Каковы этапы, необходимые для создания качественной правящей элиты?

Прежде всего, надо дать определение элиты такое, которое бы имело практический смысл. Итак, национальная, государственная элита это часть народа, умеющая решать государственные проблемы. Сегодня мы имеем правящий класс людей, не умеющих не только решать проблемы, но даже их понимать. Стихийная, бессознательная организация настоящей элиты происходит во время национальных катастроф, когда элитарные места в государстве перестают быть тёплыми и привлекательными для заурядных людей и мерзавцев, поскольку им не позволят существовать отдыхая, то есть, не решая жизненно важных и сложных проблем.

           Сознательным созиданием национальной элиты в сытый, благополучный период Россия не занималась никогда, поэтому её история катастрофична, а народ её не развит, поскольку не может даже представить себе не силовое решение проблем. Для создания элиты в момент возникновения очевидных для всех страшных проблем достаточно сильных эмоций, страхов, ужаса. Для создания элиты в сытое время требуется высокий интеллект, длинная воля и народ, уважающий и ум, и волю, и презирающий глупцов. Процесс создания элиты в тучные годы состоит из ряда сложных задач, которые надо грамотно решить.

           Задача 1. Выбрать из всего народа элитарных людей, для чего необходимо:

-- наиболее точно описать элитарные проблемы. На должность слесаря 8-го разряда никогда не примут слесаря 3-го разряда, так как его некомпетентность обнаружится сразу. Ничего подобного не происходит с чиновниками, и нами благополучно управляют некомпетентные люди. Государственные проблемы они не могут не только поставить, но даже представить себе. Здесь полное отсутствие фильтра на некомпетентность.

-- Необходимо создать «лифт идей», чтобы отобрать людей, которые способны хотя бы ясно представить себе проблемы государственного уровня.

-- Создать постоянно действующие общественные структуры для элитарных сообществ.

           Задача 2.Способность достигать консенсус, без чего любая элитарная группа не отличается от обычной галдящей толпы. Три вида достижения консенсуса.

--- Консенсус в результате катастрофы хотя и привычен для России, но не желателен. Элита создаётся как раз для того, чтобы избежать катастрофы.

--- Консенсус, достигаемый в результате высококачественного делового общения, но у России полное отсутствие культуры такого общения.

--- Элита должна определить в себе самого авторитетного лидера, который и создаст хотя бы 80% консенсус. Этого можно достигнуть хотя бы в принципе.

           Задача 3.Элита и бюрократия – две вещи несовместные. История демонстрирует постоянно повторяющийся факт: когда стихийно созданная элита как-то решит наиболее тяжёлые проблемы, приходит бюрократия и уничтожает элиту. Элитарные люди, став членами бюрократических структур, не способны им сопротивляться, поэтому они должны начинать с самих себя. Свои собственные организационные структуры должны быть начисто лишены бюрократизма, а это невозможно без науки «Конструирование организаций». Настоящая элита – это решатели проблем, бюрократия же убегает от всех проблем, и уничтожает решателей проблем. Не уничтожив бюрократизма, элита обречена на поражение даже в своих собственных организациях.

           Задача 4. Кодексы Чести должны выполнить двоякую задачу. Во-первых, послужить фильтром для отбора не только умных людей, но и достаточно нравственных, чтобы ставить перед собой высокие цели. Во-вторых, научить народ уважать не столько те качества, которые помогают ему адаптироваться к текущему моменту, а те, которые заслуживают уважения всегда. Элита нужна народу не на короткий срок, а навсегда, поэтому она должна представлять собой самый уважаемый класс, обеспечивающий постоянную развитость народа.

           Задача 5. Открытость элиты. Замкнутость сообщества самых умных людей приведёт это сообщество к деградации. Поэтому нужна не мелкая группа, которая будет создавать барьеры, междусобойчик, и превращаться в секту, а целый класс, рассредоточенный по всем регионам, с которым расплачиваются за реально решённые государственные проблемы. Щедро расплачиваются, но эта щедрость стоит в тысячи раз дешевле, чем убытки, к которым привела бы нерешённая проблема. Разовая премия Ли Яккоке в 23 миллиона долларов может показаться очень большой, но спасение 600 тысяч рабочих мест и фирмы «Крайслер» принесла прибыли в тысячи раз больше. Элита – это решатели проблем, а не рутинные работники, мечтающие о тёплых местах и привилегиях. Полномочия им даются только на период решения проблемы, и расплачиваются с ними только за решённую проблему.

           Задача 6. Белый ПИАР. Сейчас у нас повсеместно принят только Чёрный ПИАР, когда все ищут только компрометирующие данные друг на друга. Появление настоящей уважаемой элиты в такой атмосфере совершенно невозможно, поскольку никого не интересуют человеческие достоинства. Известное высказывание Микеланджело о том, что получить скульптуру Давида можно отсекая лишнее, может удовлетворить поверхностного человека. Ведь для того чтобы отсекать лишнее, надо иметь образ Давида, который может содержаться только в гениальной голове.

           Задача 7Статусы гуманитарные. Хорошие статусы возможны только там, где используются объективные критерии оценки профессионалов. Там, где такие критерии не работают, место профессионалов займут, в лучшем случае, случайные люди. Так обстоит дело в управлении организациями и в гуманитарных науках, призванных обслуживать это управление. То есть, на все административные должности мы не сможем сознательно подобрать хорошего управленца. А сотни НИИ, занимающиеся анализами, стратегиями развития, изучением элит, не дали нам ни одного толкового анализа, хорошей стратегии, и способствуют формированию правящей элиты, презираемой всем народом. О каком-либо доброкачественном развитии здесь не может быть и речи.

           Для создания элиты народ должен пройти три уровня отношения к элите. На первом уровне народ видит проблему. На втором уровне народ понимает, что эту проблему может решить только элита, или какая-то выдающаяся личность, и начинает требовать, искать таких личностей, и такую элиту. На третьем уровне народ понимает, что проблем элитарного уровня много, и нужен целый элитарный класс людей, из которых находят эффективных решателей таких проблем.

           На сегодня в России народ ощущает проблемы, но не видит их. Ещё хуже обстоит дело с решателями проблем; ни народ, ни его правители решателей проблем не ищут. В самом худшем положении находится отношение и народа, и его правителей к созданию элиты общества. Всерьёз эта проблема не обсуждается даже в науке.

           На сегодня эта проблема не может быть поставлена перед гуманитарными науками, поскольку у них отсутствует Академия гуманитарных наук, то есть у нас не перед кем ставить эту проблему. Проблему можно было бы поставить перед политиками, но вместо политиков мы имеем политиканов. Бесполезно эту проблему обсуждать с общественными организациями, поскольку они и неактивны и невменяемы. Власть строго бюрократична и начисто лишена даже элементарного понимания организационных и общественных проблем.

 

ЭЛИТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Истина, суть недоступна пяти человеческим чувствам, и постигнуть её можно только с помощью мысли. Здесь надо различать два способа познания истины: быстрый, почти мгновенный и медленное, постоянное, длительное проникновение в суть явлений. Быстрое, мощное, но не постоянное, не длительное, усилие мысли может проникнуть в суть явлений на большую глубину, вызвать восхищение, восторг, но, чаще всего, автор не сможет верно оценить своё же собственное достижение и произойдёт, пусть и на большой глубине, остановка мысли. Более глубоко эту мысль может оценить человек с более широким кругозором, который осознал и много других мыслей, установил связи между ними и создал основание для ещё более мощного проникновения вглубь и такая процедура возможна только при постоянной, длительной воле. Нужен не просто краткий, сильный интерес, который быстро насыщается и истощается или даже совсем исчезает, а длинный, постоянно сильный, никогда не исчезающий, интерес. У Л.Н. Толстого был очень высокий образ истины, которому он почти никогда не изменял, и по отношению к которому все его труды казались ему низменными, несовершенными и побуждали его к постоянному, тяжёлому интеллектуальному и духовному труду. Его великие произведения возникли благодаря не столько его таланту, сколько его длительной, постоянной, сильной преданности этому высокому образу истины. Он считал, что его брат Николай обладал гораздо большим художественным даром, но этот дар не создал великих произведений. Достоевский уникален не своим постоянством, а, почти исступлённым, уровнем своей длинной воли, который доступен другим людям на очень короткое время, но никто не смог его продлить на всю жизнь. Из Достоевского выросли много современных философских учений, но в сниженном, по сравнению со своим родителем, варианте, так как такая широта, такое постоянство и такая сила увлечения истиной оказалась не под силу ни одному из его последователей. Пытаясь понять, почему Чингисхану удалось создать самую большую империю за всю историю человечества, историки анализируют примитивный набор средств – военные, психологические, инженерные и т.п., но редко кто обращает внимание на то, как он создавал элиту. Чингисхан отделял людей с «длинной волей» и называл их «белой костью» от других людей, от «чёрной кости». Такое понимание людей на сегодня оказывается редким даже для самых высоких интеллектуалов в мире, хотя путь к такому пониманию для современного человека гораздо легче, чем для Чингисхана; 700 лет назад люди не имели никакого понятия о системном мышлении. Системное мышление, даже в технической сфере, не смогут продемонстрировать даже самые высокоталантливые конструкторы, пока не придут Главные Конструкторы типа Королёва, Туполева, Алексеева, умеющих видеть всё изделие в целом, которые и есть настоящая элита. Выводы из сказанного.

1. Для системного мышления длинная воля, при даже скромных талантах, имеет большее значение, чем огромные таланты при слабом, узком интересе к идее, хотя полное воплощение идеи требует и широты и системности.

2. Самое ценное качество элиты может быть образованно, воспитано, выявлено.

3. Сначала общественные организации, партии, а затем и народ должны научиться ценить, уважать и защищать свою элиту, без чего Россией всегда будут править дураки.

4. Создать фильтры, Кодексы Чести и каналы для наделения элиты реальной властью.

5. Обеспечить открытость элиты, её ротацию и тем самым создать самое действенное лекарство от её деградации.

Воспитание способностей к системному мышлению. С самого раннего детства необходимо установить: от какой деятельности ребёнок меньше всего устаёт, какой деятельностью он может заниматься долго, и надо добиться того, чтобы продолжительность этих занятий сделать максимальной. Именно к такой деятельности у ребёнка лежит душа, именно в ней он добьётся наибольших успехов, именно в этой сфере у него может возникнуть системное мышление.

           В школе ученику необходимо дать глубокое понимание значения связей, а также того, что агрегаты элементов обладают такими свойствами, которые отсутствуют в элементах этих агрегатов. Уголь и алмаз состоят из углерода; откуда же такая разница в свойствах? Откуда гигантское разнообразие, фантастическая сложность органического мира и органических веществ, состоящих всего из трёх элементов – С, О, Н. Изучение свойств элементов требует гораздо меньше размышлений, чем изучение связей, многообразие и свойства которых и делает мир невообразимо глубоким, богатым.

           Высшее достижение в образовании – это когда размышление для ученика над самыми важными и сложными проблемами – это не изнурительная работа, а естественное состояние ума и души. Чем больше, глобальнее системы, в которых он способен постоянно, творчески и плодотворно мыслить, тем ближе он к элитарному мышлению, к настоящей элите.

 

ЭЛИТАРНЫЕ КЛУБЫ. Когда у нас перестаёт работать какое-либо устройство – компьютер, телевизор, стиральная машина, холодильник, мы ищем мастера, который решил бы нашу проблему. И понимаем, что до тех пор, пока мы не найдём такого мастера, проблема не будет решена. По отношению к общественным проблемам у нас такое понимание отсутствует. Мы не понимаем, что проблемы коррупции, ЖКХ, преступности, модернизации, транспорта и т.п. также может решить только мастер. Никакие политиканы, никакие ток-шоу, никакие митинги, никакая бюрократия такие проблемы не только не сможет решить, они не смогут понять даже их сути. Элита это как раз и есть те мастера, которые смогут грамотно решить такие общественные проблемы. Элиту же можно найти через специально организованные элитарные клубы. Так что в самом стремлении создать элитарные клубы нет ничего необычного, неестественного, экзотического.

           Сегодняшние политические, экономические, социальные, научно-технические аналитики совершенно справедливо жалуются на полное отсутствие соответствующих проектов, стратегий, кадров. Стихийно, сами собой, такие проекты, стратегии появиться не смогут, и здесь решающую роль играют кадры. Появятся кадры, появятся и стратегии с проектами. Какие будут кадры, такими будут и стратегии. Выдающиеся проекты и стратегии могут реализовать только выдающиеся кадры. Поэтому создание элитарных клубов, призванных искать и создавать такие кадры, это не экзотическое, экстравагантное начинание, а проблема, от решения которой зависит, как минимум, выживание России, и не только как государства, но и как народа.

           Первоначальные функции, которые должны выполнять элитарные клубы.

-- Создание мозговых центров стратегического уровня. Существующие структуры стратегическому уровню не соответствуют из-за некачественного подбора кадров. Если целью будет написание учёных диссертаций, и цитирование друг друга, то таких «кадров» и сегодня пруд пруди, но решателей проблем найти среди них будет невозможно. Сегодня не существует структур кровно заинтересованных в решении общественных проблем. Болтать о проблемах – это сколько угодно, но решать их совершенно некому.

-- Формирование кадров для высшей администрации государства. Нижайший уровень наших администраций очевиден. Факультеты государственного управления готовят нам бюрократов. Какие бы науки им не преподавали, выпускники этих факультетов ничего, кроме бюрократии, создать не смогут. Создание антибюрократических организаций – это задача для элиты.

-- Непреодолимый барьер для заведомо непригодных людей, которыми переполнен правящий класс сегодня. Эти никчемные люди создают из себя касту с тем, чтобы дети наших начальников стали начальниками наших детей. У такого государства не может быть приличного будущего, и оно может быть только колонией, а правящая каста только группой надзирателей, у которых хозяин на Западе. Эта каста изначально нелегитимна.

           Этапы, которые должны пройти элитарные клубы.

1). Определить специфику элитарных проблем, которые резко отличаются по качеству от тех проблем, которые решаются на нижних и средних стратах общества. Выдающиеся деятели, профессионалы могут оказаться малоэффективными для решения проблем государственного уровня.

2). Ставить задачу не борьбы с проблемами, а задачу решения проблем. До сих пор доверие народа завоёвывают не решатели проблем, а те, кто обещают с этими проблемами бороться, что невозможно среди любых производственных профессий.

3). Кодексы Чести. Мошенники тоже могут быть творческими людьми, но в древности даже их считали глупыми. Пора научиться презирать людей с грязными целями, как бы хитры эти люди ни были. Барону Штиглицу русский царь поручил государственные финансы не из-за искусного управления, а из-за железобетонной честности барона. Сына барона, не желавшего заниматься финансами, царь уговорил продолжить дело отца также из-за железобетонной честности, которую оказалось невозможно обнаружить среди русских людей.

4). Кадровая служба в клубе. Серьёзная кадровая служба на сегодня отсутствует во всех партиях, общественных организациях, и даже во всех администрациях, хотя в организациях более важной задачи, чем кадровая, трудно себе даже представить. В организациях отсутствуют объективные критерии отбора кадров, технологии их поиска и выращивания, лифт идей, белое досье на замечательных людей. В японских фирмах создают кадры, а эти кадры делают высококачественные изделия. У нас пытаются создавать изделия, не выращивая кадры, и не дорожа ими.

5). Связь с общественными организациями, СМИ для формирования в обществе социального заказа на элиту и элитарные клубы. Открытость. Любая замкнутость ведёт к сектантству и деградации. Мы станем развитым народом тогда и только тогда, когда научимся решать свои проблемы не шоковым, революционным способом, а мирным, эволюционным, а это может сделать только элита.

6). Создание профессиональных элитарных клубов, поскольку в каждой профессии существуют элитарные проблемы, то есть проблемы государственного уровня. Эти профессии не должны быть замкнутыми, и наилучшим способом выполнять социальный заказ. И чтобы они стали уважаемыми, им необходимы Кодексы Чести. Нарушение морали может сделать неуважаемой самую уважаемую профессию.

           Нельзя напрямую сразу же создавать элитарные клубы. Воспользуемся метафорой. У старушки в глухой деревне перестал работать телевизор. Старушка стала искать мастера. Ей помогли, и когда она нашла мастера, мастер починил ей телевизор. Она рассчиталась с ним, и готова подсказать другим старушкам, где найти мастера.

           Если сравнивать современное общество с этой старушкой, то во-первых, оно в отличие от старушки не осознало и не увидело своей проблемы. Во-вторых, оно не поняло, что для решения проблемы необходим мастер. В-третьих, такого мастера гораздо труднее найти чем телемастера. В-четвёртых, такой мастер пользуется большим уважением в деревне, судьбы же умных людей в нашем обществе очень печальны, даже судьбы изобретателей. В деревне не мастер ищет старушку, а старушка мастера. Наше общество не ищет элиту, не уважает её, и думает, что для решения общественной проблемы необходимо время, или, как советуют сатирики, дружно посмеяться над проблемой, отчего на самом деле выиграют только сатирики.

           Очевидно, что при таком нижайшем общественном самосознании для создания элитарных клубов, а тем более, для создания настоящей элиты, общество должно пройти огромный путь. Поэтому необходимы, как минимум, три типа клубов.

           Первый тип, клубы с открытой площадкой, с целью формулирования самых важных общественных проблем, проблем элитарного уровня. А также проблем создания элитарных клубов. Отбор членов в клубы второго типа.

           Второй тип, клубы для создания социальных и информационных каналов, фильтров для отбора членов в элитарные клубы. Лифт идей, критерии отбора в элиту, белые досье, поиск элитарных особей, оценка этих особей и их клубов, рейтинги партий и общественных организаций – вот далеко не полный перечень функций, которые должны выполнять эти клубы.

           Третий тип, собственно элитарные клубы, способные создавать проекты решения проблем и кадры, способные реализовать эти решения. Постоянная связь с первыми двумя типами клубов, периодические неформальные отчёты. Этим решаются две огромные проблемы: не допустить замкнутости элитарных клубов, превращение их в междусобойчики, и повышение развитости народа, его способности к эволюционному развитию. Этим решается и третья проблема: в такую элиту не смогут попасть всевозможные Чубайсы, Ясины, Гайдары, Немцовы, Собчаки и т.п.

           Клубы первого типа собирают раз в неделю или в две недели. Клубы 2-го и 3-го типов работают постоянно, ежедневно. Они должны быть оснащены помещением, оргтехникой, архивами, библиотекой, техперсоналом.

           Народ, не умеющий создавать элиту, мозговые центры, находить решателей своих проблем, можно назвать безмозглым, хотя он и будет в массовом масштабе порождать и воспитывать высокоталантливых особей. Только высокая организация таких особей, энергичный социальный заказ народа на элиту смогут обеспечить развитость народа, к которому уже нельзя будет применять методы управления хаосом, или методы организации оранжевых революций. Самая главная причина нашего политического хаоса, нашего неустройства содержится не в наших врагах, а в нас самих.

           Наши политические партии не дотягивают даже до статуса клуба первого типа, поскольку не ставят цели создания настоящей правящей элиты, что должно было бы быть миссией настоящей партии. Партии сегодня организовывают политиканы, которые с помощью красивых лозунгов, безответственных обещаний завоёвывают доверие народа, а вместе с ним и власть, а затем они этой властью торгуют, и с большой выгодой для себя злоупотребляют ею. На сегодня какая бы партия не выиграла выборы, в любом случае проиграет народ.

 

ЭПАТАЖ – вызвать изумление, удивить и т.п. Новые открытия в науке, новый взгляд на мир, новые гармонии в музыке обязательно вызывают эпатаж, но не всякий эпатаж сопровождается открытием новой истины, новой красоты, новой гармонии. Эпатаж завоёвывает внимание, интерес, уважение общества, а значит и власть над обществом, независимо от источника, из которого этот эпатаж происходит. В этом-то и состоит вся проблема. Люди, не способные открывать истину, красоту, гармонию или считающие это занятие слишком утомительным, неэффективным, обращаются к более лёгким, действенным источникам эпатажа. Они эпатируют с помощью всего-навсего нарушения любых общепринятых норм, крушения кумиров, идеалов, морали, стереотипов и только эту разрушительную способность они соглашаются считать признаком настоящей личности, настоящего творчества, настоящей новизны. Становясь центром скандалов, они приобретают влияние на самую низменную, самую примитивную, и, к сожалению, самую большую часть общества. На развитую часть общества это влияние не может быть ни сильным, ни продолжительным.

           Источники эпатажа сначала загрязняют, а затем убивают, исключают все благородные источники. Голая натура, механический секс, однообразные восточные единоборства, примитивные персонажи с примитивными целями, чисто технические эффекты убивают в театре, литературе, кино самые важные, самые сильные эффекты, которые может принести только слово. В музыке дисгармония ради дисгармонии приводит к грязному эпатажу и уничтожает настоящую музыку. У грязно эпатирующих произведений очень короткий век, произведения Софокла, Эсхила, Шекспира, Мольера, Ибсена, Островского, актуальны по сегодняшний день и являются самым лучшим украшением репертуара любого театра. Названные авторы в своих произведениях и сегодня способны гораздо больше сказать о нас самих, чем самые умные наши современники, потому что они работали над смыслами, над сущностью и насыщали слова смысловым богатством, и их эпатаж был благородным, катарсисом, духовным и интеллектуальным преображением. Современное общество пошло по пути создания симулякров, слов, максимально удалённых от сущности, смыслов и обслуживающих чисто внешние впечатления и сиюминутные, примитивные желания. Их произведения не могут жить дольше 10 лет, их эпатаж не сможет вызвать ни катарсиса, ни духовного преображения, ни смыслового открытия.

           Мысль выражается словами, но словами же она может быть и убита.

Чтобы исключить конкуренцию настоящих личностей, надо убрать их с арены борьбы, для чего надо изменить само понятие «личность» таким образом, чтобы к ним причислили прежде всего агрессивные безличности. Теперь настоящей личностью считается не тот, кто постигает истины, гармонии, высокие смыслы, для чего необходимы высокий интеллект, высокая духовность, а тот, кто в самой агрессии, в самой позе бунтаря, ниспровергателя якобы устаревших, а на самом деле всяких, истин видит достаточные основания называть именно такого человека личностью. Так все уважаемые творческие должности и статусы заняли безличности, и если в эту среду случайно попадут настоящие личности, то свои личностные качества они должны тщательно скрывать. Так изначально крикливый, революционный авангардизм сделал абсолютно серым, бесцветным, бессмысленным все виды искусств, литературы, театра. Во всех этих областях исчезли не только кумиры, властители дум, но и просто личности, а то, что там властвует, способно только приумножать серость, примитивизм, однообразие, скуку, интеллектуальное убожество. Логическим концом всей этой серости является «Чёрный квадрат» Малевича. «Чёрный квадрат» - это коллективный портрет не только живописи, но и всего современного искусства и идеал безличности, в противовес Сикстинской Мадонне – идеалу самых высоких личностей.

 

ЭТИКА и МОРАЛЬ. Почти все самые глубокие аналитики, пытаясь добраться до самых глубоких фундаментальных причин наших общественных пороков, останавливают свой анализ на морально-этических причинах. Им всерьёз не смогут возразить даже самые суровые оппоненты. Эта позиция находит и самое широкое понимание в обществе. Но ни аналитики, ни сочувствующие этой позиции широкие общественные слои, не ставят вопрос о том, как и каким образом можно изменить нравственный климат в стране? Находясь на философском уровне эту задачу решить нельзя, поэтому не стоит заниматься критикой этических учений, а всё внимание сосредоточить на морально-этической общественной практике.

           На нравственный климат в обществе непосредственно влияет мораль, а не этические теории, поэтому мораль и следует пока вывести из философских теорий и заняться созданием соответствующих технологий. Начать же надо с рабочего определения морали, которое бы имело практический смысл. Мораль в этом случае надо определить как часть этики, которую человек или общество применяет в повседневной практике. На сегодняшний день у нас на самые высокие этические темы могут часами публично рассуждать самые откровенные, самые циничные особи. Это свидетельствует о том, что у нас не работает не этика, у нас не работает мораль.

           Ближе всех к истинному пониманию значения морали подошли англичане. Русский писатель Гончаров проницательно заметил, что моральные нормы англичане создают как ресурс для создания нужной им реальности. Моральные устои в Англии являются большим ресурсом, который приносит большие доходы, в том числе и финансовые. У нас моральные нормы исследуют или эстетически, или философски, или политикански, но на реальную жизнь эти исследования никакого положительного влияния не оказывают. То есть до сих пор мораль в России исполняет чисто декоративную функцию, и украшают себя ею все кому не лень, и наша мораль не создала против этого никаких препятствий. Английский джентльмен это отнюдь не комфортный статус, он нагружен многими моральными табу и обязательствами, которые суровым образом контролируются и джентльменами и обществом в целом. Не став джентльменом, человек не может заслужить высокого уважения и доверия в английском обществе, и у него нет никаких надежд на какую-нибудь заметную административную или политическую карьеру.

           Итак, существуют, как минимум, две морали: мораль как декоративное украшение, и мораль как главный ресурс для созидания общественного порядка из общественного хаоса. Первая мораль не нуждается в какой-либо целесообразной деятельности, она возникает сама собой, без всяких усилий. Во всяком обществе существуют массы людей, желающих украсить себя яркими, уважаемыми моральными ценностями, которые их ни к чему не обязывают. За такой красивой маской может скрываться кто угодно. Вторая мораль может стать доминирующей только в результате длительной, целесообразной деятельности и удаётся она очень редким народам. И так как эта мораль предъявляет суровые требования и налагает тяжёлые обязательства и на людей, и на все их сообщества, то она является мощным фильтром для отсева таких людей, которые производят не только плохие дороги. Что же надо делать, чтобы в обществе восторжествовала вторая мораль? Здесь надо изучать опыт только тех народов, которым удалось решить эту задачу, всякий другой опыт, в том числе и отечественный, не интересен. Могут возразить, что существующий менталитет, габитусы русского народа не позволят реализовать вторую мораль, следовательно, необходимо изменять и менталитет и габитусы. Многие полагают, что это невозможно, но любая созидаемая культура обязательно меняет и менталитет, и габитусы. В народе и менталитет, и габитусы также вредно консервировать, как и подвергать их бессмысленным изменениям с помощью примитивной моды.

           Выращивание новой общественной морали может иметь успех тогда и только тогда, когда общество научится чётко отличать мораль-маску и мораль-ресурс. Для этого надо придерживаться следующих принципов.

           Принцип 1-й. моральные правила, кодексы чести должны состоять из слов с чётким, недвусмысленным образом, то есть это не должны быть слова-маски, за которыми может скрываться кто угодно. Знаменитый лозунг «Свобода, Равенство и Братство» на самом деле дал свободу и самым низменным инстинктам, равенство всех перед гильотиной, а братство уничтожило самых ярких, выдающихся пропагандистов этого лозунга. И сегодня, например, слово «свобода» остаётся самым употребляемым, и очень слабо понимаемым даже самими либералами, термином. То есть это типичное слово-маска, применение которого может дать только разрушительный эффект. Мировыми гегемонами на международной арене оно употребляется как оружие массового поражения. Без него не обходится ни одна цветная революция, приносящая, как правило, горькие плоды.

           Принцип 2-й. общество, руководствующееся высоким Кодексом Чести, должно само набирать членов своей организации. Это решает две задачи. Во-первых, это не унижает тех, кого не пригласили в организацию. Во-вторых, мораль общества важнее чем самые выдающиеся качества человека желающего вступить в это общество. Самый умный и самый уважаемый человек в Англии, Френсис Бэкон, добивавшийся от королевы Елизаветы высокой должности и, наконец, получивший её от короля Иакова 1-го, был отрешён парламентом от должности за то, что «торговал правосудием».

           Принцип 3-й. Максимальная всеобщность морали. Принцип русских дворян, по которому стыдно не уплатить карточный долг, и не стыдно не заплатить сапожнику, может быть уважаем только среди дворян, или среди тех, кто мечтает стать дворянином. Английский джентльмен уважаем не только джентльменами, и не только в Англии. Два неангличанина могут заключить джентльменское соглашение, как самое благородное и самое уважаемое соглашение. И если они его нарушат, то это унизит только субъектов этого соглашения, и нисколько не унизит джентльменскую мораль.

           Принцип 4-й. мораль общества имеет большее значение для общества чем мораль отдельного человека. Нельзя ставить задачу сделать все 100% членов общества высокоморальными людьми, поскольку её нельзя решить даже в принципе. Если хотя бы 10% общества высокоморальны и их мораль сделалась господствующей в обществе, то не очень моральные и даже аморальные люди будут вынуждены вести себя как моральные, поскольку иначе в таком обществе они не смогут стать ни «адаптированными», ни успешными. Достоевский, описывая в «Бесах» столичное либеральное общество, отмечал, что в нём кроме откровенных мошенников и краснобаев были и порядочные, искренние люди. Весь вопрос заключался в том, кто у кого в руках. Плохо то, что мы такой вопрос не задаём сегодня напрямую всему обществу, и нашим политикам. Когда говорят что полицию нельзя оценивать строго отрицательно, потому что в ней есть люди, которые честно исполняют свой долг, то это неверный подход. Правильно оценить полицию можно только ответив на такие вопросы: «Какие моральные и профессиональные нормы там господствуют? Кто там является белой вороной?».

           Принцип 5-й. Самая большая и самая эффективная агрессия против аморальных людей это их забвение. В японских компаниях, где запрещена критика, бездельники наказываются тем, что они не получают продвижение ни по какой службе. Так же и поэтому у них хорошие дороги. Многие месяцы во всех СМИ не прекращались дебаты по поводу выходки «Пуси Райт», не понимая, что если вступаешь в переговоры с аморальными людьми, то ты наполовину проиграл сражение. Всякие переговоры, возмущения, репрессии превращают всякие «Пуси Райт» в значимых личностей, а надо добиваться того, чтобы в обществе они вообще не имели никакого значения.

           Конституция РФ предоставляет партиям наивысшие политические возможности воздействия на общество, поэтому именно перед партиями надо ставить задачу о моральном климате в обществе. Почти все партии считают самой фундаментальной причиной общественных пороков общественную мораль, но если они не дадут чёткого определения морали и моральным проблемам, то самые искренние борцы с пороками не будут иметь успеха, как и наши либералы, которые не дали чёткого понимания таким словам как «свобода», «демократия» и «рынок». Для того чтобы навести порядок в обществе, надо навести его сначала в голове.

           Самую большую власть над обществом имеют политическая власть, денежные богатства и СМИ, поэтому необходимы эффективные моральные фильтры, отсеивающие заведомо низких людей от политики, богатства и СМИ. Мы можем утонуть в собственной мерзости и уничтожиться как нация раньше, чем нас уничтожат внешние враги. Жаль, что многие политики, указывая нам на внешних врагов, не желают видеть того, что у них происходит перед носом.

           Если говорить об этике в целом, то её отношение к морали такое же как отношение теории к практике. Естественнонаучные теории очень сильно изменили практику, и обеспечили научно-технический прогресс. Ничего подобного нельзя сказать об этических теориях. Появилась даже так называемая нормативная этика, желающая влиять на этическую практику, то есть на мораль. Говорят, этика это наука, объектом которой является мораль. Ненормативный этический субъект желает изучать объект-мораль, но при этом отказывается влиять на объект, и демонстрирует высокомерное равнодушие к судьбе объекта. В тех науках, которые сегодня принято считать гуманитарными, это равнодушие к объекту самое распространённое и вполне извинительное явление. Создание высокоморального общества, требующее модификации общественного менталитета и габитусов, это стратегическая задача и она нуждается в гуманитарном и философском обобщении, позволяющие изменить существующую практику. Но нынешнее состояние гуманитарных наук не позволяет на это даже надеяться. Надо осознать и эту проблему, и квалифицировать её как национальную, общенародную и государственную.

 

ЯЗЫК. Самое важное отличие человека от животных состоит в том, что человек разумен. Только в качестве homo sapiens (человека разумного) человек может быть царём природы, исполнителем божественного замысла, божественной миссии на Земле. Если же нет, то это ещё одно животное в человеческом облике. Центральным, самым главным процессом, из-за которого возникает тот или иной уровень разумности, является процесс кодирования, знаковая деятельность, процесс обработки знаков. Однозначная реакция на раздражители пяти известных органов чувств характеризует уровень растений и одноклеточных животных. Когда организм всем раздражителям даёт чувственную оценку типа тепло – холодно, вкусно – невкусно, и т. п., помещает их вместе с оценками, а также где и при каких обстоятельствах эта оценка наилучшая, в большую память, то мы здесь имеем уровень знаковой деятельности животного.

           Когда знаком для дальнейшей обработки является образ предметов, окружающей обстановки в таком виде, что позволяет не только давать чувственную оценку ему, но и возможность экспериментировать, сравнивать, постигать новые свойства предмета, которые нельзя ощутить с помощью пяти органов чувств, то это уже уровень человека.

           Активность, способы и области завоевания мира зависят от форм организации двигательных и действующих органов и организма в целом. Проще говоря, животное завоёвывает мир настолько, насколько позволяют ему его органы. Умеет плавать, значит он может осваивать водоёмы, моря, океаны; умеет летать и т. п. Способность человека к сложной интеллектуальной деятельности позволяет ему проникать в сущность предметов и явлений на большую глубину и создавать такие орудия, что он в десятки и даже в тысячи раз может быстрее летать, плавать, ездить по земле и способен осваивать, как минимум, во столько же раз более обширные и более сложные области мира.

           Всю эту мощь человек приобрёл не в результате наращивания физической мощи своих ног, рук и чего-то ещё подобного, а только в результате наращивания уровня знаковой деятельности. Знаковая же деятельность человека получила свою мощь и гигантское превосходство над знаковой деятельностью даже самых высших животных благодаря развитости языка, то есть вполне специфической знаковой деятельности. Вернее, не из-за развитости языка, а развитости языков. Языков у человека много и с самого начала их надо разбить на группы.

           Группа рефлексирующих языков, позволяющих логически двигаться к сущности.

           Группа ментальная, позволяющая видеть явления, феномены, недоступные для пяти основных природных органов чувств, умеющих наслаждаться ими и давать их как материал для обработки рефлектирующей группе языков.

           Группа языков общения. Окружающий нас природный мир целостен и гармоничен и только благодаря этому там возможны и гармония и красота и многое другое. Мощь, развитие или деградация человека зависят от целостности, гармоничности человеческих сообществ и развитость языков, ведущих к гармоническому общению играет гигантскую стратегическую роль.

           Далее надо ответить на три вопроса. Как эти языки развивались в прошлом? Каково их состояние в настоящем? В связи с этим какое будущее нас ожидает?

           В рефлексирующей группе самыми выдающимися являются три языка: вербальный, математический и язык программирования, т.е. язык алгоритмов.

           Первоначально человек даёт каждому предмету, вернее образу этого предмета, знак, а затем когда этот знак в каждом человеке вызывает почти один и тот же образ, то ему присваивают значение слова. С помощью слов другим людям передаётся образ, затем с этим образом можно мысленно работать, т.е. группировать, сравнивать, разлагать и выявлять его отдельные свойства, экспериментировать и главным результатом такой деятельности может появиться сначала новое имя, а когда это имя станет вызывать в людях одинаковый образ, оно превращается в слово. Слова «дуб», «клён», «липа», «ель» вызывают какой-то всем понятный образ, предмет которого можно пощупать, но нельзя пощупать предмет, под названием «дерево». Дерево – это абстракция, это что-то такое, что имеет ствол, крону, корни в земле, но всё это набор признаков, но отнюдь не что-то реально-уникальное. «Растительный мир», «живая природа» - это абстракции, существующие только в рефлектирующем разуме и не доступные пяти органам чувств. С помощью синтаксиса слова связываются в предложения, смысл которого не исчерпывается ни одним словом, ни всеми словами вместе взятыми из этого предложения. С помощью предложений производится моделирование реальности, которое доступно и другим людям, и благодаря чему, в конце концов, люди находят новые устойчивые сущности, новые инвариантные смыслы и этим смыслам необходимо дать имя. И это есть язык и имя – главный результат языка. Когда новое имя усваивается многими людьми, оно превращается в новое слово. Новое имя может называться старым словом и тогда просто обогащает его содержание и смысл.

           Способность вербального языка к абстрагированию невысока, то есть вербальные абстракции всё-таки при помощи небольшой цепи обратных превращений можно вернуть к первоначальным чувственным образам. Математика обеспечивает такой уровень абстракции, которой никакой чувственный образ недостижим. Как можно представить себе интеграл от «минус бесконечности» до «плюс бесконечности» и т. п. Математическая теория, изложенная на 2-х страницах и понятная любому профессиональному математику, на вербальном языке стала бы мало понятной, неубедительной и потребовала бы в сотни раз большего текста. Многие результаты, полученные с помощью математики, не смогли бы быть получены, даже в принципе, с помощью вербальной знаковой деятельности. Даже несложные математические рассуждения, доступные школьнику 7-го класса, могут дать шокирующий любого гуманитария результат.

           Кибернетика позволила создать технический инструмент, компьютер, для воплощения ещё одного языка, языка алгоритмов, языка программирования логических процессов. С помощью компьютеров и языков программирования стало возможным механизировать рутинные, черновые интеллектуальные процедуры, что позволяет обрабатывать гигантские наборы данных, производить миллионы итераций, распараллеливать логические процессы, видеть на каждом этапе результаты их одновременного действия и решать такие, даже математические задачи, которые человеку невозможно не только решить, но даже осмыслить её аналитически, например, систему 600 дифференциальных уравнений в частных производных, или неберущиеся интегралы. Языки программирования позволяют вывести на новый уровень моделирование не только математических, но и технических, физических, химических, биологических и даже организационных проблем и получать такие результаты, которые соответствующие узкие специалисты любого уровня высоколобости не смогли бы получить никаким другим способом.

           Рефлектирующие языки позволяют от утверждения А перейти к утверждению Б. Ещё более совершенная логика позволит перейти к утверждению В и так далее, то есть к Г, Д, Е … Но все эти Б, В, Г, Д первоначально содержатся в утверждении А и за пределы этого А никакая рефлексирующая логика не позволяет выйти, хотя существует и другая цепь «альфа – бета – гамма». Логическим путём от утверждения А к утверждению «альфа» прийти нельзя, но это возможно только на уровне чувств и выразить это можно на ментальном, чувственном языке. Хотя русский язык справедливо обвиняют в том что он засоряет рефлексирующие возможности, особенно в гуманитарной сфере, и тем самым продвигаться по цепи А – Д, но его способность выражать и обрабатывать чувства, позволяют выходить на утверждение «альфа». Более того, именно чувственные особенности языка настраивают людей на поиски «иного», на поиски «альфа» и тем самым резко увеличивают креативные качества народа. Не столько генетическим особенностям народа, сколько особенностям русского языка мы обязаны высочайшими достижениями в литературе, театре, балете, музыке и даже специфической «всемирности» русских, способности отнюдь не логическим способом, а только развитым чувством увидеть самую глубокую суть других народов и цивилизаций и выработать к ним не равнодушное отношение. Самые глубокие сущности смогли выразить русская литература, русский театр, русский балет, русская музыка, недоступные и остающиеся вечной загадкой для рефлексирующего разума. Многие поэты считают, что русским легче сделаться русским поэтом, чем человеку любой другой национальности, но то же самое языковое богатство делает русскую поэзию не переводимой на другие языки.

           Язык ценностей. Хотя о ценностях говорят очень много, а особенно этим злоупотребляют интеллигенты, проблема как раз и заключается в уровне понимания. Ценностями у нас называют и рыночные, и демократические и всё, что окажется актуальным в данный момент готовы легко возвести в ранг ценностей. Поднять уровень понимания ценностей невозможно без высокой, сложной терминологии, которая должна быть точно определена. Как математики не станут даже разговаривать о математике с человеком, не понимающим математических терминов, так и люди, желающие говорить о ценностях, должны усвоить соответствующие термины, соответствующий язык. Хотя Бердяев и требует для философии, а только философский уровень он и считает адекватным для рассуждений о ценностях, безграничной свободы, и отдаёт её на откуп сплошной интуиции и во многом это справедливо. Философии действительно надо давать максимальную свободу, кроме той, которая ведёт к бессмыслице. Только дураку не страшно и с ума сойти. При безграничной свободе философия из любви к мудрости может прийти к любви к бессмыслице и интеллектуальному авангарду, то есть не к космосу, а к хаосу. К сожалению, уровень рассуждений о ценностях остаётся базарным даже в элите и пока не существует никаких стремлений повысить его.

           Чувственные возможности русского языка в общении расширяют не только пространство для поисков истины, но в ещё большей степени увеличивают пространство для внедрения и процветания лжи. Людей, заинтересованных во лжи в любом обществе гораздо больше чем людей, которые истину ценят превыше всего. В наивысшей степени это проявляется в таких агрессивных сферах как политика, экономика, менеджмент, т.е. там где затрагиваются самые очевидные, самые популярные, материальные интересы людей. Западные языки дают лжецам гораздо меньше возможностей, чем русский.

           Если мы не научимся уважать людей, заслуживающих уважения, а будем продолжать удивляться, бояться и через это уважать людей наглых, стремящихся нахапать богатств, должностей, власти и привилегий и тем самым увеличивающим свои возможности нагонять на порядочных людей ещё больший страх, то такой процесс может иметь только печальный конец. Самый важный вывод: необходимо в ментальных языках и языках общения резко увеличить рефлексирующие качества. Красивые ложные математические идеи математики очень быстро выявляют, избавляются от них, и такие идеи не оказывают никакого заметного влияния на математику в целом. Красивые ложные философские, социальные идеи уродуют не одно поколение и резко тормозят развитие и политических, и экономических, и социальных наук.

           Низкие рефлектирующие качества языка резко снижают возможности компромиссов и холодная гражданская война в таком случае идёт без малейшей передышки. Консенсус при этом не возможен в принципе. Отсюда задача: как избавиться не только от ложных идей, но и от носителей этих идей? И политика, и экономика, и менеджмент грязны не сами по себе, а только потому, что ими сплошь занимаются грязные люди. Без мощной рефлектизации всех вышеперечисленных групп языков эту задачу решить невозможно. Общество может быть здоровым если оно выработало иммунитет не только против ложных идей, но и, самое главное, против носителей этих идей.

           В эпоху Просвещения, то есть в период бурного расцвета наук и искусств, рефлектирующая часть гуманитарных сфер не возрастала и все открытия в этих сферах совершались с помощью развитых чувств. В социальных науках были созданы утопии и возникла вера в эти утопии, что породило теоретический фундамент Великих революций.

           Естественные науки в 20-м веке обогатили человеческое знание рядом ценнейших понятий, освоение которых гуманитариями могло бы резко повысить рефлектирующие свойства всех гуманитарных наук. Это такие понятия как «информация», «открытые системы», «системный подход», «энтропия – негэнтропия», «нелинейные процессы», «обратная связь», «самоорганизация», «гипотеза высшей гипотезы», «бифуркации и катастрофы». Самые большие препятствия для усвоения этих понятий возникают не в профанной толпе, а в гуманитарной элите, в гуманитарных науках. Как экономическим так и гуманитарным мародёрам необходим хаос, беспорядок, чтобы сохранить и упрочить своё влияние, а для этого необходимо запустить процессы, прямо противоположные рефлексии. Идёт интенсивный процесс замены самых важных терминов симулякрами, то есть знаками, которые обслуживают неразвитое, примитивное желание в ущерб истинным интересам и сущности обозначаемого. Этот процесс обессмысливает деятельность как народных масс, так и отдельных личностей и создаёт почву для манипуляции сознанием как этих масс так и личностей. Сам этот процесс и теории симулякров нигде явно не афишируются, иначе преступность этой деятельности стала бы очевидной.

           Этот процесс не может быть бесконечным и, в зависимости от глубины и длительности его, он приведёт к бифуркации или к катастрофе. Здесь также возможны два плохих исхода: или деградировавший народ привыкнет к болезни и своё состояние начнёт оценивать как нормальное, или возможен кровавый взрыв. Чтобы избежать всех этих напастей необходимо, но видимо недостаточно, проделать следующие шаги по усилению рефлектирующей составляющей ментальных языков и языков общения.

1. Необходимо в образовании усиление математизации. Здесь важны не столько конкретные математические знания, сколько дисциплина и культура мышления, отвращающие человека от бессодержательных, безответственных интеллектуальных утверждений.

2. Любого человека, не усвоившего такие понятия как «открытые системы», «энтропия – негэнтропия», «информация», «нелинейные процессы», «самоорганизация», «синергия» и т.п., считать гуманитарно безграмотными и даже не позволять им становиться студентами ВУЗОВ. Это позволит в массовом порядке освоить следующий шаг.

3. Необходимо все самые известные симулякры наполнить ценным, глубоким, максимально приближенным к сущности того, что эти симулякры отображают, содержанием и превратить их в ценные рабочие термины, в инструменты познания, а не манипулирования.

4. Необходимо во всех гуманитарных ток-шоу, конференциях, семинарах формулировать проблему, в результате чего появится объективный критерий для оценки результатов их работы, оценки профессионального и аналитического уровня участников. Если бы такая постановка дела стала бы вдруг у нас доминирующей сегодня, то низкий профессиональный уровень подавляющего большинства наших аналитиков стал бы очевидным.

5. Необходим Кодекс интеллектуальной чести в гуманитарной сфере, позволяющей не допускать хотя бы заведомой профанации, как это автоматически происходит в математике, в физике. Этот пункт направлен не столько против ложных, примитивных идей, сколько против носителей этих идей, которых на пушечный выстрел нельзя допускать к работе хорошего мозгового центра, а уж тем более давать им слова и возможность распоясываться и оказывать влияние на других людей. Желающих доказать знаменитую теорему Ферма на механико-математическом факультете МГУ сначала отсылали к аспирантам и студентам математикам старших курсов и только при наличии трёх подписей они имели право обратиться к профессору математики.

6. Необходимы общественные организации, клубы с очень жёстким интеллектуальным отбором и если эти организации продемонстрируют высокий уровень, то престиж им должна создавать и власть и СМИ. Нужны инкубаторы для выращивания интеллектуальной и духовной элиты. Когда-то дореволюционная Россия гордилась тем, что у неё появился первый настоящий профессор социологии. Это был Питирим Сорокин. Он смог принести огромную пользу США, но не России, и это вина России.

7. Структура этих инкубаторов должна быть такова, чтобы она позволила выполнить свои цели. Во-первых, наладить конструктивный Диалог с Властью. Во-вторых, обеспечить максимальную открытость, но не для интеллектуального мусора, а для интеллектуально высоких людей, откуда бы они не пришли, и с благодарностью принимать информацию о таких талантах от любых людей. В-третьих, организовать низовой уровень, которому и поручить обеспечить первичное отсеивание желающих иметь статус члена этой организации, или получить слово для выступления в ней. В-четвёртых, выпускать пресс-бюлетени по всем важнейшим вопросам жизнедеятельности народа. В-пятых, необходима связь с аналогичными территориальными организациями с целью впервые создать интеллектуальную сеть, в отличие от других электронных сетей, которые нельзя назвать интеллектуальными.

 

П Р И Л О Ж Е Н И Я

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: