Цели: показать, что на одну и ту же проблему могут быть разные точки зрения; поставить проблему: можно ли при написании сочинения выдумывать и фантазировать; выяснить, над чем смеется автор рассказа и насколько эмоционален его смех.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
— Какова же цель басни? (Обратить внимание людей на их проблемы и недостатки, на то, что смех она вызывает особый — не веселый, а с оттенком грусти и горечи.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
— Прочитайте название новой темы. («Продолжаем разгадывать секреты смешного».)
— Как вы понимаете название темы? Почему в ней говорится, что мы продолжаем? (Разговор о смешном был начат при изучении басен.)
Урок 66. Л. Каминский «Сочинение»
— Откройте учебник на с. 46 и рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?
— Что вы можете сказать о настроении членов клуба? (У них веселое настроение, они смеются и приглашают нас посмеяться вместе с ними.)
|
|
(Чтение текста на с. 46.)
— Что вы поняли? Вы согласны с высказыванием Михаила Потаповича и Анишит Йокоповны?
— О чем мы будем говорить на очередном заседании клуба?
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте на с. 46 фамилию автора и название произведения. (Л. Каминский «Сочинение».)
— Знаком ли вам этот автор?
(Выставляет портрет писателя.)
Материал для учителя
Жил в городе Петербурге удивительный и замечательный человек. Его звали Леонид Давидович Каминский. Он член сразу четырех творческих союзов: писателей, художников, журналистов и театральных деятелей. Но главное, он великий специалист по детскому творчеству, вернее по одной, но весьма весомой его части: юмору. У Леонида Давидовича второе имя: «Учитель смеха» — оно родилось, когда он начал вести на страницах журнала «Костер» юмористический раздел «Веселый звонок». В 1986 г. в издательстве «Детская литература» вышла книга Л. Каминского «Урок смеха». Он стал писать и рисовать для детей. Он стал постоянным автором журнала «Веселые картинки». В его жизни невероятное количество забавных историй, которые он часто любил вспоминать. Он собирал, возможно, самую необычную и самую веселую коллекцию в нашей стране — детские высказывания и, прежде всего, отрывки из школьных сочинений, которые ему присылали дети.
«ЛД. Каминский представляется мне вот таким "стариком Хотта- бычем" — добрым, отзывчивым и стремящимся что ни минуту делать добро и помогать детям. Потому что юмор в нашей жизни, — может быть, самый незаменимый витамин для того, чтобы вырасти умным, талантливым и веселым, точь-в-точь таким, как сам Леонид Давидович», — писал Михаил Яснов.
|
|
— Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? А кто знает значение слова «сочинение»?
— Прочитаем и узнаем, как это понимают герои произведения.
(Дети по цепочке читают произведение в учебнике на с. 46—49.)
195 |
— По-разному ли Лена и Оля понимают значение слова «сочинение»? (Да, по-разному: Оля считает, что в сочинении нужно писать правду, а Лена думает, что можно выдумывать что угодно.)
— Объясните, какие два значения есть у глагола «сочинять» и у существительного «сочинение». (Примерный ответ. Сочинять: 1) составлять, писать какой-то текст; 2) выдумывать, придумывать, лгать. Сочинение: 1) вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей на заданную тему; 2) не литературное или музыкальное произведение, но результат выдумки, фантазии.)
— Как вы считаете, можно ли при написании сочинения выдумывать? Или нужно непременно писать только правду? (Ответы детей.)
— Какой же вывод можно сделать? (Сочинение должно быть основано на реальных событиях, наблюдениях, впечатлениях, но в зависимости от темы можно сочинять и фантазировать.)
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
Прочитайте записанные на доске темы сочинений.
«Жизнь незаметных вещей в моем доме».
«Как я провел каникулы».
«О чем думает мой кот Васька».
— Какие из них предполагают выдумку и фантазию, а какие — изложение реальных событий? Объясните вашу точку зрения.
(Чтение диалога Михаила Потаповича и Кости Погодина на с. 49.)
— Вспомните, по какой теме Лена писала сочинение. Ее сочинение основано на наблюдениях или на реальных событиях? Найдите строчки в тексте, которые показывают, что Костя прав.
— А теперь подтвердите словами текста, что даже приход подруги Лена использовала в своем сочинении.
— Перечитайте произведение и подчеркните строчки, из которых составлено сочинение Лены. Вам понравилось оно?
— Как рос список дел по дому?
— Какое чувство у вас вызвало это сочинение?
(Чтение текста на с. 50 до вопроса.)
— Вы тоже считаете, что Лене некогда помогать маме?
— А как считает Ленина мама? Найдите и прочитайте глаголы, характеризующие поведение мамы.
— А у Оли есть время помогать маме? Какие слова доказывают ваше мнение?
Урок 67. И. Пивоварова «Сочинение»
— Над чем же смеется автор? Чтобы ответить на этот вопрос еще раз прочитайте название, начало и конец текста.
— Какой прием использовал автор? (Контраст между реальным положением дел и тем, что Лена написала (выдумала) в своем сочинении.)
— Можете ли вы теперь ответить на вопрос? (Смешно, когда человек приписывает себе результаты чужого труда. Самое смешное, что Лена обманывает саму себя: свою ложь она стремится оправдать и представить как творческую выдумку.)
— Смех у автора веселый или грустный?
VII. Подведение итогов урока
— Какую тему мы начали изучать?
— С каким произведением познакомились?
— Что объединяет это произведение с басней?
— Какой секрет смешного мы разгадали?
— Что же хотел высмеять автор? (Человеческие слабости и недостатки — лень, стремление выглядеть лучше, чем есть.)
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Поделитесь впечатлениями.
Домашнее задание
Тетрадь для самостоятельной работы: № 8 (с. 11 — 13).