Классификация религий

 

Сложным является вопрос о том, сколько всего религий существует в мире. Чаще всего говорится о нескольких сотнях разнообразных религиозных форм, которые существовали на протяжении значительного отрезка человеческой истории, возникли недавно или сохранились в современном мире с древних времен. Поэтому возникает потребность в упорядочении, типологизации религиозных феноменов, независимо от времени или места их существования. Прежде всего, можно говорить о религиях живых и мертвых, религиях первобытных и родоплеменных, национальных и мировых, религиях естественных и религиях откровения.

 

Разделение религий на мертвые и живые (современные) опирается на исторический принцип. Мертвые религии – это те, что когда-то существовали, но со временем исчезли. Некоторые из них оставили после


себе память в виде руин святынь, гробниц, других памятников, иногда в виде религиозной литературы, легенд, мифов и т. д. Живые религии – это ныне существующие религии, оказывающие влияние на сознание и поведение определенных групп людей, а также появившиеся в последние десятилетия нетрадиционные религиозные объединения.

 

Разделение религий на естественные и религии откровения опирается на генетический принцип (принцип происхождения). Под естественными религиями имеются в виду те из них,которые возникли непосредственно втой или иной социально-экономической системе. Эти религии появились не вследствие деятельности пророков, харизматических личностей, т. е. людей выдающихся духовных качеств, их учение не основывалось на каких-либо письменных источниках – откровениях или священных писаниях. Верования передавались из поколения в поколение в рассказах, обычаях и обрядах. В таких религиях религиозная группа отождествлялась с человеческим коллективом, поэтому каждый человек уже в силу своего рождения и воспитания исповедовал эту религию. Первобытные человеческие коллективы, такие как семья, род, клан, племя, опирались на кровную связь и укреплялись благодаря общей религии, включая совместный культ. Со временем группы, связанные кровным родством, превращались в более крупные объединения по территориальному признаку, вследствие чего естественные религии расширяли свой ареал. К естественным религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значительная часть религий национальных, таких как синтоизм или индуизм.

 

Совсем другой характер имеют религии откровения. Они связаны с личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения, или озарения. История знает многих таких основателей. Они появлялись довольно часто на разных территориях и в разных религиях. Среди религий откровения наиболее известны зороастризм, буддизм, христианство, ислам. Когда говорят об основателях религии, не подразумевают, что отдельный человек буквально основал ту или иную религию. Считают, что он сыграл


определяющую роль в консолидации уже существовавших в данной группе верований и культа.

 

Во всех религиях откровения можно выделить этапы, очень схожие между собой. Сначала появляется сам вдохновленный свыше будущий основоположник, который ходит с места на место, учит, но ничего не записывает. Со временем он собирает вокруг себя группу учеников. Жизнь такой группы связана простыми отношениями и религиозными практиками. Следующим этапом становится смерть учителя. Никто из учеников оказывается не в состоянии заменить умершего учителя. Происходит реорганизация группы, а сам умерший учитель становится объектом почитания. Этот момент является новой стадией, группа перестает быть группой учеников, а становится первой общиной будущей религии. Развитие религиозной организации выдвигает на первый план харизматичность не персональную, а уже групповую. Объединительным элементом в этот период является скорее культ, нежели учение. Но с момента установления организационной дисциплины первая община переходит в новую формацию

 

церковь. В этой формации главное внимание уделяется развитию вероучительной доктрины, формулируются основные положения веры и культа, устная традиция становится письменной, появляется канон Священного Писания, а с ним и принципы правоверия, ереси, раскола. Этот процесс связан с различением священнослужителей (клира) и простых верующих (мирян). Становление церковной организации не всегда происходит гладко – часто оно довольно сложно, наталкивается на сопротивление и не лишено попыток возвращения к первичным формам. Но в основном все соответствует приблизительно описанной схеме.

 

Существуют и другие критерии для классификации религий:

 

• количество верующих и их удельный вес в общей численности населения (статистический);

 

• ареал распространения (картографический);


• формы распространения: дискретные, т. е. разбросанные по всему миру (иудаизм, кришнаизм), и континуальные, т. е. распространенные компактно по странам и континентам (христианство, ислам);

 

• правовой статус (религии, которые поддерживаются государством;

 

религии, которые не поддерживаются государством; религии, к которым государство относится нейтрально);

 

• государственный статус (религии, имеющие статус государственных;

 

религии, статус которых не закреплен государственными документами; религии национальных меньшинств);

 

• уровень организации (жестко централизованные, не жестко централизованные, децентрализованные религии).

 

Религии также могут быть:

 

политеистическими (большой пантеон богов)и монотеистическими

 

(единобожие);

 

урбанистическими (городскими и сельскими).

 




Причины возникновения, структура и социальные функции

 

Религии

 

В современном религиоведении различают четыре важнейших причины, обусловившие возникновение и существование религии, которые принято называть ее корнями:

 

социальные корни –условия общественной жизни людей; гносеологические корни –процесс познания человеком окружающего

 

его мира вещей, явлений и процессов;

 

психологические корни   эмоционально-психологические состояния

 

человека и их динамика, обусловленные условиями жизни;

 

исторические корни –передача в готовом виде религиозных идей и

 

представлений и их воспроизводство в сознании последующих поколений. Сознание человека определяется и формируется его общественным

 

бытием. Исходя из этого, социальные корни следует считать важнейшими


причинами возникновения религии. Таким образом, социальные корни религии – совокупность наиболее глубоких, важных причин и особенностей практической деятельности людей, порождающих религию и питающих её, т.е. делающих возможным её существование. При этом одни верования обусловлены отношением людей к природе, другие – отношениями между самими людьми, т. е. общественными отношениями. Разумеется, следует иметь в виду, что не всякого рода отношения могут породить религию или отражаться в сознании в религиозных образах, действиях, формах.

 

В первобытном обществе при низком уровне производительных сил, слабой вооруженности человека знаниями об окружающем его мире важнейшими факторами религиозного сознания выступают стихийные силы природы, господствующие над людьми в их повседневной жизни, от действия которых они находились в абсолютной зависимости (наводнения, засухи, эпидемии, землетрясения и т. д.). Эти и другие явления находили в сознании первобытного человека фантастическое отражение, в результате чего весь мир казался одухотворенным, заполненным духами – покровителями природных явлений. И чем страшнее было явление природы, тем выше по рангу стоял соответствующий дух. Позднее этих духов стали именовать богами (бог грозы, бог океана, бог солнца и т. д.). В результате возникло многобожие.

 

С возникновением классового общества появляются не менее враждебные человеку социальные силы – классовый гнет, эксплуатация человека человеком. Важным элементом является также стихийный характер общественного развития, когда невозможно предвидеть его социальные последствия. Многочисленные восстания рабов, крестьян и наемных рабочих подавлялись с неимоверной жестокостью, в результате чего народ терял всякую надежду на освобождение собственными силами, впадал в отчаяние,

 

угнетенные массы все больше и больше начинали надеяться на сверхъестественного божественного спасителя. Угнетенным классам и сословиям внушалось, что классовое неравенство установлено Богом на


вечные времена и вследствие этого является непреложным законом жизни, а всякое недовольство и сопротивление этому рассматривались как протест против воли Бога.

 

Социальные корни религии находят реальное выражение в формируемом в результате познавательной деятельности общественном сознании. Вне познавательной деятельности никакие идеи и представления, в том числе и религиозные верования, возникнуть не могут.

 

Гносеологические корни религии – это условия, предпосылки и возможности формирования религиозных верований, представлений, идей, понятий, возникающих в результате познавательной деятельности человеческого сознания. Познание есть процесс перехода от незнания к знанию. Человек познает окружающие его предметы, явления, процессы, их свойства и связи, самого себя, социальные условия жизни, в совокупности составляющие общественное бытие людей. При этом процесс познания проистекает сложно и противоречиво. С древнейших времен тяжелые условия существования принуждали человека вникать в происходящее вокруг, искать и находить приемы и способы защиты от враждебных ему сил природы. В результате таких поисков и наблюдений он находил ответы на многие вопросы, однако в силу ограниченности мыслительных, познавательных возможностей основная масса явлений оставалась недоступной его пониманию. Попытки все же понять и объяснить их посредством обостренного воображения и примитивного абстрагирования приводили к отходу от реальности, к ложным результатам и, в конечном счете, находили неадекватное отражение в сознании, на основе чего и возникали религиозные верования.

 

Наряду с социальными условиями жизни и познавательной деятельностью важную роль в возникновении и воспроизводстве религии играют психологические (эмоциональные) составляющие: чувства, настроения, переживания людей. Существуют два типа эмоциональных состояний человека – положительные и отрицательные. Отрицательные


эмоции возникают в результате страха, отчаяния, горя, скорби, одиночества, состояния безысходности и т. д. Важнейшую роль в возникновении религии играет страх. Роль страха в сфере религиозного отражения действительности отмечали еще древние мыслители. Римскому поэту Стацию (I в.) приписывают крылатое выражение «Страх создал богов», которое имеет глубокий и реальный смысл. Речь идет, разумеется, не о любом испытании этого чувства (например, единичном случае с отдельным человеком), а о постоянном, повторяющемся, устойчивом и повседневном переживании масс людей. При этом постоянное накопление и усиление отрицательных переживаний должно сочетаться с отсутствием реальных возможностей, сил и средств для их преодоления. Оказавшись в такой безвыходной ситуации, человек ищет спасение в религии, тем более что религия и церковь формируют у людей веру в освобождение от страданий посредством веры в Бога, противопоставляя этим якобы предустановленным самим Богом, потому и неизбежным страданиям в реальной жизни на земле, вечную роскошную жизнь в потустороннем мире.

 

Что касается исторических предпосылок, то это преемственность передачи от поколения к поколению выработанных и накопленных человечеством знаний и опыта, обычаев, традиций, мифов, легенд, преданий, в том числе и религиозных верований, обрядов и традиций.

 

Элементы и структура религии. Религия содержит в себе четыреосновные части: веру, вероучение, культ и организацию.

 

Основу религии, без которой она невозможна, составляет вера – особое психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения или установки без достаточных обоснований. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

 

Замечательный пример религиозной веры дает нам библейская история об Аврааме и его сыне Исааке. В этой притче рассказывается о том, как Бог решил подвергнуть испытанию прочность веры Авраама, прежде чем сделать его «прародителем» человечества, и потребовал принести в жертву


единственного любимого сына Исаака. Когда же Авраам доказал на деле свою готовность выполнить волю Бога, в последний миг Господь заменил сына на агнца. Датский философ XIX в. Серен Кьеркегор считал, что с точки зрения разума, вера есть парадоксальный феномен, «согласно которому единичный индивид в качестве единичного стоит в абсолютном отношении к абсолюту». Другими словами, вера есть состояние личностной связи отдельного человека с Богом, которое возвышает человека над обычными человеческими моралью и правом, поскольку оно устанавливается только после отречения этого человека от всего земного, очищения им своей души. Упомянутая история об Аврааме и его сыне Исааке лишний раз подчеркивает главные особенности веры:

 

предельную индивидуализованность,так как любая религияподразумевает наличие определенной организационной структуры,

 

выполняющей роль посредника между Богом и человеком;

 

личное отношение к предмету веры (в виде любой разновидностисверхъестественного), поскольку верующий, как правило, подсознательно оценивает его положительно, считает соответствующим той системе норм и ценностей, которую он разделяет;

 

эмоционально-чувственный характер.

 

Если же феномен веры рассматривать с чисто научной точки зрения, то обнаруживается, что она на самом деле строится на естественных психологических основаниях. К числу таких оснований могут быть отнесены:

 

эмоции и чувства –как положительные(любовь,надежда),так иотрицательные (ужас перед неизвестным);

 

воля (так как религиозная вера предусматривает сознательнуюконцентрацию всей психической жизни человека на религиозных образах и чувствах);


воображение,благодаря которому абстрактное и расплывчатоепонятие «сверхъестественных сил» приобретает в сознании обычного человека конкретные образы богов, ангелов, бесов и т. п.

 

Особая настроенность всех этих обычных для человека психологических проявлений на религиозный лад становится возможной лишь под влиянием продолжительной неудовлетворенности многих его потребностей: мировоззренческих, познавательных, эстетических, материальных и т. д. Какова бы ни была причина этого – то ли низкая активность самого человека, то ли неблагоприятные социальные условия его жизни, но там, где не подходят естественные пути достижения целей, рождается вера в сверхъестественное. Таким образом, веру можно считать естественным свойством человеческого сознания.

 

Говоря о вере, нужно заметить, что вера бывает религиозной и нерелигиозной. Основной признак религиозной веры - это твердое убеждение человека или людей в существовании сверхъестественного. Тогда какнерелигиозная вера (например, вера в существование внеземных форм жизни и т. п.) этого признака лишена.

 

Вероучение –систематизированное изложение содержания веры вдогматах, признанных раз и навсегда неизменными истинами, которые не подлежат критике.

 

В наиболее значительных религиях вероучение содержится в

 

Священных книгах –Священном Писании,как Танахе для иудеев,Библиидля христиан и Коране для мусульман. Священное Писание по своей сути считается Откровением, с которым Бог обратился к людям, в истинность которого остается лишь верить.

 

Божественный характер Писания не запрещает комментировать и толковать его, чтобы сделать более понятным для ограниченного человеческого ума. Такая практика, в частности, была распространена в западноевропейских средневековых университетах, где каждое слово Библии толковалось в нескольких смыслах. Отсюда происходит деление библейских


книг на главы и строки (стихи), привычное для нас, однако отсутствующее в их оригиналах.

 

В определенной степени комментаторскую функцию по отношению к Священному Писанию выполняет другая разновидность священных текстов

 

Священное Предание, написанное людьми (но, как считают, например,

 

католики и православные, по вдохновению Святого Духа). Кроме того, Священное Предание содержит правила и установления, отсутствующие в Священном Писании, но логически следующие из него. Примером такого Предания может служить иудейский Талмуд, мусульманская Сунна.

 

Культ –система(упорядоченная совокупность)определенных,стереотипных, установленных в мелких деталях обрядов, с помощью которых человек мистическим образом общается с Богом. Наибольшее значение среди обрядов религиозного культа (жертвоприношение, паломничество, крестное знамение, поклон, окропление святой водой, зажигание свечей и др.) имеет молитва – индивидуальное или коллективное словесное обращение верующего к предмету своей веры.

 

Система культовых действий во всей ее сложности и разветвленности позволяет постоянно поддерживать религиозные чувства верующих и их веру, является словно внешним выражением этой веры. Без культа религия перестала бы быть религией, а превратилась в богословскую школу по изучению и толкованию каких-то религиозных идей.

 

Культ является важнейшим показателем степени зрелости религии – чем более развита религия, тем более сложным и регулярным становится ее культ. Так, в христианстве богослужебный канон расписан по часам, дням, неделям и годовым датам.

 

Поскольку обрядово-культовая система религии, как правило, представляет собой систему коллективных действий, то эти действия требуют упорядочения, организации.

 

Религиозная организация присущая современным нам мировым религиям, т. е. церковь, мечеть, сложилась не одномоментно, а прошла в


своем развитии несколько этапов – группа, община, церковь, мечеть, из которой могут выделяться секты.

 

Религиозная группа –сравнительно небольшой коллектив людей,совместно отправляющих религиозные обряды.

 

Религиозная община –религиозная организация,которая возникаетвокруг оригинального религиозного вероучения. Ее признаками являются:

 

• добровольное контролируемое членство;

 

• высокая степень регулярности культа;

 

• отсутствие централизованного руководства при наличии среди верующих лиц, наделенных функциями священнослужителей.

 

Церковь –централизованное,иерархическое объединениесвященнослужителей (клира) и простых верующих (мирян), которое постоянно воссоздает и координирует обрядово-культовую сторону религии. Она является высшей формой религиозной организации.

 

Секта –религиозное объединение с самобытным вероучением икультом, которое откололось от более крупной организации и характеризуется замкнутостью, изолированностью от мира и от других

 

религий, претензиями на исключительность исповедуемых ее приверженцами взглядов.

 

Сектантские догматы просты, но тяготеют к основам учения той исходной религии, из которой возникла секта. Самобытность сектантского вероучения сводится к тому, что некие второстепенные элементы веры, уже существовавшие в исходной религии, здесь возводятся до положения центральных. Например, это могут быть исцеление, пробуждение или учение о конце света.

 

Культовая практика сектантов, как правило, большей частью направлена не на поддержание внутренней духовной связи со сверхъестественным, а на демонстрацию своего резко отрицательного отношения к миру. Многочисленные запреты, соблюдения которых требует от своих приверженцев секта, призваны сыграть роль своеобразного сита, проходя


через которое, достойные отделяются от недостойных. Такая поведенческая жесткость вырабатывает чувство принадлежности к элитарному меньшинству, обладающему недоступной всем остальным полной и окончательной истиной.

 

Власть в секте, как правило, дается благодаря личным «духовным дарам» и признанию «духовной силы». Ее лидеры выявляются в результате особого псевдопророческого вдохновения, будто бы нисходящего на людей от божества.

 

Равно как и относительно культа, относительно религиозной организации действует закономерность – чем более зрелой является та или другая религия, тем более многочисленна и сложна религиозная организация.

 

Если же в какой-либо религии не будет хотя бы одного из этих элементов, то она не будет уже и религией в полном смысле этого слова. И в самом деле, трудно представить себе религию без веры, вероучения, культа или организации.

 

Существует еще целый ряд элементов, присущих каждой религии (ее догматическое и нравственное учение, аскетические принципы и правила жизни и др.); все они органически и логически связаны с указанными выше основными четырьмя частями религии.

 

Религия имеет также две стороны: внешнюю – как она представляется стороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему соответственно духовным и нравственным принципам своей религии.

 

С внутренней стороны религия – это особая духовная жизнь, открывающая человеку сверхъестественный мир.

 

С внешней стороны религия является:

 

• в общественно-практическом отношении – организацией с определенной структурой управления (церковь), правилами жизни своих последователей, культом;


• в философском плане – мировоззрением, которое включает в себя систему конкретных положений (истин).

 

К истинам, которые проповедуют религии, относятся следующие:

 

• исповедание духовного, совершенного, разумного, личного Начала –

 

Бога, который есть Источник (Причина) бытия всего, что существует, в том числе человека, и всегда активно присутствует в мире. Эта идея Бога может иметь очень разнообразные по форме, содержанию и степени ясности выражения в различных религиях: монотеистических (вера в единого Бога), политеистических (вера во многих богов), дуалистических ( вера в двабожественных начала: доброе и злое), анимистических (вера в наличие души у всех сил и явлений природного мира);

 

• убеждение в том, что человек способен к общению, единению с Богом

 

и совершенной, вечной с Ним жизни. Эта аксиома религиозного учения составляет фактически само его существо;

 

• вера в бытие мира сверхъестественного: ангелов и демонов, вступая в духовный контакт с которыми (своими честными или, напротив,

 

безнравственными поступками), человек в большей степени определяет свою жизнь.

 

Религиозное сознание имеет два уровня: обыденное религиозное сознание (религиозная психология)–представления и чувства,свойственныемассе рядовых верующих, и концептуализированное или теоретическое

 

религиозное сознание (религиозная идеология)–специальноразрабатываемое профессиональными богословами систематизированное изложение религиозных догм (теология, вероучение, религиозная философия).

 

В историческом аспекте религиозная психология и религиозная идеология являются стадиями развития религии. Религиозная психология возникла в первобытном обществе как стихийное выражение бессилия людей перед господствовавшими над ними силами природы и явилась впоследствии тем фундаментом, на котором выросла религиозная идеология. Становление


религиозной идеологии происходит во времена образования классового общества, в результате выделения касты профессиональных идеологов, первыми представителями которых становятся жрецы. Как систематическое изложение и обоснование религиозного взгляда на мир возникает теология (богословие), явившаяся важнейшей частью религиозной идеологии.

 

Решающая роль в религиозной психологии принадлежит не абстрактному, а образному мышлению, неразрывно связанному с эмоциональными процессами: чувствами, настроениями, аффектами. Религиозная психология непосредственно связана с практической деятельностью людей, выступая в качестве побудительной силы, мотива их поступков.

 

Социальные функции религии. Религия выполняет ряд функций,наиболее существенными из которых являются: мировоззренческая,

 

компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая функции.Религия задаетпредельные критерии, идеалы, с точки зрения которых понимается человек, общество, мир, обеспечивается цель и смысл бытия. Она восполняет ограниченность, зависимость, относительность, эфемерность, ущербность бытия человека, дает общение и тем преодолевает одиночество, утешает, облегчает страдания, обеспечивает катарсис. С помощью норм религиозного права, морали, многочисленных примеров для подражания, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Религия может как объединять, так и разъединять индивидов, отдельные общественные группы и институты, узаконивать некоторые общественные порядки, учреждения (государственные, политические, правовые и пр.), отношения как соответствующие «высшему принципу» или, наоборот, утверждать неправомерность каких-то из них.

 











Литература


 

Яблоков И.Н. Религиоведение. М.: Юрайт, 2013.

 

Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович. СПб.: Питер, 2012.


Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник. М.: Дашков и Ко, 2012.

Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.: Либроком, 2011.

Ильин В.В. Религиоведение. СПб.: Питер, 2007.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: