Время собиранія и обрядъ, копанія травъ

Самолеченіе простаго народа по травникамъ.

 

Первый на Руси лекарь съ научнымъ образованіемъ, какъ извѣстно, явился въ XV вѣкѣ. Какъ же лечился простой народъ до XV в. и съ XV в. до сихъ поръ, да и теперь какъ онъ лечится, избѣгая помощи земскихъ врачей и фельдшеровъ? Домашними средствами, скажутъ на это. Но тѣми ли домашними средствами, какія обыкновенно мы разумѣемъ подъ ними. Со всѣмъ нѣтъ, а лечится народъ травами и заговорами: лечатъ его знахари и колдуны. Причины такого явленія, конечно, извѣстны каждому. Прежде всего — продолжительное невѣжество, доставшееся по наслѣдству и теперешнему поколѣнію, и невозможность для простаго народа выхода изъ этого положенія собственными средствами; затѣмъ незнакомство его съ нынѣшнимъ способомъ леченія, а также и сохраняющаяся въ народѣ вѣра въ знахарей и колдуновъ, упорствующая противъ довѣрія современнымъ докторамъ и фельдшерамъ. Народъ создалъ свою медицину и самымъ простымъ способомъ. Появлялась какая-либо болѣзнь; естественно нужно было освободиться какъ-нибудь отъ незванной гостьи. И вотъ онъ пробовалъ лечить ее травами, подобно тому какъ и теперь доктора пробируютъ извѣстную болѣзнь. Лечилъ одной травкой, не помогаетъ, другой — тоже. Но иногда и имѣлъ успѣхъ: трава дѣйствовала, и онъ запоминалъ ея свойство. Такимъ образомъ, испробовалъ въ различныхъ болѣзняхъ многія травы и узнавши ихъ свойства, онъ составилъ цѣлыя коллекціи — полные гербаріи лечебныхъ травъ. Знаніе въ леченіи передавалось другъ другу и, чтобы не забыть, стали записывать; и такъ-то составились «травники» и появился рядъ знахарей и колдуновъ. Благодаря написаннымъ травникамъ, обладатели ими пользовались сильною вѣрою своихъ паціентовъ. А дѣйствительно ли травы, описываемыя въ травникѣ, имѣютъ приписываемую имъ силу? И употребляются ли онѣ теперь въ микстурахъ, составляемыхъ въ аптекахъ?

Въ видахъ ознакомленія съ леченіемъ простаго народа по травникамъ, настоящая статья посвящается изложенію пріобрѣтенной мною рукописи, подъ названіемъ: «Дознаніе желающимъ о травахъ, цѣлящихъ болѣзни». Рукопись эта въ четверку, писана полу-уставомъ,

С. 386

 

заключаетъ въ себѣ 38 листовъ и 146 описаній травъ. Переписывалъ ее въ 1767 г. Петровскихъ заводовъ государственный крестьянинъ Илья Ивановъ. Она содержитъ въ себѣ описаніе травъ, съ указаніемъ мѣстонахожденія и лечебныхъ ихъ свойствъ. Приписываемыя нѣкоторымъ травамъ свойства слишкомъ курьезны, не говоря уже о невозможности дѣйствія, отнесенной имъ силы. Порча людей, колдуны и привораживаніе стоятъ на первомъ планѣ. Средство освобожденія и отъ порчи колдуновъ народъ отыскалъ въ травахъ. Имѣющій разрывъ-траву достигаетъ всего: его не удержатъ никакіе замки. Обладающій какими-нибудь другими травами узнаетъ мысли людей, получитъ оправданіе на судѣ, избавится отъ пьянства и запоя, а если онъ торговый человѣкъ, то получитъ большую выгоду отъ торговли. Можно бы провести полную параллель суевѣрій и предразсудковъ настоящаго времени съ тѣми, которые представляютъ въ рукописи, если бы позволяли знаніе и силы. Но и означенная рукопись уясняетъ много понятій, убѣжденій и вѣрованій, таковыя до сихъ поръ держатся въ народѣ. Это новая область этнографіи, въ изученіе которой слѣдуетъ вникнуть. Матеріала для этого достаточно. Кромѣ историческихъ памятниковъ по вопросу, живой матеріалъ представляютъ практикующіе нынѣ въ деревняхъ леченіе травами. Они имѣютъ и хранятъ у себя полныя коллекціи лечебныхъ травъ. Собраніе гербарія такихъ травъ могло бы составить новый отдѣлъ въ музеумѣ мѣстнаго статистическаго комитета.

Обратимся къ самой рукописи.

 

(Продолженіе будетъ).

Самолечение простого народа по травникам

// Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 41. С. 395 — 396.

 

С. 395

Самолеченіе простаго народа по травникамъ.

_____

Способъ приготовленія травъ по травнику и употребленіе ихъ.

(Продолженіе см. № 40).

Собранныя травы прежде употребленія ихъ варились въ винѣ, уксусѣ, въ молокѣ, меду, кислыхъ щахъ, въ сѣмянномъ питьѣ и въ водѣ и принимались на тощее сердце, прикладывались на больные члены, завязывались въ тряпки и носились при себѣ, привязанныя ко кресту и подпоясанныя вѣнкомъ, зашивались въ подушки, держались въ домахъ и дворахъ, или полагались домашнимъ животнымъ въ шерсть, прилѣпляемыя посредствомъ воска.

 

Время собиранія и обрядъ, копанія травъ.

Безъ травы Плакунъ совѣтуется не рвать никакой травы, а то пользы не будетъ, и рвать травы — съ заговорами и словами. Малину и Пострѣлъ-траву копать на Ивановъ-день, очертя ихъ серебромъ или золотомъ, и рвать сквозь златую или сребрянную гривну или нитку. Траву Адамову-главу рвать также въ Ивановъ-день купальницы, послѣ заутрени предъ обѣдней, съ крестомъ Господнимъ и съ молитвою «Отче нашъ» и принести ту траву въ домъ съ молитвою и отнести въ церковь на престолъ на 40 дней, гдѣ повседневная литургія совершается. Архитриклинъ-траву рвать 9 апрѣля, а траву Папахтъ брать въ день св. мученицы Агрипины, іюня 23 дня, обложивши послѣднюю ста серебрянными копѣйками. Траву Молчанъ, вырвавъ, обнести кругомъ себя съ приговоромъ.

 

Описаніе травъ (*).

I. Травы отъ колдуна, бѣсовскаго навожденія и нечистаго духа.

1. Трава Могойтъ. Ростомъ вълокоть, видомъ синя, по сторонамъ по четыре листка, на верху по четыре цвѣта: черненъ, багровъ, зеленъ, синь. Кто носитъ при себѣ, тотъ человѣкъ не боится дьявола[1] и колдуна; на судъ пойдешь, одолѣешь сопротивника своего, и всякъ его любитъ. Которая жена дѣтей неродитъ, той съ корнемъ дать пить въ козьемъ молокѣ, то дѣти пойдутъ.

2. Трава Вуквица. Кто ея во храминѣ держитъ и носитъ при себѣ, того человѣка никакое колдовство не возьметъ; а кто дѣтищемъ страждетъ, да пьетъ часто въ питіи какомъ-либо ту траву, тако освободится.

3. Трава Бѣльзевецъ. Ростетъ она въ водѣ, цвѣтъ на ней синь. Аще кто сію траву найдетъ, великую собѣ благодать получитъ. А рвать ея не просто. Добра сія трава; кто при себѣ носитъ: никакихъ бѣдъ, ни діавола и напастей не боится. Аще кто на него станетъ зло мыслитъ, все увѣдаетъ. Отъ того корня никакой замокъ не устоитъ.

4. Трава Архитриклинъ. Ростомъ въ локоть, видомъ синь, на сторонахъ по девять листовъ, а вверху четыре цвѣта: чермевъ, багровъ, бѣлъ, синь. И та трава вельми добра. Кто ее рветъ на Ивановъ день купалы сквозь златую или серебряную гривну и носить на себѣ, тотъ не боится еретика и діавола; и кто на тебя зло мыслитъ, не боится ни во дни, ни въ нощи; на судъ пойдетъ, сопротивника потяжетъ, и люди любить тя станутъ. А корень той травы утопить съ козлинымъ молокомъ, дай женѣ, коя не носитъ дѣтей, то станетъ носить.

5. Трава Адамова-глава. Ростетъ кустиками, волотей по десяти и больше по ней, листка по три и по пяти, и по шести, и по девяти, и по десяти, и по двѣнадцати вмѣстѣ, а вышиною въ пядень и въ локоть; цвѣтъ на ней бѣлъ, или рудожелтъ, багръ или синь; а какъ отцвѣтетъ, кувшинцы — всякимъ видомъ и цвѣтомъ. Кто цвѣтъ носитъ на себѣ съ воскомъ въ чистотѣ, того человѣка всякіе люди станутъ любить и покоряться ему и зла на него въ очи и по за очи мыслить не будутъ. А корень у ней бѣлъ, яко бы волосья. И брать въ Ивановъ день купальницы послѣ заутрени предъ обѣдней, со крестомъ Господнимъ и молитвою «Отче нашъ», сквозь златую или серебряную гривну, и принести ту траву въ домъ съ молитвою и отнести въ церковь на престолъ на 40 денъ, гдѣ повседневная литургія совершается. Кто тую траву носитъ при себѣ, тотъ узритъ своего супостата, и еретика, и діавола.

6. Трава Архалимъ или Хралинъ. Ростетъ кустиками по пяти и по шести и по девяти вмѣстѣ, вышиною въ пядень и въ локоть, видомъ синя, а ростетъ при большихъ рѣкахъ и при болотникахъ. И та трава вельми добра, кто ее рветъ на Ивановъ день Купалы. Кто ту траву носитъ при себѣ, и тотъ человѣкъ не боится ни діавола ни въ день, ни въ нощь, никакого злаго человѣка, ни еретика. И въ путь ити съ нею добро отъ враговъ.

7. Трава Папоротникъ. Ростетъ навостокъ лицемъ. Брать ее о купальницѣ съ корнемъ, а копая ея, положить серебра съ четырехъ сторонъ и, вынимая, говорить: «Господи, благослови меня, Отче, сію траву взять, иже въ себѣ, не имѣетъ сердца, тако бы не имѣли сердца на меня раба Божія недруги мои и супостаты и вси человѣцы; и какъ люди радостны бываютъ и убиваются о сребрѣ, такъ бы радостны были о мнѣ сильніи и вси человѣцы». Кто ее носитъ при себѣ, никоторой человѣкъ на него сердитъ не бываетъ. Хотя и не другъ, то за не мыслитъ.

8. Трава Молчанъ. Ростетъ по перегородамъ и по межамъ, во ржи и въ житѣ, ростомъ въ колѣно, а стволица тонкая, цвѣтъ синь — то женка, а другой бѣлъ — то мужичекъ; а сверху той травы, что косточка, какъ человѣчій бѣлокъ (съ полунокотка отъ лобка, того груди и борода), а стоитъ наклоняся. А ту траву рвать съ приговоромъ сквозь сребренную нитку, а вырвать ту траву и обнести вкругъ себя трижды и носить при себѣ, то никто противъ тебя говорить не станетъ и зла думать не будетъ.

9. Трава Муратъ-царь. Ростетъ на пашняхъ, собою не высока, ростомъ въ стрѣлу и выше, по ней по всей шипы, что иглы, ни дастъ голою рукою взяти себя. Угодна держать въ домахъ и хоромы на ней ставить; понеже тоя хоромины нечистый духъ отнюдь не коснется человѣкомъ и скоту. Отъ черной болѣзни добра. Аще когда скорбь, то взять тоя травы съ корнемъ и бить того человѣка не жалѣя, хотя исколешь, поможетъ.

10. Трава Солнечникъ. Ростетъ при моряхъ и при великихъ рѣкахъ и при болотникахъ, ростомъ въ локоть, цвѣтъ на ней разный; копать ея не просто и носить при себѣ, то духъ нечистый не прикоснется и тотъ человѣкъ не убоится враговъ и супостатовъ. А кто на себѣ носитъ, тотъ силенъ вельми и храбръ, и воинъ и полководецъ, и страсть всѣмъ земнымъ врагамъ и побѣда.

11. Трава Плакунъ. Ростетъ по лугамъ и возлѣ рѣкъ, на древахъ и возлѣ болотъ; а стволъ вышиною въ аршинъ и больше и меньше; а ростетъ о пяти и о четырехъ, о трехъ и о двухъ и объ одной стволинѣ, а цвѣтъ на ней красно-вишневъ, а по стволу на четверти аршина отрасли имѣетъ малы, а корень у ней вельми крѣпокъ. И тотъ корень добръ отъ всякого ухищренія бѣсовскаго: бѣгаютъ отъ него бѣсове. У кого скотъ вертится и не стоитъ — давай скоту. Корень добръ, кто боленъ черною немочью. Сдѣлай изъ него крестъ и носи при себѣ.

С. 396

 

А безъ него никакихъ травъ не рви, хотя и вырвешь, а пользы не будетъ.

12. Трава Кавыка. Ростомъ въ человѣка, а по ней, что иглы; цвѣтъ мохнатъ и синь; ростетъ по пахотнымъ мѣстамъ и по межамъ. Добра во всякой храминѣ держать и въ ясли класть, гдѣ скотъ имѣется, тутъ нечистый духъ не можетъ быть. А которая скотина вертится, положи корень съ воскомъ въ шерсть, и отъидетъ нечистый духъ.

 

(Продолженіе будетъ).

__________

Самолечение простого народа по травникам

// Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 42. С. 405 — 406.

 

 

С. 405


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: