Аудиторная самостоятельная работа

Задание № 1 Провести сравнительный анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина со сказкой бр. Гримм «Белоснежка и семь гномов». Заполнить таблицу, используя приложение № 3

 

бр. Гримм  «Белоснежка и семь гномов» «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина
   
   

 

Задание № 2 Письменно ответить на вопросы

1. Зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

2. Почему один Царевич Елисей оказался сильнее всех богатырей, сильнее даже смерти?

3. Какие из сказок схожи со «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях?» (Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»).

4. Назовите другие женские образы в сказках Пушкина. Ка­ково их значение в реализации идеи произведения?

5. Сравните ца­рицу-мачеху с мачехой народной сказки. Какими приемами, не принятыми в народной сказке, удается Пушкину углубить и ин­дивидуализировать этот характер?

6. Что, по вашему мнению, привлекает в пушкинских сказках детей? Какие сказки вы считаете возможным прочесть вашим вос­питанникам? Нуждаются ли они в пояснениях? Каких именно?

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Приложение №1

Классификация жанров русского фольклора

Жанры Определение Особенности исполнения Примеры

МАЛЫЕ ЖАНРЫ

Колыбельная Песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка. Исполняется негромко, нежно, слегка монотонно, однообразно, но в голосе должна слышится доброта. Ритмика соответствует движению качающейся люльки, заметно преобладают ассонансы, т. е. созвучия гласных. Котя, котенька-коток, Котя — серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мои детоньку качать, прибаюкивать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: дам кусок пирога да кувшин молока.
Пестушки (пестовать-нянчить) Короткие ритмичные приговоры, сопровождающие всевозможные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе и т.п. Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь.   Купание: Вода текучая. Дитя растучее. С гуся вода, С тебя худоба. Вода — к низу, А дитя — к верху.
Прибаутки Небольшой стишок, в котором присутствует сюжет, направлены на развитие воображения малышей. Исполнителю надо передать живую, разговорную речь, характер героя. Используется прием драматизации. Следует подчеркнуть юмор ситуации. Читается весело, лукаво. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Щелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?
Докучные сказки Сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.. Их произносительной особенностью являются быстрый темп, монотонная, ровная, усыпляющая интонация. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Скажи! - Я скажи, ты скажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Не хочу! - Я не хочу, ты не хочешь. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Отстань! - Я отстань, ты отстань. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Вот пристал! - Ты говоришь «вот пристал», я говорю «вот пристал». Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?
Потешки Небольшие стихи, предназначенные для младенцев, сопровождаемые простыми движениями рук и мимики лица. Жесты управляются словами: топни, вырывай… Эти слова надо выделять. Потешки может состоять из нескольких частей. «Закон повтора» - повтор слов, повтор одинакового построения предложений. Потешка должна звучать весело. «Ладушки», «Сорока», «Коза».
Небылицы Стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом. При чтение необходимо подчеркнуть слова, обозначающие небывалое действие. Выделить стихотворный ритм. Рифму, игру слов.Небылицы читаются весело, с юмором. Стучит-гремит по улице, Фома едет на курице,  Тимошка на кошке По кривой дорожке.
Скороговорки Ритмичный, простой, обычно шуточный текст, который построен на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произнесение слов. Читается весело, быстро, на одном дыхании, без пауз. Ритм четкий. Критерии оценки скороговорителей: трудность выбранного текста, чистота и скорость говорения, художественна выразительность. У четырех черепашек четыре черепашонка.
Считалки Жеребьевки для деления в игре. Исполняется скандировано, с подчеркиванием ритма счета, весело. Надо подчеркнуть слова, указывающие на выбор: «тебе водить», «выйди вон» и другие.   На златом крыльце сидели Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай добрых и честных людей
Заклички Обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям. Произносить с интонацией просьбы, зова или клича. Солнышко,солнышко, Выгляни в окошко. Там твои детки  Кушают конфетки. А тебе не дают

Приложение №2

Упражнения по технике речи

                          

ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Упражнение 1. Скажи фразу: Девочка играет в саду с куклой так, чтоб было понятно, что:

-с куклой играет девочка, а не мальчик.

-она не просто унесла ее туда, а играет.

- она играет не в парке, в лесу, а в саду.

- играет не с мишкой, а с куклой.

Упражнение 2. Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

                               И. Суриков

Упражнение 3. Произнести поговорку «Проворонила ворона вороненка» передавая разное отношение к случившемуся (сожаление, радость, злость, удивление).

ПАУЗА
Психологическая пауза, выражая различные чувства, выделяет слова:

1. Передающие напряжение.

Катится колобок по тропинке, а навстречу ему серый волк.

2. Выражающие неожиданность, неоправданность происходя­щего.

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто. (А. С. Пушкин.)

3. Несущие большую смысловую нагрузку.

Потом они нашли щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. (Л.Н. Толстой.)

ТЕМП

Упражнение 1. «Два барана» Прочитать, следуя указаниям в скобках.

По крутой тропинке горной (Неторопливое, размеренное) шел домой барашек черный (повествование) и на мостике горбатом повстречался с белым братом. И сказал барашек белый: «Братец, вот какое дело: здесь двоим нельзя пройти— ты стоишь мне на пути». Черный брат ответил: «Мэ-э, — ты в своем, баран, уме? Пусть мои отсохнут ноги, не сойду с твоей дороги!» Помотал один рогами, уперся другой ногами... Как рогами ни крути, а вдвоем нельзя пройти. (Темп речи убыстряется: белый баран сердится, говорит быстро.) Такой же быстрый темп: черный баран раздражается, говорит еще быстрее брата. Очень быстрый темп: передается «бои» баранов.

 

Упражнение 2. «Барабанщик». Представьте, что вы играете на барабане, и ваши руки легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове.

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Била

Бурю.

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Била

Бой.

И. Сельвинский

ТОН

Упражнение 1. «УУУУХ»  (А. Прокофьев, «Как на горке, на горе»).

С ГОРКИ – УУУУХ. (Понижай голос, как будто съезжаешь с горы.)

НА ГОРКУ – УУУУХ! (Повышай голос, как будто поднимаешься на гору.)

Упражнение 2. «Самолёт» (выше – ниже, быстро – медленно).

Встретил петушок кота

И спросил его тогда:

- Почему ты черный, кот?

- Лазал ночью в дымоход.

- Почему сейчас ты бел?

- Из горшка сметану ел.

- Почему ты серым стал?

- Пес меня в пыли валял.

Упражнение 3. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Гром грохочет — бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге — ах! —
Затыкает уши.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Скажи погромче слово «гром» —
Грохочет слово, словно гром!
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
— Ши, ши, ши!
— Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
— Шо, шо, шо!
— С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
— Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
— Не пляши!..
До чего пугливые камыши!

Иду вперед (топ-топ-топ) —
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (топ-топ-топ)
Скажите, от — (тирлим-бом-бом),
Скажите, от — чего так зябнут ноги?

Упражнение 4. Подберите отрывок из русской народной сказки с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают правильно выбрать тон речи?

 

Приложение № 3

 

 


































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: