План
1. Творческая история поэмы. Эволюция идейного замысла.
2. Композиция поэмы. Своеобразие сюжета. Его фольклорные истоки. «Пролог» и идейно-сюжетная роль семерых странников. Поэма-путешествие и поэма-диспут.
3. Жанровое своеобразие «Кому на Руси жить хорошо» как эпоса народной жизни. Синтетический характер жанра. Элементы народной эпопеи.
4. Социальная панорамность поэмы. Ее энциклопедизм в изображении жизни русского крестьянства. Историческая ретроспективность и перспективность реализма поэмы в показе дореформенной и пореформенной Руси.
5. Социально-клаееовый подход поэта к изображению мирз господ и мира крестьян. Критический пафос поэмы. Галерея сатирических типов угнетателей парода (Оболт-Оболдуев, Утятин, поп и др.). Мастерство Некрасова-портретиста.
6. Реалистическая -типология крестьянских характеров в поэме:
а) «Люди холопского звания» (Ипат, Егор Шутов, Глеб и др.). Критика рабской психологии с позиции революционной демократии. Идейный смысл притчи «Про Якова верного — холопа примерного»;
б) образы народных правдолюбцев-крестьян с пробуждающимся классовым сознанием (Яким Нагой, Ермила Гирин, Aгaп Петров и др.);
в) Матрена Тимофеевна как тип женщины-крестьянки. Ее нравственный облик и национально-русский характер. Связь образа Матрены Тимофеевны с предшествующими произведениями поэта о русской крестьянке;
г) Савелий как тип народного бунтаря-мстителя, воплощающего революционно-стихийные возможности крестьянства. Идея богатырства русского народа. Революционный смысл легенды о Кудеяре.
7. Тема «народного заступника». Гриша Добросклонов как типичный представитель революционно-демократической интеллигенции 60—70-х годов. Связь образа Гриши с некрасовскими стихами о революционных демократах. Песни Гриши как средство революционной агитации в народе. «Русь»— идейный итог поэмы. Оптимистический пафос последней части.
8. Проблема пробуждения самосознания народа как идейный стержень поэмы. Идея соединения стихийно-революционного движения крестьянства России и осознанно-революционной борьбы демократической интеллигенции 70-х годов.
9.Народность поэмы. Народ — главный герой поэмы. Некрасовское многоголосье («биографии» и «автобиографии» героев). Слияние позиции автора-повествователя с народной точкой зрения на изображаемое. Демократизм формы. Многосторонний фольклоризм поэмы.
Литература
Аникин В. П. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Изд. 2-е. М., 1973.
Билинкис Я. Замысел и композиция поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». — «Русская литература», 1961, № 2.
Груздев А. И. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.—Л., 1966.
Озерова А. А. Проблематика и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». — В кн.: Некрасов в школе. Сб. статей. М., 1960.
Прокшин В.Г. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М., 1986.
Розанова Л. А. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Комментарий. Л., 1970.
Филипповский Г.Ю. Глубины некрасовского текста. Ярославль, 2010.
Занятие 5. «ЧТО ДЕЛАТЬ?» Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО КАК ПЕРВЫЙ В РОССИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН
План
1. Мировоззрение Н. Г. Чернышевского. Роман как вершина социалистической мысли России 60-х годов.
2. Жанровое своеобразие романа. Его синтетический характер.
3. «Старый мир» в изображении Н. Г. Чернышевского. Смысл полемики автора с «проницательным читателем».
4. «Новые люди» и проблема положительного героя в романе. Теория «разумного эгоизма» как нравственного кодекса «новых людей».
5. Мирная ступень, борьбы за социалистическое будущее. Мастерские Веры Павловны как зародыш социалистического предприятия. Проблема эмансипации женщины в романе.
6. Революционное преображение жизни — главный путь к социализму в изображении Н. Г. Чернышевского. Рахметов как тип «особенного человека».
7. Социалистический идеал Чернышевского. Контуры будущего в четвертом сне Веры Павловны.
8. «Тайнопись» Н. Г. Чернышевского. Эзопов язык автора. Глава «Перемена декораций».
9. Революционно-романтическая перспективность реализма Н. Г. Чернышевского.
Литература
Писарев Д. И. Мыслящий пролетариат.
Лебедев А. Разумные эгоисты Чернышевского. М., 1973.
Лебедев А. Герои Чернышевского. М., 1962.
Наумова Н. Роман Чернышевского «Что делать?». М„ 1972.
Недзвецкий В.А. Роман Чернышевского «Что делать?» и его оппоненты. М., 2003.
Пинаев М. Т. Чернышевский. Художественное творчество. М., 1984.
Пинаев М. Т. Комментарий к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?». М., 1988.
Покусаев Е. И. Н. Г. Чернышевский. Очерк жизни и деятельности. Изд. 5-е. М., 1976 (гл. 5).
Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
Тамарченко Г. Е. Чернышевский-романист. Л ., 1976 (гл. 2).