Цель: учить определять более поздние сказочные истории,
которые мы называем просто древними сказками.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— Вспомните, сказки каких народов мы прочитали? (Сказки индейцев Северной Америки; сказки народов Африки; сказки народов Алтая.)
— Что их объединяет? (Это самые древние сказки о животных, они учат любить природу, быть добрым и внимательным к окружающему нас миру; объясняют причины природных явлений и внешнего вида животных.)
(Чтение текста в учебнике на с. 73.)
— Чему будет посвящен наш урок? (Просто древним сказочным историям.)
— Что особенного в этих сказках? (Эти сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.)
III. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 74 и прочитайте название первой сказки. («Два жадных медвежонка» (венгерская сказка).)
— Найдем на карте мира Венгрию и посмотрим, откуда к нам пришла эта сказочная история.
— О чем говорит вам название сказки?
Урок 24. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
|
|
— Просмотрите сказку и найдите слова, требующие обращения к толковому словарю и словарю устойчивых выражений. (Чащоба, плутовка, посмотрела с укоризной.)
— Найдите их значение.
(Учитель читает сказку.)
— Кто герои? Что можете о них сказать? Какие они по характеру?
— Перечитайте сказку самостоятельно и выделите фрагменты, доказывающие ваше мнение.
— В этой сказке есть хоть один герой, поведение которого вызывает у вас одобрение?
— Кого же осуждает сказка: лису или медвежат?
— Найдите и прочитайте предложение, которое является выводом. («Так-то вот бывает с теми, кто жадничает».)
— Чему же учит сказка? (Не будь жадным, останешься без всего.)
— Какой вы представляете лису? (Умной и хитрой.)
— Можно ли эту сказочную историю назвать самой древней? (Нет, так как в ней не объясняются причины явлений и внешнего вида животных, а осуждается жадность двух медвежат, а значит, это просто древняя сказка.)
— Чему учит сказка? (Ценить ум и хитрость; жадность наказуема.)
— Рассмотрите иллюстрацию. К какому эпизоду сказки она подходит?
(Чтение сказки по ролям.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте название следующей сказки. («Как барсук и куница судились». Корейская сказка.)
— Можете ли вы по названию определить, о чем эта сказка?
— Посмотрим на карте мира, откуда к нам пришла эта сказочная история.
(Учащиеся читают сказку по частям, затем отвечают на вопросы и выясняют лексическое значение слов.)
— Прочитайте самостоятельно первую часть.
— Кто герои? Что мы о них узнали?
|
|
— Можете ли вы предположить, как будут разворачиваться события дальше и чем закончится эта история?
85 |
— Какая черта характера осуждается в сказке: хитрость или жадность? Прочитайте продолжение и узнайте, правы ли были вы.
— Ваши предположения оправдались? Эта история похожа на предыдущую? Чем?
— Сравним две сказки.
«Два жадных медвежонка» | «Как барсук и куница судились» |
1. Количество героев одинаковое — три | |
Два медвежонка и лиса | Барсук, куница и лиса |
2. Особенности сюжета одинаковые | |
Лиса помогает делить сыр | Лиса помогает делить кусок мяса |
Двое жадных не могут решить спор без третьего, и он их обманывает | Двое жадных не могут решить спор без третьего, и он их обманывает |
3. Вывод одинаковый | |
Жадность наказана | Жадный остается ни с чем |
— Чем похожи эти сказки?
VI. Подведение итогов урока
— С какими сказками вы познакомились?
— Что мы о них узнали? (Они просто древние сказочные истории, так как учат ценить ум и хитрость.)
— Выполните тест по сказке «Как барсук и куница судились». Тест
1. Где происходит действие, описанное в сказке?
а) на лугу;
б) в лесу;
в) в поле.
2. Определите героев сказки.
а) барсук, куница, лиса;
б) барсук, медведь, лиса;
в) черепаха, куница, лиса.
3. Что является причиной спора?
а) не знали, как поделить находку;
б) боялись обделить друг друга;
в) выясняли, кто нашел кусок мяса.
4. Кто пытался рассудить спорщиков?
а) лиса;
б) медведь;
в) бурундук.
5. Какой представлена лиса в сказке?
а) хитрая и умная;
б) глупая;
в) рыжая разбойница.
Урок 25. Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне»
6. Какой человеческий порок осуждает народ в этом произведении?
а) жадность;
б) хитрость;
в) трусость.
Домашнее задание
1. Читать сказки по ролям (учебник, с. 74—77).
2. Тетрадь для самостоятельной работы: № 10 (с. 20—22).