Урок 2 4. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка». Корейская сказка «Как барсук и куница судились»

Цель: учить определять более поздние сказочные истории,

которые мы называем просто древними сказками.

Ход урока

I. Организационный момент

II.Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Вспомните, сказки каких народов мы прочитали? (Сказки индейцев Северной Америки; сказки народов Африки; сказки народов Алтая.)

— Что их объединяет? (Это самые древние сказки о живот­ных, они учат любить природу, быть добрым и внимательным к окружающему нас миру; объясняют причины природных яв­лений и внешнего вида животных.)

(Чтение текста в учебнике на с. 73.)

— Чему будет посвящен наш урок? (Просто древним сказочным историям.)

— Что особенного в этих сказках? (Эти сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.)

III. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 74 и прочитайте название первой сказки. («Два жадных медвежонка» (венгерская сказка).)

— Найдем на карте мира Венгрию и посмотрим, откуда к нам пришла эта сказочная история.

— О чем говорит вам название сказки?


Урок 24. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

— Просмотрите сказку и найдите слова, требующие обраще­ния к толковому словарю и словарю устойчивых выраже­ний. (Чащоба, плутовка, посмотрела с укоризной.)

— Найдите их значение.

(Учитель читает сказку.)

— Кто герои? Что можете о них сказать? Какие они по харак­теру?

— Перечитайте сказку самостоятельно и выделите фрагменты, доказывающие ваше мнение.

— В этой сказке есть хоть один герой, поведение которого вы­зывает у вас одобрение?

— Кого же осуждает сказка: лису или медвежат?

— Найдите и прочитайте предложение, которое является вы­водом. («Так-то вот бывает с теми, кто жадничает».)

— Чему же учит сказка? (Не будь жадным, останешься без всего.)

— Какой вы представляете лису? (Умной и хитрой.)

— Можно ли эту сказочную историю назвать самой древней? (Нет, так как в ней не объясняются причины явлений и внеш­него вида животных, а осуждается жадность двух медве­жат, а значит, это просто древняя сказка.)

— Чему учит сказка? (Ценить ум и хитрость; жадность нака­зуема.)

— Рассмотрите иллюстрацию. К какому эпизоду сказки она подходит?

(Чтение сказки по ролям.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте название следующей сказки. («Как барсук и ку­ница судились». Корейская сказка.)

— Можете ли вы по названию определить, о чем эта сказка?

— Посмотрим на карте мира, откуда к нам пришла эта сказоч­ная история.

(Учащиеся читают сказку по частям, затем отвечают на во­просы и выясняют лексическое значение слов.)

— Прочитайте самостоятельно первую часть.

— Кто герои? Что мы о них узнали?

— Можете ли вы предположить, как будут разворачиваться события дальше и чем закончится эта история?

85

— Какая черта характера осуждается в сказке: хитрость или жадность? Прочитайте продолжение и узнайте, правы ли были вы.


— Ваши предположения оправдались? Эта история похожа на предыдущую? Чем?

— Сравним две сказки.

«Два жадных медвежонка» «Как барсук и куница судились»

1. Количество героев одинаковое — три

Два медвежонка и лиса Барсук, куница и лиса

2. Особенности сюжета одинаковые

Лиса помогает делить сыр Лиса помогает делить кусок мяса
Двое жадных не могут решить спор без третьего, и он их обма­нывает Двое жадных не могут решить спор без третьего, и он их обма­нывает

3. Вывод одинаковый

Жадность наказана Жадный остается ни с чем

 

— Чем похожи эти сказки?

VI. Подведение итогов урока

— С какими сказками вы познакомились?

— Что мы о них узнали? (Они просто древние сказочные исто­рии, так как учат ценить ум и хитрость.)

— Выполните тест по сказке «Как барсук и куница судились». Тест

1. Где происходит действие, описанное в сказке?

а) на лугу;

б) в лесу;

в) в поле.

2. Определите героев сказки.

а) барсук, куница, лиса;

б) барсук, медведь, лиса;

в) черепаха, куница, лиса.

3. Что является причиной спора?

а) не знали, как поделить находку;

б) боялись обделить друг друга;

в) выясняли, кто нашел кусок мяса.

4. Кто пытался рассудить спорщиков?

а) лиса;

б) медведь;

в) бурундук.

5. Какой представлена лиса в сказке?

а) хитрая и умная;

б) глупая;

в) рыжая разбойница.


Урок 25. Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне»

6. Какой человеческий порок осуждает народ в этом произ­ведении?

а) жадность;

б) хитрость;

в) трусость.

Домашнее задание

1. Читать сказки по ролям (учебник, с. 74—77).

2. Тетрадь для самостоятельной работы: № 10 (с. 20—22).








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: