Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по информатике

(базовый уровень)

10-11 классы

среднее общее образование

уровень образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование)

 

2 года

(срок реализации данной программы)

 

68 часов

(количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа)

 

 


 

Оглавление

Раздел 1. Пояснительная записка. 3

Общая характеристика учебного предмета. 3

Программа выполняет две основные функции: 4

Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане. 5

Раздел 2. Планируемые результаты. 6

Структура планируемых результатов. 6

Раздел 3. Содержание программы. 17

Раздел 4. Поурочный тематический план. 22

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование. 23

Литература. 26

 


 



Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. ФГОС СОО (приказ об изменениях от 31.12.2015 г №1578).

  1. Основная образовательная программа среднего общего образования МОАУ «СОШ №31 г. Орска».

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего общего образования, соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у обучающихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

Курс информатики в 10-11 классах рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения основ предмета в 5-9 классах. Систематизирующей составляющей предметной и образовательной области информатики является единая содержательная структура, включающая следующие разделы:

1. Информация и информационные процессы.

2. Математические основы информатики.

3. Алгоритмы и элементы программирования.

4. Математическое моделирование.

5. Использование программных систем и сервисов.

6. Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве.

Согласно ФГОС, учебные предметы, изучаемые в 10-11 классах на базовом уровне, имеют общеобразовательную направленность. Следовательно, изучение информатики на базовом уровне в старших классах продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе. Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для 10-11 классов развивает их по всем отмеченным выше четырем разделам образовательной области. Повышению научного уровня содержания курса способствует более высокий уровень развития и грамотности старшеклассников по сравнению с учениками основной школы. Это позволяет, например, рассматривать некоторые философские вопросы информатики, шире использовать математический аппарат в темах, относящихся к теоретическим основам информатики, к информационному моделированию. Через содержательную линию «Моделирование» (входит в раздел теоретических основ информатики) в значительной степени проявляется метапредметная роль информатики. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а информатика предоставляет для их решения свою методологию и инструменты. Повышенному (по сравнению с основной школой) уровню изучения вопросов информационного моделирования способствуют новые знания, полученные старшеклассниками при изучении других дисциплин, в частности, математики.

В разделах, относящихся к информационным технологиям, ученики приобретают новые знания о возможностях ИКТ и навыки работы с ними, что приближает их к уровню применения ИКТ в профессиональных областях. В частности, большое внимание в курсе уделяется развитию знаний и умений в разработке баз данных (БД). В дополнение к курсу основной школы изучаются методы проектирования и разработки реляционных БД и приложений к ним. Рассматриваемые задачи дают представление о создании реальных производственных информационных систем. Линия алгоритмизации и программирования является продолжением изучения этих вопросов в курсе основной школы. Новым элементом является знакомство с основами языка Python, которые является не только учебным языком, но и широко используется в практической деятельности ведущих ИТ-компаний. Развиваются умения и навыки решения на компьютере типовых задач обработки информации путем программирования. В разделе социальной информатики на более глубоком уровне, чем в основной школе, раскрываются проблемы информатизации общества, информационного права, информационной безопасности. Методическая система обучения базируется на одном из важнейших дидактических принципов, отмеченных в ФГОС — деятельностном подходе к обучению. Каждая учебная тема поддерживается практическими заданиями, среди которых имеются задания проектного характера. Источником для самостоятельной учебной деятельности школьников являются общедоступные электронные (цифровые) обучающие ресурсы по информатике. Эти ресурсы могут использоваться как при самостоятельном освоении теоретического материала, так и для компьютерного практикума. Преподавание информатики на базовом уровне может происходить как в классах базового общеобразовательного обучения, так и в классах самых разнообразных профилей. В связи с этим курс рассчитан на восприятие учащимися как с гуманитарным, так и с естественнонаучным и технологическим складом мышления. Отметим некоторые обстоятельства, повлиявшие на формирование содержания учебного курса, в частности, в главе, посвященной информационному моделированию (11 класс). В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления – развитие и распространение ИКТ.

Программа выполняет две основные функции:

· информационно-методическую, которая позволяет всем участникам образовательной деятельности получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

· организационно-планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по содержательным компонентам и модулям.

Данная программа гарантирует обеспечение единства образовательного пространства за счет преемственности, интеграции, предоставления равных возможностей и качества образования, может использоваться образовательной организацией при разработке образовательной программы конкретной организации.

Основная цель обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; · становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости

Основные задачи:

· обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

· обеспечение преемственности, основного общего, среднего общего образования;

· обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования, достижение стабильных и гарантированных образовательных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с особыми потребностями, позволяющих ученикам продолжать обучение в вузах России и Зарубежья;

· обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

· выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, их профессиональных склонностей через систему профильного обучения, различных курсов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей дополнительного образования детей;

· формирование готовности к жизненному и профессиональному самоопределению;

· развитие высокого уровня гуманитарной культуры учащихся как Представителей интеллигенции города, способной к сохранению, воспроизведению и созданию культурных ценностей;

· обеспечение условий для накопления опыта творческой деятельности, реализации свободы выбора образовательной программы.

· развитие у учащихся культуры умственного труда, навыков самообразования, исследовательской деятельности, методов научного познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: