Слог как фонетическая единица. Проблемы слога. Теории слога и правила слогоделения

Слог – одна из 4-х звуковых единиц. Сегментная, линейная единица. Минимальная произносительная единица – поэтому относится к яз.ед.

Разные типы:

1.По началу слога:

А) Прикрытые (СГ, СГС, ССГ)

Б) Неприкрытые (ГС, ГСС, ГССС)

2.По концу слога:

А) Открытые

Б) Закрытые

Две проблемы слога:

1) Фонетическая природа слога

2) Слогоделение (как разделить на слоги)

Теории слога:

Античная. Самое первое представление: слог это гласная.

Экспираторная. Связывает слог с физиологией. Слог – один выдыхательный толчок. (Датский ученый, то имя, что у меня записано, не находится в поисковике)

Теория мускульного напряжения (Щерба). Один слог – один импульс мускульного напряжения.

Сонорная теория (акустика) Датский лингвист Есперсен и Аванесов. Слог – волна сонорности. По принципу восходящей звучности.

Л.В.Бондарко. Докторская диссертация про природу слога. В слоге есть слоговой контраст – разница между слог. и гл. Чем больше контраст, тем легче различать гл. и согл.

Отличие гл от согл:

1. Контраст по длительности (смыч. взр + гл а – самый контр)

2. По интенсивности (глух + а)

3. По основному тону (глухие + а)

4. По переходу 2-й форманты (мягк согл + уд гл)

5. По формантной структуре (шумн согл + гл)

Правила слогоделения:

«1» Граница всегда после гл (корова). Античные ученые.

Ломоносов. В начале слога может быть только такое сочетание согл, которое в русском языке встречается в начале слова. (это правило не фонетическое)

Щерба. 3 класса согл:

А) Сильноначальные. Началом примыкают к гл.

Б) Сильноконечные. Концом примыкают к гл.

В) Гейминаты. Долгие согл в позиции С2 определяются местом ударения в слове.

С1 Г1 ́ С2 – С3 Г2

С1 Г1 – С2 С3 Г2 ́

Два искл:

1. Не относится к сонорным, сонорные всегда налево к Г1.

2. Не отрыв. букву или звук от морфемы

Есперсен, Аванесов. Сонорная теория. По звучности.

Если С2 > С3 то С Г С2 – С3 Г

Если С2 < С3 то С Г – С2 С3 Г

Шкала сонорности Есперсена (самые тихие: смычные взрывные, носовые сонанты, верхний подъем (гл); самые громкие: звонкие щелевые, дрожжащие, нижний подъем (гл))

Бондарко. Место ударения неважно. Важно, что слоговая граница проходит после гласного.

Теория слоговых контрастов. Два типа слога (произносительный и интуитивный)

Слоговой контраст – разница между согл. и гл. Чем больше контраст, тем легче различать гл. и согл.

Отличие гл от согл:

1. Контраст по длительности (смыч. взр + гл а – самый контр)

2. По интенсивности (глух + а)

3. По основному тону (глухие + а)

4. По переходу 2-й форманты (мягк согл + уд гл)

5. По формантной структуре (шумн согл + гл)

Типы слогов:

Произносительный – порождение речи (всегда открытый)

Интуитивный – перцептивная функция, восприятие речи. (Аспирантка Бондарко – Уибо). Воспринимаем слог по-разному в разные периоды.

· До школы (2-7 лет) Произносительный слог = интуитивный слог (открытый)

· Примерно 7-18 лет (школа) → интерес к языку → мыслит. морфемами (интуативн. Закрытый)

· После школы. Интуитивный 50/50

 

 

Билет №45. Ударение как фонетическая единица. Словесное ударение и его фонетические корреляты в русском языке. Функции ударения как языковой единицы

 

Ударение – супрасегментная звуковая единица, так как реализует все функции языковой системы (дифференциальная, строительная, опознавательная).

Ударение – выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова.
Фонетические средства\корреляты (русский язык):

1. Количественное ударение; длительность (ударный длиннее безударного)

2. Динамическое ударение; интенсивность\сила  (ударный сильнее безударного)

3. Качественное ударение; отчетливое произнесение ударного гласного

 


Билет №46. Свободное и несвободное ударение. Подвижное и неподвижное ударение

Языки делятся на:

1) Языки со связанным (несвободным) ударением: ударение всегда на определенном слоге. Например, во французском – на последний, в польском – на второй.

2) Языки со свободным ударением.

Русский язык «не совсем» свободный.

А. М. Пешковский первым обратил внимание на то, что есть тенденции к смещению ударения к центру (у 60-70% слов)

А. И. Матвеев сформулировал правило: русское ударение свободно только от границ слова, однако оно имеет ярко выраженную тенденцию к тяготению к центру слова с некоторым предпочтением второй его половины.
Н.В. Богданова (провела эксперимент) получила следующие результаты:

3-4 слога: n-1 (60-70%)

5+ слогов: n-2 (70%)

Слова (внутри одного языка) делятся на:

1) Слова с подвижным ударением (при изменении слова ударение падает на другое место)

Слова с неподвижным ударением (при изменении слова ударение остается неизменным)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: