Как решать задачи с помощью ТРИЗ?
1.Определить тип задачи.
Изобретательская задача – «Почему? Как происходит?»
Исследовательская задача – «Как быть?»
2.Сформулировать противоречие и идеальный конечный результат (ИКР).
«Система сама выполняет нужное действие, не допуская нежелательных
эффектов».
3.Выявить ресурсы: во времени, в структуре, во взаимосвязях.
4.Применить приёмы и способы разрешения противоречий.
5.Проанализировать решение.
Будем решать и составлять задачи ТРИЗ
Ребят делим на команды. Представители команд выбирают задачу, решают всей командой мозговым штурмом (ответ оценивается в баллах, критерий оценивания: слабый ответ-3 балла, средний- 4, сильный-5баллов).
Система решения: факт – задача - вопрос (проблема) – решение (ответ).
Тур: реши задачу.
«Медвежата и медведица»
Факт: завидев вдалеке взрослого медведя, медвежата быстро вскарабкиваются на тонкие деревца.
Задача: отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних, а при её возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца.
Вопрос: Почему?
«Умный Ганс»
Факт: лошадь производящая арифметические действия.
Задача: в начале века в Германии жил Умный Ганс - лошадь, которая умела, считать, производить арифметические действия, сообщая ответы ударом копыт. Лошадь могла правильно выступать и в отсутствии хозяина.
Вопрос: Как выполнялись данные фокусы?
«Птицефабрика»
Факт: увеличение весовой массы птицы.
Задача: на одной птицефабрике увеличили производство мяса с помощью звука.
Вопрос: Каким был этот звук? Что вызывал у птиц?
При решении задач, учитель направляет рассуждения ученика, использует подсказки.
Тур: составь задачу сам на основе предложенных фактов.
Факт: быкам производителям часто вставляют в нос кольцо; несмотря на гору мышц и буйный характер, бык, схваченный за кольцо, быстро усмиряется.
Задача:? Ответ:?
Факт: чтобы насекомые попали в ловчую сеть пауков, нить паутины должна быть невидимой, прозрачной. Но вот беда: некоторые виды дневных пауков из-за невидимости сети страдают от пролетающих птиц. Поэтому сеть имеет ряд приспособлений.
Задача:? Ответ:?
Тур: из предложенных слов составь задачу о поведении животного.
На выполнение задания даётся от трёх до пяти минут. На выбор команды выдаются три ящика, в каждом из них набор слов.
В первом ящике: Во втором ящике: В третьем ящике:
-кошка - собака - рыбки
-молоко - кость - аквариум
-мурлыкание - яма - постукивание
-вылизывание - рычание - корм