдущего упражнения (3-5 пунктов). Памятки сдаются ведущему, который озвучивает их всему классу.
Завершение занятия (3 минуты).
Занятие 4. Стили поведения в конфликте
Цель занятия: расширение представлений о стилях поведения в конфликте.
Материалы: бумага для записей, ручки.
Ход занятия:
1. Приветствие (3 минуты), повторение выводов о важности контроля за собственным поведением в конфликте, объявление темы
Разминочное упражнение «Недостающий стул» (9 минут)
Ведущий приглашает к доске шесть учеников, остальные назначаются учеными-наблюдателями. Приглашенным ученикам предлагается по сигналу ведущего сесть на стоящие там пять стульев (несколько раз). Обсуждаются возможные реакции человека в подобной ситуации.
3. Упражнение «Стили поведения в конфликте» (30 минут)
Ведущий озвучивает пословицы, отражающие разные способы поведения людей в конфликте (при необходимости поясняя их содержание):
1. Худой мир лучше доброй ссоры
2. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит
3. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой
4. Кто спорит – тот ни гроша не стоит
5. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора
6. Кто сильнее, тот и прав
7. Слово «победа» может быть написано только на спинах врагов
8. Кто отступает, тот обращается в бегство
9. В этом мире есть только две породы людей – победители и побежденные
10. Если мы не можем заставить другого думать, как мы хотим, нужно его заставить делать, как мы хотим
11. Лучше уступить, чем врагов себе нажить
12. Не подмажешь – не поедешь
13. Убивай врагов своей добротой
14. Лаковый теленок двух маток сосет, а упрямый – и одной
15. 5 Если в тебя бросили камень – брось в ответ пушинку.
16. Рука руку моет
17. С паршивой овцы хоть шерсти клок
18. Ты – мне, я - тебе.
19. Взаимные уступки прекрасно решают дело
20. Лучше синица в руках, чем журавль в небе
21. Ум хорошо, а два лучше
22. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить
23. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие
24. Чистосердечность, честность и доверие сдвигают горы
25. Копай без устали и докопаешься до истины
Участники на листах бумаги фиксируют номер пословицы и свое согласие /несогласие с ней (+ или -). По окончанию работы ведущий кратко рассказывает о стилях поведения в конфликте (уклонение, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество), фиксируя их на доске. Участникам предлагается предугадать результаты теста, зафиксировав свои предположения рядом с ответами (5-балльная шкала). Затем проводится подсчет «плюсов»:
По результатам подводятся итоги:
· Вопросы 1-5 – стиль уклонения («стиль страуса»)
· Вопросы 6-10 – стиль соперничества («стиль акулы»)
· Вопросы 11-15 – стиль приспособления («стиль овцы»)
· Вопросы 16-20 – стиль компромисса («стиль лисицы»)
· Вопросы 21-25 – стиль сотрудничества («стиль совы»)
При обсуждении результатов важно подчеркнуть, что «хороших» и «плохих» итогов здесь нет. У каждого из нас есть свои «любимые» стили поведения в конфликте, однако, зная об этом и следя за своим поведением, при желании их можно изменить.
Завершение занятия (3 минуты).
Занятие 5. Управление конфликтом
Цель занятия: расширение представлений о возможностях управления конфликтом на основе знаний о стилях поведения в конфликте.
Материалы: бумага для записей, ручки, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Приветствие (3 минуты), повторение выводов о стилях поведения в конфликте, объявление темы
2. Упражнение «Знаки» (12 минут). Организуется работа в парах (за партами). Каждая пара выбирает один из стилей поведения в конфликте и рисует эмблему, выражающая суть этого стиля. Эмблемы собирает ведущий, потом показывает классу, класс догадывается, какой стиль изображен. В случае, если какой-нибудь стиль оказался не нарисованным, обсуждается вопрос о том, какую эмблему для него можно было бы предложить.
3. Обсуждение «Плюсы и минусы стилей поведения в конфликте» (15 минут)
По поводу каждого стиля организуется голосование: кто считает, что этот стиль однозначно полезен (или вреден) с точки зрения результатов конфликта (отвечая на вопрос, класс делится на «сидящих и стоящих»). Получившиеся подгруппы аргументируют свою точку зрения. В случае, если точка зрения всех учащихся совпадает, ведущий предлагает для анализа ситуацию, в которой видна обратная сторона обсуждаемого стиля. Делается вывод о том, какие стили поведения в конфликте уместны в различных ситуациях.
Упражнение «Рисунок вдвоем» (12 минут)
Группа делится на пары по принципу соседства по парте. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем, и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему (3 минуты). Затем рисунки представляются в группе, обсуждаются вопросы:
· Что нарисовано на рисунке?
· Как проходил процесс рисования?
· Какую стратегию поведения выбрал участник?
Делается вывод о наиболее подходящих стилях поведения в ситуации товарищеских отношений, совместного решения задач.
5. Завершение занятия (5 минут)
Занятие 6. Самоконтроль в конфликте
Цель занятия: расширение представлений о возможностях управления конфликтом на основе эмоциональной саморегуляции.
Материалы: бумага для записей, ручки, цветные карандаши, коробка.
Ход занятия:
1. Приветствие (3 минуты), повторение выводов о важности контролировать собственное поведение в конфликте
Рисунок «Человек в конфликте» (12 минут)
Ведущий предлагает представить себе человека, который в данный момент находится с кем-то в конфликте, и нарисовать его так, чтобы было понятно, что он именно конфликтует с кем-то. Рисунки не подписываются, отдаются ведущему. Ведущий показывает их классу и просит найти общие моменты. Обсуждается вопрос о том, можно ли разумно управлять своим поведением, когда тебя захлестнули эмоции.
Алфавит эмоций (10 минут)
На доске в столбик записываются буквы алфавита (кроме Ё, Й, Ъ, Ы, Ь). В обсуждении составляется список эмоций, возникающих в конфликте