Требования к оформлению слайдов

Лекция 9

Доклад и выступление на конференции. Написание тезисов.

Доклад для выступления на конференции строится по определённой схеме. Объем доклада зависит от регламента. В большинстве случаев это 10-15 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы рассказать о результатах работы. Допустимо говорить на 1 минуту дольше, но лишних 5 минут уже никто не предоставит. Соблюдение регламента – одно из обязательных правил. Поэтому необходимо четко рассчитать время. Для этого надо написать весь текст доклада и несколько раз отрепетировать, причем вслух, а не про себя. Только так можно понять, сколько времени занимает доклад. Школьникам надо привыкать к тому, что регламент жестко соблюдается и председатель секции может попросить закончить доклад на самом интересном месте. Обижаться в этом случае можно только на самого себя.

Выступление на конференции.

Обычно название доклада и автора представляет эксперт, ведущий заседание секции. Но если докладчика не представили, он может сделать это сам.

После вступительных фраз называют цель и задачи работы, кратко описывают объект исследования и методы для того, чтобы слушатели могли понять, как и насколько адекватно были получены результаты и заслуживают ли они доверия. Это занимает обычно 2-3 минуты и, следовательно, оставшееся время представляют наиболее важные результаты исследования, показывают слайды с таблицами, диаграммами (если они нужны), кратко их анализируют, сравнивают с данными других авторов, говорят о перспективах дальнейшей работы, если собираются ее продолжать и развивать. Заканчивается доклад выводами и благодарностью аудитории за внимание.

 После этого докладчику обычно задают вопросы. Вопросы задаются, чтобы уточнить то, что не поняли или не услышали, лучше разобраться в особенностях работы, сравнить со своими результатами (бывают близкие по тематике работы), предложить возможные пути продолжения исследования.

Ответы на вопросы показывают то, что называется «владение материалом». Если участник прекрасно доложил работу, но потом не смог ответить на вопросы, то это ухудшает впечатление. Одно дело - оценка результатов, текста и оформления работы, и совсем другое - устный доклад. Можно стать лауреатом заочного конкурса и «потеряться» на конференции. А можно и наоборот, так как на конференции оценивают и саму работу, и ее представление автором.

Презентация в Power Point

 Задача презентации - наилучшим образом представить работу и результаты, помочь аудитории разобраться в материале, но это не демонстрация компьютерных умений и не выставка современного абстрактного искусства. Презентация научной работы должна быть выполнена в такой же строгой и лаконичной форме, как и сам доклад. Количество слайдов примерно совпадает с количеством минут доклада. Порядок предъявления слайдов соответствует плану доклада.

Примерный порядок показа слайдов:

1. Титульный лист – название работы, Ф.И.О. автора, школа, класс, Ф.И.О. научного руководителя с указанием его должности, званий, научной степени.

2. Несколько вводных фраз об актуальности работы, значимости данной проблемы (можно использовать текст из «Введения»)

3. Цель и задачи работы (для всех работ), рабочая гипотеза (для точных и естественных наук).

4. Характеристика объекта исследования, краткое описание выборок, перечисление и краткое описание методов работы.

5. Слайды, представляющие основные результаты работы, (таблицы, графики, диаграммы и т.д.).

6. Выводы.

7. Благодарности (руководителю, консультанту, всем, кто помогал в работе)

Требования к оформлению слайдов

1.Каждый слайд должен иметь заголовок. На слайде не должно быть много текста – максимум несколько достаточно простых фраз. Сплошной текст на слайде воспринимается плохо, лучше использовать нумерованные или маркированные списки.

2.Рекомендуется использовать не более двух вариантов шрифта – для заголовка и основного текста. Размер шрифта надо выбирать так, чтобы текст могли прочитать слушатели в аудитории. Для смыслового выделения фрагментов текста можно использовать жирный шрифт или изменение цвета.

3.Предпочтительнее использовать темный шрифт на светлом фоне. Обычно диаграммы, графики лучше всего воспринимаются на белом фоне. Не следует применять как фон узоры, фотографии, на слайд с сугубо научной информацией помещать рисунки, не имеющие отношения к делу. Это ничего не прибавляет докладу, а только мешает восприятию. Все слайды должны быть выполнены в одном стиле – цвет фона, шрифты, виды диаграмм или графиков и т.д.

4. В презентации обычно лучше воспринимаются не таблицы, а диаграммы или графики. Во всяком случае, не следует использовать большие таблицы, затрудняющие восприятие, лучше сделать несколько небольших таблиц. Все рисунки должны иметь подписи, обозначения, расшифровки, чтобы в них можно было разобраться за время демонстрации слайда. На одном слайде можно разместить несколько небольших графиков или диаграмм. Это особенно удобно, если нужно одновременно продемонстрировать и сравнить представленные на них результаты.

5. Без крайней необходимости не следует применять звук и анимацию. Для научной презентации не нужны бегающие буквы, мелькающие кадры, музыка и тому подобное. Это отвлекает внимание слушателей.

6. Демонстрировать презентацию лучше самому участнику, потому что докладчик знает, когда следует поменять слайд, какой из них проецировать дольше, может вернуться к нужному кадру. Для этого есть все возможности. Если удобнее показывать слайды кому-то другому, то это не вызовет нареканий. Но в этом случае необходимо четко указывать помощнику, когда следует поменять слайд. По возможности докладчику лучше стоять слева от слайдов (так идет взгляд: слева – направо). Необходимо следить, чтобы картинка не проецировалась на лицо и одежду докладчика.

7. Рекомендуется пронумеровать все слайды презентации. Если после доклада у слушателей появятся вопросы, то можно без затруднений вернуться к нужному слайду.

8. В некоторых случаях полезно сделать «запасные слайды» с результатами, которые не вошли в доклад, но могут представлять интерес, (особенно если зададут соответствующие вопросы) или с предложениями по продолжению исследования. Подобная ситуация выигрышна для докладчика. Она показывает, что автор прекрасно разбирается в теме, предугадывает вопросы, видит перспективы развития работы. Перед докладом полезно обсудить со своими подшефными возможные вопросы и варианты ответов, но не надо перед заседанием секции просить знакомых специально задавать «нужные» вопросы.

8. Не следует оформлять электронный вариант текста работы и презентацию в новейших форматах и версиях программ. Их может не быть на компьютерах, предоставленных для проведения конференции (даже Word 2007). Для гарантии сделайте презентацию в разных вариантах, сохраните ее на разных носителях.

9. Закончив оформление презентации, надо представить себя слушателем в аудитории и оценить все со стороны. Просмотрите слайды через проектор с расстояния в несколько метров. Соответствуют ли цвета тому, что вы видели на своем компьютере? Хорошо ли все видно из последнего ряда? Может ли незнакомый с работой человек разобраться в сути исследования, оценить результаты и выводы за время показа слайдов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: