Цели:
1. Контроль усвоения орфографии.
2. Контроль усвоения темы «Главные и второстепенные члены предложения».
Варианты текстов для диктантов.
1-й текст.
В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.
Крокодил – искусный охотник. ¤Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою, от жажды потеряв бдительность, он мгновенно бросается на жертву; в Африке ею чаще всего бывают антилопы.
Размеры жертвы крокодила ничуть не смущают. **На суше он её не убивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву сразу хищник не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу или под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».
Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. *Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке, как в кислоте.
Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоёма. ¤¤При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги. Здесь он хозяин.
(По В. Пескову.)
Грамматическое задание.
1. Синтаксический разбор + характеристика + выписать словосочетания
1-й вариант * 2-й вариант **
2. Графически объяснить знаки препинания в 1-м, 2-м предложениях 2-го абзаца, 1-м предложении 4-го абзаца, 2-м, 3-м предложениях 5-го абзаца.
1) Подчеркнуть, надписав сказуемые разных видов.
2) Подчеркнуть все обстоятельства в предложениях
1-й вариант¤ 2-й вариант¤¤
2-й текст.
В лесу
Звёзды блестели остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошёлся сильный ветер. Свистящим шёпотом перекликались между собой сосны, сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.
Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе, лес, окончательно стряхнувший с себя остатки мрака, вставал во всём своём величии.
Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная морда, увенчанная тяжёлыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. ¤Ноздри, извергавшие горячий пар встревоженного дыхания, судорожно задвигались.
Старый лось, как изваяние, застыл в сосняке. Настороженные уши ловили каждый звук. ¤¤ Он весь мгновенно напружинился, готовясь сделать прыжок в чащу.
Внимание зверя привлёк звук, послышавшийся сверху. Будто несколько майских жуков, в морозном воздухе пронеслись самолёты-истребители. ¤Вдруг один из самолётов пронёсся прямо к поляне. **Эхо загудело над деревьями, опережая лося, рванувшегося во весь дух в чащу.
(По Б. Полевому.)
Грамматическое задание (см. текст 1).
3-й текст.
Савва Иванович Мамонтов – крупный железнодорожный промышленник, человек разносторонне одарённый, большой знаток и ценитель искусства. В 1870 году он приобрёл усадьбу Абрамцево. В этом своём подмосковном имении Мамонтов создал своеобразное творческое объединение, вошедшее в историю русского искусства под названием «Абрамцевский (мамонтовский) художественный кружок». Особенность содружества – вхожесть в него художников самых разных направлений.
Это был кружок лиц, искренне преданных искусству и горячо любящих его. К нему принадлежали В. Поленов, И. Репин, В. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель, В. Суриков, В. Серов. Возможность творческого общения, свобода деятельности, атмосфера доброжелательности, царившая в доме Мамонтовых, привлекали художников, благотворно влияя на их творчество. Здесь создавались солнечные пейзажи Поленова, Васнецов писал в Абрамцеве «Алёнушку» и «Трёх богатырей», Репин работал над картиной «Не ждали», делая многочисленные эскизы. Абрамцевский пейзаж вошёл в картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Молодой Серов написал в столовой мамонтовского дома портрет старшей дочери Мамонтовых Веры, вошедший в историю искусства под названием «Девочка с персиками».
(Иллюстрация этой картины есть в учебнике русского языка.)
4-й текст.
Первая русская библиотека
О далёких исторических временах мы узнаём из рукописей, сохранившихся благодаря счастливой случайности, дошедших до современных исследователей в первозданном виде. Такая рукопись – «Повесть временных лет», созданная некогда летописцем Киевской Руси.
В «Повести» рассказывается, как на месте битвы с печенегами был построен храм богини мудрости Софии, затмивший красотой и величием другие постройки древнего Киева.
В 1037 году в Софийском соборе князь Ярослав Мудрый основал книгохранилище, собрав все самые ценные книги Древней Руси. Но до нас это уникальное собрание книг не дошло, о нём больше ничего не известно. Существует множество разных предположений.
Первая русская библиотека сгорела в 1124 году во время огромного пожара, погубившего почти весь Киев. А может быть, книги исчезли позднее. Полчища Батыя оставили на месте столицы Киевской Руси лишь поросшие бурьяном холмы, сровняв жилые кварталы с землёй после жестокого боя. Это была месть Батыя за сопротивление киевлян.
В 1052 году в легендарном Новгороде была основана библиотека, собравшая древние рукописи, уникальные произведения старинного русского письма. Но многие книжные сокровища Новгородской библиотеки погибли бесследно, не сохранившись до наших времён.
Изложение
Цели:
1. Закрепление навыка передачи текста с сохранением его типологической формы (эссе), основных лексических и синтаксических особенностей.
2. Орфографический и синтаксический контроль.
О б о р у д о в а н и е, н а г л я д н о с т ь: иллюстрации, связанные с Лицеем, с Пушкиным-лицеистом.
Царскосельский Лицей
Пушкин. Пушкин. Пушкин…
Здесь везде Пушкин. Ступени лестницы поднимают меня на второй этаж известного в России здания, Пушкинского Музея. И вот я в широком коридоре, по обе стороны которого комнаты лицеистов. Двери полуоткрыты. На столе белый матовый кувшин. Странно, но мне показалось, что именно сегодня в кувшин заботливо налита вода. Несколько капелек, собравшись вместе, тоненькой змейкой стекли к донышку, на стол. Стул в углу совсем без украшений, словно здесь жили монахи. Небольшая тёмная кровать, как раз для подростка тринадцати-пятнадцати лет. Арочное полукруглое окно во всю стену с занавесками.
Комнаты, комнаты, комнаты… Мелькают таблички на дверях, как будто воскресает история. Вот комната Вильгельма Кюхельбекера, а здесь жил И. Пущин. Не спрашивая себя ни о чём, глазами ищу комнату Пушкина. Вот она, под номером тринадцать.
Высокий-высокий потолок этажа странно похож на купол церкви. Тонкая перегородка разделяет комнаты лицеистов. Я уже почти слышу, как поздней ночью друзья-соседи Пушкин с Пущиным тихо шепчутся сквозь тонкую перегородку. Луна лениво освещает знакомый профиль Пушкина…О чём они говорят? О прошедшем дне или о Наполеоне? О войне 1812 года?
Или нет. Вечер. Пушкин сидит на кровати, поджав ноги, ероша непослушные кудри, с пером в руке, на коленях – исчёрканный листок, глаза блестят, в них отражается огонёк свечи.
Или, облокотившись на подоконник, он смотрит на низкие тёмные тучи и водит пальцем по запотевшему стеклу. За окном голые ветки деревьев, и ветер кружит рыжие стаи листьев…
Сейчас коридор молчит, я представляю себе, что лицеисты спят. Через несколько минут раздастся громкий звонок на занятия, и коридор, потеряв свою строгость, превратится в муравейник. Оживлённые голоса, хлопанье дверей, громкие шаги возвестят о приходе утра. Вот неуклюжий Вильгельм спешит к себе в комнату, наверное, что-нибудь забыл. Дельвиг не торопится выходить. А где же Пушкин? Вижу! Стремительная походка, во всём скорость, жизнь!
За окном сад, где прогуливались лицеисты, где Пушкин, быть может, откинув голову чуть назад, читал свои первые стихи, а может, задумавшись, очерчивал зонтиком землю…
Пушкин. Здесь везде Пушкин.
Найдите материал для творческого задания, то есть информацию, которую можно добавить в рассказ. Например, имена лицеистов, названия первых стихотворений, историю об экзамене по словесности, названия и строчки из стихотворений об осени, любимом времени года А. Пушкина.