Сказки – прекрасное подспорье в развитии изобретательского мышления. Цель предлагаемых методик: помочь развить воображение и мышление детей; научить сочинять сказки «из головы»; развивать и безбоязненно излагать свои мысли. Данные методики позволяют проявить и отработать у детей самостоятельную творческую деятельность, способствуют гармоничному развитию ребёнка.
Использование сказочного материала на природной тропе позволяет сделать путешествие (занятие) интересным и занимательным, а применение методов и приёмов ТРИЗ помогает не только оригинально, по-своему воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, делать процесс изучения материала осмысленным.
В процессе совместной деятельности с педагогом посредством игровых упражнений отрабатываются мыслительные операции детей по анализу иллюстрации как целостной системы, а её объектов как составных частей этой системы.
|
|
Этапы составления творческого рассказа заключаются в следующем:
ü определите объекты на картине (найти надо как можно больше, даже гвоздик в заборе и сверчок в траве) и их месторасположение; формируются мыслительные действия, ведущие к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка); используется прием «Подзорная труба» (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его); для определения деталей одного объекта используются игры, направленные на активизацию внимания детей: «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др.;
ü найдите взаимосвязи между объектами (рассмотреть различные варианты даже на первый взгляд фантастические); игра «Ищу друзей» - поиск объектов, которые между собой связаны по взаимному расположению;
ü представьте возможные ощущения с помощью разных органов чувств (запах, тактильные ощущения, зрение, слух, вкус); представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли, определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку;
ü подберите сравнение, загадку или метафору по всей картинке или для отдельных объектов (текст получается красочным и образным); например, «Колючий, как еж, лохматый, как собака, приставучий, но не смола»;
ü опишите объект, изменяя его во времени (что было чуть раньше, что случится потом и т.д.);
|
|
ü составьте речевые зарисовки, используя разные точки зрения;
ü найдите смысловые характеристики картины (это помогает придумать точное и интересное название рассказу или сказке);
ü внесите в рассказ элементы с помощью приёмов фантазирования («волшебников» Уменьшение-Увеличение, Наоборот, копирование и др.);
ü внесите элементы нравственно-этического характера.
ПРИМЕРЫ РАБОТ, ВЫПОЛНЕННЫХ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Для работы ребятам дана одна иллюстрация и не более 10 минут времени. Рассказы получились совершенно разные и увлекательные.
Луна на небе
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Над ним горит яркий фонарь, его то и дело закрывают тучи… Да нет, это же Луна! Над Луной блестят звёздочки, как маленькие светлячки. Они удивлённо смотрят на теремок. В окошках уже долго горит свет и по комнатам кто-то ходит, быстро-быстро, почти что бегает. Ага, это печёт пирожки человечек ростом с палец, который живёт в теремке. Запах-то от пирожков вокруг какой стоит! Пальчики оближешь!
Интересно, а пирожки тоже совсем маленькие? Вот бы одним глазком подсмотреть.
Дом с приведением
Жил-был Дом. Ну, очень странный! Его ярко освещала заспанная Луна похожая на жёлтый блинчик, вокруг шебуршала встревоженная Трава и … совсем близко выл Волк.
Оказывается, внутри Дома жили приведения! Они по ночам выходили на улицу, чтобы попугать людей. Их все боялись и носа на улицу в темноте по высовывали! А одни человек их совсем не боялся. Они его пугали, пугали, опять пугали, пугали, и так и этак… И ничего! Ну, не боится он их и всё! Устали приведения пугать и ушли.
Ребята! Давайте будем смелыми! Или учитесь прятать свой страх, он тогда сам уйдёт!