Слог – одна из 4-х звуковых единиц. Сегментная, линейная единица. Минимальная произносительная единица – поэтому относится к яз.ед.
Разные типы:
1.По началу слога:
А) Прикрытые (СГ, СГС, ССГ)
Б) Неприкрытые (ГС, ГСС, ГССС)
2.По концу слога:
А) Открытые
Б) Закрытые
Две проблемы слога:
1) Фонетическая природа слога
2) Слогоделение (как разделить на слоги)
Теории слога:
Античная. Самое первое представление: слог это гласная.
Экспираторная. Связывает слог с физиологией. Слог – один выдыхательный толчок. (Датский ученый, то имя, что у меня записано, не находится в поисковике)
Теория мускульного напряжения (Щерба). Один слог – один импульс мускульного напряжения.
Сонорная теория (акустика) Датский лингвист Есперсен и Аванесов. Слог – волна сонорности. По принципу восходящей звучности.
Л.В.Бондарко. Докторская диссертация про природу слога. В слоге есть слоговой контраст – разница между слог. и гл. Чем больше контраст, тем легче различать гл. и согл.
Отличие гл от согл:
1. Контраст по длительности (смыч. взр + гл а – самый контр)
|
|
2. По интенсивности (глух + а)
3. По основному тону (глухие + а)
4. По переходу 2-й форманты (мягк согл + уд гл)
5. По формантной структуре (шумн согл + гл)
Правила слогоделения:
«1» Граница всегда после гл (корова). Античные ученые.
Ломоносов. В начале слога может быть только такое сочетание согл, которое в русском языке встречается в начале слова. (это правило не фонетическое)
Щерба. 3 класса согл:
А) Сильноначальные. Началом примыкают к гл.
Б) Сильноконечные. Концом примыкают к гл.
В) Гейминаты. Долгие согл в позиции С2 определяются местом ударения в слове.
С1 Г1 ́ С2 – С3 Г2
С1 Г1 – С2 С3 Г2 ́
Два искл:
1. Не относится к сонорным, сонорные всегда налево к Г1.
2. Не отрыв. букву или звук от морфемы
Есперсен, Аванесов. Сонорная теория. По звучности.
Если С2 > С3 то С Г С2 – С3 Г
Если С2 < С3 то С Г – С2 С3 Г
Шкала сонорности Есперсена (самые тихие: смычные взрывные, носовые сонанты, верхний подъем (гл); самые громкие: звонкие щелевые, дрожжащие, нижний подъем (гл))
Бондарко. Место ударения неважно. Важно, что слоговая граница проходит после гласного.
Теория слоговых контрастов. Два типа слога (произносительный и интуитивный)
Слоговой контраст – разница между согл. и гл. Чем больше контраст, тем легче различать гл. и согл.
Отличие гл от согл:
1. Контраст по длительности (смыч. взр + гл а – самый контр)
2. По интенсивности (глух + а)
3. По основному тону (глухие + а)
4. По переходу 2-й форманты (мягк согл + уд гл)
5. По формантной структуре (шумн согл + гл)
Типы слогов:
Произносительный – порождение речи (всегда открытый)
|
|
Интуитивный – перцептивная функция, восприятие речи. (Аспирантка Бондарко – Уибо). Воспринимаем слог по-разному в разные периоды.
· До школы (2-7 лет) Произносительный слог = интуитивный слог (открытый)
· Примерно 7-18 лет (школа) → интерес к языку → мыслит. морфемами (интуативн. Закрытый)
· После школы. Интуитивный 50/50
Билет №45. Ударение как фонетическая единица. Словесное ударение и его фонетические корреляты в русском языке. Функции ударения как языковой единицы
Ударение – супрасегментная звуковая единица, так как реализует все функции языковой системы (дифференциальная, строительная, опознавательная).
Ударение – выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова.
Фонетические средства\корреляты (русский язык):
1. Количественное ударение; длительность (ударный длиннее безударного)
2. Динамическое ударение; интенсивность\сила (ударный сильнее безударного)
3. Качественное ударение; отчетливое произнесение ударного гласного
Билет №46. Свободное и несвободное ударение. Подвижное и неподвижное ударение
Языки делятся на:
1) Языки со связанным (несвободным) ударением: ударение всегда на определенном слоге. Например, во французском – на последний, в польском – на второй.
2) Языки со свободным ударением.
Русский язык «не совсем» свободный.
А. М. Пешковский первым обратил внимание на то, что есть тенденции к смещению ударения к центру (у 60-70% слов)
А. И. Матвеев сформулировал правило: русское ударение свободно только от границ слова, однако оно имеет ярко выраженную тенденцию к тяготению к центру слова с некоторым предпочтением второй его половины.
Н.В. Богданова (провела эксперимент) получила следующие результаты:
3-4 слога: n-1 (60-70%)
5+ слогов: n-2 (70%)
Слова (внутри одного языка) делятся на:
1) Слова с подвижным ударением (при изменении слова ударение падает на другое место)
Слова с неподвижным ударением (при изменении слова ударение остается неизменным)