Линии развития (направления) | Эпикризные сроки / показатели развития | |||||
1 год 1 мес. | 1 год 4 мес. – 1 год 6 мес. | 1 год 7 мес. – 1 год 9 мес. | 1 год 10 мес. - 2 года | 2 года – 2 года 6 мес. | 2 года 6 мес. – 3 года | |
Речь | Запас понимаемых слов быстро расширяется Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости | Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи Словами, облегченными («би-би») и произносимыми правильно («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями | Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения | Говорит многословными предложениями (более 3 слов) Появляются вопросы: где? куда? | Начинает употреблять сложные придаточные предложения Появляются вопросы: почему? когда? |
Сенсорное развитие | Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см | Ориентируется в четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Ориентируется в трех контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см | Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета | Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов | В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению Называет 4 основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) |
Игра | Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученными (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень) | Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия | Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома» | Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) | Игра носит сюжетный характер, ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2 – 3) | Появляются элементы ролевой игры |
Конструктивная деятельность | - | - | - | - | Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их | Появляются сложные сюжетные постройки |
Изобразительная деятельность | - | - | - | - | - | С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их |
Навыки | Самостоятельно ест густую пищу ложкой | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой | Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает обувь, шапку) | Частично надевает одежду (обувь, шапку) | Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки Ест аккуратно | Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с помощью взрослого Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания |
Движения | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) | Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом | Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15 – 20 см), приподнятой над полом (15 – 20 см) | Перешагивает через препятствия чередующим шагом | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую на 20 – 28 см | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую на 30 – 35 см |
КОЛИЧЕСТВЕННО-КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА (ГРУППЫ РАЗВИТИЯ)
|
|
|
|
1-я группа | 2-я группа | 3-я группа | 4-я группа | 5-я группа |
1. Дети с опережением в развитии: а) на 2 эпикризных срока (высокое развитие); б) на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие). 2. Дети с нормальным развитием | Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: I степень – на 1–2 линии; II степень – на 3–4 линии; III степень – на 5–7 линий | Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: I степень – на 1–2 линии; II степень – на 3–4 линии; III степень – на 5–7 линий | Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока: I степень – на 1–2 линии; II степень – на 3–4 линии; III степень – на 5–7 линий | Дети с задержкой в развитии на 4 эпикризных срока: I степень – на 1–2 линии; II степень – на 3–4 линии; III степень – на 5–7 линий |
1. Дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное развитие). Часть линий выше нормы на 1, часть – на 2 эпикризных срока. 2. Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют календарному возрасту ребенка) | Дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть линий выше нормы, часть – ниже на 1 эпикризный срок) | Дети с нетипичным, нижнегармоничным развитием (часть линий ниже на 1 эпикризный срок, часть – ниже на 2 эпикризных срока) | Дети с нетипичным, нижнегармоничным развитием (часть линий ниже на 1 эпикризный срок, часть – ниже на 2, часть – на 3 эпикризных срока) | Дети с нетипичным, нижнегармоничным развитием (часть линий ниже на 1 эпикризный срок, часть – ниже на 2, часть – на 3, часть – на 4 эпикризных срока) |