Цели: формировать представления о менее древних сказках; провести анализ текста сказки с целью обнаружить в ней черты менее древней сказки (ценность благородного поведения героев), черты просто древней сказки (ценность хитрости и ловкого обмана) и одновременно черты самой древней сказки (этиологический смысл).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания. Чтение текста в учебнике на с. 84 до вопросов.)
— А вы сумеете различить эти черты? По каким признакам? (Примерный ответ: а) самые древние сказочные истории рассказывают о причинах природных явлений и объясняют все самое важное; б) просто древние сказочные истории рассказывают о ценности хитрости и ловкого обмана.)
— Проверьте свои знания.
(Самостоятельное выполнение № 8 (тетрадь для самостоятельной работы, с. 17) с последующей проверкой.)
III. Работа по теме урока
(Учитель продолжает читать текст на с. 84 до сказки.)
— О чем рассказал Михаил Потапович? (Сказки с течением времени изменялись и стали учить человека быть добрым, благородным, справедливым.)
|
|
— Найдите, какое название дали таким сказкам.
Digitized by Google
(Учитель выставляет табличку.)
Менее древние сказочные истории
Познакомимся с одной из них.
— Сказку какого народа мы будем читать?
— Найдем на карте мира, где располагается эта страна.
— Прочитайте название сказки. («Черепаха, кролик и удав-маха».)
— Найдите в сноске объяснение слова «маха».
(Дети по цепочке читают сказку на с. 84—88.)
— Значения каких слов нужно найти в толковом словаре? Сделайте это.
— Кто герои этой сказки?
— Какая история произошла с героями? (Удав попал в яму, кролик помог ему выбраться, а удав решил съесть его.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Как вы оцениваете поступки удава и кролика? (Удав поступил несправедливо, так как решил съесть своего спасителя; кролик поступил благородно, так как помог удаву выбраться из ямы.)
— А каково мнение кролика? Найдите и прочитайте его слова. («Ты затеял неслыханное преступление. Ведь никто никогда не платит за добро злом».)
— Кто помогал разрешить спор? (Мул и вол.)
— Найдите и прочитайте их истории. Чем они похожи? (Оба не подтверждают слова кролика.)
— Кто спас кролика? Что можете сказать о черепахе? (Онаумная и хитрая, находчивая, ловко обманула удава.)
— Докажите словами из текста. Какой план у нее возник? Прочитаем.
(Дети читают отрывок на с. 88 по ролям.)
— Что ценится в этой сказке? (Хитрость и ловкий обман; благородство и великодушие героев.)
— Кто умный и хитрый?
— А кто благородный и великодушный?
— А что наказывается в этой сказке? (Неблагодарность и зло.)
|
|
— Как вы думаете, эту сказку можно отнести: а) к самой древней сказочной истории; б) к просто древней сказочной истории; в) к менее древней сказочной истории? (В ней есть черты просто древней сказки и менее древней сказки.)
— Докажите свою точку зрения.
— Кто запомнил эту сказку и может ее пересказать?
Удав снова в яме |
— Восстановите ход событий по карточкам и попробуйте ее пересказать.
Удав попал в яму | Встреча с мулом | Договор | |
| |||
Кролик помог удаву выбраться | Встреча с волом | ||
Удав решил съесть кролика |
Хитрый план черепахи
— Легко ли вам было пересказывать? Почему? (В сказке есть повторы слов и ситуаций.)
— Найдите их и зачитайте.
— На какую сказку эта сказка похожа по построению? (На сказку-цепочку.)
— Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши на с. 89.
VI.Рефлексия
— Если вы чувствовали себя на уроке комфортно, у вас все получалось, вы все поняли, то поднимите зеленый круг. Если вы чувствовали себя неуверенно, затруднялись в ответах на вопросы, то поднимите красный круг.
VII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— Какой вывод сделали?
— Чему же учат менее древние сказки?
Домашнее задание
1. Пересказать сказку (учебник, с. 84—88).
2. Подобрать к ней пословицы (по желанию).
Урок 2 8. Индийская сказка «Хитрый шакал». Сравнительный анализ двух сказок
Цель: учить распознавать черты бродячих сказочных сюжетов. Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
— Выполните небольшой тест по сказке «Черепаха, кролик и удав-маха». Отметьте правильные ответы.
Тест
1. Кто герои сказки?
а) собака, кролик, обезьяна;
б) старик, старуха, рыба;
в) черепаха, кролик и удав.
2. Как кролик спасал удава?
а) бросил ему веревку;
б) сбросил в яму ветки;
в) дал ему лапу.
3. Из-за чего у животных вышел спор?
а) удав хотел съесть кролика;
б) кролик не захотел лезть в яму;
в) удав не мог выбраться из ямы.
4. Какой человеческий порок осуждается в этой сказке?
а) жадность;
б) хитрость;
в) неблагодарность. Проверим выполнение задания.
— Вспомните, с какими индийскими сказками мы познакомились на уроках.
— Чему они учили людей?
— Чему же учит эта сказка? (Показывает ценность хитрости, учит быть добрым, благодарным, справедливым.)
III. Постановка цели урока
Сегодня мы познакомимся еще с одной индийской сказкой.
— Откройте учебник на с. 89 и прочитайте ее название. («Хитрый шакал».)
— Предположите по названию, какая это сказка: самая древняя сказочная история, просто древняя сказочная история или менее древняя сказочная история?
Прочитаем и узнаем.
IV. Работа по теме урока
(Дети по цепочке читают сказку в учебнике на с. 89—95.)
— Кто герои сказки? (Тигр, человек, шакал.)
— Из-за чего возник спор между героями? (Они пытались выяснить, есть ли справедливость.)
— Найдите самые главные слова сказки. Кто их произносит?
— Миша нашел главные слова в конце, а Маша — ближе к началу. Кто прав? Перечитайте сказку и ответьте на вопрос.
(Правы и Миша, и Маша, так как главные слова произносят и человек, и шакал: «справедливость есть».)
— Вам знаком этот сюжет? На какую сказку похоже?
— Сравним две сказки. Чем они похожи? (Примерный ответ.
• В этих сказках один из героев попадает в беду, а другой его выручает;
• за благородный поступок героя хотят съесть;
• возникает спор;
• герои обращаются за помощью к третьему лицу;
• спор помогает разрешить хитрый и умный герой;
• в конце сказки зло наказано, неблагодарный герой снова попадает в ловушку.)
— Какой вывод можно сделать? (Это бродячие истории.)
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебпику
|
|
— На сколько частей можно разделить эту сказку? (На две части.)
В первой части рассказывается о том, как тигр попал в клетку, а человек его освободил; тигр захотел съесть человека; человек и тигр заключают договор.
— Найдите и перечитайте первую часть до слов «Долго бродили человек и тигр...».
— О чем говорится во второй части? (Герои обращаются к трем встречным за помощью, и только третий из них — шакал — помог человеку.)
— Что напоминает вторая часть сказки? (Сказку-цепочку.)
— О чем это говорит? (Эта сказка имеет черты самой древней сказки.)
— Вам понравился шакал?
— Перечитайте вторую часть и расскажите, как ему удалось спасти человека.
— Что вы можете сказать о шакале? (Умный, хитрый, благородный, бескорыстный, справедливый.)
— Какая его черта связана с просто древними сказочными историями? (Хитрость.)
— А какое его качество доказывает, что он уже герой менее древней сказки? (Бескорыстное стремление сделать доброе дело и восстановить справедливость.)
2. Работа в тетради для самостоятельпой работы
(Выполнение № 11 (с. 22-25).)
VII. Рефлексия
(«Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из трех предложенных ему цветных квадратов:
• зеленый — ты все понял, тебе все удалось, все понравилось;
• желтый — есть вопросы, на которые ты бы хотел найти ответ;
• красный — тебе было трудно.
Квадраты прикрепляют на доску в виде коврика.)
VIII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— Почему ее можно назвать бродячей сказочной историей?
Домашнее задание
Первый вариант — пересказать первую часть сказки, второй вариант — пересказать вторую часть сказки (учебник, с. 89—95).