ТРИЗ: творческие задачи

 


     Как решать задачи с помощью ТРИЗ?

1.Определить тип задачи.

Изобретательская задача – «Почему? Как происходит?»

Исследовательская задача – «Как быть?»

2.Сформулировать противоречие и идеальный конечный результат (ИКР).

«Система сама выполняет нужное действие, не допуская нежелательных

эффектов».

3.Выявить ресурсы: во времени, в структуре, во взаимосвязях.

4.Применить приёмы и способы разрешения противоречий.

5.Проанализировать решение.


Будем решать и составлять задачи ТРИЗ

 Ребят делим на команды. Представители команд выбирают задачу, решают всей командой мозговым штурмом (ответ оценивается в баллах, критерий оценивания: слабый ответ-3 балла, средний- 4, сильный-5баллов).

Система решения: факт – задача - вопрос (проблема) – решение (ответ).

Тур: реши задачу.   

«Медвежата и медведица»

Факт: завидев вдалеке взрослого медведя, медвежата быстро вскарабкиваются на тонкие деревца.

Задача: отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних, а при её возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца.

Вопрос: Почему?

 «Умный Ганс»

Факт: лошадь производящая арифметические действия.

Задача: в начале века в Германии жил Умный Ганс - лошадь, которая умела, считать, производить арифметические действия, сообщая ответы ударом копыт. Лошадь могла правильно выступать и в отсутствии хозяина.

Вопрос: Как выполнялись данные фокусы?

«Птицефабрика»

Факт: увеличение весовой массы птицы.

Задача: на одной птицефабрике увеличили производство мяса с помощью звука.

Вопрос: Каким был этот звук? Что вызывал у птиц?

При решении задач, учитель направляет рассуждения ученика, использует подсказки.

Тур: составь задачу сам на основе предложенных фактов.

Факт: быкам производителям часто вставляют в нос кольцо; несмотря на гору мышц и буйный характер, бык, схваченный за кольцо, быстро усмиряется.

Задача:?  Ответ:?

Факт: чтобы насекомые попали в ловчую сеть пауков, нить паутины должна быть невидимой, прозрачной. Но вот беда: некоторые виды дневных пауков из-за невидимости сети страдают от пролетающих птиц. Поэтому сеть имеет ряд приспособлений.

Задача:? Ответ:?

Тур: из предложенных слов составь задачу о поведении животного.

На выполнение задания даётся от трёх до пяти минут. На выбор команды выдаются три ящика, в каждом из них набор слов.

В первом ящике:                Во втором ящике:        В третьем ящике:

-кошка                                 - собака                         - рыбки

-молоко                                - кость                          - аквариум

-мурлыкание                       - яма                              - постукивание

-вылизывание                        - рычание                      - корм                                                        




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: