Русский язык: Особенности организации образовательного процесса в 2020-2021 учебном году

Мельникова Л.В.,

заведующий отделом русского языка и литературы

ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»

 

Русский язык – знаковая система, лежащая в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющая понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации.

Преподавание русского языка в 2020–2021 учебном году в образовательных организациях будет осуществляться в соответствии с нормативными и распорядительными документами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

Подготовлен ряд нормативных документов и материалов учебно-методического характера по филологии, представляющих собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы. Особое внимание уделено значению учебных предметов филологического цикла в современной системе образования.

Методологической основой филологического образования в образовательной организации является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и Донецкой Народной Республики, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования. Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций. В рамках реализации практической части рекомендуем выстраивать учебный процесс, ориентируясь на наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по русскому языку.

В связи с этим важным вектором системы образования становится повышение качества работы учителей русского языка и литературы. Ключевыми проблемами и путями решения задач обучения в настоящее время являются:

- модернизация содержания образовательных программ по русскому языку и литературе, соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик преподавания, сочетающих обязательный и вариативный компоненты образовательных программ и предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;

- мотивация обучающихся к чтению, усиление компонента, направленного на формирование читательских компетенций школьников, а также способности осмысленно воспринимать художественный текст;

- формирование коммуникативных компетенций обучающихся, активизация работы по развитию речи школьников;

- включение обучающихся основной школы в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, мотивация выполнения обучающимися учебно-исследовательских и индивидуальных итоговых проектов по русскому языку.

Характеризуя цели изучения современного курса русского языка, необходимо иметь в виду, что значение этого предмета в достижении глобальных целей школьного образования и результатов обучения и воспитания детерминировано сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предопределяет метапредметную роль этой учебной дисциплины в системе образования

С целью единых подходов к планированию образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Республики на основе анализа результатов и проблем дистанционного обучения, в связи с увеличением количества часов на уроки развития речи рекомендуем обратить внимание на такой вид деятельности, как говорение. Являясь продуктивным видом речевой деятельности, говорение в школе развивается в русле коммуникативной компетенции, которая формируется на базе лингвистической и языковой компетенций. Говорение как продуктивный вид речевой деятельности является способом выражения собственных мыслей говорящего, представляет творческий процесс – создание (производство) нового речевого высказывания. Воспроизведение готового текста (пересказ) не является говорением в подлинном смысле этого слова, являясь лишь подготовкой к говорению

К сожалению, обучение говорению на уроках русского языка нередко сводится к пересказу диалогов и монологов, не уделяется внимания развитию неподготовленной речи, не создаются условия для мотивированности действий (намерению спросить, желанию сообщить о чем-либо). В связи с непредвиденным дистанционным форматом обучения этому виду деятельности н было уделено достаточного внимания; акцент был сделан на такие виды деятельности, как чтение и письмо. Обучение говорению будет наиболее результативным, если обучать говорению на материале творческих упражнений, направленных на создание нового продукта речи. При планировании уроков учителю-словеснику необходимо учитывать, какое количество детей с базовым, повышенным, пониженным и недостаточным уровнем смыслового чтения и работы с информацией обучается в классе. Урок русского языка должен быть организован как пространство такого сотрудничества, которое открывает возможности для проявления своих достижений и задает зону ближайшего развития каждого учащегося. Говорение как вид речевой деятельности возможно лишь тогда, когда говорящий владеет языковым материалом, необходимым для высказывания (знает слова, грамматические формы, правильно артикулирует звуки и т.д.), поэтому работа по обучению говорению должна предусматривать усвоение языковых средств и автоматизацию языковых навыков. Говорение как компонент устного речевого общения реализуется в двух формах устной речи – диалогической и монологической, поэтому содержание обучения говорению предполагает обучение диалогу и монологу.

Рекомендуем включать в сценарий урока такие виды работы, как чтение вслух текста научно-публицистического стиля, пересказ текста (связное изложение прочитанного текста как средство развития речи на основе образца) с привлечением дополнительной информации (пересказ подробный и сжатый, выборочный и сплошной, с изменением лица рассказчика и др.), тематическое монологическое высказывание, соответствующее трём главным типа текста: описание, повествование и рассуждение (темы монологов должны соответствовать знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста, они посвящены школе, семье, увлечениям подростков), участие в диалоге ( воспроизведение естественной и привычной формы речевого взаимодействия, предполагающего свободное самовыражение).

Говорение как вид деятельности основывается на сложной совокупности навыков внутреннего и внешнего оформления высказывания. Психологическая структура акта говорения включает четыре фазы: побудительно-мотивационную, аналитико-синтетическую, исполнительную и контролирующую. Современная речь – это результат усиленной мыслительной работы, это логически выстроенное высказывание из чётких смыслов точно употреблённых слов. Говорение формирует не только школу слова, но и школу мысли.

Анализ выполнения рабочей основной общеобразовательной программы по предмету в 2019-2020 учебном году свидетельствует о том, что в большинстве образовательных учреждений программа выполнена в полном объёме. Однако есть темы и виды деятельности, которые следует обязательно изучить или повторить. Так, в 5 классе это тема «Глагол»; в 6 классе тема «Глагол»; в 7 классе: «Междометие», «Правописание союзов и частиц»; в 8 классе: «Постановка знаков препинания при обособленных членах предложения», «Способы передачи чужой речи»; в 10 классе: «Написание частиц НЕ и НИ с разными частями речи», «Правописание предлогов и союзов», «Частица», «Междометия и звукоподражательные слова».

В условиях вынужденного дистанционного обучения возросли требования к профессиональной подготовке учителя русского языка и литературы, к его педагогическому мастерству, к умению организовать целенаправленную работу по реализации образовательных программ по предмету, создать мотивирующие условия для овладения учебным материалом, сохранить высокий уровень качества образования.

Задачи методических служб: обеспечить информационно-методическое сопровождение преподавания русского языка и литературы в условиях внедрения ДОТ в образовательных учреждениях; содействовать реализации в образовательных учреждениях государственных образовательных стандартов.

Рекомендуем внести коррективы в рабочие основные общеобразовательные программы по предмету на 2020-2021 учебный год с учётом анализа выполнения программы.

Необходимо организовать повторение материала по русскому языку, изученного в IV-й четверти (II-м семестре) 2019-2020 учебного года в дистанционном режиме. Для этого увеличить количество часов на повторение в 5-11 классах в начале учебного года.

В рамках реализации практической части программы рекомендуем:

1. Актуализировать направленность курса русского языка на достижение метапредметных результатов обучения.

2. Сконцентрировать работу по предмету на формировании коммуникативных универсальных учебных действий.

3. Активно использовать образовательные функции русского языка для формирования основ функциональной грамотности.

4. Реализовать на практике комплексное обучение видам речевой деятельности: слушанию, чтению, говорению и письму.

5. Особое внимание уделить разделу «Говорение», урокам развития речи в школьном курсе русского языка.

С целью выявления пробелов в знаниях учащихся и организации учебно-методического сопровождения рекомендуем в первой декаде сентября 2020-2021 учебного года провести диагностические контрольные работы в 5-11 классах образовательных организаций Республики. В 5-7 классах то могут быть диктанты с грамматическим заданием, в 8-9 – разноуровневые тестовые задания, в 10-11 – анализ текста. Универсальным форматом для 5-11 классов может быть комплексная контрольная работа (см. приложение).

Изучение русского языка в школе решает следующие образовательные задачи:

∙формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Донецкой Народной Республики;

∙усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

∙овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

∙овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания;

∙обеспечение условий для прохождения обучающимися индивидуальных образовательных траекторий.

Образовательная деятельность в 10-11-х классах предполагает усиление индивидуализации образования. Реализация этого принципа проявляется, в первую очередь, в организации личностно-деятельностного подхода в образовании. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного. Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Результаты профильного/углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных с ней областях. Учителю русского языка в старшей школе необходимо делать акцент на достижение учащимися метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, которые включают:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 11-й класс.

Базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме 735 часов. В том числе: в 5 классе175 часов (5 ч. в неделю), в 6 классе210 часов (6 ч. в неделю), в 7 классе– 140 часов (4 ч. в неделю), в 8 классе105 часов (3 ч. в неделю), в 9 классе105 часов (3 ч. в неделю).

При планировании учебного материала учителю следует учесть, что в 5-9 классах спаренные уроки допускаются только при проведении лабораторных и контрольных работ, написании сочинений.

В Примерных основных образовательных программах увеличивается количество часов на виды деятельности, связанные с развитием речи учащихся.

Учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе среднего общего образования в объеме 140 часов. В том числе: в 10 классе70 часов (2 часа в неделю), в 11 классе70 часов (2 часа в неделю).

Класс

(35 рабочих недель, 5 часов в неделю, 175 часов в год)

Изучение языковых тем

138 часов

Введение. 3 часа
Уроки развития речи и текстоведения

20 часов

Вспоминаем, повторяем, изучаем (повторение изученного в начальной школе) 18 часов
Контрольные работы

12 часов

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 28 часов
Полугодие/ Семестр I II

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

12 часов

Контрольный диктант 2 2
Контрольный диктант с грамматическим заданием 1 1 Лексика. Культура речи 9 часов
Контрольное изложение 1 1* Морфемика. Орфография. Культура речи 17 часов
Контрольное сочинение 1 1* Морфология. Орфография. Культура речи 47 часов
Тестовые контрольные задания 2 2 Имя существительное 17 часов
Анализ текста     Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи 1 час
Итого 7 7 Имя прилагательное 7 часов
За год

12+2*=14

Глагол 22 часа
Резерв

5 часов

Повторение и систематизация изученного 4 часа
Всего

175 часов

  138 часов

* Для проведения контрольного сочинения и контрольного изложения используются часы, отведённые на уроки развития речи.

Класс

(35 рабочих недель, 6 часов в неделю, 210 часов в год)

Изучение языковых тем

168 часов

Введение 1 час
Уроки развития речи и текстоведения

22 часа

Повторение изученного в 5 классе 13 часов
Контрольные работы

12 часов

Лексика. Культура речи 13 часов
Полугодие/ Семестр I II

Фразеология. Культура речи

4 часа

Контрольный диктант 2 2
Контрольный диктант с грамматическим заданием 1 1 Словообразование. Орфография. Культура речи 23 часов
Контрольное изложение 1 1 Морфология. Орфография. Культура речи 103 часов
Контрольное сочинение 1 1 Имя существительное 20 часов
Тестовые контрольные задания 2 2 Имя прилагательное 20 часов
Анализ текста     Имя числительное 18 часов
Итого 7 7 Местоимение 20 часов
За год

14

Глагол 25 часов
Резерв

6 часов

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах 11 часов
Всего

210 часов

  168 часов

Класс

(35 рабочих недель, 4 часа в неделю, 140 часов в год)

Изучение языковых тем

104 часа

Введение 1 час
Уроки развития речи и текстоведения

20 часов

Повторение изученного в 5, 6 классах 8 часов
Контрольные работы

12 часов

Морфология и орфография. Культура речи 55 часов
Полугодие/ Семестр I II Причастие 24 часов
Контрольный диктант 2 2 Деепричастие 13 часов
Контрольный диктант с грамматическим заданием 1 1 Наречие 15 часов
Контрольное изложение 1 1 Категория состояния 3 часа
Контрольное сочинение 1 1 Служебные части речи 32 часа
Тестовые контрольные задания 1 1 Самостоятельные и служебные части речи. 1 час
Анализ текста     Предлог 10 часов
Итого 6 6 Союз 12 часов
 

12

Частица 6 часов
Резерв

4 часа

Междометие 3 часа
      Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах 8 часов
Всего

140 часов

  104 часа

Класс

(35 рабочих недель, 3 часа в неделю, 105 часа в год)

Изучение языковых тем

74 часа

Введение Русский язык в современном мире. Функции русского языка в современном мире 1 час
Уроки развития речи и текстоведения

16 часов

Повторение изученного в 5-7 классах 5 часов
Контрольные работы

12 часов

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 9 часов
Полугодие/ Семестр I II Понятие о синтаксисе как разделе грамматики 2 часа
Контрольный диктант 2 2 Словосочетание 5 часов
Контрольный диктант с грамматическим заданием 1 1 Простое предложение 2 часа
Контрольное изложение 1 1+1* Двусоставные предложения 13 часов
Контрольное сочинение 1 1 Главные члены предложения 5 часов
Тестовые контрольные задания 1 1 Второстепенные члены предложения 8 часов
Анализ текста     Односоставные предложения 5 часов
Итого 6 6+1* Неполные предложения 2 часа
За год

12+1*

Простое осложненное предложение 23 часа
Резерв

3 часа

Понятие об осложненном предложении 1 час
Однородные члены предложения 8 часов
Обособленные члены предложения 14 часов
Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения 7 часов
Предложения с обращениями 2 часа
Предложения с вводными и вставными конструкциями 5 часов
Способы передачи чужой речи 5 часов
Повторение и систематизация изученного 4 часа
Всего

105 часов

  74 часа

Класс

(35 рабочих недель, 3 часа в неделю, 105 часов в год)

Изучение языковых тем

70 часов

Введение 1 час
Уроки развития речи и текстоведения

20 часов

Повторение изученного в 5-8 классах 5 часов
Контрольные работы

12 часов

Синтаксис сложного предложения. Пунктуация. Культура речи 57 часов
Полугодие / Семестр I II Сложное предложение как единица синтаксиса 4 часа
Контрольный диктант 1 1 Сложносочинённые предложения 10 часов
Контрольный диктант с грамматическим заданием 1 1 Сложноподчинённые предложения 27 часов
Контрольное изложение 1 1 Бессоюзные сложные предложения 10 часов
Контрольное сочинение 1 1 Сложные предложения с разными видами связи 6 часов
Тестовые контрольные задания 1 1 Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах 7 часов
Анализ текста 1 1    
Итого 6 6    
За год

12

   
Резерв

3 часа

   
Всего

105 часов

  70 часов

Класс

(35 рабочих недель, 2 часа в неделю, 70часов в год)

Изучение языковых тем

52 часа

Введение. 1 час
Уроки развития речи и текстоведения

8 часов

Фонетика. Графика. Орфоэпия. 5 часов
Контрольные работы

8 часов

Лексика. Фразеология. Лексикография. Культура речи. 5 часов
Полугодие/ Семестр I II Морфемика. Словообразование. Культура речи. 3 часа
Контрольный диктант 1   Морфология. Орфография. Культура речи. 35 часов
Контрольный диктант с грамматическим заданием   1 Морфология. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. 1 час
Контрольное изложение 1 1 Имя существительное. 4 часов
Контрольное сочинение 1 1 Имя прилагательное. 4 часов
Тестовые контрольные задания

1

1

Имя числительное. 4 часов
Анализ текста Местоимение. 4 часа
Резерв

2 часа

Глагол. Причастие. Деепричастие. 9 часов
      Наречие. Категория состояния. 4 часа
      Служебные части речи. 4 часа
      Междометие. 1 час
Итого 4 4 Культура речи. Стилистика. 2 часа
За год

8

Повторение и систематизация изученного. 1 час
Всего

70 часов

  52 часа

Класс

(35 рабочих недель, 2 часа в неделю, 70 часов в год)

Изучение языковых тем

52 часа

Введение 1 час
Уроки развития речи и текстоведения

8 часов

Культура речи. Стилистика 5 часов
Контрольные работы

8 часов

Синтаксис и пунктуация: 45 часов
Полугодие/ Семестр I II Словосочетание и предложение 5 часов
Контрольный диктант 1   Простое двусоставное предложение 6 часов
Контрольный диктант с грамматическим заданием   1 Односоставные и неполные предложения 4 часа
Контрольное изложение 1 1 Предложения с однородными членами 6 часов
Контрольное сочинение 1 1 Предложения с обособленными и уточняющими членами 6 часов
Тестовые контрольные задания

1

1

Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения 4 часа
Анализ текста Сложное предложение. Пунктуация в сложном предложении 10 часов
Итого 4 4 Способы передачи чужой речи 4 часа
За год

8

Повторение и систематизация изученного 1 час
Резерв

2 часа

   
Всего

70 часов

  52 часа

 

В 2020-2021 учебном году преподавание предмета «Русский язык» будет осуществляться по следующим программам:

Примерная программа по учебному предмету «Русский язык. 5-9 кл.» / сост. Бескоровайная Л.П., Мельникова Л.В., Данилова И.Н., Лутова Т.А., Плыс Л.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 207с.

Примерная программа по учебному предмету «Русский язык. 10-11 кл. (базовый уровень)» / сост. Бескоровайная Л.П., Мельникова Л.В., Лутова Т.А., Созанская Е.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 121 с.

Примерная программа по учебному предмету «Русский язык. 10-11 кл. (углублённый уровень)» / сост. Лутова Т.А., Мельникова Л.В. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 123 с.

В Примерные программы внесены коррективы в соответствии с новыми ГОС (в редакции 2020 года) и изменениями в Примерном учебном плане основного общего и среднего общего образования для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики.

(Программы опубликованы в разделе «Примерные программы» на сайте ГОУ ДПО «ДОНРИДПО» https://www.donippo.org/programm/).

Учителям русского языка и литературы рекомендуется:

1. При реализации текстоцентрического подхода на уроках шире использовать неадаптированные тексты о выдающихся людях России, её природе, культуре, истории, имеющие значительную смысловую и пунктуационную загрузку, а также тексты о донецком крае.

2. Ежеурочно проводить комплексную работу, целью которой является создание и редактирование собственного высказывания и которая нацелена на формирование следующих умений:

– анализировать лексические средства, использованные в образцовых текстах: многозначные слова, синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, фразеологизмы, а также тропы;

– использовать слово в соответствии с его точным лексическим значением и с требованием лексической сочетаемости в собственных письменных высказываниях;

– использовать в собственных высказываниях слова, относящиеся к разным группам лексики в зависимости от речевой ситуации (книжная, нейтральная и разговорная лексика), слова, вступающие в разные смысловые отношения (синонимы, антонимы, паронимы, омонимы), и т.д.;

– уместно использовать изобразительно-выразительные языковые средства в собственной речи

3. Пользуясь приёмами смыслового чтения, обучать анализу конкретных тем сочинений, алгоритмам анализа темы и проектирования на этой основе текста будущего сочинения.

4. Уделять повышенное внимание обучению смысловому многоаспектному анализу художественного текста, последовательно развивать у учащихся умения, характеризующие читательскую грамотность как компонент функциональной грамотности.

5. Обучать логике развертывания письменного высказывания в соответствии с его сверхзадачей, жанром, генеральным тезисом.

6. Постоянно работать над совершенствованием практической грамотности учащихся, добиваясь прочного закрепления правописных умений и навыков.

7. Шире использовать на уроках различные виды словарей (в том числе и электронные) и другие поисковые системы.

8. Организовать системную работу по заучиванию наизусть текстов, их фрагментов, отдельных цитат из литературных произведений; предусмотреть в контексте обобщающего повторения повторение выученных наизусть произведений.

9. Обращаться к произведениям современных авторов, в том числе представляющих литературу родного края, использовать читательский опыт учащихся в работе по развитию речи.

11. При проведении контроля образовательных результатов обеспечивать адекватную сложность анализируемых языковых явлений, для чего использовать и КИМ, размещенные на специализированных ресурсах:

- в Банке заданий национальных исследований качества образования, размещенном на сайте НИКО (https://www.eduniko.ru);

- в Открытом банке оценочных средств по русскому языку (V–XI классы) сайта ФИПИ (http://www.fipi.ru/newrubank);

- на Информационном портале «Всероссийские проверочные работы» https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_proverochnyh_rabot_2019; https://vpr.statgrad.org (2015-2018 гг.).

Методическую помощь учителю русского языка в формировании ФГ на уроках окажут пособия издательства «Просвещение», в частности: Федоров В.В., Богомазова С.В., Гончарук С.Ю. и др. Формирование функциональной грамотности. Сборник задач по русскому языку для 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2018.

С целью продуктивной организации учебной деятельности в урочное и внеурочное время (в том числе для дистанционного формата обучения), самостоятельной работы, организации контрольно-оценочной деятельности, самопроверки рекомендуем использовать учебно-методические пособия, подготовленные творческой группой учителей-словесников «Разработка учебно-методического обеспечения предметов «Русский язык» и «Литература»:

Русский язык. Тетрадь-тренажёр. 5 класс: для общеобразоват. организаций / сост. Плыс Л.Н.; под ред. Мельниковой. – В 2-х частях. – Часть I. Донецк: Истоки, 2020. – 42 с.

Русский язык. Тетрадь-тренажёр. 5 класс: для общеобразоват. организаций / сост. Плыс Л.Н.; под ред. Мельниковой. – В 2-х частях. – Часть II. – Донецк: Истоки, 2020. – 42 с.

Тетрадь-тренажер – это учебно-методическое пособие для учащихся, тематическое распределение учебного материала в котором соответствует Примерной основной образовательной программе. Целевое назначение данного пособия – помощь пятикласснику в усвоении программного материала, формировании и развитии УУД учащихся, их личностных, предметных, метапредметных компетентностей, воспитания интереса к предмету, формирование устойчивого навыка к самосовершенствованию через выполнение тренировочных упражнений лингвистического и речеведческого характера. Тетрадь предназначена для учащихся, учителей русского языка и литературы, воспитателей ГПЛ, родителей.

Русский язык. 5 класс. Контрольно-измерительные материалы: для общеобразоват. организаций / сост. Данилова И.Н.; под ред. Мельниковой. – Донецк: Истоки, 2020. – 82 с.

Русский язык. 6 класс. Электронная тетрадь-тренажёр: для общеобразоват. организаций / сост. Плыс Л.Н.; под ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2020. – с. 46.

Русский язык. 6 класс. Приложение к электронной тетради-тренажёру (электронные ресурсы и эталоны ответов): для общеобразоват. организаций / сост. Плыс Л.Н.; под ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2020. – 10 с.

Тетрадь-тренажёр по развитию речи и текстоведению представляет собой электронное учебно-методическое пособие для учащихся 6 классов образовательных организаций и соответствует Примерной основной образовательной программе по русскому языку.Целевое назначение данного пособия – помочь шестикласснику усвоить знания по текстоведению и применять их при выполнении практических заданий, развивая речеведческие навыки планирования, пересказа (полного и сжатого) текста, создания собственных творческих сочинений различных жанров, использования средств выразительности речи.

Видеоуроки и Приложение к тетради способствуют развитию навыков самообразовательной деятельности учащихся, мотивируют их учебную деятельность.

Предназначено для классной, самостоятельной и дистанционной работы учащихся.

Литература. 5 класс. Контрольно-измерительные материалы: для общеобразоват. организаций / сост. Данилова И.Н.; под ред. Мельниковой. – Донецк: Истоки, 2020. – 82 с.

Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь для учащихся «Книжное путешествие»: для общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В., Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В 2-х частях. – Часть I. – Донецк: Истоки, 2020. – 116 с.

Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь для учащихся «Книжное путешествие»: для общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В., Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В 2-х частях. – Часть II. – Донецк: Истоки, 2020. – 166 с.

Рабочая тетрадь для учащихся создана в соответствии с Примерной программой по литературе и учебником по литературе для 8 класса (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровин), содержит задания и упражнения для закрепления знаний и отработки умений и навыков учащихся, формирования универсальных учебных действий, достижения достаточных и высоких результатов обучения по курсу «Литература». В тетради представлен дидактический материал, предназначенный для совершенствования навыков работы с художественным текстом, развития речи и творческих способностей учащихся, умения самостоятельно мыслить, осуществлять самопроверку и самоконтроль. Тетрадь предназначена для учащихся и учителей общеобразовательных организаций Республики.

Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь для учителя «Книжное путешествие»: для общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В., Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В 2-х частях. – Часть I. – Донецк: Истоки, 2020. – 116 с.

Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь для учителя «Книжное путешествие»: для общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В., Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В 2-х частях. – Часть II. – Донецк: Истоки, 2020. – 154 с.

Рабочая тетрадь для учителя содержит ключи к тестовым заданиям, варианты ответов на разноуровневые задания для самостоятельной работы в классе и дома. Тетрадь предназначена для учителей-словесников общеобразовательных организаций Республики.

Литература. 10 класс. Программы самореализации личности. Составители: Соколова Т.Е., Ионова Ю.В., Иванова И.П. / под общ. ред. Мельниковой Л.В. — Донецк: Истоки, 2020. — с. 165.

В сборнике представлены комплексные задания для учащихся 10-х классов, осваивающих основные образовательные программы среднего общего образования по литературе. Комплекс поможет учителю-словеснику приобщить обучающихся к сокровищнице мирового литературного процесса посредством поисково-практической и самообразовательной деятельности, а обучающемуся – самостоятельно освоить определенные темы учебной программы по литературе и осуществить развивающий контроль с целью проектирования и коррекции индивидуального образовательного маршрута.

(Пособия опубликованы в разделе «Учебно-методические материалы» на сайте ГОУ ДПО «ДОНРИДПО» https://www.donippo.org/%d0%b2%d0%b0%d0%b6%d0%bd%d0%be%d0%b5/posobiya2019/).

В соответствии с СанПиН 5.2.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства и содержания общеобразовательных учебных учреждений и организации учебно-воспитательного процесса») объём домашних заданий (в совокупности по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 5-6 классах – 2 часа 30 минут, 7-9 классах – 3 часа, 10-11 классы – до 4 часов.

Домашнее задание выполняется охотно всеми учащимися, если оно посильно, невелико по объёму и делается без перерыва. Опыт показывает следующее: домашняя работа не должна занимать более 30-40 мин (от V к IX классу) на выполнение устного (усвоение новых и повторение ранее изученных сведений) и письменного заданий. Упражнение для письменной работы целесообразно давать объёмом в 4-6 строк – в V-VII классах и 6-8 строк – в VIII-IX классах. Если предлагаются нестандартные задания (составление текста, написание сочинений разных жанров), то в итоге желательно получить тот же объём работы, что и при выполнении стандартных упражнений (например, списывание из упражнения из учебника).

Учитель, подбирая домашнее задание, учитывает наличие в классе учащихся с разным уровнем учебных достижений и мотивированности к обучению. Можно предлагать учащимся задания на выбор, например, включив и небольшие задания повышенной трудности, чтобы было интересно их выполнять.

В качестве домашних заданий предлагаются те же виды упражнений (кроме диктантов), которые учащиеся выполняли на уроке: списывание; составление таблиц, схем; придумывание предложений; подбор примеров; составление текстов; написание сочинений; образование форм слов; подбор однокоренных слов; различные разборы и т.п. Выбор упражнения в качестве домашней работы определяется разными условиями: спецификой темы, целями обучения, подготовленностью учащихся.

Домашняя работа одновременно с реализацией основной учебной цели формирует навыки самостоятельности поиска как способа её выполнения, так и источников содержания. В этом деле помогают учащимся советы учителя, где и как искать дополнительный материал (словари, справочники, научно-популярные книги, ссылки на Интернет-источники и т.п.).

Рекомендуем словесникам не выставлять отрицательную отметку всю первую четверть в 5-ых классах, в начале изучения нового предмета, всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель, в первые две недели месяца начала учебного года, на первых двух уроках после каникул, в первый день после выходных и праздников, на следующий урок после отсутствия учащегося в классе, во время кратковременной замены основного учителя другим учителем, если у учащегося стоит "незакрытая" неудовлетворительная оценка по предмету, при организации, проведении и проверке самостоятельных работ.

При этом нужно учитывать, что объём и содержание домашнего задания учитель определяет дифференцированно, исходя из конкретной учебной ситуации и индивидуальных особенностей учащихся. Обращаем внимание, что использование рабочих тетрадей на печатной основе не является обязательным для учащихся.

Контрольно-оценочная деятельность по предмету «Русский язык» будет осуществляться в формате диктанта, диктанта с грамматическим/дополнительным заданием, тестов, изложения, сочинения и анализа текста (в 10-11 кассах).

Целесообразно включать во внутришкольный мониторинг качества образования по русскому языку, независимо от контролируемого на данный момент планируемого результата, вопросы и задания на такие традиционно трудные для учащихся темы, как:

- орфоэпические нормы;

- лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости);

- классификация орфограмм в различных морфемах;

- правописание -Н- и -НН- в различных частях речи;

- правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;

- правописание НЕ и НИ;

- знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения;

- знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи;

- средства связи предложений в тексте;

- средства языковой и художественной выразительности;

- функционально-смысловые типы речи.

Рекомендуем в 5-9 классах проводить 1-2 раза в четверть проверочные работы в форме словарного диктанта. Словарный диктант – вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются слова, а не предложения или текст. Особенность словарного диктанта в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов. Важно, чтобы текст одного и того же словарного диктанта или его части повторялся несколько раз через определенные промежутки времени.

Используется в тех случаях, когда орфограмма может быть проверена без опоры на контекст: безударные гласные в корне слова, правописание приставок, суффиксов, написание непроверяемых слов и пр. Словарный диктант может быть предупредительным, объяснительным, проверочным. Он позволяет экономить время, концентрировать внимание учащихся на нужных орфограммах, обогащать и активизировать словарь учащихся. Словарный диктант может использоваться как контрольный.

Проведению словарного диктанта должна предшествовать работа по раскрытию значения слова, орфографическая и грамматическая (слово должно быть употреблено в словосочетаниях и предложениях) работа над словом.

Например, на уроке «Имя числительное как часть речи» учитель, рассказывая учащимся об истории происхождения чисел, акцентирует внимание детей на том, что числительное одиннадцать образовалось путем сращения слов один на десяти и, следовательно, пишется с двумя н, тогда как дальнейшие числительные второго десятка удвоенных согласных не имеют. Далее объясняется образование числительных от 50 до 90: от пять десятков – пятьдесят, от шесть десятков – шестьдесят и т. д. Нуждаются в объяснении и числительные полтора, полтораста, тысяча, сорок, миллион, миллиард...

Словарный диктант обычно состоит из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически.

Проведение словарного диктанта занимает 5–10 минут. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Класс Количество слов Критерии оценивания контрольного словарного диктанта Балл
5 20-25 ошибки отсутствуют «5»
6 25-30 1-2 ошибки «4»
7 30-35 3-4 ошибки «3»
8 35-40 5-7 ошибок «2»
9 40-45 при большем количестве ошибок «1»

Для организации мобильной проверки знаний учащихся по теме рекомендуем использовать интерактивную рабочую тетрадь Skysmart, созданную совместно с АО «Издательство “Просвещение”», которая значительно облегчает работу учителей-словесников при онлайн-обучении. Учитель отправляет учащимся задания и получает проверенные работы. Задания соответствуют школьной программе для 1-11 классов по предметам «Русский язык» и «Литература». Добавлены тренажеры для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ; также представлены задания на летний период; для повторения разделов грамматики запустили новую функцию Анти ГДЗ (тетрадь будет заменять упражнения альтернативными вариантами для каждого ученика). Технология работы: учитель на уроке отправляет учащимся ссылку на задания, интерактивная рабочая тетрадь Skysmart автоматически оценивает выполнение заданий, учитель сразу получает результаты и экономит до двух часов в день. Ссылка на интерактивную тетрадь https://skytea.ch/go/qv Обязательно зарегистрируйтесь и сохраните на компьютере сайт в избранном, чтобы не потерять результаты ваших учащихся. Школьники выполняют задания со стационарного компьютера, ноутбука, планшета или смартфона (нужен только Интернет).

С целью повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй всё, что задаёшь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное. Для организации самодиагностики рекомендуем предлагать учащимся технологические карты для самопроверки. Выявленные в результате такой самодиагностики затруднения корректируются в ходе дальнейшей индивидуальной работы или с учителем, или с ассистентами (учениками с высоким уровнем учебных достижений). Например,

№ пп Критерий оценки эссе СП ВП У
  Особенности сочинения-эссе      
  Свободное выражение мыслей на заданную тему      
  Есть вступление, привлекающее внимание читателя, задающее интонацию сочинения      
  Сочинение отличается живостью размышлений автора      
  Есть детали, которые создают убедительную картину размышлений      
  Автор сочинения высказывает личную точку зрения по теме      
  Автор ведет разговор с читателем, как бы размышляет вслух; старается убедить читателя в своей точке зрения      

Где. СП – это самопроверка, ВП – взаимопроверка, т.е. проверка другим учеником, У – проверка учителем.

При анализе ответа учитель определяет: всё ли изложил ученик, сколько ошибок было, какие это были ошибки, какие были сделаны неточности; правильно ли понят учебный материал, знает ли ученик определение понятий, умеет ли объяснять связи и зависимости; дословно пересказывает материал или переосмыслил его, умеет ли выделять главное, оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий, логично, последовательно излагать материал; насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал, нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках; умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им.

Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить школьников думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал. Проверка имеет обучающее значение – обучение школьников приёмам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле Необходимо систематически проводить количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ. Грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.

Напоминаем о регулярной проверке рабочих тетрадей (обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома). Не следует забывать о стимулирующей функции 5-балльной системы (отмечать нестандартные способы решения, положительные достижения учащихся).

Обращаем внимание на важность поурочного оценивания. Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, необъективным отметкам за четверть, семестр, год. При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей "обратной связи".

Напоминаем, что учитель обязан объявлять отметку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная отметка, которая обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание.

Учитель ставит отметки за стандартизированные итоговые работы, учитывает накопленные отметки (динамика продвижения) и успехи во внеурочной деятельности по предмету, не забывает о диагностике результатов личностного развития, проектирует метапредметные диагностические работы, включающие задания на проверку сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Анкетирование учителей-словесников позволило сделать вывод о том, что у обучающихся недостаточно сформированы читательские компетенции. Тем не менее, чтение – один из компонентов функциональной грамотности, от которой зависит успешность жизнедеятельности человека в современном мире.

Под читательской грамотностью подразумевается «способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида» (Г.А. Цукерман). Читательская грамотность (наряду с математической, естественнонаучной, компьютерной, юридической, экономической, экологической и др.) является составляющей функциональной грамотности – «способности человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А.А. Леонтьев). Таким образом, формирование читательской грамотности – метапредметный результат обучения.

В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

1) общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

2) нахождение информации;

3) интеграция и интерпретация текста;

4) рефлексия на содержание текста или на форму текста, его оценка и осмысление.

Таким образом, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому тексту, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы. Изменяются цели образования: от освоения системы знаний к формированию способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию, преобразовывать информацию для создания новых знаний и технологий.

По итогам PISA можно выделить три основных направления работы по развитию читательской грамотности школьников:

1. Формирование первого читательского умения – найти и извлечь информацию из текста:

- понимать синонимические замены, когда между текстом вопроса и ответом нет однозначного лексического соответствия;

- фрагменты текста с ответом на вопрос нужно вычленить из текста с избыточной информацией;

- развитие навыков чтения графической информации;

2. Формирование второго читательского умения – интегрировать и интерпретировать сообщение текста. Школьников затрудняли следующие задачи:

- ответить на вопрос, имеющий несколько правильных ответов; - найти сходство в противоположных точках зрения;

- различить общепринятую и авторскую интерпретацию информации; 3. Третье читательское умение – осмыслить и оценить сообщение текста:

- умение выразить свое мнение по поводу прочитанного;

- включить сообщение текста в контекст собственного опыта;

- критически отнестись к авторскому сообщению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: