1. Находить и извлекать информацию
1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.).
1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации.
1.2.1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.
1.2.2. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
1.3. Определять наличие/отсутствие информации.
2. Интегрировать и интерпретировать информацию.
2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.).
2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста).
2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.
2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.).
2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
|
|
2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.
2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев.
2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.
3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.
3.3. Понимать назначение структурной единицы текста.
3.4. Оценивать полноту, достоверность информации.
3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.
3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
Рекомендации учителям об основных подходах к оценке читательской грамотности размещены в открытом доступе, как и примеры открытых заданий http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html.
Моделируя урок, учитель должен помнить, что «настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаём сам ответ» (Александр Ллойд), поэтому задания для учащихся должны мотивировать их самостоятельную работу и активизировать мыслительную деятельность.
«Сорок пять минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто его ведёт, и тех, кого он учит самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное», – утверждал известный педагог Е.Н. Ильин.
Компонентами современного урока по И.Г. Добротиной являются:
1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
|
|
2. Целево й – постановка целей учения перед учащимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения и самостоятельной работы.
6. Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, класса.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ учащимися результатов собственной деятельности по организации урока.
Современный урок русского языка может включать следующие шесть основных этапов:
· мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
· целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
· осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
· коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
· взаимопроверка, взаимоконтроль;
· рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Рекомендуем словесникам предлагать учащимся на уроке или дома составлять опорный конспект по изученному материалу, например, параграфу (кластер, фишбоун, ментальную карту, денотатный граф, концептуальную таблицу и т.д.).