По проведению курсового обучения работающего населения в организациях

Рекомендации для руководителей занятий

 

Серпухов


 

  Курсовое обучение работающего населения - целенаправленный процесс организации деятельности по овладению всеми работниками знаниями и умениями в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а так же выполнения возлагаемых на них обязанностей в области ГО и защиты от ЧС.

Обучение работающего населения в области ГО и защиты от ЧС осуществляется в соответствии с Программой курсового обучения работающего населения г.о. Серпуховв области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее по тексту Программа), утверждённой постановлением Главы г.о. Серпухов от 23.01.18г. №100 «Об итогах подготовки специалистов ГО и ЧС в 2017 году и задачах на 2018 г.».

Руководителям организаций, предоставляется право, с учетом условий специфики деятельности организации, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов, вносить изменения в содержание тем и определять время на их изучение без сокращения общего количества часов, предусмотренного на освоение настоящей Программы. Изменения отражаются в Программе, утвержденной руководителем организации.

Обучение планируется и проводится в организациях ежегодно, в объеме не менее 16 часов.

Занятия проводятся, как правило, ежемесячно, в течение года, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время.

Для организации проведения занятий приказом руководителя организации назначаются руководители занятий и создаются учебные группы численностью до 25 человек с учетом должностей работников организации, а также особенностей их профессий.

Для проведения занятий привлекается руководящий состав, инженерно- технические работники, члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, руководители и сотрудники органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, а также другие подготовленные лица. Для занятия по медицинской теме желательно привлекать лиц, имеющих медицинское образование.

Ответственность за организацию обучения работников организаций возлагается на руководителя организации.

При подготовке и проведении занятий необходимо учитывать основные принципы обучения (см. учебное пособие «Важнейшие принципы обучения работающего населения»).

По характеру учебной деятельности занятия, проводимые в ходе курсового обучения, подразделяются на теоретические и практические.

Основной формой теоретических занятий при обучении работающего населения является беседа.

Беседа - это вопросно-ответный метод организации и осуществления процесса обучения работающего населения в области ГО и ЧС. Он представляет собой диалогический путь изложения и обсуждения учебной информации, когда содержание материала знакомо обучаемым или близко к их жизненной практике.

В ходе беседы руководитель занятия, с использованием современных обучающих программ, видеофильмов, плакатов и других наглядных пособий, передает знания обучаемым по наиболее важным и сложным вопросам. Во время диалога обучаемые делятся своими знаниями и имеющимся опытом действий в тех или иных ситуациях. 

В конце обсуждения рассматриваемого вопроса руководитель занятия подводит итог.

При обнаружении недостаточных знаний по отдельным вопросам руководитель занятия во время беседы при разъяснении сложных вопросов должен использовать элементы лекции.

Темп изложения материала должен быть умеренным (70 – 80 слов в минуту). Наиболее важные положения и выводы следует давать медленнее, иногда повторяя их, с тем, чтобы слушатели могли лучше их понять и при необходимости записать. Однако нельзя превращать беседу в диктант.

Во время беседы очень важно внимательно наблюдать, как реагирует аудитория на то или иное высказывание. Это помогает понимать настроение обучаемых и контролировать себя. При ослаблении внимания слушателей (люди начинают двигаться, переговариваться, покашливать) преподаватель должен принять меры, чтобы повысить их внимание:

- дополнительно разъяснить непонятный вопрос;

- перейти от тихой речи к более громкой;

- от обычного темпа изложения к замедленному или наоборот;

- привести какой-либо пример или афоризм;

- продемонстрировать схему, таблицу и т. д.

Руководитель занятия не должен своим поведением отвлекать обучаемых, например: ходить по аудитории, крутить указкой и т. п.

Руководителю занятий следует избегать излишней привязанности к тексту конспекта, не допускать монотонности изложения материала.

В заключение занятия подводится итог всему изложенному, делаются общие выводы, даются рекомендации по самостоятельной работе над темой.

Оставшиеся до конца занятия 4-5 минут преподаватель использует для ответов на вопросы обучаемых. На практике иногда на заключительную часть не отводится времени. Занятие оставляет впечатление не законченного, а слушатели, не выяснив интересующих их вопросов, остаются неудовлетворенными.

Чрезвычайно большое значение имеют наглядные и технические средства обучения и умелое их использование.

Следует ясно и полно излагать суть демонстрируемой иллюстрации. При пользовании наглядными пособиями необходимо обеспечить, чтобы они были хорошо видны со всех мест аудитории. Большое значение не только во время проведения беседы, но и на любых других занятиях имеет умелое использование классной доски. Продуманные, четкие и аккуратные записи на классной доске способствуют лучшему усвоению материала, более правильному и полному его конспектированию.

Основу обучения работающего населения составляет проведение практических занятий (тренировки и комплексные занятия). Практические занятия являются основным видом занятий и проводятся с целью отработки основных способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от ЧС природного и техногенного характера, привития практических навыков в использовании средств защиты, приборов и другой техники. Главным на таких занятиях должна быть практическая работа каждого слушателя со средствами индивидуальной защиты, с приборами, по оказанию первой помощи, по поведению в тех или иных ЧС природного и техногенного характера.

Практические занятия проводятся в учебных городках, учебных пунктах, на натурных участках.

При проведении практических занятий, теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса обучаемых в минимальном объеме.

Тренировка - форма обучения, при которой путем многократного, целенаправленного повторения действий у обучаемых вырабатываются и совершенствуются необходимые навыки в области ГО и защиты от ЧС.

Во время тренировки обучающиеся получают ответы на то, как действовать в стандартно повторяющихся ситуациях, отрабатывают до автоматизма нужные модели поведения.

Тренировка проводится с целью выработки, поддержания и совершенствования работниками организации необходимых практических навыков в использовании индивидуальных и коллективных средств зашиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи.

Комплексное занятие - основной вид практической подготовки работников организации по действиям в различных условиях обстановки.

В ходе комплексного занятия все работники организации, независимо от занимаемых должностей, обучаются по единому замыслу правильному и однообразному действию в сложившейся обстановке.

На комплексном занятии практические действия обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки или после.

Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых, руководитель занятия привлекает необходимое количество помощников (инструкторов) из состава предварительно подготовленных слушателей учебной группы.

В зависимости от содержания темы для наиболее полного охвата обучаемых практическими работами, улучшения контроля и помощи в выполнении работ, обеспечения рационального и правильного использования приборов и средств индивидуальной защиты, а также другого учебного имущества целесообразно учебную группу делить на подгруппы.

При проведении всех видов занятий широко практикуетсяпоказ (демонстрация) техники, аппаратуры, средств индивидуальной защиты и т. д.

Значение показа заключается в том, что слушатели имеют возможности с наименьшей затратой времени понять суть изучаемого вопроса и на этой основе создать четкое представление о нем. Он позволяет максимально реализовать принцип наглядности, показ широко применяется на практических занятиях.

Предметом особой заботы руководителя является правильное использование наглядных пособий. Важным средством при показе является демонстрация экранных пособий (кинофильмов, видеофильмов, слайдов), которые обогащают слушателей яркими и точными представлениями, дают руководителю занятий возможность наилучшим образом знакомить слушателей с деталями и динамикой изучаемого материала, поэтому их надо шире применять, особенно на теоретических занятиях, а также в часы самостоятельной работы.

Однако надо помнить, что на занятиях целесообразно показывать только фрагменты из кинофильма, так как на демонстрацию фильма целиком уйдёт большая часть учебного времени. Кроме того, нельзя подменять живое слово руководителя занятий демонстрацией кинофильма. Кинофильмы в полном объеме рекомендуется просматривать в часы самоподготовки.

В современных условиях требования к гражданской обороне и защите от ЧС природного и техногенного характера повышаются, что в свою очередь повышает требования к подготовке руководителя групп занятий. Поэтому предложенные виды занятий, применяемые для подготовки работающего населения, не являются застывшими, неизменными. Наоборот, повышение требования к обучению диктует условия, при которых следует совершенствовать имеющиеся виды занятий, оптимальное соотношение видов занятий в ходе планирования учебной работы и учебного процесса.

 


Подготовка занятий

Подготовка к занятиям складывается из подготовки руководителя занятий и подготовки учебно-материальной базы.

В ходе подготовки руководитель занятия должен:

- уяснить тему, содержание темы занятия, приведённое в Программе, изучить соответствующие нормативные правовые документы, разделы наставлений, методические пособия по этой теме, нормативы, отрабатываемые на этом занятии;

- составить план проведения занятия, который утверждается руководителем организации (руководителем структурного подразделения организации, уполномоченного на решение задач в области ГОЧС).

На каждое занятие руководитель должен разрабатывать план его проведения. План является рабочим документом руководителя занятий и составляется с учетом образования, должности слушателей и отрасли экономики, в которой работают обучаемые. В нем должны быть отражены особенности организации и ведения ГО и защиты от ЧС в отрасли, где работают служащие, соответствующие примеры из практики их работы и необходимые расчеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: