Цель адаптационного периода - помочь первоклассникам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами, сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
3. Задачи адаптационного периода:
- помочь ребенку вжиться в позицию школьника (показать различие: школьник - не школьник);
- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;
- научить ребенка задавать вопрос (развивать решимость);
- подготовить родителей к новой роли - родителя школьника.
3.1. Психологическое обеспечение адаптационного периода.
Процесс адаптации первоклассника занимает 2 месяца.
Действия учителя в тревожный адаптационный период:
- снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в классе;
- познакомить детей друг с другом и классным руководителем;
- познакомить детей со школой, с режимом дня в школе;
- познакомить первоклассников со школьными правилами и создать условия для принятия их детьми.
Важным этапом адаптационного периода является подготовка первого в учебном году родительского собрания.
|
|
3.2.Задачи первого родительского собрания:
- снять некоторое напряжение родителей, вызванное опасениями, связанными с предстоящим учебным годом и индивидуальными трудностями ребенка;
- поделиться с родителями впечатлениями классного руководителя об атмосфере в классе, его особенностях, трудностях;
- выявить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов;
- определить трудности в общении родителей с ребенком, в его воспитании;
- договориться о способах взаимодействия учителя с родителями (законными представителями) в течение года, о единых требованиях, продиктованных школьными правилами.
Требования к организации обучения в адаптационный период
4.1. Согласно п. 10.4 Санитарных правил 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», введенных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2013 г., занятия в первом классе проводятся только в первую смену. Время их начала - 8.00 часов. С целью постепенной адаптации первоклассников в течение года проводятся одни дополнительные каникулы продолжительностью 1 неделя.
4.2. В первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая. Их рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока (за исключением уроков физической культуры).
4.3. С целью снятия статического напряжения школьников четвертые уроки учитель может заполнять целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми, т.е. использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса. Учитель планирует последними часами проведение уроков по предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций. Спланировать эти 40 часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно следующим образом: 16 уроков физической культуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, гибко использовав расписание уроков. Провести последними уроками в течение сентября – октября 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 – по изобразительному искусству, 4-6 – по трудовому обучению, 4-5 – уроков театрализации по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике. Поскольку эти уроки являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал. В классном журнале учитель указывает форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.
|
|
4.4. С начала 2 триместра ежедневно проводится по 4 урока. Продолжительность перемен между уроками – не менее 10 минут, большой перемены после второго урока – не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой.
4.5. После третьего или второго урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут.
4.6. При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее:
· уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, математика) рекомендуется проводить первыми или вторыми;
· уроки по искусству, окружающему миру, технологии целесообразно проводить после динамической паузы, а уроки физической культуры по возможности последними;
· пятидневная учебная неделя предполагает дополнительный разгрузочный день – четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике.
4.7. В первом классе исключается система бального оценивания. В течение первого полугодия обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце апреля или начале мая. В день можно провести не более одной контрольной работы. На второй год обучающиеся первого класса не оставляются.
Специфика организации уроков по отдельным предметам в адаптационный период