Семинарско-практическое занятие
Тема: «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»
1. Понятие «Сестринский процесс»
Термин «Сестринский процесс» впервые введен в США Лидией Холл в 1955 году
Сестринский процесс — это метод организации и оказания сестринской помощи, который включает в себя пациента и медсестру как взаимодействующих лиц.
Цель сестринского процесса — поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей человека.
Сестринский процесс — процесс цикличный, и его организационная структура предусматривает пять последовательных этапов, каждый из которых тесно взаимосвязана остальными четырьмя.
Участие пациента или членов семьи — это обязательное условие сестринского процесса. Степень участия пациента зависит от нескольких факторов:
1. взаимоотношения сестры и пациента;
2. отношения пациента к своему здоровью;
3. уровня знаний, культуры;
4. осознания потребности в уходе.
|
|
|
Сестринский процесс динамичен, так как любой его этап может быть пересмотрен и изменен после проведения текущей оценки. Документирование всех этапов сестринского процесса - это обязательное условие.
2. Первый этап: обследование пациента или оценка ситуации
— процесс сбора информации о состоянии здоровья пациента, подтверждение ее достоверности.
Цель обследования — собрать, обосновать и связать полученные данные о пациенте для создания о нем информационной базы.
2.1 Субъективные данные медсестра выявляет на вербальном (адекватность ответов на вопросы) и невербальном (зрительный контакт) уровнях.
Субъективная информация — это представления пациента о состоянии его здоровья.
Субъективное обследование медсестра начинает с паспортных данных о пациенте, затем выявляет его:
Ø жалобы — то, что заставило человека обратиться к медпомощи;
Ø анамнез жизни, болезни — историю возникновения той или иной проблемы в здоровье; медсестра подробно расспрашивает пациента об удовлетворении основных жизненных потребностей человека;
Ø социологические данные (взаимоотношения в семье, коллективе, финансовый статус, окружающая среда, в которой пациент живет и работает);
Ø интеллектуальные данные (речь, память, оценка коммуникативных способностей);
Ø данные о культуре (этнические, культурные ценности);
Ø данные о духовном развитии (духовные ценности, отношение к религии, привычки, убеждения и обычаи).
|
|
Источники информации:
Ø сам пациент (наиболее достоверный источник);
Ø члены семьи, родственники;
Ø медперсонал;
Ø коллеги, друзья;
Ø медицинская документация.
2.2 Объективная информация — это данные, которые получает медицинская сестра в результате осмотра, наблюдения, измерения (физикального обследования). К ним относят:
Ø психологические данные (индивидуальные особенности характера, поведение, настроение, самооценка, способность принимать решения);
Ø физические данные — осмотр пациента, оценка морфологических и функциональных особенностей с использованием методики пальпации, перкуссии, аускультации.
2.3. Дополнительные исследования: лабораторные и инструментальные (рентген, эндоскопия, УЗИ) методы.
3. Второй этап сестринского процесса
Второй этап СП — анализ и интерпретация полученных данных о пациенте — это выявление реальных и потенциальных проблем пациента, которые должна разрешить или устранить медсестра в силу своей профессиональной компетенции.
Проблема пациента — это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья (т. е. сестра делает выводы, которые и становятся проблемами – предметами сестринского ухода)
Сестринская проблема — это продуманный вывод, основанный на анализе информации, полученной при обследовании. То есть врач ставит свой диагноз по патологическому процессу, а сестра определяет проблему по реакции пациента на болезнь или состояние здоровья.
4. Классификация проблем пациента
4.1.В зависимости от времени появления:
Ø существующие (действительные или явные) — беспокоят пациента в момент обследования (например, у пациента головная боль в связи с повышением артериального давления, дефицит самоухода у неподвижного больного);
Ø потенциальные (вероятные) — те, которые не существуют на сегодняшний день, но могут появиться с течением времени (например, дефицит общения, появление пролежней, запоры у неподвижного пациента или риск обезвоживания вследствие упорной рвоты).
4.2.По характеру реакции пациента на болезнь и свое состояние:
Ø физиологические (биологические или физические, связаны с обеспечением функционирования организма) — симптомы и синдромы заболеваний (боль в сердце, тошнота, диарея, нарушение сна);
Ø психологические (беспокойство по поводу предстоящей операции, депрессия вследствие потери близкого человека);
Ø духовные — проблемы высшего уровня, связанные с изменением ценностей, поисками смысла жизни, уходом в религию (одиночество, утрата смысла жизни, потребность обратиться к богу);
Ø социальные (конфликтная ситуация на работе, в семье, потеря трудоспособности, финансовые трудности в связи с инвалидностью).
4.3 Субъективные и объективные:
Ø субъективные — базируются на ощущениях пациента, определяются самим пациентом (например, страх предстоящей операции, неверие в выздоровление — часто носят психологический характер);
Ø объективные — связаны с использованием медицинских знаний, могут не осознаваться или игнорироваться пациентом, диагностируются чаще медработником (часто потенциальные — высокий риск развития пролежней, удушье).
В большинстве случаев у пациента может быть несколько проблем, связанных со здоровьем, поэтому сестра должна рассматривать их с учётом значимости.
Приоритетность проблем:
первичные — требуют срочных мероприятий, опасны для жизни (одышка, удушье, расстройство сознания), те проблемы, которые в основном разрешает врач или медицинская бригада;
промежуточные — не требуют экстренных мер, не опасны для жизни — это, в основном, те проблемы, которыми будет заниматься медсестра (потеря аппетита вследствие болезни, дефицит знаний о своем состоянии здоровья, недержание мочи у пожилого человека);
|
|
вторичные — не имеют прямого отношения к заболеванию и прогнозу (например, дисфункция кишечника у пациента с бронхитом или дефицит знаний о здоровом питании пациента с переломом ноги).
5. Третий этап сестринского процесса
,
Существует два вида целей по времени определения:
■ краткосрочные - цели, которые достижимы за 1—2 недели. Цели определяют, как правило, в острой фазе заболевания в стационаре (например, уменьшение боли в области послеоперационной раны, снижение аппетита у пациента при остром гастрите);
■ долгосрочные — цели, которые достижимы за более длительный период времени — более 2 недель. Они обычно направлены на предотвращение рецидивов заболевания, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию. Если они не определены, то, по сути, пациент лишен планомерного сестринского ухода при выписке.