Урок 64. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Цели: познакомить с басней «Лебедь, Щука и Рак»; сравнить басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и «Квартет».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

Забавой он людей исправил... Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта — наша быль.

П. Вяземский

— О ком эти стихотворные строчки? Что вы узнали об И. Кры­лове?

— Познакомимся с еще одной басней. Расшифруйте запись и узнайте ее героев.

ДЬЕЛЕБ УЩАК АКР Ответ: лебедь, щука и рак.

— Что объединяет этих героев? (Их среда обитания связана с водой.)

Басня И. Крылова так и называется — «Лебедь, Щука и Рак».


Урок 64. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

IV. Работа по теме урока

— Откроем учебник на с. 32 и прочитаем начало басни.

(Учащиеся читают первые три строки.)

— Как понимаете значения слов «лад», «мука», «согласие»?

Лад — действия вместе, совместно.

Мука — сильное физическое или нравственное страдание.

Согласие — единство, общность точек зрения, единомыслие, единодушие.

— С каким случаем из жизни можно соотнести эти строчки?

— А вот какой случай рассказал нам И. Крылов. Давайте про­читаем басню до конца и узнаем.

(Учитель читает продолжение басни.)

— О чем эта история? Почему же у героев ничего не получи­лось, ведь они так старались? Давайте разберемся.

— Перечитайте басню. Случайно ли И. Крылов выбрал этих героев?

— Какими показал их автор в своей басне? Найдите и подчерк­ните глаголы, которые помогают представить образ каждого из них. (Примерный ответ.

• Лебедь рвется в облака (он стремительный, упрямый).

• Рак пятится назад (он неповоротливый, упрямый).

• Щука тянет в воду (она упрямо делает свое дело).)

— Как вы себе представили героев? (Они все делают свое дело добросовестно, старательно, взялись везти воз и тянут его.)

— Как вы думаете, почему же воз не сдвинулся с места? Воз­можно, он был слишком тяжелым? (Нет, так как «поклажа для них казалась и легка».)

— Что такое поклажа? (Вещи, груз, багаж.)

— Так почему же у них ничего не получилось? (Каждый из ге­роев хочет решить проблему своим способом.)

— Что главное они не сделали? (Не договорились.)

— Найдите мораль. В какой части басни она находится?

— Как вы думаете, какой смысл вкладывает И. Крылов в слово «согласие»? (Единство целей, действий и способов действий.)

— Вам понравилась эта басня?

— Какой урок вы для себя извлекли?

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

191

— Есть ли сходство басни «Лебедь, Щука и Рак» с басней «Квартет»? (Да, прочитанная нами басня частично по смыслу напоминает басню «Квартет».)


— Подходит ли мораль к басне «Квартет»? Объясните свою точку зрения.

«Лебедь, Щука и Рак» «Квартет»

1. Речь идет о деле, которое друзья пытаются сделать вместе:

Сдвинуть воз Сыграть квартет

2. Друзья спорят и действуют «кто во что горазд»

Героям надо было договориться Так как речь идет о музыке и ис­кусстве, то героям надо было не просто договориться, надо было иметь талант

 

— Зачем же И. Крылов написал эту басню? (Он учит, как надо поступать, жить, видеть чужие ошибки.)

(Чтение текста на с. 33—34. Обсуждение мнений и выполнение заданий.)

VII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Вам понравился сегодняшний урок? Чем?

— Какие чувства вы испытывали сегодня на уроке и почему?

Домашнее задание

Доказать, что сюжет басни «Волк и Журавль» можно считать бродячим.





Урок 65. Басня И. Крылова «Зеркало

И Обезьяна». Обобщение по теме. Самостоятельная работа «Проверь себя»

Де/ш: обобщить знания, полученные в этой главе; учить поль­зоваться библиотекой, выбирать книги для чтения, располагать литературные произведения на ленте времени, подбирать посло­вицы к литературным произведениям.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

— Докажите, что басня Лафонтена «Волк и журавль» и басня И. Крылова «Волк и Журавль» — бродячие истории.

Digitized by Google


Урок 65. Басня И. Крылова «Зеркало и Обезьяна»

III. Работа по теме урока

1. Самостоятельная работа

(Работа по учебнику с последующей проверкой: № 1—8 (с. 35-37).)

2. Работа в нарах

— Сочините басню или разыграйте ситуацию, мораль кото­рой можно выразить пословицей «Любишь кататься — люби и саночки возить». Если трудно, смотрите иллюстрации на с. 15.

IV. Рефлексия

(На доске картинка, изображающая ступеньки к вершине знаний.)

— С помощью сигнального кружка покажите, на какой сту­пеньке вы оказались по уровню полученных знаний в этой главе.

(Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.)

V. Подведение итогов урока

— Вспомните, какую тему мы изучали.

— Что нового узнали?

— Какой житейской мудрости вас научили герои басен?

Домашнее задание

193

Тетрадь для самостоятельной работы: № 4, 5 (с. 7).

Тема 6




ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГАДЫВАТЬ СЕКРЕТЫ СМЕШНОГО

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить секре­ты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; делить текст на смысловые части; находить строчки в тексте, ко­торые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты; ана­лизировать поведение и характер героев произведений; отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; опре­делять жанр произведения; понимать содержание литературного произведения: тему, главную мысль, события, их последователь­ность; находить приемы смешного: путаницу, преувеличение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: