О том, почему невозможно быть христианином «по национальности»

Мы читаем в новостях о том, как физически уничтожаются пакистанские христиане. Речь, кстати, идет не о православных, а о представителях одной из протестантских конфессий, вместе с которыми у нас в России многие и молиться бы никогда не стали. И когда вдруг узнаешь, что тринадцатилетняя девочка не отрекается от Христа, а ее за это насилуют и забивают камнями, то становится по-настоящему стыдно за то, что сами-то мы не можем в своей жизни Христа исповедовать. Почему? Мне кажется, во многом потому, что христианство для нас давно превратилось в национальную традицию. За последнее тысячелетие оно стало культурообразующей, государствообразующей религией нашей страны. И как следствие – христианство достается человеку безо всякого труда, оно сделалось таким же естественным элементом его жизни, как язык, этика и культура. В результате и Христос стал для многих одним из литературных персонажей, одним из учителей нравственности, одним из героев, отдавших Свою жизнь «за счастье человечества». Таким образом, и все христианство низводится лишь до проповеди нравственных ценностей. Но являются ли нравственные ценности основой христианства? Нет, ибо в этом случае ни о каком христианстве речи вообще идти не может! Единственная ценность, которой обладает Церковь, – это Сам Христос, а нравственные ценности – уже следствие нашей веры в Него.

Мы с вами живем в обновляющейся России, в стране, которая по-новому рождается во Христе или по крайней мере претендует на это. При этом очень важно не встраиваться в такую ценностную систему, в которой религия-всего лишь инструмент, а не путь, только воспитательное средство, только хранительница нравственных ценностей, культуры и традиций, помогающих человеку ориентироваться в жизни. Если мы низведем нашу Церковь до этого, то тогда она действительно рискует превратиться в этнографический музей или в одну из идеологических платформ.

Встречаясь с протестантами, особенно с теми из них, кто живет в нехристианских странах, в откровенно недружелюбном, если не во враждебном окружении, невозможно не удивляться их мужеству. Невозможно не восхищаться их живой верой, их неустанным поиском Христа как личности. Христос ищет не нашего, а нас, поэтому и мы должны искать не Божьего, а Самого Бога. Но ищем ли мы действительно Его Самого? Если нет, то все наши построения лишаются надежного основания. Мы не можем обосновать любые свои утверждения, не в силах внятно объяснить, почему то или иное следует делать именно так, а не по-другому.

Христианство, понимаемое исключительно как этика или как национальная традиция, христианство, проповеданное без Христа, без понимания Богочеловека, без понимания Сына Божия, пришедшего в мир, о Котором Православие говорит в своих догматах, невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: