Занятие 4. «кому на Руси жить хорошо» как итог творческого пути Н. А. Некрасова

План

1. Творческая история поэмы. Эволюция идейного замысла.

2. Композиция поэмы. Своеобразие сюжета. Его фольклор­ные истоки. «Пролог» и идейно-сюжетная роль семерых стран­ников. Поэма-путешествие и поэма-диспут.

3. Жанровое своеобразие «Кому на Руси жить хорошо» как эпоса народной жизни. Синтетический характер жанра. Эле­менты народной эпопеи.

4. Социальная панорамность поэмы. Ее энциклопедизм в изображении жизни русского крестьянства. Историческая ретроспективность и перспективность реализма поэмы в показе дореформенной и пореформенной Руси.

5. Социально-клаееовый подход поэта к изображению мирз господ и мира крестьян. Критический пафос поэмы. Галерея са­тирических типов угнетателей парода (Оболт-Оболдуев, Утятин, поп и др.). Мастерство Некрасова-портретиста.

6. Реалистическая -типология крестьянских характеров в поэме:

а) «Люди холопского звания» (Ипат, Егор Шутов, Глеб и др.). Критика рабской психологии с позиции революционной демократии. Идейный смысл притчи «Про Якова верного — хо­лопа примерного»;

б) образы народных правдолюбцев-крестьян с пробуждаю­щимся классовым сознанием (Яким Нагой, Ермила Гирин, Aгaп Петров и др.);

в) Матрена Тимофеевна как тип женщины-крестьянки. Ее нравственный облик и национально-русский характер. Связь образа Матрены Тимофеевны с предшествующими произведени­ями поэта о русской крестьянке;

г) Савелий как тип народного бунтаря-мстителя, воплоща­ющего революционно-стихийные возможности крестьянства. Идея богатырства русского народа. Революционный смысл ле­генды о Кудеяре.

7. Тема «народного заступника». Гриша Добросклонов как типичный представитель революционно-демократической интел­лигенции 60—70-х годов. Связь образа Гриши с некрасовскими стихами о революционных демократах. Песни Гриши как сред­ство революционной агитации в народе. «Русь»— идейный итог поэмы. Оптимистический пафос последней части.

8. Проблема пробуждения самосознания народа как идей­ный стержень поэмы. Идея соединения стихийно-революцион­ного движения крестьянства России и осознанно-революционной борьбы демократической интеллигенции 70-х годов.

9.Народность поэмы. Народ — главный герой поэмы. Некра­совское многоголосье («биографии» и «автобиографии» геро­ев). Слияние позиции автора-повествователя с народной точкой зрения на изображаемое. Демократизм формы. Многосторонний фольклоризм поэмы.

Литература

Аникин В. П. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хоро­шо». Изд. 2-е. М., 1973.

Билинкис Я. Замысел и композиция поэмы Н. А. Некра­сова «Кому на Руси жить хорошо». — «Русская литература», 1961, № 2.

Груздев А. И. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хо­рошо». М.—Л., 1966.

Озерова А. А. Проблематика и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». — В кн.: Некрасов в школе. Сб. статей. М., 1960.

Прокшин В.Г. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хо­рошо». М., 1986.

Розанова Л. А. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Комментарий. Л., 1970.

Филипповский Г.Ю. Глубины некрасовского текста. Ярославль, 2010.

Занятие 5. «ЧТО ДЕЛАТЬ?» Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО КАК ПЕРВЫЙ В РОССИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН

План

1.  Мировоззрение Н. Г. Чернышевского. Роман как вершина социалистической мысли России 60-х годов.

2. Жанровое своеобразие романа. Его синтетический характер.

3. «Старый мир» в изображении Н. Г. Чернышевского. Смысл полемики автора с «проницательным читателем».

4. «Новые люди» и проблема положительного героя в ро­мане. Теория «разумного эгоизма» как нравственного кодекса «новых людей».

5. Мирная ступень, борьбы за социалистическое будущее. Мастерские Веры Павловны как зародыш социалистического предприятия. Проблема эмансипации женщины в романе.

6. Революционное преображение жизни — главный путь к социализму в изображении Н. Г. Чернышевского. Рахметов как тип «особенного человека».

7. Социалистический идеал Чернышевского. Контуры будущего в четвертом сне Веры Павловны.

8. «Тайнопись» Н. Г. Чернышевского. Эзопов язык автора. Глава «Перемена декораций».

9. Революционно-романтическая перспективность реализма Н. Г. Чернышевского.

Литература

Писарев Д. И. Мыслящий пролетариат.

Лебедев А. Разумные эгоисты Чернышевского. М., 1973.

Лебедев А. Герои Чернышевского. М., 1962.

Наумова Н. Роман Чернышевского «Что делать?». М„ 1972.

Недзвецкий В.А. Роман Чернышевского «Что делать?» и его оппоненты. М., 2003.

Пинаев М. Т. Чернышевский. Художественное творчество. М., 1984.

Пинаев М. Т. Комментарий к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?». М., 1988.

Покусаев Е. И. Н. Г. Чернышевский. Очерк жизни и дея­тельности. Изд. 5-е. М., 1976 (гл. 5).

Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писа­телей. М., 1972.

Тамарченко Г. Е. Чернышевский-романист. Л ., 1976 (гл. 2).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: