Цели: познакомить с басней «Лебедь, Щука и Рак»; сравнить басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и «Квартет».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
Забавой он людей исправил... Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта — наша быль.
П. Вяземский
— О ком эти стихотворные строчки? Что вы узнали об И. Крылове?
— Познакомимся с еще одной басней. Расшифруйте запись и узнайте ее героев.
ДЬЕЛЕБ УЩАК АКР Ответ: лебедь, щука и рак.
— Что объединяет этих героев? (Их среда обитания связана с водой.)
Басня И. Крылова так и называется — «Лебедь, Щука и Рак».
Урок 64. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
IV. Работа по теме урока
— Откроем учебник на с. 32 и прочитаем начало басни.
(Учащиеся читают первые три строки.)
— Как понимаете значения слов «лад», «мука», «согласие»?
Лад — действия вместе, совместно.
Мука — сильное физическое или нравственное страдание.
Согласие — единство, общность точек зрения, единомыслие, единодушие.
|
|
— С каким случаем из жизни можно соотнести эти строчки?
— А вот какой случай рассказал нам И. Крылов. Давайте прочитаем басню до конца и узнаем.
(Учитель читает продолжение басни.)
— О чем эта история? Почему же у героев ничего не получилось, ведь они так старались? Давайте разберемся.
— Перечитайте басню. Случайно ли И. Крылов выбрал этих героев?
— Какими показал их автор в своей басне? Найдите и подчеркните глаголы, которые помогают представить образ каждого из них. (Примерный ответ.
• Лебедь рвется в облака (он стремительный, упрямый).
• Рак пятится назад (он неповоротливый, упрямый).
• Щука тянет в воду (она упрямо делает свое дело).)
— Как вы себе представили героев? (Они все делают свое дело добросовестно, старательно, взялись везти воз и тянут его.)
— Как вы думаете, почему же воз не сдвинулся с места? Возможно, он был слишком тяжелым? (Нет, так как «поклажа для них казалась и легка».)
— Что такое поклажа? (Вещи, груз, багаж.)
— Так почему же у них ничего не получилось? (Каждый из героев хочет решить проблему своим способом.)
— Что главное они не сделали? (Не договорились.)
— Найдите мораль. В какой части басни она находится?
— Как вы думаете, какой смысл вкладывает И. Крылов в слово «согласие»? (Единство целей, действий и способов действий.)
— Вам понравилась эта басня?
— Какой урок вы для себя извлекли?
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
191 |
— Есть ли сходство басни «Лебедь, Щука и Рак» с басней «Квартет»? (Да, прочитанная нами басня частично по смыслу напоминает басню «Квартет».)
|
|
— Подходит ли мораль к басне «Квартет»? Объясните свою точку зрения.
«Лебедь, Щука и Рак» | «Квартет» |
1. Речь идет о деле, которое друзья пытаются сделать вместе: | |
Сдвинуть воз | Сыграть квартет |
2. Друзья спорят и действуют «кто во что горазд» | |
Героям надо было договориться | Так как речь идет о музыке и искусстве, то героям надо было не просто договориться, надо было иметь талант |
— Зачем же И. Крылов написал эту басню? (Он учит, как надо поступать, жить, видеть чужие ошибки.)
(Чтение текста на с. 33—34. Обсуждение мнений и выполнение заданий.)
VII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Вам понравился сегодняшний урок? Чем?
— Какие чувства вы испытывали сегодня на уроке и почему?
Домашнее задание
Доказать, что сюжет басни «Волк и Журавль» можно считать бродячим.
Урок 65. Басня И. Крылова «Зеркало
И Обезьяна». Обобщение по теме. Самостоятельная работа «Проверь себя»
Де/ш: обобщить знания, полученные в этой главе; учить пользоваться библиотекой, выбирать книги для чтения, располагать литературные произведения на ленте времени, подбирать пословицы к литературным произведениям.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
— Докажите, что басня Лафонтена «Волк и журавль» и басня И. Крылова «Волк и Журавль» — бродячие истории.
Digitized by Google
Урок 65. Басня И. Крылова «Зеркало и Обезьяна»
III. Работа по теме урока
1. Самостоятельная работа
(Работа по учебнику с последующей проверкой: № 1—8 (с. 35-37).)
2. Работа в нарах
— Сочините басню или разыграйте ситуацию, мораль которой можно выразить пословицей «Любишь кататься — люби и саночки возить». Если трудно, смотрите иллюстрации на с. 15.
IV. Рефлексия
(На доске картинка, изображающая ступеньки к вершине знаний.)
— С помощью сигнального кружка покажите, на какой ступеньке вы оказались по уровню полученных знаний в этой главе.
(Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.)
V. Подведение итогов урока
— Вспомните, какую тему мы изучали.
— Что нового узнали?
— Какой житейской мудрости вас научили герои басен?
Домашнее задание
193 |
Тетрадь для самостоятельной работы: № 4, 5 (с. 7).
Тема 6
ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГАДЫВАТЬ СЕКРЕТЫ СМЕШНОГО
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; делить текст на смысловые части; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты; анализировать поведение и характер героев произведений; отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; определять жанр произведения; понимать содержание литературного произведения: тему, главную мысль, события, их последовательность; находить приемы смешного: путаницу, преувеличение.