РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень программы: базовый
(базовый и профильный)
Класс: 10
Количество часов: в неделю 1 час, всего 34 часа
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413; (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1645, от 31 декабря 2015 года № 1578), на основе примерной программы «Русский язык», входящей в состав Примерной основной образовательной программы среднего общего образования
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол №1 от
«31» августа 2018г.
Рабочая программа как часть образовательной программы среднего общего образования МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс составлена всоответствии с требованиямиФедерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413; (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014года №1645, от 31 декабря 2015 года №1578), на основе примерной программы среднего общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 28 июня 2016г. № 2/16-3), в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов
|
|
Рабочая программа ориентирована на использование линии учебников «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А. /М., издательство «Русское слово», 2016.
Программа учитывает:
- требования к планируемым результатам освоения учебного предмета;
- требования к содержанию учебного предмета;
- принцип преемственности образовательных программ (основное общее образование);
- количество часов, выделенных на изучение предмета учебным планом МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс на 2020-2021 учебный год;
- цели и задачи Образовательной программы среднего общего образования
- выбор комплекта учебно-методического обеспечения в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования.
Учебный предмет «Русский язык», являясь формой хранения и средством усвоения информации, русский язык выполняет особые функции и занимает одно из ведущих мест среди учебных предметов. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
|
|
В соответствии с ФГОС среднего общего образования целями изучения предмета «Русский язык» являются:
• формирование российской гражданской идентичности обучающегося средствами русского языка и литературы;
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
• сформированность представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
• способность свободно общаться в различных формах и форматах и на разные темы; свободно использовать словарный запас;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
• владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
• сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания, в том числе средству познания основ своей и других культур и уважительного отношения к ним;
• сформированность понятий о нормах русского литературного языка и умелое использование богатейших возможностей русского языка при соблюдении языковых норм;
• сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, умение правильно и уместно их использовать в разных условиях общения;
• владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
• владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
• сформированность умений написания текстов различных жанров на различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающегося;
• сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений (в том числе языкового анализа художественного текста);
• владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционально-личностного восприятия и интеллектуального понимания;
• сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Одна из важнейших задач обучения русскому языку и литературе в старших классах заключается в том, чтобы учащиеся могли более полноценно и многоаспектно использовать языковой анализ образцовых художественных текстов, изучаемых в школе. Такая работа будет служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей, эффективным способом приобщения учащихся к нравственным, эстетическим, мировоззренческим ценностям литературы, что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык». В процессе изучения предмета также обеспечиваются условия для достижения планируемых результатов обучающимися с ОВЗ и инвалидами
В результате изучения предмета в 10-11 классах у обучающихся будут сформированы следующие умения:
|
|
Личностные результаты обучения, обеспечивающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение обучающихся и формирование ценностного отношения к миру и человеку в этом мире:
• сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире;
• через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием своего края, города, села;
• посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
• через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
• через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.
Метапредметные результаты:
|
|
• регулятивные, обеспечивающие организационно-практическую способность и готовность обучающегося на этапе старшей школы к ведению своей учебно-познавательной деятельности от этапа планирования до этапа получения результата, допуская этап возможной коррекции, а также прогностический и эвристический шаги, обеспечивающие творческий подход к решению нестандартных языковых, межпредметных, этнокультурных и поликультурных заданий с опорой на имеющийся уровень сформированных у школьника компетентностей (лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой);
• познавательные, обеспечивающие способность к познанию и работе с информацией;
• коммуникативные, обеспечивающие способность обучающегося осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявлять толерантность в общении, соблюдать правила вербального и невербального общения в конкретной речевой ситуации.
• способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;
• обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;
• освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, тезирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов;
• приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;
• овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;
• владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);
• владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;
• формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической тематики.
Предметные результаты:
· сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о нем в речевой практике;
· владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
· владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
· владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
· знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
· сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
· сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
· способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
· владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
· сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
· использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
· использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
· создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
· выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
· подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
· правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
· создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
· сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
· использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
· анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
· извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
· преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
· выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
· соблюдать культуру публичной речи;
· соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
· оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
· использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
· распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
· анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
· комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
· отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
· использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
· иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
· выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
· дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
· проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
· сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
· владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
· создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
· соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
· соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
· соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
· осуществлять речевой самоконтроль;
· совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
· использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
· оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).