Понимание грамматического значения суффиксов со значением «большого или маленького размера».
Речевой материал: лар (зверь), ларенок, ларище.
Процедура и инструкция. Экспериментатор говорит ребенку, что в волшебной стране живет зверь, которого зовут Лар. Затем ребенку задают следующие вопросы: «А кто такой ларище? Какая разница между ними? Кто больше Лар или Ларище? А кто такой Ларенок? Какая между ними разница? Кто меньше?»
Понимание грамматического значения суффикса со значением «вместилище чего-нибудь».
Речевой материал: лафит (сладкий квас), лафитница.
Процедура и инструкция. Экспериментатор объясняет значение слова лафит: «Лафит – это сладкий квас. А что такое лафитница?»
Понимание грамматического значения суффиксов со значением рода деятельности, профессии.
Речевой материал: малознакомые слова с известными детям суффиксами (кашемир (материя), кашемирщик, чеканка, чеканщик.
Процедура и инструкция. Ребенку объясняется значение слова кашемир. «Кашемир – это материя. Кашемирщик – это кто или что? Что он делает?»
|
|
Далее объясняется значение слова чеканка. «Чеканка – это рисунок на тонких металлических листах. Чеканщик – это кто или что? Что он делает?»
Понимание грамматического значения суффиксов со значением рода деятельности лиц женского пола.
Речевой материал - слова: свирель, свирельщица, арфа, арфистка, фельдшер, фельдшерица.
Процедура и инструкция. Сначала экспериментатор объясняет значение слова свирель. «Свирель –это духовой музыкальный инструмент. Свирельщица – это кто или что? Что она делает?»
«Арфа – это струнный музыкальный инструмент. Арфистка – это кто или что? Это он или она? Что она делает?»
«Фельдшер – это медицинский работник, фельдшерица – это кто или что? Это он или она? Что она делает?»
Дифференциация качественных прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением и со значением незначительной выраженности качества.
Речевой материал: желтый – желтенький – желтоватый, красный – красненький – красноватый, зеленый – зелененький – зеленоватый, светлый – светленький – светловатый, хитрый – хитренький – хитроватый, кислый –кисленький – кисловатый, сладкий – сладенький – сладковатый, слабый – слабенький – слабоватый, рыжий - рыженький – рыжеватый, тяжелый – тяжеленький – тяжеловатый.
Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании. «Если у девочки бант голубого цвета, то мы говорим голубой бант, а если у девочки маленький бантик голубого цвета, то мы говорим голубенький бантик.А если у девочки бант чуть-чуть голубой, то мы говорим голубоватый бант». Далее детям предлагается ответить на следующие вопросы: «Когда мы хотим сказать ласково, то какое слово мы скажем голубенький или голубоватый? А если чуть-чуть голубой, то как мы скажем голубенький или голубоватый». Затем предлагается речевой материал из экспериментальной серии.
|
|
Оценка результатов выполнения заданий на исследование усвоения грамматического значения слова и его связи с формальными признаками.
Высокий уровень (4 балла) – самостоятельное и правильное выполнение задания.
Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или самостоятельное исправление неправильного ответа после уточнения задания.
Средний уровент (2 балла) - правильное выполнение более половины заданий.
Уровень ниже среднего (1 балл) – выполнение менее половины заданий.
Низкий уровень (0 баллов) – неправильное выполнение всех заданий или отказ от выполнения заданий.